Алексей Кудрин: система управления нацпроектами не дает их выполнить
Характеристики нацпроектов завышены, и они оттягивают средства от региональных проектов
28 и 29 октября в Санкт-Петербурге прошел XVIII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городках Рф: национальные цели и эффекты для территорий». За два денька на площадке Форума было проведено 45 мероприятий, включая 3 пленарных заседания, в их приняли роль 1500 человек из 68 регионов Рф, 100 городов, также забугорные гости и докладчики из 30 государств.
Сейчас национальные проекты крепко закрепились в экономической повестке регионов, а губернаторы признают их основным стратегическим документом, который к тому же довольно детализирован. Но нацпроекты – это только один из инструментов для реализации государственных целей, которого очевидно недостаточно для экономического прорыва.
Не достаточно того, система муниципального управления лишне непростая: 9 государственных целей, 13 государственных проектов и 76 федеральных проектов, которые врубаются в муниципальные программки, а их уже больше 43, при всем этом у субъектов более 4 тыс. региональных проектов.
Подразумевается, что федеральные проекты самореализуются через муниципальные программки, где есть свои ответственные и характеристики. По мере того, как эти характеристики погружаются в другой уровень управления и через другие инструменты, их фокус размывается, потому система управления просит совершенствования.
Система управления губительна для нацпроектов
По воззрению Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, добиться государственных целей нереально без структурных конфигураций. Политика Правительства по их реализации значительно выходит за рамки нацпроектов, судьба которых тоже не связана только с достижением прописанных там характеристик. Потому нужен полный проектный подход по усовершенствованию целого ряда институтов, влияющих на их реализацию, будь то, например, правоохранительная либо судебная система. А существующая система управления – это главное препятствие на пути реализации нацпроектов.
Не считая того, по словам Алексея Кудрина, пока в субъектах существует некорректное планирование, так как часто в соглашениях, которые подписывают регионы, есть добровольно-принудительные меры. В итоге после их подписания появляются трудности с выполнением, и подразумевается, что в предстоящем пойдут достройки либо корректировки характеристик.
При всем этом регионы далековато не всегда согласны с поставленными в нацпроектах целями, и диалог федерального центра и регионов идет очень интенсивно. Губернаторы очень близко к реальности относятся к поставленным задачкам, и декомпозиция целей встречает ответные вопросы. Но пока не все предложения глав регионов принимаются, но этот диалог должен безпрерывно длиться. Так как, как объяснил Председатель Счетной палаты, невзирая на пройденную четвертую часть пути по реализации нацпроектов, еще необходимы некие уточнения по ресурсам, целям и другим регулятивным механизмам. Пример тому – проект «Жилище и городская среда».
В мае Счетная палата провела исследование по показателям данного проекта. Выяснилось, что только 11% регионов считают вероятным достижение целей по строительству жилища, 38% субъектов отмечают опасности недостижения и возможность выполнения характеристик только при определенных достройках и дополнительном финансовом обеспечении, а 15% считают, что достигнуть характеристик нереально ни в коем случае. При всем этом на Совете по стратегическому развитию у Президента Рф ни один из этих регионов не желал быть озвученным, так как соглашения ими подписаны, и работать в этом направлении все равно придется.
Другой краеугольный камень государственных проектов – это финансирование. Не считая субсидии, которую необходимо софинансировать, каждый субъект обязан мобилизовать свои средства для реализации нацпроекта и сделать дополнительные условия – потратиться на инфраструктуру, содержание соответственных объектов, на их дооборудование и прочее. Все это не предвидено субсидией, а губернатор отвечает за конечный итог. Сейчас выходит, что невзирая на взятые на себя обязательства государством по львиной доле финансирования из федерального бюджета, обычно, больше половины нагрузки несут субъекты. Но по факту нести эту ношу им проблематично, т.к. они столкнулись с дисбалансом собственных бюджетов.
Напомним, Президент Рф отдал поручение не снижать уровень финансирования по трансфертам на выравнивание экономной обеспеченности субъектов при формировании нацпроектов. А, по данным Счетной палаты, дотации на выравнивание обеспеченности сократились при росте трансфертов на нацпроекты.
По словам Алексея Кудрина, сначала года было зафиксировано некое понижение дотаций на выравнивание, после этого Президенту был представлен дополнительный доклад по его поручению. И сейчас можно отметить, что Минфин немножко подправил уровень дотации за счет других трансфертов субъектам Рф.
По прогнозу на грядущий 2020 г. видно, что трансферты на выравнивание не падают, да и не вырастают. А трансферты на национальные проекты, конечно, растут – на 136 миллиардов руб. и добиваются уже выше 730 миллиардов руб. И в это время в субъекты приходит больше связанных ресурсов. При всем этом дотации на выравнивание тоже должны индексироваться и расти в силу обязанностей и роста экономики, но этого не происходит. Баланс изменяется в пользу связанных трансфертов субъектам, вследствие чего их руки становятся скованными, а к этому еще необходимо отыскивать дополнительные ресурсы для дософинансирования нацпроектов.
В итоге выходит ситуация, когда губернаторы становятся наименее гибкими, у их возникает больше обязанностей, что часто неэффективно – средства для выполнения нацпроектов приходится «стягивать» с других направлений. Потому Счетная палата советует держать трансферты на выравнивание в таком состоянии, когда они позволяют нормально развиваться регионам.
Нацпроект как разрушитель регионального бюджета
Исходя из последних статистических данных, с начала 2012 г. инвестиции субъектов в свою инфраструктуру и ряд собственных проектов уменьшились с 1,6% в ВВП до 0,8%, т.е. в два раза. Как отметил глава Счетной палаты, при выполнении нацпроектов такое происходить не должно.
На данный момент в бюджете на инженерную инфраструктуру, требующуюся для нацпроекта «Жилище и городская среда», предвидено 183 миллиардов руб. на весь период его деяния. Но, по совместной оценке Счетной палаты и Минстроя, требуется 437 миллиардов руб. – уже сейчас видны нестыковки.
По воззрению Алексея Кудрина, регионам необходимо предоставить более широкие возможности для выбора средств заслуги характеристик государственных проектов, и с ним согласились участники сессии. Как проявили результаты голосования, 96% собравшихся в зале положительно ответили на вопрос «нужно ли существенное дерегулирование региональных возможностей с федерального уровня».
Как объяснил Председатель Счетной палаты, когда система характеристик спускается до нижнего уровня и до каждого субъекта, необходимо обусловиться в системе госуправления – это плановый показатель либо ориентир.
К примеру, в плане строительства жилища подразумевается, что ВВП вырастет до 3%, соответственно доходы субъектов и населения будут возрастать, превышая темпы инфляции, и сложится дополнительный ресурс для ипотечного кредитования, в итоге чего значительно вырастет количество ипотеки, без которой нереально выполнить поставленные задачки. Но в действительности – темпы роста ВВП уже на последующий год снижены по сопоставлению с изначальными планами – 1,7%, темпы роста инвестиций отстают, а реальные доходы населения, которые, как предполагалось, в этом году возрастут на 2,5%, по сути останутся на нуле либо максимум на малозначительном плюсе. Как при таких обстоятельствах губернаторы могут взять на себя ответственность и заявить, что без ипотеки вырастет ввод жилища? В неких регионах насыщенность жильем при платежеспособности населения уже сейчас вышла на новый уровень. И вот возникает вопрос – это плановый показатель, который должен быть непременно всегда, либо при определенных аспектах необходимо скорректироваться? Это и есть система управления.
Санкт-Петербург настаивает на реальных цифрах
Своим опытом поделились главы нескольких регионов. Как сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, цели, прописанные в нацпроектах, ставят высшую планку, невзирая на то, что есть спорные вопросы, и эти цели необходимо достигать, при этом раз в год, а не в 2024 г. Для этого в городке создано 40 проектов для реализации всех направлений нацпроектов, на текущий год запланировано 54 миллиардов руб. с учетом софинансирования федерального центра.
Он выделил, что в вопросе поиска средств у каждого региона своя судьба и свои трудности, но необходимо отыскивать способности работы. Например, существует система государственно-частного партнерства. Так, сейчас в городке реализуются 23 вкладывательных проекта на 450 миллиардов руб. Не считая того, есть такие механизмы, как заимствование, развитие малого и среднего предпринимательства, оборонный комплекс – нужно создавать условия для вербования бизнеса, инвестиций, так как средства сами собой не придут.
По словам главы городка, сейчас в каждое министерство можно придти, побеседовать и достигнуть чего-то. Например, в текущем году Санкт-Петербург попал в сложную ситуацию, когда жилищная застройка опережает социальную структуру - в итоге вышел большой дисбаланс меж жилой и социальной застройкой. После воззвания в Правительство Рф, доказав, что средства городку нужны и заимствовать их негде, были выделены средства, и тем уменьшился дисбаланс.
Как сделать комфортабельную городскую среду? Через сервис оборотной связи с популяцией – люди должны знать, что такое вообщем нацпроект, и что будет изготовлено неплохого для каждого человека.
Александр Беглов особо отметил, что характеристики эффективности нацпроектов непосредственно для Санкт-Петербурга, непременно, завышены. Неясно, по каким причинам Минстрой поставил «планку» к 2023 г. – вводить раз в год 5 млн кв. м жилища, к 2024 г. – 25,5 млн кв. м. Городку такового количества жилища точно не надо, и к тому же, чтоб это воплотить, на социальную инфраструктуру нужно издержать 309 миллиардов руб. плюс на инженерную еще 320 миллиардов руб. Встает вопрос – где взять эти 630 миллиардов руб.? И главное, для чего? У региона есть другая цель – ликвидация дисбаланса меж жилой застройкой и социальной, а после чего можно двигаться вперед.
Беглов выделил, что Санкт-Петербург соглашение не подписал, и будет проявлять стойкость, отстаивая интересы населения. Ведь сейчас институт прописки отменен, и город собирает обитателей со всей страны, как пылесос. Но необходимо, сначала, защищать интересы местных обитателей, а для этого – выровнять социальную инфраструктуру, а не отрисовывать циферки.
Регионы требуют самостоятельности
В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил, что нацпроекты сейчас стали единственными документами целеполагания, при всем этом они довольно узенькие и не обхватывают все направления социально-экономического развития. У каждого ведомства есть собственный нацпроект, федеральный проект и цели, а сделать шаг на лево либо на право можно исключительно в случае, если Минфин выделит дополнительное финансирование, при этом лучше целевое. Реализовывать в таких критериях всеохватывающие программки довольно трудно. Но самое главное – нацпроекты подкреплены ресурсами для заслуги целей, может быть, недостающими в каких-либо местах.
Не считая того, не всюду выдерживается уровень софинансирования. Это связано в большинстве случаев с сопутствующими расходами – чтоб смонтировать оборудование за ранее необходимо отремонтировать здание. Плюс ко всему, нескончаемая реформа ценообразования, из-за чего строители не укладываются в смету. Также не выстроена до конца система мониторинга выполнения нацпроектов, хотя многие ведомства пробуют сделать свои системы, и с этим связано, сначала, низкое кассовое выполнение нацпроектов. Сейчас так до конца всеполноценно не заработал электрический бюджет, а единственный доступный показатель – это касса, из-за чего говорится о низком кассовом выполнении.
По воззрению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, не надо полагаться на федеральную власть, регионы должны взять на себя ответственность для модернизации отношений. И если не будет точного стратегического видения, то территория начнет деградировать, так как никто не соображает, что необходимо делать. Устаревшая форма работы в реалиях нового времени уже неактуальна и не работает, а ведь обитатели каждый денек ожидают конфигураций.
В области кардинально поменялась структура управления регионом – одно за другим ликвидируются все министерства и ведомства, и переводятся в вкладывательные кабинеты. Проводится работа по цифровизации муниципального управления, в том числе по удаленному доступу региональных чиновников. Для улучшения мониторинга за реализацией нацпроектов внедрен новый механизм взаимодействия с гражданами через центр управления регионом.
А кто учитывал спрос?
По словам первого заместителя генерального директора «Группы ЛСР» Максима Соколова, цели нацпроекта более чем амбициозны и требуют усилий. И тут играет роль макроэкономический фактор – почти все зависит не только лишь от способностей строительного комплекса, который на теоретическом уровне может добиться намеченных целей. Находится в зависимости от баланса платежеспособного спроса и предложения, от процента по кредитам, которые обязаны брать все застройщики для строительства новых объектов, что оказывает влияние в свою очередь на себестоимость жилища, стоимость квартиры и спрос. И эти причины должны учитываться.
2-ой фактор – финансирование. И идет речь не только лишь о субсидировании процентной ставки – нужно кратно прирастить финансирование субъектов, которые несут ответственность за выполнение нацпроектов вместе с Минстроем. И тут красивым примером для заслуги целей выступает государственно-частное партнерство.
3-ий фактор – диалог, формирование единой команды на уровне взаимодействия федеральных, региональных, городских властей и бизнеса для формирования симпатичной вкладывательной среды. Как напомнил Максим Соколов, чтоб обеспечить ввод 120 млн кв. м жилища в год в ветвь и экономику страны должны пойти около 6-7 трлн руб.
В окончание мероприятия Алексей Кудрин с ублажение отметил, что губернаторы верно лицезреют цели нацпроектов и близко к реальности к ним относятся. Председатель Счетной палаты заявил, что уже есть детализированный анализ всех нацпроектов, который скоро будет размещен, но все равно потребуются уточнения по ресурсам либо ценам. Потому диалог должен безпрерывно длиться. Нацпроекты еще требуют дискуссии по целям и неким задачкам, но уже понятно, куда двигаться.
Абажур угловой настенный «Луч»
Абажур угловой стенной «Луч» ― обычное и лаконичное оформление света в бане либо сауне. Таковой древесный абажур приглушает броский, слепящий свет лам, делает освещение мягеньким и пикантным. В бане делает атмосфера расслабляющего комфорта, комфорта и удобства. Обмысленная стенная конструкция просто устанавливается, защищая лампу от лишней воды и больших температур. Абажур присваивает светильнику опрятный внешний облик, который гармонически впишется в интерьер.