Рельефная отделка стен: материалы и техника выполнения

Характерные особенности рельефной отделки

Основным свойством фактурирования стенок считается отказ от гладких отделочных поверхностей, образующихся после окрашивания либо наклейки обоев. Исходя из убеждений стиля это можно считать данью почтения древней архитектуре, в практическом же смысле такая отделка не имеет преимуществ. Фактически все фактурные поверхности лишены свойств, которыми владеют покрытия вроде сайдинга либо обоев под покраску, им характерны последующие недочеты:

Необходимо отличать рельеф от фактуры. В отличие от обыденных фактурных поверхностей, рельефные имитируют не один только внешний облик поверхности разных материалов, но также и методы их обработки, часто очень архаичные. Вобщем, рельефная отделка находит своё место также в рамках современных, эпатажных и футуристичных дизайнах интерьеров — нередко в таком варианте покрытие вообщем не имеет маленькой фактуры, оставаясь полностью гладким.

Свойства используемых материалов

Разумеется, что удержание мощных барельефов может быть только при условии, что применяемая смесь будет довольно густой и плотной. Но в данном случае материал теряет пластичность и работа с ним становится затруднительной. Комфортными в нанесении и отлично держащими форму можно считать три типа консистенций:

  1. Тиксотропные с гомогенной структурой. Представляют собой пластичные шпаклёвки без включения наполнителя.
  2. Включающие в состав лёгкие гранулированные материалы для понижения веса.
  3. Пористые, насыщенные мелкими пузырьками воздуха.

Тиксотропные составы труднее в изготовлении, их расход из расчёта массы выше, но только такая штукатурка считается более универсальной, так как позволяет создавать и большие, и маленькие формы рельефа. Таковой материал имеет однообразные физико-механические характеристики при различной толщине слоя, что увеличивает устойчивость к раскрытию трещинок и механическим воздействиям.

Рельефные штукатурки с гранулками перлита, вермикулита либо вспученного стекла занимают некую среднюю позицию меж материалами другого типа. Они уверенно держат только среднюю толщину слоя — до 15–20 мм, но при всем этом довольно плотные и крепкие, часто их дополнительная обработка не требуется.

Поризованные материалы довольно хрупки, но их структура, на самом деле — очень крепкая пена, нормально подходит для сотворения барельефов, при всем этом даже большая лепка не съедет под своим весом. Но итоговые свойства поверхности после отверждения далеки от хороших, требуется покрытие слоем жёсткого материала, к примеру, шпаклёвкой с микрофиброй либо обыкновенной гипсовой, укреплённой стекловолоконной сетью.

Приёмы рельефной отделки

Условно методы работы с рельефной штукатуркой можно поделить на художественные и технологические. К последним относятся те приёмы работы, когда форма задаётся нравом движения рабочего инструмента, а не его формой. Путём раздавливания пластичной консистенции в различных направлениях, движения с отрывом, растягивания и иными манипуляциями придаётся рельеф, который всегда беспорядочен.

Технологические способы, напротив, употребляют для образования однородного, циклического рисунка, который формируется кромкой инструмента за одно движение. Вот примеры:

О последнем методе необходимо поведать подробнее. Готовые трафареты в продаже встречаются изредка, но их можно сделать самому. В качестве материала лучше не использовать ватман либо упаковочный картон, кромки которых раскисают, из-за чего трафарет теряет форму. Рациональные варианты для производства — паронит, гидростойкий картон, из которого вырезают уплотнительные прокладки. В последнем случае можно использовать силиконовые коврики для выпечки, которые стоят копейки и встречаются в большинстве магазинов с кухонной утварью.

Для вырезания трафарета нужно отыскать циклический набросок, именуемый паттерном, распечатать его в подходящем масштабе на нескольких листах, потом приклеить изображение на подложку. После высыхания трафарет вырезают по контурам разовым скальпелем либо модельным ножиком, оставляя как можно меньше засечек в углах и резких закруглениях. После производства наклейку лучше отмочить в тёплой воде, чтоб типографская краска не въелась в покрытие стенки.

Порядок использования трафарета прост. Набросок наносится горизонтальными либо вертикальными рядами, начиная от случайного угла. При каждом следующем нанесении трафарет прикладывается одной либо 2-мя сторонам к существующему узору. Делать это необходимо аккуратненько, неопытным мастерам лучше заручиться поддержкой ассистента.

Также обращаем внимание читателей на инвертированные формы рельефа, соответствующая черта которых — впадины и выщербленные участки на общей плоскости стенки заместо выступов и наплывов в стандартном варианте. Исполнить таковой приём можно незатейливым методом: поначалу необходимо нанести непрерывный рельеф с наточенными пиками и хребтами, большая часть которых соединена меж собой. После чего делается шлифовка плоскости: поначалу грубой тёркой, потом абразивной сетью требуемой зернистости. Основная сложность такового метода в том, что всю площадь поверхности необходимо обрабатывать строго поэтапно, повсевременно контролируя кривизну длинноватым правилом. Лучшим образом для сотворения инвертированного рельефа подходят поризованные консистенции, которые после отверждения более просто поддаются обработке.

Финальная и художественная обработка

Фактически всегда рельефный набросок на стенке не оставляют как есть после высыхания штукатурки. Сначала необходимо выполнить зачистку и убрать огрехи в виде облоев на кромках либо больших царапин. Очень очень усердствовать не надо: для каждого типа рельефа действуют свои допуски по шероховатости с учётом укрывистости защитного покрытия.

После «доработки ратфилем» поверхности необходимо придать водо- и грязестойкость, покрыв её водно-дисперсной краской с гидрофобными качествами. Обработка проводится или кистью с узким синтетическим ворсом, который не выпадает, или краскопультом. Наносить краску можно в несколько слоёв, но помните, что покрытие должно быть узким, чтоб не сглаживать маленькую фактуру поверхности сверх меры.

Барельефы, обычно, подвергают тонирующему окрашиванию после нанесения основного слоя защиты. Таким макаром подчёркивается глубина рисунка, и он смотрится ещё более рельефным. Перед тем как сделать попытку выполнить тонирование без помощи других, советуем изучить несколько видео-уроков от живописцев, посвящённых игре света и тени. После чего необходимо будет избрать общее направление освещения и подвести выступающие части рельефа так, чтоб светлые кромки не тонировались совсем, а скос со стороны источника света плавненько приглушался, становясь более насыщенным к углублению. При всем этом со стороны, обратной падению света, подводилась тень, которая на 2–3 тона темнее тонирования скоса и светлеет по мере удаления от кромки.

Поворот 90° в 3 шага, хвоя

Поворот — элемент лестничной конструкции для обустройства лестницы в подходящем направлении. Поворот на 90° весит 9 кг, сделан из сосны — натурального крепкого материала. Выдерживает значимые нагрузки, устойчив к механическим повреждениям. Элемент русского производства обеспечивает доброкачественную сборку лестничной конструкции. Устанавливается после кропотливого проектирования и расчета.