Значение кровеносной системы. Кровь - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Значение кровеносной системы. Кровь - страница №1/1


Урок по развивающей программе «Занкова»

Окружающий мир

Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения СОШ № 47 г. Томска
Тема: Значение кровеносной системы. Кровь.

Цели урока: Формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций (кровяные клетки).

Оборудование: Таблицы о крови, карточки с названиями органов чувств, индивидуальные карточки, карточки с названиями клеток крови, муляж сердца, бланки анализа крови.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

Кинестетические упражнения:

  1. «Уши слона»

  2. «Помпа»




  1. Проверка д/з. – индивидуальные карточки по группам.

    • Сегодня проверку домашнего задания проведем по карточкам.

    • Я раздаю вам карточки, вы записываете свою фамилию, читаете задание и выполняете.


1 группа – соедини линиями.


орган осязания



глаза

уши


орган вкуса


нос



орган зрения

кожа


орган обоняния


язык



орган слуха

2 группа – Зачем нужно знать свой организм?

(чтобы сохранять и укреплять здоровье)


3 группа – Напишите, какие правила надо выполнять, чтобы сохранить зрение и слух?


  • Проверяем. (1 группа – одного ученика спрашиваю у доски проверку).

  • Возьмите зеленую пасту и у кого не так исправьте.

  • Проверяем 2 группу (зачитывают).

  • Проверяем 3 группу. У 3 группе было творческое задание (зачитывают).

  • Молодцы, все хорошо справились. Карточки сдаем.




  1. Загадка. Введение в новую тему.

    • Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

По реке бежит вода,

Ярко – красная она.

Корабли по ней плывут,

Пищу органам везут,

Кислород они подвозят,

Углекислый газ увозят.

И умеют воевать –

От микробов защищать. (КРОВЬ)



  • Вы все видели капельку крови. Опишите ее.

  • Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

  • Какие бы вы вопросы задали врачам о крови? (вопросы)

  • Сегодня, мы постараемся на некоторые вопросы найти ответы.




  1. Проблемная ситуация.

  • Бывает, что раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.

  • Какое значение имеет кровь в жизни человека? (гипотезы)

  • А сейчас постараемся выяснить значение крови для человека.




  1. Работа по учебнику с.33.

  • Откройте учебник с.33 (рисунок)




  • Прочитайте заголовок. Работа в парах.

  • Рассмотрите рисунки. Сделайте предварительные выводы о значении крови для человека. Запишите их.

  • Проверяем. Зачитайте свои выводы.

  • Итак, мы видим, что кровь выполняет роль транспортировщика, кондиционера, снабженца, уборщика, защитника, как же она успевает справиться со всеми своими обязанностями?

Дополнительный материал.

Кровь – кондиционер. Кровь переносит тепло. Нагреваясь в органах с высоким обменом веществ (мышцах, печени) кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно теплое.

Кровь – уборщик. Кровь – универсальный транспорт! От кишечника она развозит по всему организму питательные вещества; от всех органов и мышц доставляет продукты распада к выделительным органам – почкам.

  • Оказывается, что кровь, так же, как и головной мозг состоит из клеток и каждая группа клеток имеет свои обязанности.

  • Может быть, кто-то знает, как называются эти клетки?

(Если кто-то скажет, я вывешиваю карточки – белые и красные тельца, или лейкоциты и т.д.)









На доске:


  • А теперь мы подробнее узнаем о работе этих клеток и проверим ваши предварительные выводы о значении крови для человека по учебнику.

С.34 – 35 – читаем.

Смотреть приложение.


  • Какие предположения подтвердились? (описание клеток и т.д.)

  • Что же это за белые и красные клетки? (лейкоциты, эритроциты)

(Вывешиваю на доску – таблички)


эритроциты






лейкоциты

плазма


тромбоциты




  1. Закрепление. «Игра». Работа по группам – 4 группы.

  • Я вас разделю на 4 группы, вы будете в роли:

  1. – кровяная плазма (сильные дети),

  2. – красные кровяные клетки, или эритроциты,

  3. – белые кровяные клетки, или лейкоциты,

  4. – кровяные пластинки, или тромбоциты (слабые дети).


Задание: - Каждой группе даю карточки, вы выбираете, только те, которые вам нужны, чтобы рассказать какую работу выполняют эти группы: 1) плазма, 2) эритроциты, 3) лейкоциты, 4) тромбоциты.

(Вопрос вывешиваю на доску. Какую работу выполняют?)

(Слова: лейкоциты; эритроциты; тромбоциты; плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробов; иммунитет; свертывание крови.)


  • Проверяем.

Плазма – вода и растворенные в ней вещества; иммунитет; борются с инфекциями, ядами.

Эритроциты – кислород; углекислый газ.

Лейкоциты – борются с инфекциями, ядами; убивают микробов.

Тромбоциты – свертывание крови.

  • В такой маленькой капельки крови много эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и каждая из них выполняет важную роль.

  • Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

  • Как вы это понимаете? (изменяется количественный состав крови)

  • А как мы узнаем состав крови? (сдаем анализ крови)

  • Анализ крови – один из наиболее распространенных методов диагностики состояние человека. Кровь, взятая у пациента, разбавляется в определенное количество раз, а затем помещается на стекло счетной камеры, где медсестра считает количество клеток на единицу площади. После несложных расчетов удается определить число различных кровяных клеток на единицу объема крови.

(Раздаю детям бланк анализа крови с нормами – табличка.)


  • Очень важно, чтобы в нашей крови было достаточное количество лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов. И существуют определенные нормы, и если показатели не совпадают с нормами, то сигнал обратить внимание на свое здоровье.




  1. Показ муляжа – сердца.

  • Как вы думаете, что это? (сердце)

  • Тема нашего урока – кровь, а зачем я принесла на урок сердце? (сердце качает кровь)

  • Сердце человека – это плотный мышечный мешок величиной с кулак, при сокращении которого кровь движется внутри организма.

  • Как движется кровь внутри организма? (по кровеносным сосудам)

  • Кровь движется по кровеносным сосудам – специальным трубкам, предназначенным для протекания крови внутри организма.

  • Движение крови в организме называется кровообращением – это тема нашего следующего урока.




  1. Итог урока.

  • Какова роль крови в организме? (на доске таблица, рассказать по таблице)


кровь



углекислый газ



кислород

отходы клеточ-ного обмена веществ

питательные вещества


  • Кровь играет роль транспорта веществ от органов к каждой клетке. Она переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.

  • Понравился ли вам урок?

  • А что понравилось?

  • Легко ли вы справились со всеми заданиями?

  • Где испытывали затруднения?




  1. Дома: ответить на вопрос:

  • Почему у человека краснеет и бледнеет лицо?



Приложение



Посмотрите на каплю крови под микроскопом. Вы видите, что в прозрачной жидкости находится много разных клеток. Следовательно, кровь – это неоднородная жидкость. Основу ее составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость – плазма, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных телец – эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу – переносят в потоке крови от легких ко всем тканям кислород, а от тканей к легким – углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырех месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

Другая группа клеток – лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала зараза и он нарывает, это означит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мертвые тельца защитников организма – лейкоциты. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки.

Третья группа – тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь ее не очень много. У взрослого человека 4,5-5 литров, а у детей 8-11 лет всего 3,5 литра.

Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.



Постоянным должно быть в крови и соотношение между ее разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.