Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Запишите сначала номер задания (С1 и т д.), затем ответ к нему - страница №1/7


ЧАСТЬ 3


Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развернутый ответ Для ответов на задания этой части (С1—-С6) используйте бланк ответов № 2..
С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором N301). Поясните почему.

С2.



  1. Строение молекулы ка­кого мономера изображено на представленной схеме?

  2. Что обозначено буквами А, Б, В?

3. Назовите виды биопо­
лимеров, в состав которых
входит данный мономер.

СЗ. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пре­смыкающихся к размножению в наземной среде.

С4. В чем проявляется участие функциональных групп орга­низмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

С5. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его зна­чение и относительный характер приспособленности.

Сб. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семе­на и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, крос-синговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Оп­ределите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Ка­кой закон при этом проявляетс
ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный разверну­тый ответ.

С1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздра­жителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

С2. Домовая мышь — млекопитающее рода Мыши. Исход­ный ареал — Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естествен­ных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

СЗ. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни куль­турных растений?

С4. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

С5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируе­мого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, ко­торый кодирует этот белок.

Сб. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный коте­нок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы ро­дителей и потомства, возможный пол котят.




ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный разверну­тый ответ.

С1. Какие процессы поддерживают постоянство химическо­го состава плазмы крови человека?

С2. Какие элементы строения клеточной мембраны живот­ной клетки обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?

СЗ. Назовите основные признаки строения и жизнедеятель­ности бактерий. Приведите не менее 4 особенностей.

С4, Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3 факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

С5. В каких случаях изменение последовательности нукле-отидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствую­щего белка?

Сб. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (темная или светлая окраска, грушевидная или шаровид­ная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов Р| и Р2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фото­синтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя со­стоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых чер­вей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представле­на окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

СЗ. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последователь­ности развития животного мира.

С4. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза
(зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последователь­
ности развития животного мира. ,

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нукле-отидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и после­довательность аминокислот в фрагменте молекулы белка, ис­пользуя таблицу генетического кода.



Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен Фен

Лей Лей


Сер Сер Сер Сер

Тир Тир

Цис Цис

Три


У Ц А Г

ц

Лей Лей Лей Лей

Про Про Про Про

Гис Гис Глн Глн

Арг Арг Арг Арг

У

ц

А Г

А

Иле Иле Иле Мет

Тре Тре Тре Тре

Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Арг Арг

У

ц

А Г

Г

Вал Вал Вал Вал

Ала А1а Апа

А1а


Асп Асп Глу Глу

Гли Гли Гли Гли

У

ц

А Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикально­го ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Сб. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с се­рым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства Р,, если доминантные и рецессивные гены данных признаков по­парно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

ЧАСТЬ 3


С1. С чем связана необходимость поступления в кровь чело­века ионов железа? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. К членистоногим относят кре­веток, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представи­телей. 3. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на го­ловогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет, у насекомых две па­ры усиков, а у ракообразных — одна пара. 5. Членистоногие растут в течение всей жизни.

СЗ. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?

Назовите не менее 4 особенностей.

С4. Представьте себе, что в небольшом водоеме, образовав­шемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудо­вик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3 доказательств.

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мута­ции в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания ис­пользуйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)



Первое основание

Второе основание

Третье основание




У

Ц

А

Г




У

Фен Фен

Лей Лей


Сер Сер Сер Сер

Тир Тир

Цис Цис

Три


У

ц

А Г


ц

Лей Лей Лей Лей

Про

Про Про Про



Гис Гис Глн

Глн


Арг Ар г Арг

Арг


У

ц

А Г


А

Иле Иле Иле

Мет


Тре Тре

Тре Тре


Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Арг

Арг


У

ц

А Г


Г

Вал Вал Вал Вал

Ала Апа Ала Ала

Асп Асп

Глу Глу


Гли Гли Гли Гли

У

ц

А Г


Сб. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и глад­ким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребен­ка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный разверну­тый ответ.

С1, Какие процессы обеспечивают передвижение воды и ми­неральных веществ по растению? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Все представители типа Плоские черви ведут парази­тический образ жизни. 2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям. 3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение. 4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается. 5. Основным хозяином бычьего цепня яв­ляется крупный рогатый скот.

СЗ. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

С4. В чём проявляется приспособленность птиц к неблаго­приятным условиям зимы в средней полосе России?

С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — ПО, а нуклеотида — 300. От­вет поясните.



Сб. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозигот­ным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — жен­ский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а па задания С2—С6 полный разверну­тый ответ.

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объ­ясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности орга­низмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами кото­рых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клет­ке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрова­на наследственная информация о признаках организма. 6. Мо­лекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогео­ценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полоса­тыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круг­лыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые поло­сатые плоды. Определите доминантные и рецессивные призна­ки, генотипы всех родительских растений арбуза.



ЧАСТЬ 3

| Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте | бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания I (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат-\кий свободный ответ, а на задания С2Сб полный разверну-\тый ответ.

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам ре­комендуют сосать леденцы?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей. 5. Плоские черви — раздельно­полые животные, откладывают яйца.

СЗ. Каковы функции пищеварительной системы человека?

С4. Какие изменения биотических факторов могут привести к уведичению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антико-донами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, кото­рый несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

Сб. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (Ь) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цвет­ками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите ге­нотипы родителей, потомства и возможное соотношение фено­типов. Установите характер наследования признаков.

ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала помер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2—С6 полный разверну­тый ответ.

С1. В Древней Индии подозреваемому в преступлении пред­лагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удава­лось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

С2. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1—3, и их функции.

СЗ. Чем отличаются растения от животных? Назовите не ме­нее трех признаков.

С4. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длитель­ной эволюции.

С5. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объ­ясните, как отразилось это мероприятие на численности кури­ных.

Сб. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная ок­раска определяется геном Хв, рыжая — геном Хь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения за­дачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер на­следования признаков.


ЧАСТЬ 3

Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2С6 полный разверну­тый ответ.

С1. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и поче­му их называют «придонными фильтрами».

С2. Установите, какая часть у луковицы лука обозначена на рисунке буквой Б, объясните ее строение и выполняемые функ­ции.

СЗ. Какие особенности строения характерны для представи­телей типа Хордовых?

С4. Чем определяется устойчивость естественных экосис­тем?

С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6- 10"9 мг. Оп­ределите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Сб. Известно, что хорея Гентингтона (А) — заболевание, проявляющееся после 35—40 лет и сопровождающееся прогрес­сирующим нарушением функций головного мозга, и положи­тельный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные ауто-сомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родите­лей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом


следующая страница >>