Занятие №1 Тренинг родительской компетентности 1 этап. Знакомство с правилами работы в группе - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Занятие №1 Тренинг родительской компетентности 1 этап. Знакомство с правилами работы - страница №1/2


В помощь классному руководителю

Тренинговое занятие №1

Тренинг родительской компетентности
1 этап. Знакомство с правилами работы в группе:

Правила – нормы общения:

- внимательно слушать, не перебивая друг друга;

- если что-то не поняли – переспросите;

- неправильно поняли вас – поправьте.

Принципы работы в группе: принцип обратной связи; принцип активного участия; принцип «здесь и сейчас»; принцип искренности.



2 этап. Обоснование целей тренинга. Мотивация.

«Родилась у нас дочка Машенька. Мы ее любим, заботимся о ней. Она у нас самая лучшая девочка. А мир так жесток. Ее друзья, люди на улице говорят столько ужасных вещей. Чтобы она чего плохого не услышала и не испугалась – завяжем ее ушки. Машенька девочка подвижная, шустрая, чтобы она на себя ничего не уронила – завяжем-ка мы ей ручки. Машенька бегает много, часто спотыкается, а вдруг упадет, поранится, ножку сломает. Завяжем-ка мы ей ножки. Машенька видит многое, а ей еще рано видеть грязь этого мира – завяжем ей глазки. Говорить Машенька начала, да так умненько, правильно, только иногда лишнее про себя говорит – чужие люди искренностью ее воспользуются, девочке навредят. Завяжем ей ротик».

На одном из участников демонстрируются все действия. У участника, исполнявшего роль Машеньки, спрашиваем: «Как вы себя чувствовали в роли девочки? Комфортно ли вам было? Что хотелось снять? Что хотелось сделать?

Перед нами стоял ребенок, олицетворяющий мечту каждого родителя. Такой ребенок не услышит плохого, не совершит проступка, не увидит страшную реальность, которая его окружает и никогда от нас не уйдет. Но что хорошего сможет сделать этот ребенок и насколько он будет успешен в жизни?!

На наших занятиях мы должны найти такой способ общения с детьми, который бы позволил, «не пеленая их», воспитать и развить качества, необходимые в нашей сложной жизни. Мы должны понять, какие качества нужно развивать в себе, чтобы стать успешным родителем, что мы должны делать, как себя вести, чтобы наши дети не теряли связи с нами, не оставались один на один со своими проблемами. Кто же как не родитель лучше поймет своего ребенка. В этом нам поможет «Дерево идеального родителя». Оно сейчас без листьев. Одевать будете его вы, теми листочками, которые выберите вы».

3 этап. Приветствие.

«Ритуал приветствия станет для нас постоянным. Каждое занятие мы будем начинать с него. Отнеситесь к этому упражнению очень серьезно.

- Произнесите про себя «мудрость и самодостаточность». Почувствуйте силу этих слов. Это ваши качества.

- Потрите энергично ладони, почувствуйте, как сила этих слов пропитала каждую клеточку вашей кожи.

- Проведите руками перед лицом, отдавая энергию рук лицу и забирая усталость.

- Сбросьте, встряхните руки.

- Положите руки на колени, глубоко вздохните.

- Соедините пальцы в знаке мудрости.

Молодцы! Мы готовы к работе!»



4 этап. Разминка.

Цель: создать атмосферу доверия в группе через тактильный контакт; вызвать положительные эмоции, которые снизят тревогу и позволят участникам быть более искренними.



Упражнение «Проводник слепых» (мебель расставлена хаотично, так чтобы исключить прямые длинные отрезки для ходьбы). Упражнение может быть проведено в парах, группа может быть разделена на две подгруппы.

«Кто из вас готов выступить в роли проводника? (Выходит участник вперед). Остальные участники завяжите глаза и сосредоточьтесь на своей роли слепых: вы лишены возможности видеть и передвигаться самостоятельно, но ведь мир полон препятствий… Вам необходимо отправиться в путь, вас поведет проводник. От вашего доверия проводнику будет зависеть, насколько быстро вы пройдете путь. Ваша задача никого не потерять в пути. Помните! Дорог каждый человек! Встаньте друг за другом, положите друг другу руки на плечо. В добрый путь!»

Ведущий следит за тем, чтобы участники не поранились. Отставшим от группы оказывает поддержку, но не подводит к группе.

После выполнения упражнения необходимо провести рефлексию. Попросить рассказать о своих чувствах, переживания, страхах: «Что вы чувствовали, когда вы закрыли глаза и доверились другому человеку? Проводник, что вы ощущали, когда на вас была возложена ответственность за других людей? Трудно ли вам было выполнять упражнение с закрытыми глазами? Насколько было легко или трудно передвигаться с закрытыми глазами в группе людей?»

На последующих занятиях можно проводить усложненный вариант: проводник должен провести слепых по узким тропинкам темного леса, указывая на переплетение корней, по шатким мостикам, по горным тропам с падающими камнями, провести через ручейки.

Помните: не помогайте отставшим найти группу и проводите рефлексию.



Варианты разминки (упражнения могут проводиться последовательно по одному на каждом занятии):

Упражнение « Живой колокол»:

«Встаньте в круг. Плечом к плечу. Плотнее! В центр круга встает желающий стать языком колокола. (Кто самый смелый?) Завязываем смелому глаза. Наша задача – не уронить язык колокола, раскачивая его. Мягкий толчок руками в противоположную сторону, мягко принимает на руки другой участник. Раскачиваем. Участники могут меняться». Провести рефлексию.



Вариант: «Падение в парах»:

«Делимся на пары (по жетону, цвету, желанию, договариваемся с партнером глазами). Становимся спиной к партнеру. Партнер готовится принимать нас: выставляет вперед слегка согнутые в локтях руки. Начали!» Расстояние между партнерами небольшое на первых занятиях. Затем можно увеличить.



Упражнение «Легкое дыхание». Это упражнение помогает с помощью подстройки к дыханию другого человека понять его, почувствовать состояние другого.

«Встаньте (сядьте) рядом с партнером так, чтобы плечи плотно касались плеча партнера, можно встать спиной друг к другу. Договоритесь, кто первый будет подстраиваться к дыханию партнера. Дышим. Меняемся. Ваша задача – научится подстраиваться к дыханию, не испытывая дискомфорта».



5 этап. Основная часть.

5.1. Упражнение «Знакомство»: Участники садятся в круг.

«Подумайте в течение 2-3 минут, что вы расскажите о себе и о своей семье. Ваш рассказ может быть ярким и запоминающимся, может нести только ту информацию, которой вы посчитаете нужным поделиться. Если вы затрудняетесь, вы можете продолжить предложение «Моя семья это…. Самым важным для меня как родителя является…» На представление себя и вашей семьи вам будет отведено только 3 минуты».

По кругу каждый участник рассказывает о своей семье и о себе.

«Есть ли что-то общее в ваших ответах?»

5.2. Упражнение «Без маски». Ведущий раздает заранее приготовленные карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить. После того, когда все ответят – эти карточки передаются по кругу по часовой стрелке до тех пор, пока все родители не продолжат каждое предложение. Это упражнение помогает увидеть проблемы каждого родителя, а также степень их открытости. Продолжи предложение:

- «Особенно мне нравиться, когда мой ребенок…»

- «Думаю, что самое важное для моего ребенка…»

- «Мне бывает стыдно, когда я…»

- «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

- «Думаю, что самое важное для меня, как для родителя, так это…»

- «Особенно меня раздражает то, что я…»

- «Иногда ребенок не понимает меня, потому что я…»

- «Мне бывает неловко перед ребенком, когда…»

- «Мне особенно приятно, когда…»

- «Что мне хотелось бы изменить в себе, так это…»

- «Иногда я не могу понять ребенка, потому что…»

- «Что мне бы хотелось изменить в наших отношениях с ребенком, так это…».

Это упражнение полезно провести в конце всех занятий, немного изменив начало предложений.

Вариант проведения: Каждый участник записывает продолжение предложений самостоятельно на отдельном листке, затем проводится групповая рефлексия.

5.3. Упражнение «Истолкование смысла пословиц»

Группа делится на маленькие подгруппы по 2-3 человека.

«Итак, главное в наших встречах это – семья. Вам предложены пословицы, касающиеся отношений в семье. Выполняя упражнения, вы окунулись в мир своих личных переживаний, а теперь мы сравним ваш опыт с общечеловеческими представлениями о воспитании, о семье. Представьте свой вариант истолкования смысла пословиц, поясните, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время». (Пословицы можно поделить между группами и в процессе обсуждения попросить остальных дополнить высказывания).



  1. Сын да дочь, день да ночь и сутки полны.

  2. Без корня и трава не растет.

  3. Похвальное слово гнило бывает.

  4. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

  5. Сердце матери лучше солнца греет.

  6. Детям не порча игрушка, а порча худая прислушка.

  7. Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь.

  8. Против шерсти не гладят.

  9. У семи нянек дитя без глазу.

  10. При солнышке тепло, при матери добро.

  11. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  12. Дитя не плачет, а мать не разумеет.

  13. Свой своему поневоле друг.

«Находят ли эти пословицы отражение в вашей семье? Соответствуют ли они вашим представлениям о воспитании? Обращались ли вы к этим пословицам в своей жизни?»

    1. Упражнение «Говорящий – Слушающий».

Напомнить участникам о правилах слушания. Родители разбиваются на пары. Один участник будет говорить, а другой слушать. Упражнение проходит в три этапа:

I этап. В течение 2-х минут первый участник («говорящий») говорит о своих трудностях в общении с ребенком. При этом обращает внимание на те моменты, которые порождают эти трудности. Затем меняются ролями.

II этап. Вопросы к паре: «Что в поведении слушающего помогло высказаться, а что мешало? Какие чувства вы испытывали, когда слушали? Возникли ли у вас какие-то мысли, желания отреагировать на сказанное? Какое поведение будет правильным для того, чтобы возникло взаимопонимание между собеседниками?»

III этап. В течение 2-х минут по очереди родители обсуждают свои сильные стороны в общении с ребенком, о том, что помогает устанавливать контакт с ребенком, а что мешает.

(Это упражнение помогает родителям по-новому посмотреть на свое общение с ребенком).


  1. Упражнение «Сравнение ответов».

Родителям предлагается заполнить таблицу, отвечая за себя и записывая предполагаемые ответы своего ребенка. («Ответьте за своего ребенка так, как бы ответил он»).

Таблица 1.



Утверждения

Родитель

Ребенок

  1. Мое любимое животное. Почему?








  1. Мое нелюбимое животное.

Почему?








  1. Мой любимый цвет.

Почему?








  1. Моя любимая сказка и сказка, которая мне не нравится.









  1. В другом человеке мне нравятся такие черты…










  1. В другом человеке мне не нравятся такие черты, как…










  1. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал…

Почему?







  1. Доброго волшебника я бы попросил о…

А злого попросил бы о…










  1. В какого животного превратил волшебник меня самого и членов моей семьи?

Почему?
















После заполнения таблицы родителями провести собеседование:

«Возникали ли трудности при заполнении таблицы? Какие задания были самые трудные? Натолкнуло ли выполнение этого задания вас на какие-то мысли? Какие мысли возникали у вас при выполнении этого задания? Дома вам нужно будет задать эти вопросы своим детям и записать их ответы».

На следующем занятии вернуться к этому заданию и попросить родителей ответить на вопросы: «Совпали ли ваши предположения с ответами детей? Как вы можете объяснить совпадения в ответах и отличные от ваших предположений ответы детей? Узнали ли вы что-то новое о своих детях из этих ответов?»



6 этап. Заключительная часть

«Итак, обратимся к нашему дереву. Напишите на листочках качества, необходимые человеку, чтобы приблизиться к идеальному родителю (это могут быть так же чувства или действия соответствующие представлению об идеальном родителе). Что мы прикрепим на ветки идеальных действий и качеств родителя? (Ведущий может предложить список таких действий и качеств, если родители затрудняются их назвать).

В конце занятия участники тренинга по кругу обмениваются своими впечатлениями: «Что нового для себя узнал?», «Легко ли работалось в группе?», «Какие пожелания к следующему занятию?»

6.1.Упражнение выполняется в зависимости от ситуации в конце занятия, по степени настроенности.

«Перед тем, как вы пойдете домой, давайте выполним еще одно упражнение. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще несколько минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Помните, что вам нужно выполнить домашнее задание к следующему занятию. До свидания!»




Тренинговое занятие № 2.

Тренинг «Наши чувства и эмоции»
1 этап. Приветствие.

Ритуал приветствия:

- Произнесите про себя «мудрость и самодостаточность». Почувствуйте силу этих слов. Это ваши качества.

- Потрите энергично ладони, почувствуйте как сила этих слов пропитала каждую клеточку вашей кожи.

- Проведите руками перед лицом, отдавая энергию рук лицу и забирая усталость.

- Сбросьте, встряхните руки.

- Положите руки на колени, глубоко вздохните.

- Соедините пальцы в знаке мудрости.

Молодцы! Мы готовы к работе!

2 этап. Обсуждение домашнего задания

Участники высказываются по очереди: «Совпали ли ваши предположения с ответами детей? Как вы можете объяснить совпадения в ответах и отличные от ваших предположений ответы детей? Узнали ли вы что-то новое о своих детях и о себе из сопоставления ответов? Какие чувства вызвало выполнение этого задания?»



3 этап. Разминка (может состоять из упражнений «Проводник слепых», «Колокол» или только из упражнения «Марионетка»).

3.1.Упражнение «Марионетка». Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он несвободен.

Участники разбиваются на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника играют роль кукловода – полностью управляют всеми движениями куклы – марионетки, один участник играет роль марионетки. Цель кукловодов – перевести куклу с одного стула на другой, кукла не должна сопротивляться действиям кукловодов. На месте «куклы» должен побывать каждый участник.

Обсуждение: «Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли им сделать что-то самим?»



4 этап. Наши эмоции.

4.1.«Каждый день вы общаетесь ребенком, а любое общение вызывает эмоции. Напишите на листочках те ситуации общения с ребенком, которые вызывают у вас негативные эмоции и ваши слова, с помощью которых вы реагируете на действия и поступки вашего ребенка».

На задание дается 2-5 минут. «Отложите в сторону эти записи, мы к ним вернемся позже».

4.2. «Каждому из вас предстоит участие в эксперименте. Вы по очереди будете проходить между шеренгами остальных участников, которые выскажут вам замечания. Примите их к сведению.



Упражнение «Сквозь строй»: Из группы по желанию выбирают одного

участника, остальные делятся на две группы. Участники встают в две шеренги лицом друг к другу, раздаются листочки с негативными фразами, которые должны произноситься проходящему через шеренгу:

- «Как тебе не стыдно…»

- «До каких пор ты будешь себя так вести?»

- «Как ты был оболтусом, так им и останешься!»

- «Как ты мне надоел со своими капризами!»

- «Если ты еще раз так сделаешь, я тебе покажу!»

- « Никогда не смей мне перечить!»

- «Прекрати сейчас же орать!»

- «Сколько раз повторять одно и то же!»

- « Не смей трогать это!»

- « Какой же ты неряха!»

- «Убери сейчас же это безобразие!»

- «Немедленно садись делать уроки!»

- «До каких пор я буду терпеть это безобразие?»

- «Нельзя же быть таким!»

Эти фразы необходимо читать громко с соответствующим выражением, когда «ребенок» проходит «сквозь строй». Роль «ребенка» могут исполнить или все участники, или 2-3 по очереди. Цель: вызвать чувства, сходные с чувствами ребенка, который сталкивается с постоянными неконструктивными замечаниями родителей.

Обсуждение: «Что вы чувствовали, находясь в роли «Приемника» замечаний? Понравилось ли вам это чувство? Хотелось ли вам что-то ответить или сделать?»

4.3. Мини – лекция: «Что взрослым мешает слушать ребенка?»

Что мешает общению с ребенком?



  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань», «Убери» и т.д.

  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь

плакать, уйду», «Смотри, как бы не стало хуже»…

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает»,

«Ты должна уважать взрослых»…

4.Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…» и т.д.

5.Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что

перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»…

6.Критика, выговоры, обвинения. «Опять все сделал не так», «Зря я на тебя понадеялась»…

7.Похвала – оценка.

8.Обзывание, высмеивание.

9.Догадки, интерпретации: «Небось опять подрался», «Я вижу, что ты меня

опять обманываешь».

10. Выспрашивание, расследование: «Скажи мне, а то я все равно узнаю»…

11. Сочувствие на словах: «Успокойся…», «Не бери в голову».

12. Отшучивание, уход от разговора: «Отстань», «Вечно ты со своими жалобами!»

4.4. Участникам предлагается разобрать ситуации, предложенные ведущим. Необходимо определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ взрослых. Работа проводится в группах (по две ситуации в группе). В конце выступления каждой группы фиксируется внимание участников на возможном конструктивном ответе ребенку: Как можно было бы ответить ребенку, избегая этих ошибок?

Ситуация 1. Сын: «Я бежал и нечаянно упал в лужу». (Мальчик стоит весь мокрый и грязный).

Мама: «Сейчас же все снимай!»

Папа: «Знаю твои «нечаянно», сам нарочно залез!»

Мама: «Сколько раз тебе говорила: гуляй осторожно!»

Папа: «Еще одно такое «нечаянно» и неделю будешь сидеть дома!»

Ситуация 2. Сын (расстроенный): «Математичка противная – опять ни за что из класса выгнала!»

Мама: «Как это ни за что? Что ты опять натворил?»

Папа: « Ты пойди завтра к ней и выясни, за что она сердится»

Мама: «Что ты говоришь? Ты должен уважать старших!»

Папа: « Ну конечно, ведь ты у нас сама «святая невинность»

Ситуация 3. Младший брат балуется, играя на пианино.

Сестра: «Я не могу делать уроки в таком шуме!»

Папа: «Пустяки, не обращай внимания!»

Мама: «Разбирайтесь сами, у меня от вас голова кругом идет!»

Папа: «Тебе вечно все не так. Что нам теперь на цыпочках ходить?»

Мама: «Придумай, как его отвлечь: ведь ты у нас такая сообразительная».



Ситуация 4. Дочь: «Никогда не пойду больше к зубному!»

Мать: «Не выдумывай, на завтра у нас талон­чик, надо долечивать твой зуб»

Дочь: «Я больше не выдержу. Знаешь, как бы­ло больно!»

Мать: «Не умерла же. В жизни часто приходит­ся терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов»

Дочь: «Тебе хорошо говорить, тебе так не свер­лили! И вообще ты меня не любишь!»

Ситуация 5. Сын: «Представляешь, я пропустил две после­дние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе».

Мать: «Ну, ничего, кому-то там тоже надо си­деть, не ты, так другой мальчик; а потом сам виноват»

Сын: «Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его по­ставили играть!»

Мать: «Откуда ты знаешь, что он слабее?»

Сын: «Знаю! Я один из лучших в команде».

Мать: «Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным».

Сын (с досадой): «Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…»

Ситуация 6. Девочка пяти лет — отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается».

Папа: «Да, действительно. А как это случилось?»

Дочь: «Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!»

Папа: «Ну успокойся. Давай что-нибудь приду­маем»

Дочь: «Не могу-у успокоиться, ку-у-колка моя..».

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь се­бе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик». (Улыбается.)

Дочь (плачет сильнее): «Не хочу ИИставляя-я-ть… Не смейся. Я убью его в следующий раз!»

Папа: «Что ты такое говоришь?! Чтобы я ни­когда таких слов не слышал!»

Дочь: «Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри…».

Тренер может предложить свои ситуации в зависимости от возраста детей, чьи родители участвуют в тренинге. Обсуждение ситуаций.

4.5. Мини – лекция «Как научить ребенка понимать ваши чувства?»

Есть такие жизненные ситуации, когда внутри нас все кипит от негодования, это может быть, напрямую связано с действиями ребенка, а может быть, ребенок только косвенно повлиял на это состояние. Например: Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас. Или другой пример, подросток опять включил магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает.

Как же быть родителям в таких ситуациях, когда нас переполняют эмоции?

Необходимо соблюдать следующие правила:

Правило 1: Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спо­койный вид при сильном волнении. Обмануть та­кими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению ли­ца или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоя­нии. И контролировать их очень трудно. Через не­которое время чувство, как правило, «прорывает­ся» и выливается в резкие слова или действия.

Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Правило 2: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Попробуем применить правила 1 и 2, сконструировать отве­ты родителей.

Они могут быть такими:



  1. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.

  2. Меня очень утомляет громкая музыка.

Все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями».

Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе:

1.Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

2. Ты не мог бы потише?!

В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты-сообщениями». На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэто­му их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содер­жит выпад, обвинение или критику ребенка.

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением»:

1.Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

2.«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.

3.Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.

4.Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.

До сих пор мы говорили о том, что делать, ког­да отрицательные чувства у нас уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить саму возможность появления таких чувств. Это похоже на лечение простуды и на ее профилактику. Когда вы уже заболели, приходится принимать лекарства, но можно заранее принять меры предосторожно­сти: одеваться потеплее, закаляться и т.д. Итак, по­говорим о профилактике эмоциональных проблем.

Один путь довольно ясен, хотя мы, родители, часто о нем забываем.

Правило 3: Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 4: Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к

чему он не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае – свои ожидания.

4.6. Упражнение «Я-сообщение». Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению».

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь са­диться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:


  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

  2. Я начинаю сердиться, когда приходится по­вторять одно и то же.

  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

  1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

  2. Не мешай разговаривать.

  3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и ве­селье. На столе — следы их чаепития. Вы ис­пытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:

  1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

  2. Уберите за собой посуду.

  3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Используя «Я-сообще­ние», важно называть именно то чувство, которое

вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности.

Оказывается, это не так прос­то: мы привыкли думать о словах, которые на­до сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. (Задания можно раздать каждому, а возможно и групповое обсуждение).

4.7. Упражнение «Конструирование «Я-сообщения». В этом зада­нии вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже слу­чаев, а затем конструируйте ваше «Я-сообще­ние».

Таблица 2.

Ситуации

Ваше чувство

«Я-сообще­ние»

1. Сын подросток ходит в школу в протертых, старых джинсах. Отказывается носить другие брюки.







2. Вы купили к вечеру небольшой торт, в честь зарплаты. Сын все съел еще до ужина.







3. Ваша дочь – подросток влюбилась в «шалопая».







4. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.







5. Скоро должны подойти гости, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.







6. Сын баловался за столом и, несмотря на предупреждения, пролил чай.








4.8. Упражнение по заданию 4.1.: рассмотреть, используя «Я-сообще­ние», ситуации, которые родители написали в первом задании. Сравнить.

Обсуждение: поменялись ли высказывания родителей?



5 этап. Заключительный.

5.1.«Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо».

5.2. «Итак, обратимся к нашему дереву. Напишите на листочках качества, необходимые человеку, чтобы приблизиться к идеальному родителю (это могут быть так же чувства или действия, соответствующие представлению об идеальном родителе). Что мы прикрепим на ветки идеальных действий и качеств родителя?» (Ведущий может предложить список таких действий и качеств, если родители затрудняются их назвать).

5.3. В конце занятия участники тренинга по кругу обмениваются своими впечатлениями: «Что нового для себя узнал?», «Легко ли работалось в группе?», «Какие пожелания к следующему занятию?»

Домашнее задание: понаблюдать за ребенком, записать фразы ребенка и свои ответы, практиковаться в «Я – сообщениях».


Тренинговое занятие № 3.

Тренинг «Мир взрослый и мир детский»
1 этап. Приветствие.

Ритуал приветствия описан в конспекте 1-го и 2-го тренинговых занятий.



2 этап. Разминка.

Провести одно из упражнений («Проводник слепых», «Колокол» или другие).



3 этап. Обсуждение домашнего задания в кругу.

«Какие фразы вашего ребенка вы записали и как вы на них ответили?

Удалось ли вам использовать знания, полученные на предыдущем занятии?

Вы использовали «Я-сообщения»? Изменилось ли что-нибудь в вашем общении с ребенком?»



4 этап. Основная часть.

4.1. Упражнение « 5 ситуаций». Необходимо написать по 5 жизненных ситуаций, связанных с ребенком, вызывающих ощущения: «Чувствую себя хорошо» и «Чувствую себя плохо».

Рефлексия: Какое поведение ребенка вызывает у вас положительные эмоции?

Какое поведение – негативные эмоции? Как вы думаете, какие причины лежат в основе нежелательного поведения ребенка?

Информация для родителей: американский психолог Р.Дрейкус считает, что в основе нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

1. Требование внимания и комфорта.

2. Желание показать свою власть или демонстративное поведение.

3. Месть, возмездие.

4. Утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Вовремя рассмотреть, почувствовать причины негативного поведения ребенка помогает умение родителей внимательно слушать и слышать, что ребенок хочет сказать. Такое отношение к высказываниям ребенка показывает ему, что к его мнению прислушиваются и ценят, укрепляет уважение ребенка к самому себе.


4.2. Мини – лекция «Активное слушание »

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.

Правила беседы по способу активного слушания:

1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Избегайте общаться, находясь в другой комнате, отвернувшись от ребенка, смотря телевизор, лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.


  1. Если вы беседуете с расстроен­ным или огорченным ребенком, не следует зада­вать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши отве­ты звучали в утвердительной форме. Например:

Сын (с мрачным видом): Не буду больше во­диться с Петей!

Родитель: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики: - А что случилось? Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во вто­ром же случае ребенок может подумать, что ро­дитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и родитель, задавая вопрос, может вполне сочув­ствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформ­ленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незна­чительна, иногда это всего лишь тонкая интона­ция, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рас­сказывать о случившемся.

3. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше все­го помолчать. Помните, что это время принадле­жит ребенку; не забивайте его своими соображе­ниями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновремен­но полнее почувствовать, что вы рядом. Помол­чать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребе­нок еще не готов услышать вашу реплику, мож­но по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

4. В вашем ответе также иногда полезно повторить то, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Результаты бесед по способу активного слушания:

- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

- Дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей.

- Изменение касается самих родителей. Они чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства.

4.3.Упражнение «Активное слушание». Каждому участнику раздается таблица, в которой нужно заполнить вторую и третью графы. В левой колонке дано описание ситуации и слова ребенка, справа надо написать, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Затем записываете свой ответ на слова ребенка.

Таблица 3.



Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было обидно.

2. (Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь».







3. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».







4. « Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»







5. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную работу!»







6.(Ребенок подрался с другим ребенком):

«Больше никогда не буду с ним дружить, он плохой».








4.4. Основное упражнение «Билль о правах». Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий ведет дискуссию и записывает права, принятые обеими сторонами. Пример.

Права родителей

Права детей

1. Любить ребенка

1. Смотреть «мультики» и «видики»

2. Частично контролировать поступки ребенка

2. Получать сладости и радости

3. Ограничивать в излишествах

3. Носить то, что хотим

4. Право понимать проблемы ребенка

4. Гулять на улице в разумных пределах

5. Высказывать недовольство в корректной форме

5. Выбирать друга

6. Направлять, объяснять

6. Выражать свое мнение в корректной форме

7. Убеждать

7. Высказывать недовольство

8. Получать любовь, уважение и внимание со стороны ребенка

8. Заниматься в свободное время тем, чем хотим (не опасным для здоровья)

9. Поощрять

9. На неприкосновенность (физические наказания)

Рефлексия: «Что вы чувствовали во время выполнения задания? С какими сложностями вы столкнулись? Удовлетворены ли вы проделанной работой? Возможно ли в реальной жизни придерживаться сформулированных вами прав ребенка и родителя? Важно не только активно слушать ребенка, соблюдать его права, но и просто любить его, принимать таким, какой он есть».

4.5. Мини – лекция «Безусловное принятие ребенка»

Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Потребность в любви, нужности другому, одна из главных потребностей человека. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у меня есть», «Мне хорошо, когда мы вместе…» и т.д.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.



Правила, которые необходимо соблюдать во взаимоотношениях с ребенком:

1.Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

2.Можно осуждать ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

3.Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.



5 этап. Заключительный

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Итак, обратимся к нашему дереву. Напишите на листочках качества, необходимые человеку, чтобы приблизиться к идеальному родителю (это могут быть так же чувства или действия, соответствующие представлению об идеальном родителе). Что мы прикрепим на ветки идеальных действий и качеств родителя? (Ведущий может предложить список таких действий и качеств, если родители затрудняются их назвать).

В конце занятия участники тренинга по кругу обмениваются своими впечатлениями: «Что нового для себя узнал?», «Легко ли работалось в группе?», «Какие пожелания участникам группы?»

Ведущий просит участников письменно ответить на вопросы:

1. Какая тема (занятие, информация) показалась Вам наиболее интересной?

2. Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?

3. Какие изменения вы бы отметили, которые произошли в семье?



4. Что бы вы хотели добавить в программу?

Деловая игра «Моделирование взаимодействующих воспитательных систем классов и семей учащихся на основе выработки системообразующей деятельности»
Цель: разработать проектные представления о взаимодействии воспитательных систем различного вида.

Задачи:

  1. определить особенности семейного воспитания учащихся класса глазами детей (по результатам анкетирования);

  2. сформировать модельное представление о воспитательной системе семьи у родителей, а также модельные представления о видах и способах создания системообразующей деятельности в воспитательной системе семьи;

  3. создать совместными усилиями родителей и педагогов желаемый образ взаимодействия воспитательной системы класса с воспитательными системами семей учащихся.

Участники: родители учащихся класса, администрация и педагоги школы.

Подготовка:

  1. Проведение анкетирования учащихся об особенностях семейного

воспитания в их семьях и обработка полученных результатов (психологи).

  1. Составление таблиц и диаграмм с целью интерпретации результатов

диагностического исследования.

  1. Диагностика воспитательного потенциала семей школьников и их

интерпретация с помощью таблиц и диаграмм обобщённого характера.

  1. Разработка сценарного плана деловой игры.

  2. Подготовка бланков для ведения игровыми группами протоколов

совместной деятельности.

  1. Подготовка методических рекомендаций по содержанию деятельности для

каждой игровой группы по выбранному виду деятельности.

  1. Методические рекомендации по содержанию компонентов воспитательной

системы (класса и семьи).

  1. Родителям подготовить творческое представление своего основного

увлечения.

Оформление, оборудование инвентарь:

  1. На доске – тема деловой игры, вывешиваются модели воспитательной систем

класса и семьи.

  1. Вывешиваются диаграммы и таблицы, интерпретирующие обобщённые

результаты анкетирования родителей и детей.

  1. Для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (столы,

необходимое количество стульев, бланк протокола, методические рекомендации, ручки, карандаши, бумага для записей, табличка с названием группы).

  1. Готовится рабочее место экспертов (стол, стулья, сценарный план игры,

протоколы, ручки, карандаши, бумага для записей).

  1. Аудио и видеомагнитофон для сопровождения.

План игры:

  1. Информационно – теоретическая часть – 15 мин.

  2. Ознакомление с правилами игры – 3 мин.

  3. Групповое обсуждение проблем – 20 мин.

  4. Выступления групп со своими вариантами решения игрового задания – по 5 мин.

  5. Комментарии экспертов – 5 мин.

  6. Обобщение результатов игры директором школы – 5 мин.

Расчётное время – 1ч 20мин.

Ход игры:

  1. Информационно – теоретическая часть (директор, зам. директора по ВР или

зам. директора по научно – методической работе):

  • Анализ анкетирования учащихся об особенностях семейного воспитания

учащихся соответствующих классов школы=> Идеальные родители глазами детей.

  • Диагностика воспитательного потенциала семей школьников. Анализ =>

Выявление проблем в педагогической культуре родителей => Внутрисемейные отношения между родителями и детьми как педагогическая проблема.

  • Воспитательная система семьи: основные компоненты и их функции

(принятие и признание ребёнка; семейные отношения, построенные на любви между членами семьи, на доступности родителей для общения детям, на ответственном поведении родителей и ответственности ребёнка за свои поступки, на авторитетности родителей в глазах ребёнка).

  • Воспитательная система класса: основные компоненты, воспитательные

возможности. Координация усилий школы и семьи в воспитании детей через взаимодействие воспитательных систем класса и семьи, основанное на организации системообразующей совместной деятельности.

  • Виды системообразующей деятельности членов семьи:

  • театральная деятельность (кукольный театр, постановка

драматических, комедийных, детективных произведений и т.д.);

  • спортивная деятельность (занятия членов семьи одним видом спорта,

увлечение определённой спортивной игрой, занятие оздоровительным спортом и т.д.);

  • туризм (пешие походы, сплав по реке, подъём в горы);

  • путешествия (в лес, по историческим местам города или страны);

  • музыкально – концертная деятельность (увлечение классической музы-

кой, бардовской, народной или эстрадной песней, создание домашнего оркестра);

  • народно – прикладное творчество (лепка, гончарное дело, вышивание,

выпиливание и резьба по дереву);

  • семейно – краеведческая деятельность (составление родословной с

описанием деятельности и достижений различных представлений; знакомство с трудовой и профессиональной деятельностью семей родственников, проживающих в других населённых пунктах, их вклад в развитие города, села, района или государства);

  • литературная деятельность (стихосложение, написание прозаических

произведений, ведение летописи семьи);

  • режиссёрская деятельность (фото-, видео-, киносъёмка).

Основные задачи проведения сегодняшней игры – это формирование модельных представлений о воспитательной системе семьи у родителей, а также модельных представлений о видах и способах создания воспитательной системы семьи; и создание родителями и педагогами желаемого образа взаимодействия воспитательной системы класса с воспитательными системами семей учащихся.

  1. Ознакомление с правилами игры:

  • необходимо выбрать 5 экспертов (директор, учитель и три родителя) для

комментирования и оценки суждений участников игры;

  • формируются 7 игровых групп, одна из которых состоит из классных

руководителей и других педагогов, а 6 групп – из родителей, которые выбирают одну из предложенных системообразующих видов деятельности;

  • в каждой группе между её членами распределяются роли:

  • руководителя группы (главная функция – осуществление руководства

деятельностью группой, т.е. планирование, организация, обсуждение, контроль за результативностью деятельности, анализ «продукта» творческой деятельнос-ти группы);

  • координатора (содействие выполнению задания группой за отведённое

время);

  • вперёдсмотрящего (следит за тем, чтобы члены группы не отступали от

цели в процессе обсуждения);

  • генератора идей (генерирование и обоснование идей большинством

членов группы);

  • секретаря (записывает все идеи, выделяет главные из них, представляет

результаты работы группы);

  1. Приступают к поэтапной творческой деятельности (20 мин.):

  • по памятке «Основные компоненты воспитательной системы семьи»

знакомятся с содержанием данных компонентов;

  • используя методические рекомендации по созданию конкретной

системообразующей деятельности, анализируют, как в результате существле-ния этой деятельности начинают «работать» все другие компоненты воспитательной системы семьи;

  • разрабатывают проект модели воспитательной системы семьи на

основе данной системообразующей деятельности;

  • Предлагают пути дальнейшего развития воспитательной системы

  1. Выступление группы со своими вариантами решения игрового задания – 5

мин.

  1. Групповое обсуждение проблемы.

  2. Выступление других групп.

  3. Комментарии экспертами выступлений участников игры по созданию

воспитательных систем семей.

  1. Выступление 7-ой группы (взаимодействие ВС класса с ВС семей уч-ся).

  2. Комментарии экспертов.

  3. Обобщение результатов игры директором школы.

Протокол оценки взаимодействия воспитательных семей учащихся с воспитательной системой класса


Вид деят-ти

Умение заинтересовать и увлечь аудиторию данным видом системообразующей деят-ти

(max – 5 баллов)



Проявление других компонентов ВС класса при реализации взаимодействия с воспитательными системами семей учащихся (max – 5 баллов)

Наличие аргументированных планов дальнейшего развития ВС класса, которая взаимодействует с ВС семей учащихся

(max – 5 баллов)
















Протокол оценки воспитательных систем семьи


Вид деят-ти

Умение заинтересовать и увлечь аудиторию данным видом системообразующей деят-ти

(max – 5 баллов)



Особенности других компонентов воспитательной системы семьи при реализации данной системообразующей деят-ти

(max – 5 баллов)



Наличие аргументированных планов дальнейшего развития воспитательной системы семьи, данного вида деят-ти или переход ВС семьи в другой вид (max – 5 баллов)














Методические рекомендации игровым группам по содержанию деятельности
Группа №1. Театральная деятельность

Уважаемые родители! Если вы заядлые «театралы», то попробуйте увлечь семью, детей театром.

С чего начинать?

Расскажите сюжет спектакля, который идет на сцене какого-то театра; расскажите о таланте и достижениях актеров, занятых в каком-то спектакле; расскажите об особенностях архитектуры театра, где учтены законы физики, познакомьте детей с театральными профессиями и т.д.

А после спектакля предложите поставить театральную миниатюру, посвященную дню рождению бабушки, ко дню памяти деда, к 8 марта и т.д.

А кто пишет сценарий? А кто готовит костюмы? Кто является режиссером? Кто играет главные роли? А как привлечены друзья вашего ребенка?…

Подумайте, как дальше удержать интерес вашей семьи к этому виду деятельности.

Творите! Успехов!




следующая страница >>