Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) методические... 1 269.13kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2011/12... 1 37.92kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 388.45kb.
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» вошла... 1 27.26kb.
Задания городской олимпиады школьников по русскому языку 1 60.8kb.
Готовимся к олимпиаде по химии 1 62.81kb.
Воспитатель года-2013 с 5 по 12 февраля 2013 года в г. Волхове пройдет... 1 69.45kb.
На тему: «Недисциплинированность школьников и индивидуальный подход... 1 94.89kb.
Проект положения 1 60.32kb.
В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. 1 60.6kb.
«Курение вредит здоровью» 1 26.44kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников - страница №1/1



Олимпиада по литературе

Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра – 2009-2010 уч. год



Задания

7 класс



  1. Назови рассказчика. Кто является рассказчиком в следующих произведениях?

А) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»;

Б) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

В) В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Кто из них является одним из главных героев в сюжете произведения?
1 балл за каждый ответ.

Всего: 4 (3+1) балла.


  1. Литературные портреты. Узнайте, кто описывается в следующих отрывках. Определи также имя автора и название произведения.

А) «Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то Смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони <…> движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы были опущены. <…> Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются».

Б) «Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

В) «Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил всапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же <имя героя> в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо, двуствольную "тулку" - на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей».

Г) «<имя героини> тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность».



2 балла за каждый ответ.

Всего: 8 баллов.

  1. Юный теоретик литературы. Из какого известного произведения знаменитого русского писателя взяты строчки:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…


Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»? Напишите статью для словаря литературоведческих терминов под названием «Былина», выделив основные особенности этого жанра.

1 балл за атрибутирование + 5 баллов за выполненное задание.

Всего: 6 баллов


  1. В мастерской поэта. Определите, какими средствами художественной выразительности (тропами) пользуется югорский поэт Никон Сочихин в следующих строках:



  1. Сегодня дождь, как будто слезы, льется

На крыши городов и деревень…

  1. На брови глубже меховую шапку

Нахлобучил кедр-великан…

  1. Уж март вовсю. Снег хмурится и тает.

Листвой, цветами грезит тихий лес…

  1. Осенний день. Осенние печали.

Жухлый лист трепещет на ветру…
2 балла за каждый правильный ответ

Всего: 8 баллов.

  1. Литературный марафон. Назовите как можно больше русских поэтов, посвящавших свои стихотворения родной природе. К каждому имени подбери пример стихотворения (одно четверостишие).


За каждое имя поэта и пример стихотворения – 2 балла.

За каждое 5-е, 6-е, 7-е и т.д. имя и пример – 4 балла.

Всего: 8 + 4 + 4 + 4…


  1. Литературные маски. Определите автора и название произведения по его началу:

А) «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей».

Б) «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "так и так, и у нас дома свое не хуже есть,– и чем-нибудь отведет».

В) «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

Г) «Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать — сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется)».

Д) «Есть в Русской земле город, называемый Муромом. Как рассказывают, в нем самодержствовал благоверный князь по имени Павел. Искони ненавидящий добро в роде человеческом, дьявол вселился в неприязненного змея, летающего к жене князя того на блуд. И являлся он ей в своем естественном облике, а людям, приходящим к князю, являлся князем, сидящим с женой своей. В таковом наваждении протекло немало времени. Жена этого не таила и рассказала обо всем князю, мужу своему. Змей же неприязненный насилие творил над ней».

2 балла за каждый правильный ответ

Всего: 10 баллов


  1. Рассыпанные строки. Восстановите порядок слов в стихотворной строке, зная, что она написана:

А, В, Д – хореем; Б, Г, Е – ямбом.
Назови автора стихотворения, из которого взята эта строка.
А) в, умчалась, утром, она, путь, рано
Б) стоит, как, день, бы, весь, хрустальный
В) песню, как, спой, девица, мне
Г) лес, и, шумит, при, ветерка, свежий, звуке
Д) что, встало, солнце, рассказать
Е) Злилась, ты, вечор, помнишь, вьюга

За каждый правильный ответ – 2 балла

(1 балл – за строку, 1 балл – за имя поэта).

Всего: 12 баллов.



  1. Анализ художественного произведения. Прочитайте балладу М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль». Проанализируйте ее.

Для анализа воспользуйтесь следующим планом:

  1. Определите тему баллады. О ком она?

  2. Какова ее главная мысль?

  3. Каким нарисован герой баллады?

  4. Как относится к нему поэт?

  5. Какими художественными средствами пользуется автор, сочиняя эту балладу?

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

Не гнутся высокие мачты,

На них флюгера не шумят,

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят.

Не слышно на нем капитана,

Не видно матросов на нем;

Но скалы, и тайные мели,

И бури ему нипочем.

Есть остров на том океане --

Пустынный и мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт.

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нем камень тяжелый,

Чтоб встать он из гроба не мог.

И в час его грустной кончины,

В полночь, как свершается год,

К высокому берегу тихо

Воздушный корабль пристает.

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг;

На нем треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идет и к рулю он садится

И быстро пускается в путь.

Несется он к Франции милой,

Где славу оставил и трон,

Оставил наследника-сына

И старую гвардию он.

И только что землю родную

Завидит во мраке ночном,

Опять его сердце трепещет

И очи пылают огнем.

На берег большими шагами

Он смело и прямо идет,

Соратников громко он кличет

И маршалов грозно зовет.

Но спят усачи-гренадеры --

В равнине, где Эльба шумит,

Под снегом холодной России,

Под знойным песком пирамид.

И маршалы зова не слышат:

Иные погибли в бою,

Другие ему изменили

И продали шпагу свою.

И, топнув о землю ногою,

Сердито он взад и вперед

По тихому берегу ходит,

И снова он громко зовет:

Зовет он любезного сына,

Опору в превратной судьбе;

Ему обещает полмира,

А Францию только себе.

Но в цвете надежды и силы

Угас его царственный сын,

И долго, его поджидая,

Стоит император один --

Стоит он и тяжко вздыхает,

Пока озарится восток,

И капают горькие слезы

Из глаз на холодный песок,

Потом на корабль свой волшебный,

Главу опустивши на грудь,

Идет и, махнувши рукою,

В обратный пускается путь.



Всего: 30 баллов

ИТОГО: 86 баллов +…