Всероссийская олимпиада школьников по литературе - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) методические... 1 269.13kb.
Олимпиада школьников по литературе 9 класс Задания Задание Жизнь... 1 29.95kb.
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» вошла... 1 27.26kb.
Любовь к отеческим гробам 1 237.34kb.
Московская олимпиада школьников по экономике для учащихся 3 4 классов 1 43.38kb.
Программа Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых... 1 284.69kb.
Анализ результатов гиа и егэ в Санкт Петербурге, гбоу сош №136 в... 5 686.7kb.
На тему: «Недисциплинированность школьников и индивидуальный подход... 1 94.89kb.
Васенева надежда Владимировна Рецепция эстетики и драматургии Б. 1 299.21kb.
Заочная олимпиада по английскому языку для 7 класса 1 37.95kb.
О законах нравственности 1 74.86kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе - страница №1/1


Всероссийская олимпиада школьников по литературе. III этап
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. 2005-2006 уч. год



Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

2005-2006 учебный год


ЛИТЕРАТУРА

9 класс

ЗАДАНИЯ. ПЕРВЫЙ ТУР
От 71% до 100% правильных ответов оцениваются отметкой «пять».

От 51% до 70% правильных ответов – «четыре».



I. Литературное "узнавание".
1. Кого из русских писателей ХYIII века и за какое произведение Екатерина II назвала "бунтовщиком хуже Пугачева"?
А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"

2 балла


2. О каком произведении В.Г. Белинский сказал, что это "прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения"?

"Слово о полку Игореве".

2 балла
II. Литературная "кулинария"

Выберите правильный вариант ответа.
1. Чем по дороге в Петербург один мужик двух генералов кормил ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина)?

а) киселем

б) селедками

в) вяленой воблой

г) булками.

2. Как пытался заглушить голод один из генералов в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М. Салтыкова-Щедрина?

а) сосал палец

б) откусил у другого генерала орден

в) ел землю

г) жевал свою перчатку.


3. Чем угощал гусляров Матвей Ромодановский в "Песне про... купца Калашникова"?

а) медом пенным

б) пирогами, да блинами, да сушеными грибами

в) молочком да крендельком

г) манной кашей пополам с малиновым вареньем.
4. Чем, по мнению Хлестакова, хозяин трактира заправляет суп (Гоголь "Ревизор")?

а) керосином

б) маргарином

в) куриными перьями

г) тушеным укропом.
5. На какое "фирменное" блюдо приглашен Фамусов в дом Прасковьи Федоровны (Грибоедов "Горе от ума")?

а) французский суп из лягушек

б) форели

в) жареный лабардан

г) анчоусы в винном соусе.

5 баллов (за каждый правильный ответ — 1 балл).
III. Литературная характеристика.

В левом столбике приводятся характеристики персонажей "Ревизора", данные автором в "Замечаниях для господ актеров", в правом — Хлестаковым в письме Тряпичкину. Сгруппируйте попарно характеристики, относящиеся к одному и тому же герою, и назовите его имя, должность и чин.



.............. уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер.

............ глуп, как сивый мерин.

............... простодушный до наивности человек.

............ в сильнейшей степени моветон.

.............. человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.

............. совершенная свинья в ермолке.

.............. очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек; но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

............ точь-в-точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую.

Таблица ответа:

Персонаж (имя, должность, чин)

Характеристика из "Замечаний для господ актеров"

Характеристика из письма Хлестакова




... уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер.







... простодушный до наивности человек.







... человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.







... очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек; но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.




8 баллов (за каждую правильно заполненную строку — 1,5 балла;

за правильно названный чин персонажа — дополнительно 0,5 балла).


IY. Литературная "почта".

Перед вами — отрывки из писем героев "Капитанской дочки". По приведенным фрагментам определите, кто и кому адресует каждое письмо. С какими эпизодами сюжета связано появление каждого письма?


а) "...ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла".
б) "Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтобы это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят".
в) "Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля".
Таблица ответа:





От кого

Кому

Эпизод сюжета

а)










б)










в)











6 баллов (за каждую правильно заполненную строку — 1,5 балла: по 0,5 балла за имя каждого персонажа и за верно указанный эпизод сюжета).

Y. Литературный диалог.

Вставьте имена персонажей, ведущих этот диалог. Укажите название пьесы и ее автора.

.............................. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

.............................. Десять.

.............................. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

.............................. (пишет). Ну, ну, десять.

.............................. Сколько бы ж на год?

.............................. (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.)

.............................. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша ломаного не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича. <...>

.............................. Ай! ай! ай1 ай! Теперь-то я вижу! Умарить хотят репенка. Матушка ты моя! Сшалься...

.............................. Правда, правда твоя, Адам Адамыч! Друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань.
5 баллов (в сцене принимают участие 4 персонажа, за имя каждого персонажа — 1 балл; за правильно названную пьесу и имя автора — еще 1 балл).

YI. Стихотворный размер.
В строчке "Лес роняет свой багряный убор" переставьте слова так, чтобы получился стих:

а) 5-стопного хорея:


б) 5-стопного ямба:
в) 3-стопного дактиля:
г) 3-стопного анапеста:
Какая из получившихся строчек совпадает с авторской версией? Из какого она стихотворения и какому поэту принадлежит?
7 баллов (за каждый правильный вариант строчки — 2 балла; за верно названное стихотворение и автора — дополнительно 1 балл).
YII. Стихотворный размер с отступлениями.
Определите стихотворный размер следующих отрывков. Какие отступления от точных классических размеров вы обнаружили?
а) Ну что ваш батюшка? все Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут.

Куда ни сунься, тут как тут,

В столовых и в гостиных.
б) Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
в) Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

К какому жанру относится каждое из процитированных произведений (если вы узнали произведение, укажите его название и имя автора)? Какие художественные особенности ритмической организации в наибольшей степени отвечают законам жанра в каждом случае?


11 баллов (за каждое верно названное произведение и его автора — 1 балл, правильно указанный жанр — еще 1 балл; за верное стиховедческое объяснение максимальная оценка 5 баллов).
YIII. Литературоведческий словарь.
1. Исходя из значения составляющих литературоведческий термин частей и приведенного ниже примера этого явления дайте его научное определение. По аналогии приведите (придумайте) собственный пример данного явления и кратко охарактеризуйте его выразительные возможности.
а) Асиндетон (греч. аsyndeton, от а — отрицательная частица, syndeton — связывание) — ........
Пример:

Татьяна в оглавленье кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель...
б) Моностих (греч. monostichos, от mono — один и stichos — стих, строка) — ...................

Пример:


О, как внезапно кончился диван.

(В. Вишневский)


6 баллов (за каждое верное определение и объяснение — 2 балла; за каждый свой пример — 1 балл).

2. Какие средства художественной изобразительности представлены в следующих цитатах:

а) Я люблю усталый шелест

Старых пи­сем, дальних слов (М. Волошин);
б) Там поют соловьи панихиды хрустальные (А. Вертинский);
в) весело мигающими звездами, Все небо усыпано и Млеч­ный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед празд­ником помыли и потерли снегом (А. Чехов);
г) Из окна коричневая пашня

Грандиозной плиткой шоколада

На зеленой скатерти травы (И. Северянин);
д) И оборвали в ночь свистевшие буруны
Меж небом и землей протянутые струны... (И. Анненский);

е) — Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь);
ж) Все флаги в гости бу­дут к нам (А. Пушкин);
з) Швед, русский ко­лет, рубит, режет (А. Пушкин);
и) И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз (М. Лермонтов).
9 баллов (за каждое верное определение – 1 балл)
IХ. Литературное творчество.
Напишите пейзажную миниатюру на тему "Зимний вечер", используя в ней слово "звезда" в качестве элемента:

а) метафоры;

б) сравнения;

в) антитезы;



г) инверсии.

20 баллов (высшая оценка за одну миниатюру 5 баллов).

Всего 81 балл