Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... 1 388.45kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» вошла... 1 27.26kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной... 2 259.29kb.
Информация к пресс-конференции 15 августа 2011 года в издании «Комсомольская... 1 182.7kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике 2011/12... 1 37.92kb.
Кафедра финансов и банковского дела 23 2368.49kb.
Методические рекомендации мр 2641-10 Москва 2010 5 1364.62kb.
Второй (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников 1 85.27kb.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 1 86.01kb.
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... 1 408.35kb.
Васенева надежда Владимировна Рецепция эстетики и драматургии Б. 1 299.21kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Всероссийская олимпиада школьников по искусству (мхк) методические рекомендации по - страница №1/1




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК)

в 2010/2011 учебном году

Москва 2010

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
Общие положения
В соответствии с п. 16.2. Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации по составлению олимпиадных заданий указанных этапов Олимпиады.

Согласно п. 5. Положения о всероссийской олимпиаде школьников, определяющего порядок организации и проведения всероссийской олимпиады школьников, организаторами школьного этапа Олимпиады являются образовательные организации.

Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады (раздел II, п. 22 Положения).
Цели и задачи вопросов и заданий
Предполагается, что специфика заданий на школьном этапе проведения Олимпиады должна учитывать региональные возможности доступа к культурным ценностям, близость музеев, оснащенность доступных библиотек, доступа к Интернету.

Задача этого этапа во многом – активизировать внимание школьников к окружающим очагам культуры, сфере их деятельности, спровоцировать творческую инициативу для взаимодействия с ними и предполагает деятельностный подход.

Цель – выявление творческого мышления, активизация настроя на социализацию творческих инициатив (социально-культурная адаптация школьников), осознание общественно-воспитательной функции искусства, ведущей к психокоррекции школьников, осмыслению функционирования культуры как типа общественного сознания, выработке эмоционально-ценностного отношения к собственному творчеству. Именно на школьном этапе Олимпиады необходимо наиболее полно представить творчество учащихся на сопровождающих ее выставках и концертах.
Общая характеристика содержания заданий
Школьный этап Олимпиады предлагается проводить с акцентом на материал истории художественной культуры России от древности до начала ХХ века, тем самым реализуя в массовом масштабе приоритетную задачу современной государственной образовательной и культурной политики по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию российских школьников в процессе более качественного изучения ими родного языка и традиций культур народов России. Важно помнить, что знание основ национальной художественной культуры является инвариантной основой освоения учащимися многообразного художественного наследия народов России и других стран в процессе изучения мировой художественной культуры. Акцент на культуру России не исключает возможности включения вопросов по художественной культуре других стран, вопросов межкультурных коммуникаций, восприятия культуры России за рубежом, отражения в вопросе включения российских культурных явлений в общеевропейское пространство.

Содержание заданий школьного этапа Олимпиады должно в полной мере соответствовать Государственному стандарту общего образования по предметной области «Искусство» и быть выстроено с учетом учебных программ и школьных учебников по мировой художественной культуре, имеющих гриф Министерства образования и науки РФ.

Задания выбираются, исходя из списка вопросов, рекомендуемых центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) при подготовке к различным этапам Олимпиады (см. Приложение) или составляются членами комиссий самостоятельно на их основе. Список разработан для 9, 10 и 11 классов.

При составлении заданий для 5-8 классов рекомендуется использовать те же типы вопросов с оглядкой на известный учащимся материал.

Приветствуется на школьном этапе создание базы данных, вопросов и заданий-кандидатов, которые впоследствии распределяются по пакетам для двух возрастных категорий. Важно, чтобы в комплект заданий вошел материал, связанный с различными областями и пластами культуры – народной, бытовой, духовной, классической, массовой.

Муниципальная предметно-методическая комиссия вместе с заданиями готовит ответы на вопросы первого типа, требующие однозначных решений, и рекомендации для школьного жюри по оценке каждого типа заданий.


Общая структура комплекта заданий
Школьный этап Олимпиады состоит из двух частей:

Первая часть – аудиторное выполнение олимпиадных заданий.

Вторая часть – защита домашнего задания (конкурс социокультурных проектов).
В первой аудиторной части каждому участнику школьного этапа Олимпиады предлагается четыре типа заданий: ответить письменно на три типа вопросов и после сдачи письменной части заданий, возврат к которой в дальнейшем невозможен, выполнить четвертое задание по сбору информации.
Вторая часть – конкурс социокультурных проектов – проходит в устной форме. Поскольку конкурс социокультурных проектов нацелен на выявление умения участника соотносить свои предпочтения с социально значимыми начинаниями, он вполне может обернуться конкурсом молодежных творческих инициатив. Конкурс носит характер домашнего задания, представляется жюри устно в виде защиты проекта – плана деятельности, является наиболее творческим и направлен на выявление понимания и осмысления социального значения современных культурно-исторических процессов.
Общая характеристика типов заданий
Четыре типа заданий первой аудиторной части

(выполняются участниками 9-11 классов в течение 4 астрономических часов,

участниками 5-8 классов в течение 3 астрономических часов)

Время выполнения может быть скорректировано оргкомитетом в зависимости от конкретных условий проведения Олимпиады


Первый тип заданий ориентирован на формирование или выявление сформированности представления о непрерывности культурно-исторического процесса и включает отрывки из художественных, литературно-критических, искусствоведческих произведений, описывающих узнаваемое произведение искусства, деятеля культуры, имя или название которых предлагается определить по характерным чертам или признакам, упоминаемым в предлагаемом тексте. Первый тип заданий направлен на выявление умения определять явление художественной культуры по называнию его черт или видеть его проявление в другом произведении искусства, а также включает вопросы на общую эрудицию. Группа первого типа заданий может включать одно или несколько заданий (2-3) в зависимости от категории сложности.
Второй тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас. Участникам предлагается написать определенное количество прилагательных, с помощью которых он мог бы охарактеризовать предложенное для анализа произведение искусства, или написать заметку в школьную прессу, составить текст афиши с целью привлечения внимания к произведению, которое ему нравится. Группа второго типа заданий может включать несколько заданий (2-3) в зависимости от категории сложности.
Третий тип заданий – рассуждение-эссе по теории или философии искусства, осмыслению значения культуры. Задание не предполагает каких-то особых дополнительных знаний по теории искусства, знакомства с трактатами и специальными работами, но направлено на выявление способности самостоятельно мыслить, рассуждать, вырабатывать суждения по поводу тенденций современного культурного развития и доказательно излагать свою точку зрения. Группа третьего типа заданий может включать одно или два задания в зависимости от категории сложности.
Четвертый тип заданий направлен на выявление способности самостоятельного поиска нужной информации, умения ориентироваться в обширном материале, владения методиками поиска, знаний по искусству (МХК), необходимых для такого поиска.

Особенности процедуры выполнения четвертого типа задания. Важно, чтобы участник хорошо продумал, что он станет искать до подхода к книгам или компьютеру. От этого зависит успех выполнения задания. Участник выполняет подготовительные записи синими или фиолетовыми чернилами на отдельном проштампованном листе, которым ему разрешается пользоваться для дополнения записей из справочных материалов избранных ресурсов, которые ведутся черными чернилами.
Вторая часть заданий
Вторая часть – домашнее задание – конкурс социокультурных проектов. Срок подготовки, время на подготовку и тема определяется муниципальной предметно-методической комиссией при согласовании с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады.
Критерии оценок
Критерии оценки первого типа заданий.

В ответах первого типа заданий оценивается



  1. Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 5 баллов. Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов.

  2. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. За комментарий каждой детали – 2 балла.

  3. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. 10 баллов.

  4. Оправданное расширение рамок в постановке вопроса. 5 баллов.


Критерии оценки второго типа заданий.

  1. Лексический запас, необходимый для выражения отношения к культурному явлению или произведению искусства. По 2 балла за каждое определение.

  2. Способность точно отразить атмосферу культурного явления или произведения искусства, характеризовать различные его стороны. 2 балла

  3. Грамотность изложения, соответствие формы высказывания заданию. 10 баллов.


Критерии оценки третьего типа заданий - рассуждение-эссе по теории или философии искусства, осмысление значения культуры


  1. Участник раскрывает суть поставленного вопроса. 10 баллов.

  2. Логично выстраивает высказывание. 5 баллов.

  3. Применяет образы в ходе рассуждений. 5 баллов.

  4. Глубина раскрытия вопроса. 5 баллов

  5. Привлекает внемуниципальный дополнительный материал. 5 баллов.

  6. Выходит за рамки вопроса, расширяя видение проблемы. 5 баллов.


Критерии оценки четвертого типа заданий по сбору информации
Оценка задания складывается из двух основных параметров и учета грамотности изложения.

  1. Оценка подготовительного материала, того, что участник знал до начала работы со справочным материалом (по положению, выполняется синими или фиолетовыми чернилами)

  • Детализация предварительного высказывания. 5 баллов

  • Логика и целесообразность изложения предварительного высказывания. 5 баллов

  1. Оценка качества и нужности подобранных справочных материалов, обоснованность их включения. 10 баллов

  2. Общая грамотность изложения. 10 баллов


Критерии оценки конкурса социокультурного проекта


  1. социальная значимость проекта, его актуальность

  2. знание истории вопроса, использование культурологического и искусствоведческого материала

  3. умение постановки и обоснования проблемы,

  4. практическая значимость разработки, целесообразность и возможность воплощения,

  5. наличие указаний на пути реализации,

  6. грамотная речь,

  7. убедительность изложения,

  8. ясность изложения,

  9. свобода изложения.

  10. самостоятельность разработки,

  11. умение понимать заданные вопросы, находить ответы, вести дискуссию,

  12. волевые качества (готовность к диалогу, доброжелательность, контактность).



Приложение 1
Пример комплекта аудиторных заданий

с предполагаемыми ответами и оценками
Задание 1. (Первый тип задания. Категория сложности 1. - Примечание: категория сложности для участников не указывается).
О ком эти строки? Какие узнаваемые черты облика или окружения помогают найти ответ?
***

…. и муза повторяет имена,

вокруг него бряцающие: Дельвиг,

Данзас, Дантес, - и сладкозвучна

вся жизнь его, - от Делии лицейской

до выстрела в морозный день дуэли. (В. Набоков)


Пример ответа. Строки посвящены А.С. Пушкину. На это указывают названные в тексте факты биографии – обучение в Лицее, зимняя дуэль с Дантесом, имена лицейских друзей Пушкина – Данзаса и Дельвига, имя Дантеса, в результате схватки с которым на дуэли погиб поэт.
Анализ ответа. Оценка.

1.Участник определяет имя поэта – адресата стихотворения. 5 баллов.

2.Правильно комментирует 3 встречающихся имени = 6 баллов. Правильно вычленяет биографическую связь с Лицеем – 2 балла, называет дуэль как биографический факт, способствующий определению имени адресата. 2 балла =6+2+2=10 баллов.

3.Грамотно и связно излагает ответ. 10 баллов.

4.Не выходит в комментариях за рамки поставленного вопроса. 0 баллов.

Общая оценка 25 баллов.



Задание 2.

  • Определи художественное полотно по фрагменту.


Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
Ответ: В.М. Васнецов. «Богатыри». На полотне изображены три самых известных былинных богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. «Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - из письма В.М. Васнецова к П. П. Чистякову.

Фрагмент представляет собой левую часть полотна – Добрыню Никитича на белом коне. Он вынимает меч из ножен.

Считается, что посередине на вороном коне изображен самый мощный из них – Илья Муромец. Он смотрит вдаль из-под ладони, держа в одной руке копье, в другой булатную палицу. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича гусли.

Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное.


Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно определяет название полотна и имя художника. 5 баллов.

  2. Правильно определяет место фрагмента в композиции. 2 балла. Правильно называет 12 других объектов и их композиционное положение. 24 балла. Помнит и называет 5 деталей и колористическое решение фона. 10 баллов.

3. Грамотно и связно излагает ответ. 10 баллов.

4. Выходит за пределы вопроса и передает настроение картины, ее смысловую нагрузку. 5 балла.

Общая оценка 51 балл.
Вариант задания 2.


  • Определи художественное полотно по фрагменту.

Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?



Вариант задания 2.

  • Определи художественное полотно по фрагменту.


Что на нем изображено? Определи название и автора.

Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

Задание 3.


  • К каким областям культуры относятся перечисленные явления? Заполни таблицу:

Дискотека, новогодний хоровод, государственный гимн, герб страны, герб рода, симфонический оркестр, гадание, компьютерная игра, именины, молитва, исповедь, застольное пение, инсталляция, спектакль драматического театра, театр кошек, граффити, фильм-боевик.


Официальная культура




Классическое искусство




Народная культура




Духовная культура




Массовая культура




Современное искусство





Ответ:


Официальная культура

Государственный гимн, герб страны, герб рода

Классическое искусство

симфонический оркестр, спектакль драматического театра

Народная культура

новогодний хоровод, гадание, застольное пение

Духовная культура

именины, молитва, исповедь

Массовая культура

Дискотека, компьютерная игра, фильм-боевик

Современное искусство

театр кошек, граффити, инсталляция


Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно определяет области культуры всех указанных явлений. 36 баллов (из расчета 2 балла за каждое явление, правильно соотнесенное с областью культуры).

  2. Грамотно и логично излагает ответ. 10 баллов.

  3. Не выходит за пределы вопроса 0 баллов.

Общая оценка 46 баллов
Задание 4.

  • В школьном энциклопедическом словаре “А.С.Пушкин” (М.,1999) среди многих есть раздел «Пушкинские места». Приведите не менее 5 названий мест, которые должны были бы войти в содержание раздела. Дай краткую характеристику их культурного значения в жизни поэта.


Ответ:

Москва, Захарово, Царское Село, Михайловское, Болдино, Санкт-Петербург.


Москва – место рождения поэта, его венчания. К числу московских пушкинских мест относится музей-квартира Пушкина на Арбате, куда поэт привез молодую жену, церковь у Никитских ворот, где он венчался с Натальей Гончаровой. Отношение поэта к Москве как городу невест отражено в главах «Евгения Онегина» и знаменитых строках:
Москва! как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось…
Москва – место встреч Пушкина с выдающимися литераторами своего времени, его друзьями и знакомыми, в числе которых были Д.В. Веневитинов, В.Ф.Одоевский, И.В.Киреевский, М.П.Погодин, Д. Давыдов. Пушкин посещал салон Волконской, где встречался с Жуковским, Вяземским, Языковым, Баратынским, Загоскиным. Бывал в доме художника-портретиста В.А.Тропинина.
Захарово – сельцо, где бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал купила небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге. В течение шести лет семейство Пушкиных выезжало туда из Москвы на лето, а один год провело и зиму. Одноэтажный дом окружал регулярный и пейзажный парк, еловый лес, старинный пруд. Неподалеку находился пятикупольный храм, в котором венчался на царство Борис Годунов. С его посещением, видимо, было связано формирование живого отношения поэта к истории. С пребыванием на вольной природе в Захарово биографы связывают перемену, произошедшую с Пушкиным: из ленивого увальня он превратился в жизнерадостного и резвого непоседу. Пушкин вспоминал, как в детстве носился по полям и рощам и, «воображая себя былинным героем, сшибал палкою верхушки растений». С Москвой и Подмосковьем были связаны первые двенадцать лет жизни поэта — ранние, самые важные годы, когда складываются душа, характер, привязанности, мысли.
В Царском Селе под Санкт-Петербургом был открыт Лицей, где учился Пушкин. Лицеистам было позволено пользоваться богатой библиотекой. В Лицее были собраны замечательные учителя. Директором лицея был Малиновский. В Лицее Пушкин читал свои «Воспоминания о Царском Селе» в присутствии Державина. Ко времени обучения в Лицее относится знакомство Пушкина с П.Я.Чаадаевым. В эти годы сложилась неповторимая лицейская дружба. Лицеисты собирались ежегодно 19 октября. Этот день отмечается и сегодня как день лицеистов.
Михайловское – родовое поместье деда Пушкина по материнской линии, где Пушкин отбывал ссылку и познакомился с русской народной культурой, ощутил богатство и величие русской природы, слушал сказки няни Арины Родионовны. В Михайловском Пушкина посетил его лицейский друг Иван Пущин, приезду которого Пушкин посвятил проникновенные строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.
Болдино – поместье, доставшееся Пушкину от отца. Там он застрял в чумном карантине по дороге в Москву, где должен был венчаться с Натальей Гончаровой. Широко известно словосочетание «болдинская осень», обозначившее один из самых плодотворных периодов творчества поэта. В Болдино были написаны стихотворения "Бесы", "Элегия", повести "Гробовщик", "Станционный смотритель", предисловие к "Повестям Белкина", окончена повесть "Барышня крестьянка", восьмая глава "Евгения Онегина", ряд литературных статей, "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" "Пир во время Чумы", «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях в основу которой была положена русская сказка, записанная в Михайловском.
Санкт-Петербург воспринимается Пушкиным как город величественной красоты, культурная столица и символ государственного величия, что запечатлено в его знаменитом Прологе к поэме «Медный всадник» и петербургских главах «Евгения Онегина». Это город, где он жил и творил, был окружен друзьями, собрал уникальную домашнюю библиотеку, посещал театры, был вхож во дворец и знал портретную галерею славы. Многие архитектурные реалии и особенности жизни Санкт-Петербурга запечатлены Пушкиным:
Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна зоря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса


Анализ ответа. Оценка.


  1. Участник называет 6 пушкинских мест. 30 баллов.

  2. Правильно и полно описывает их культурное значение в жизни поэта. 12 баллов.

  3. Грамотно и логично излагает ответ. 10 баллов.

  4. В трех случаях, выходя за рамки вопроса, приводит пушкинский текст, т.е. показывает, как названное место отразилось в творчестве поэта, отражая авторскую оценку его культурного значения. 15 баллов.

Общая оценка 67 баллов.



Задание 5. (Второй тип заданий – указывается для составителей)

  • Напиши не менее 15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о твоих впечатлениях от встречи Нового года. Не забывай о цветах, запахах, настроении.


Ответ:
Смолистый хвойный запах, разноцветные огоньки, сказочное настроение, праздничные подарки, тихая музыка, неожиданно приятные сюрпризы, звонкий смех, новогодние песни, традиционный добрый Дед Мороз, сердечные пожелания, искренние поздравления, добрые улыбки, сияющие глаза, вкусные блюда, аппетитные запахи.
Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник приводит 17 определений. 34 балла. (по 2 балла за каждое определение).

  2. Определения точно отражают атмосферу общенародного традиционного праздника и характеризуют различные его стороны. 2 балла

  3. Грамотно и логично излагает ответ. 10 баллов.

Общая оценка 46 баллов



Задание 6.

  • Напиши не менее 15 определений, которые понадобятся для рассказа о твоих впечатлениях о картине «Утро в сосновом бору».


Ответ:

Сосновый лес, молодые игривые медвежата, тонкое чувство природы, русский лес, утренний туман, ясное чувство свежести, хвойный запах, холодный утренний воздух, реалистично-точный рисунок, сумрачная чаща, мохнатые кроны деревьев, четкий вид отдельных хвоинок.


Анализ ответа. Оценка.

1.Участник называет 13 определений. 26 баллов.

2. Определения точно описывают картину, ее настроение, делают ее узнаваемой. 2 балла.

3. Грамотно и логично излагает ответ. 10 баллов.

Общая оценка 38 баллов.
Задание 7.


  • Дан ряд изображений. Определи вид искусства каждой группы. Подбери к каждому из изображений подходящие качества русских богатырей из числа указанных. Напиши свои собственные определения. Выдели собственные определения подчеркиванием.

Могучий, сильный, доблестный, верный себе и своему народу, смышленый, мудрый, непобедимый, непреступный, отважный, выносливый, владеющий мечом и копьем, неустрашимый, любящих землю русскую, надежный, немногословный, осмотрительный, добродушный, крепкий, терпеливый.


1. 2. 3.

4.

5. . 6.

7.

8. 9.

10.


Ответ:

  1. Искусство плаката. Крепкий, добродушный, смышленый, здоровый, развитый, жизнерадостный.

  2. Искусство фотопортрета. Сильный, могучий, непобедимый, выносливый.

  3. Искусство живописи. Могучий, сильный, доблестный, верный себе и своему народу, смышленый, мудрый, непобедимый, непреступный, отважный, выносливый, владеющий мечом и копьем, неустрашимый, любящих землю русскую, надежный, немногословный, осмотрительный, добродушный, крепкий, терпеливый.

  4. Искусство фотографии. Верный себе и своему народу, смышленый, мудрый, отважный, выносливый, неустрашимый, любящих землю русскую, надежный, немногословный, осмотрительный, добродушный, крепкий, терпеливый.

  5. Искусство графики. Верный, надежный, терпеливый, немногословный, умелый, трудолюбивый.

  6. Искусство мультипликации. Могучий, сильный, доблестный, верный себе и своему народу, любящих землю русскую, надежный, добродушный, крепкий, непобедимый, благонравный, светлый.

  7. Искусство палехской миниатюры — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Сильный, доблестный, верный себе и своему народу, отважный, владеющий мечом и копьем, неустрашимый, любящих землю русскую.

  8. Искусство кино. Верный, надежный, любящий, добродушный, крепкий.

  9. Искусство костюма, исторический костюм. Смышленый, добродушный, задорный.

  10. Искусство рисунка и книжной графики. Могучий, сильный, доблестный.


Анализ ответа. Оценка

  1. Участник правильно определяет виды искусства. 50 баллов (по 5 баллов за каждый правильно определенный вид).

  2. Приводит 7 собственных определений. 14 баллов (по 2 за каждое новое определение). Правильно распределяет предложенные определения. 10 баллов.

  3. Грамотность 10 баллов.

Общая оценка 84 балла
Задание 8 .

Составь рекламный текст на обложку компакт-диска «Старинные русские музыкальные инструменты», отражающий его привлекательные особенности. Какие инструменты будут в нем представлены? Какие произведения войдут в его состав?


Ответ:

Познать и почувствовать душу народна можно, услышав, как она поет. Русские народные песни, наигрыши, новое звучание старинных русских инструментов вы услышите, найдя время поставить этот диск. И запоет душа. А еще вас ждет встреча с переложениями хорошо вам знакомых сочинений, написанных для других составов. Но как по-новому они прозвучат!

Вы услышите, как звучат ложки, трещотка, бубенцы, рубель, волынка, гусли, домра, балалайка, гудок, жалейка.
Анализ ответа. Оценка


  1. Участник называет 10 старинных русских музыкальных инструментов. 50 баллов (по 5 баллов за каждый. Называет привлекательные черты их звучания. 20 баллов (по 2 балла за каждый). Называет 3 вида произведений, исполняемых на старинных инструментах. 6 баллов. Не дает названий конкретных произведений. 0 баллов.

  2. Выполняет высказывание в жанре рекламного текста. 10 баллов.

  3. Грамотность и связность 10 баллов.

Общая оценка 39 баллов.
Задание 9

  • Прочитай стихотворение. Что тебе известно о его персонаже? Что такое меценатство? Развито ли это явление в современности? Что, по-твоему, нужно сделать для его развития? Напиши рецензию-отзыв на стихотворение.

Аня Пепеляева 14 лет (Пермь)


С.П Дягилеву
Благословенно и непросто

Среди блистательных людей

Увидеть гения, как остров,

В потоке мыслей и идей.


Подобно мощному Атланту,

Ни в чём не изменив себе,

Всю жизнь поддерживать таланты,

Играя роль в чужой судьбе.


Отбросив прочь свои желанья:

Ваять, писать и рисовать

Осуществлять одно призванье –

В России звёзды открывать.


И славят имя мецената

За самобытность и престиж

Родные пермские пенаты,

Москва, Венеция, Париж.



Ответ:

С.П. Дягилев – известный российский меценат, щедро поддерживавший таланты. Меценатство и представляет собой явление бескорыстной поддержки людей искусства, художников в широком смысле слова, творцов и создание им условий для творчества. Меценат может назначить премию, предоставить свой дом для проживания, помещение для мастерской или зал для проведения выставок, репетиций и концертов.

Автор стихотворения посвящает его своему земляку, безусловно, восхищаясь его дару и подчеркивая, что меценатство – своеобразный дар. Меценат должен быть не просто щедрым человеком, но и хорошо разбираться в искусстве, обладать вкусом, интуицией. Ведь талант нужно заметить, порой угадать в человеке, имя которого еще никому не известно.

Меценат должен обладать великодушием, ведь действует он не во имя прославления собственного имени (в подобном случае он может оскорбить талант), а во славу искусства, во славу отечества, давая развиться тому, что без его поддержки зачахло, не осуществилось.

Есть меценаты и в наши дни. Как и положено, они не стремятся к обнародованию своих имен. Но во имя поддержки движения меценатства правительство учредило специальные премии, которые вручаются с оглашением имен.

В последних двух строках стихотворения названы города, с которыми связана жизнь Дягилева – место его рождения и места проведения с его помощью выставок, принесших славу русскому искусству.


Анализ ответа. Оценка

  1. Участник определяет область деятельности меценатов. Ставит проблемы современного меценатства 10 баллов.

  2. Определяет 6 важных качеств, необходимых меценату. 12 баллов.

  3. . Указаны некоторые факты жизни Дягилева. 5 баллов.

  4. Ответ выстроен как логичное целостное высказывание и может рассматриваться как отзыв на стихотворение. 5 баллов.

Общая оценка 32 балла.
Задание 10. (Четвертый тип заданий – сбор информации)


  • Тебе нужно предложить друзьям план подготовки вечера «Произведения Пушкина в других видах искусства». У тебя есть возможность заглянуть в Интернет. В твоем распоряжении есть 15 минут работы в сети. Предложи пан подготовки. Собери необходимую информацию.


Ответ:

Пушкин и его произведения послужили источником вдохновения для многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, артистов и режиссеров. Всему миру известны оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Борис Годунов» М.Мусоргского. Потому что Пушкин музыкален. Портреты Пушкина, написанные Кипренским и Тропининым, картина Айвазовского "Прощание Пушкина с морем" и Репина "Пушкин в Царском Селе", где Пушкин читает свои стихи перед Державиным.

Пушкинские произведения не раз экранизировались и освоены искусством кино. Владимир Высоцкий создал незабываемый образ Дон Гуана в телевизионном трехсерийном фильме «Маленькие трагедии». В числе экранизированных «Маленьких трагедий», кроме указанного «Каменного гостя» были «Моцарта и Сальери», «Скупой рыцарь» и другие произведения. Созданы фильмы «Барышня-крестьянка», «Дубровский», замечательно поставлены в кино и театре сказки. Образы пушкинских сказок прекрасно воспроизводятся в мультипликации («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Может получиться занимательный и веселый вечер, если посвятить его Пушкину в мультипликации, ведь там будут задействованы разные виды искусства. Некоторые сценки можно разыграть самим.

Мой план – рассказать о Пушкине в мультипликации, назвать авторов мультфильмов, режиссеров, обратить внимание на работу художников, актеров, озвучивавших роли, показать эпизоды фильмов в ходе вечера или один из фильмов целиком и предложить одноклассникам поставить один из эпизодов одной из пушкинских сказок.

В Интернете я буду искать имена создателей пушкинских мультфильмов. И, может быть, мне понадобится музыка кого-то из классиков для того, чтобы постановка была более выразительной. Для оформления вечера мне могут понадобиться репродукции указанных картин или рисунков Пушкина. Их стиль сходен с рисованными мультфильмами.

В результате посещения Интернета мой план изменился. Я нашел материал об Андрее Хржановском – создателе фильмов по рисункам Пушкина ("Я к вам лечу воспоминаньем", 1977; "И с вами снова я...", 1980; "Осень", 1982) и др. http://ulin.ru/whatshow.htm

Андрей Юрьевич Хржановский — известный советский и российский аниматор, сценарист, преподаватель. Заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Государственной премии России.

Родился в 1939 году в Москве[1], отец — художник и артист Юрий Хржановский. В 1962 году окончил ВГИК (мастерская Л. Кулешова). С того же года начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Преподаватель ВГИКа, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма. Заслуженный деятель искусств, дважды лауреат Государственной премии России.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Хржановский

Постараюсь их найти и рассказать именно о них.

«Я к вам лечу воспоминаньем».

Союзмультфильм, 1977.


Pежиссер: Андрей Хржановский

Cценарист: Андрей Хржановский

Xудожники-постановщики: Владимир Янкилевский, Юрий Батанин

Xудожники: Зоя Монетова, Аркадий Шер, Татьяна Казанцева, Роза Бикмаева, Гелий Аркадьев

Aниматоры: Юрий Батанин, Александр Горленко, Владимир Пальчиков, Анатолий Абаренов, Наталия Барковская, Эльвира Авакян, Татьяна Фадеева, И. Пашкевич, Елена Малашенкова

Oператор: Светлана Кощеева, Игорь Скидан-Босин

Директор: Любовь Бутырина

Kомпозитор: Альфред Шнитке

Звукооператор: Владимир Кутузов

Pоли озвучивали: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский

http://www.youtube.com/watch?v=rKv91DHp78Q
«День чудесный»

год 1975


страна СССР

слоган -


режиссер Андрей Хржановский

сценарий Андрей Хржановский, Эдуард Успенский

директор фильма Любовь Бутырина

оператор Кабул Расулов

композитор Владимир Мартынов

жанр мультфильм, короткометражка, ...

время 16 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=IGB_uS1UX-A
Анализ ответа и оценка.

1. Предварительные знания участника обширны. Он называет



  • 6 музыкальных классических произведений, 12 баллов,

  • 4 художественных полотна 8 баллов,

  • 5 кионэпизодов 10 баллов

  • 3 мультипликационных фильма 6 баллов

2.Излагает замысел логично. 5 баллов

3. Грамотно. 10 баллов

4. Посещение Интернета плодотворно. Подобран интересный, нужный материал. 10 баллов.

Общая оценка 61 балл.



Общая сумма баллов за аудиторные задания:

25+51+46+67+46+38+84+39+32+61=489 баллов.


К общей сумме прибавляются оценка

за выбор эпиграфа (эпиграф не выбирался) – 0 баллов,

за использование в работе элементов графического оформления. Не использовались – 0 баллов.
Оценки за разработку и защиту социокультурного проекта
1.социальная значимость проекта, его актуальность 10 баллов

2.знание истории вопроса, использование культурологического и искусствоведческого материала 8 баллов

3.умение постановки и обоснования проблемы 5 баллов

4.практическая значимость разработки, целесообразность и возможность воплощения 8 баллов

5.наличие указаний на пути реализации 5 баллов

6.грамотная речь 8 баллов

7.убедительность изложения 10 баллов

8.ясность изложения 8 баллов

9.свобода изложения 10 баллов

10.самостоятельность разработки 10 баллов

11.умение понимать заданные вопросы, находить ответы, вести дискуссию 8 баллов

12.волевые качества (готовность к диалогу, доброжелательность, контактность) 8 баллов



Общая сумма баллов за разработку и защиту социокультурного проекта

10+8+5+8+5+8+10+8+10+10+8+8= 90 баллов


Итог: 489 + 90 = 579 баллов
Приложение 2
Примеры тем социокультурных проектов

(выбирается одна тема или один тип задания для всех участников с тем, чтобы критерии оценок могли быть соотносимыми)
Социокультурные проекты. Уровень сложности 1.


    1. План подготовки инсценировки сказки Пушкина к школьному вечеру. Предложено подготовить инсценировку сказки Пушкина к школьному вечеру. Какой эпизод ты бы выбрал? Какие материалы тебе понадобятся для оформления сцены? Каких оформителей произведений Пушкина и художников сены ты знаешь? Какую музыку ты бы использовал?

(Оценивается знание содержания и текста, возможность реализации замысла, оригинальность подхода, адекватность выбора сопроводительных материалов).
Социокультурные проекты. Уровень сложности 2.


    1. Выставочный зал (художественная галерея) проводит опрос посетителей. Им предложено сформулировать названия пяти тематических выставок, которые бы они с радостью и интересом посетили. Твои предложения и их краткое обоснование. Почему и чем выставка привлечет посетителей? Если ты предложишь выставку своих работ или кого-то из своих друзей или знакомых, обоснуй и объясни своеобразие их творчества.

Могут ли эти работы участвовать в выставке наряду с работами признанных мастеров? Почему?


    1. Опиши идеальный современный кабинет физики (химии, литературы, биологии, иностранного языка, музыки, изобразительного искусства, учительскую, комнату отдыха, спортивный зал). Если можешь, сделай графический эскиз его общего вида и деталей интерьера. Какие задания по оформлению кабинета ты мог бы дать своим одноклассникам? Как бы ты определил основные принципы современного дизайна?