Восстановление экономики страны в послевоенный период - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Восстановление экономики страны в послевоенный период - страница №1/1


Тематическая разработка урока истории в 9 классе

Тема урока: Восстановление экономики страны в послевоенный период.

Цели урока:

Образовательная – охарактеризовать состояние советской экономики после войны, проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы; выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития, проследить ход восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства.

Развивающая - способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная - поддержать интерес к истории своей страны, края, города, способствовать осознанию нравственного долга перед поколениями тех лет.

Тип урока: Изучение новой темы с использованием элементов технологии критического мышления.

Методы урока: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.,1998.

  2. Данилов А.А., История России. XX век: Справочные материалы. М,, 1996.

  3. Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. – 9-11кл.: Справочное пособие. М., 1998.

  4. Компьютерная презентация.

Оборудование: карточки с текстом, карточки с кластерами, карточки с памятками, компьютер с проектором.

План урока

  1. Мотивация. Введение в новую тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

  2. Изучение нового материала:

  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).

  2. Домашнее задание.



  1. Ход урока: Орг.момент. (1 мин.)

Учитель. – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ильин Евгений Владимирович. И сегодня урок истории проведу у вас я, участник конкурса «Учитель года 2010». Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. В течение урока вы будете работать индивидуально, в парах, в группах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, активно работать.

  1. Работа по теме урока. 1 стадия – «вызов».

Вступительное слово учителя. – Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Великой Отечественной войны для СССР?

Слайд 1.

Отвечают ученики (2-3 чел.)



Слайд 2.

Учитель. - СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения.

Столь долгожданный мир настал, и перед страной встали новые задачи.

– Какие задачи встали перед Советским Союзом после окончания войны?

Слайд 3.

Отвечают ученики. (2-3 чел.)



Слайды 4.

Учитель. - На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Отвечают ученики.

На экране появляется тема урока: «Восстановление экономики страны в послевоенный период».

Слайд 5.

Учитель. - Ребята, сегодня во время урока нам предстоит выяснить:


  • Какие были возможные пути, т.е. альтернативы восстановления экономики СССР;

  • особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки;

  • сельскохозяйственную политику государства в послевоенное время;

  • итоги экономического развития к 1953 г.,

  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?

  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Слайд 6.

II стадия – «осмысление».

Учитель. – К восстановлению разрушенного хозяйства советское государство приступило еще в годы войны по мере того как освобождались занятые врагом территории. Однако, как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны. Так как война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг., после ее окончания начались дискуссии по выбору пути дальнейшего экономического развития страны.

Слайд 7.

Перед вами карточки с историческим текстом о двух возможных альтернативах восстановления экономики СССР после войны:

1) «демократическая альтернатива» Вознесенского;

2) довоенная модель развития страны Сталина.

- Ваша задача - самостоятельно осмысленно прочесть текст, выявить отличительные признаки этих двух моделей и в карточках заполнить кластеры.

Альтернативы восстановления экономики СССР после войны

В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, стоявшему в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Сын своего времени Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.

Другую точку зрения по дальнейшему пути развития страны имел Сталин, который в феврале-марте 1946 года вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что для построения материально-технической базы коммунизма нужно продолжить преимущественное развитие тяжелой промышленности, ускорить процесс преобразования сельского хозяйства в сторону все более государственных и «социалистических» форм собственности и организации труда (совхозы). Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками с текстом и заполняют бланки с кластерами. (3-4 мин.)

Учитель. – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала отличительные черты альтернативы Вознесенского.

Отвечают ученики.

На экране появляются слайд с кластерами.

Слайды 8.




Демократическая альтернатива Вознесенского






Учитель. - А теперь отличительные черты довоенной модели развития Сталина.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд с кластером.



Слайд 9.



Слайд 9.


Довоенная модель развития страны Сталина






Учитель. – Как вы думаете, по какой модели стала восстанавливаться страна? И почему? (Отвечают учащиеся).

Учитель. - Вот таким образом СССР вернулся к довоенной модели развития экономики.

В параграфе ваших учебников рассказывается о послевоенном развитии промышленности и сельского хозяйства.

- Я разделяю класс на две группы: 1 группа – сидящие слева, 2 группа – сидящие справа. Первая группа читает о развитии промышленности, 2-ая – о развитии сельского хозяйства. Ваша задача – внимательно прочитать текст учебника и, обсудив его всей группой, совместно заполнить кластер. По окончании работы группа заявляет о готовности презентовать свой кластер.

Учащиеся самостоятельно работают в группах в теч. 5 мин.

Учитель. – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала выслушаем по развитию промышленности.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.

Слайд 10.


Какие трудности возникли в восстановительный период

?

За какой срок произошло восстановление промышленности



?

Распределение капиталовложений в промышленность:

Тяжелая - ?

Легкая - ?



Промышленность в годы 4-й пятилетки (1946-1950-х гг.)





Сколько восстановлено и заново построено предприятий

?

Источники восстановления

?

?




Учитель. – А теперь выслушаем другую группу, работавшую с текстом о послевоенном развитии сельского хозяйства.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.



Слайд 11.


Политика советского руководства в отношении деревни



Урезание размеров крестьянских приусадеб-ных участков



Повышение налогов с доходов от продаж на рынке

Крестьянское хозяйство обязано сдавать натуральный налог

Колхозникам «рекомендо-вано» продать государству мелкий скот

Началось укрупне-ние колхозов





Послевоенное сельское хозяйство



Обнищание селян



Массовый забой мелкого скота

Лишение стимулов в работе, дезоргани-зация сельхозработ

Дезорганизация сельхозработ



Небывалый кризис в сельском хозяйстве

Угроза снабжения продовольствием городов и армии



Результаты аграрной политики государства




III стадия – «рефлексия».

Обсуждение проблемных заданий.

Учитель. - Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили послевоенное восстановление экономики нашей страны. Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время?

Отвечают ученики. (Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис).



Слайд 12.

Учитель. – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?

Отвечают ученики. (Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, чрезвычайщина, жесткий сталинский режим).

- Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?

Отвечают ученики. (Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой и пищевой промышленности в тяжелую, а также средств из деревни в город).



Слайд 13.

Вывод. Учитель. - Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития, которая впоследствии привела к господству дефицитной экономики: нехватке продовольствия, жилья, тяжелейшему положению в деревнях и селах. Но в то же время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.

У кого-то из вас есть бабушки и дедушки, родственники, знакомые, которые жили и работали в тот тяжелый период. Расспросите их, как они жили тогда, как трудились, и напишите об этом краткое сообщение.

Это будет домашним заданием. Дополнительно к этому написать эссе

«Преимущества и недостатки довоенной модели развития страны Сталина».

Слайд 14.

Учитель. – Сегодня мы с вами плодотворно работали на уроке. Давайте каждый из вас ответит на вопросы «памятки рефлексии».

Отвечают учащиеся – происходит самооценка.



Наш урок подошёл  к концу, и я хочу сказать:

    1. Мне больше всего удалось ...

    2. Я могу себя похвалить за…

    3. Я могу похвалить одноклассников за...

    4. Меня удивило…

    5. Для меня было открытием то, что ...

    6. На мой взгляд, не удалось…, потому что…

    7. На будущее я учту…

Слайд 15.

Бимская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района РТ

Республиканский конкурс «Учитель года -2010»

Открытый урок истории в 9 классе

Восстановление экономики страны в послевоенный период

Подготовил и провел учитель истории и



обществознания Ильин Е.В.

Бима 2010