Волков А. А. Курс русской риторики - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дистанционный курс к умк верещагиной И. Н., Притыкиной Т. А. 2 273.37kb.
Андрей Волков, Дмитрий Ливанов: Ставка на новое 1 142.01kb.
Васенева надежда Владимировна Рецепция эстетики и драматургии Б. 1 299.21kb.
Пояснительная записка Таланты будущих поколений могут быть охраняемы 1 127.21kb.
Курс черчения в школе составная часть технологического образования 1 97.81kb.
Элективный курс для совершенствования профильного обучения? 1 36.49kb.
Курс «Как начать online бизнес за 7 дней» Письмо Тема: с чего начать? 1 264.43kb.
Л. Д. Гартман английский язык базовый курс Часть 2 Учебное пособие 7 512.06kb.
Кальки из английского языка в русской компьютерной терминологии 12 1266.79kb.
В. В. Виноградова правила русской орфографии и пунктуации полный... 38 9837.27kb.
«Сквернословие это язва русской речи» 1 119.59kb.
Действия перед установкой Установка Windows xp mode Установка виртуальной... 1 182.18kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Волков А. А. Курс русской риторики - страница №37/38

Указатель терминов и определений.


Аккумуляция, 312 Вопрос, общий, 23

Аксиома силлогизма, 160 Восхождение, 314

Актуальное членение Время, 100

высказывания, 331 Вступление, 234

Акты, 31 Вывод,158
Акциденция (привходящее), 113 Высказывание, 20

Аллюзия, 329 Гипербатон, 322

Алфавит, 26, 28 Гипербола, 309

Амплификация, 333 Градация, 3/2

Анаколуф, 327 Графика, 29

Аналогия, 184 Действие, 93

Анафора, 3/5 Деление, 753

Антанаклаза, 324 Дефиниция, 148

Антиметабола, 323 Диалог, 27, 327

Антимодель, 220 Диасирм, 327

Антитеза, 326 Дилемма, I 76

Антифразис, 327 Договоры, 32

Антономазия, 308 Документы, 37

Апозиопея, 322 Заимословие, 328

Аргумент, 81 Заключение, 755

верификации, 790 Закон

к здравому смыслу, 198 достаточного основания, 136

к личности, 224 исключенного третьего, 736

к норме, 272 противоречия, 136

к общности, 799 тождества,136


к причинно-следственным Заполнение, 377

связям, 799 Изложение, 243

к различию, 200 Изобретение, 61

к совместимости, 797 Иллюстрация, 201

к уникальности, /90 Имя,123
к человеку (аd hоminеm), 227 Индивид, 179

прагматический, 207 Индукция, 182

рациональный, 196 Интерес, 250

сравнительный, 204 Интерпретация, 377

Асиндетон, 318 Информативность, 250

Аудитория, 62 Истолкование, 3/7

Бессоюзие, 318 Историография, 34

Большее - меньшее, 127 Каллиграфия,29


Внешние обстоятельства, 102 Категория, 146

Возвращение с разделением, 324 Качество, 116

Класс, 137 Определение, 148, 324

Классификация, 155 номинальное, 752

естественная, 155 реальное, 149

знаний, 41 Определяемое, 148

искусственная, 156 Определяющее, 148

Климакс, 314 Опровержение, 272

Колон, 341 Ораторика, 36

Конкатенация, 316 Органичность, 249

Контрапозиция, 159 Орфография, 29

Контрарность, 140 Ответствование, 327

Красота слога, 293 Отличение, 314

Культура, 12 Отношение, 118

Лемма, /75 Ошибки

Литература, научная, 5/ аналогии, 2/2

художественная, 54 дедукции, 210

Литота, 309 индукции, 211

Логика, 136 слов, 20

Логический квадрат, 140 Парадиастола, 326

Логический круг, 2/0 Парадокс

Логос, 70 логический,212


Массовая коммуникация, 57 Пароним, 298

Место, 99 Пафос, 67

Метабола, 322 Перемещение с

Металепсис, 309 противопоставлением, 323

Метафора, 305 Перестановка, 322

Метонимия, 306 Период

Многосоюзие, 318 члены, 341

Модальность речи, 300 Период, 338

Модель, 220 Перифраз, 325

Модусы Письменность, 30

фигур силлогизма, 165 Письмо, 26

Наведение, 182 идеографическое, 26

Надписи, 30 фонетическое, 26

Наклонение, 314 Плеоназм, 311

Номинативность, 15 Плоце, 314

Обратимость, 133 Побуждение, 278

Обращение 159 Повествование, 243

Объем понятия, 144 Подобие, 129

Объяснение, 262 Подстановка, 320

Окружение, 316 Подтверждение, 264

Оксюморон, 326 Подчинение, 141

Описание, 247 Полиптотон, 314

аналитическое, 259 Полисиллогизм, 172

реферативное, 258 Полисиндетон, 318

Положение, 99 Риторический вопрос, 329

Понятие, 142 восклицание, 330

единичное, 146 обращение, 330

общее, 146 Род, 119

относительное, 146 Рукописи, 31

отрицательное, 146 Сборище, 68

положительное, 146 Свойство, 117

собирательное, 146 Связка, 137

Портрет, 253 Сгущение, 312

Последующее, 95 Силлепсис, 319

Посылка, 157 Силлогизм, 159

Поэзия, 33 его правила, 160

Правдоподобие, 249 Симплоце,314
Правило справедливости, 131 Синекдоха, 307

Правильность, 283 Синоним, 297

Предикат, 137 Синонимия, 311

Предикативность, 18 Следствие, 104

Предложение, 23Р Словесность, 24

Предмет, 78 духовная, 45

Предупреждение, 327 печатная, 48

Предыдущее, 95 письменная, 2 6

Привходящее, 112 устная, 25

Признак, 115 христианская письменная, 43

Пример, 201 Слог, 282

Примышление, S3 Собор, 68

Присоединение, 376 Содержание понятия, 144

Присущее, 112 Сообщение, 328

Причина, 104 Соответствие, 323

Проза,34 Сорит, 178

Противность, 140 Состояние,101
Противопоставление, 130 Сочетание, 314

Противоречивость, 141 Сочинения, 32

Публицистика, 55 Сравнение, 126, 325

Пунктуация, 30 Статус, 78

Разделение, 241, 323 определения, 78

Различение, 326 оценки, 78

Расположение, 232 установления, 78

Регистр речи, 289 Стиль, 250, 296

Рекапитуляция, 277 Субконтрарность, 142

Рекурсивность, 19 Субординация, 141

Рема, 331 Субъект, 137

Реприза, 313 Суждение, 136

Ритм речи, 295 аподиктическое, 139

Ритор, 66 ассерторическое, 139

индивидуальное, 137 разделительное, 174

категорическое, 139 условно-категорическое, 173

общее, 137 условно-разделительное, 175

отрицательное, 138 Условие, 105

проблематическое, 139 Фабула, 244

разделительное, 139 Факт, 92

условное (гипотетическое),139 Фактура речи, 24

условно-разделительное, 139 Фигура

утвердительное, 138 речи риторическая, 309

частное, 138 силлогизма, 164

Сюжет, 244 Фрагмент, 330

Теза, 239 Характеристика, 255

Текст, 330 Хиазм, 322

Тема, 79, 331 Хрия, 266

Термин, 52 Целое, 121

больший, 159 Цитата, 328

крайний, 159 Часть, 121

меньший, 159 Чистота слога, 256

распределенный, 145 Членораздельность, 18

средний, 159 Экзергазия, 313

суждения, 137 Эксплеция, 317

Тождество, /25 Эллипсис, 319

Τοп, 86 Элокуция, 280

внешний, 89 Эналлага, 320

логический, 90 Энтимема, 115,178

общий, 89 Энумерация, 323

описательный, 93 Эпанодос, 322

определения, 112 Эпимона, 324

причинно-следственный, 104 Эпистолография, 42

причины, 104 Эпитет, 311

частный, 89 Эпифонема, 324

Транзитивность, 134 Эпифора, 316

Трилемма, 176 Эпихейрема, 179, 181

Троп, 303 Этимология, 325

Удержание, 322 Этос, 74

Уместность слога, 2S9 Язык, 14

Умозаключение, 157 Ясность слога, 288

Литература.


1. Аннушкин В. А. Первая русская риторика. М., 1999.

2. Аннушкин В. А. Риторика. Хрестоматия. М., 1998.

3. Античные риторики. М., 1978.

4. Багрянцева В.А., Болычева Е. М., Галактионова И. В. Русский язык. Учебное пособие для углубленного изучения. М., 2000.

5. Вигилянская Е. Н. Русский язык. Упражнения с ключами. М., 1998.

6. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

7. Граудина Л. К. Русская риторика. Хрестоматия. М, 1996.

8. Качалкин А. Н. Русский язык. Правописание и словоупотребление. М., 1997.

9. Прохватилова О. А. Православная проповедь как феномен звучащей речи. Волгоград, 1999.

10.Романенко Α. Π. Советская словесная культура: образ ритора. Саратов, 2000.

11. Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

12.Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996.

13.Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999.

14. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.

15. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., “Наука,” 1997.

Рекомендовано Учебным комитетом

при Священном Синоде

Русской Православной Церкви

в качестве учебного пособия

для духовных учебных заведений.



Волков А. А.

Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. - 480 с.

ISBN 5-901836-01-4
Данный учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданный на основе лекций, читаемых автором в МГУ и МДА, он может служить учебным пособием для студентов высших учебных заведений, как духовных, так и светских; а также для гимназий и лицеев. Книга адресована также преподавателям риторики, юристам, политикам, журналистам и всем, чья деятельность связана с публичной аргументацией.
Рецензент д.ф.н., доцент Аннушкин В. И.

Редактор Мартынова Μ. Π.

Макет, оформление Коряков Ю. Б.

Корректор Васильева Л. Н.
Оптовые заказы: тел. 203-3458 Эл. почта: jirik@usеrlinе.ru

©А.А. Волков, 2001

© Храм св. муч. Татианы при МГУ, 2001

ISBN 5-901836-01-4





1 Аристотель. Риторика. — Античные риторики. М.. 1978. С. 19.

2 Аристотель. Там же. С. 17.

3 Аннушкин Β. Α. Первая русская риторика. М.,1999.

4 См. Гадамер Γ.Γ. Риторика и логика. Β кн.: Актуальность прекрасного Μ., 1991. С. 194-197.

5 Гаврюшин Η. Κ. “Риторика” Μ. Β. Ломоносова и “Логика” Макария Петровича. Памятники науки и техники. М., 1986. С. 131-154.

6 См. например: Айхенвальд Ю. Белинский. Силуэты русских писателей Τ. 2 М., 1998. С. 199-207.

7 Рérélmаn Сh., Оlbrесhts-Туtéса L. Lа nоuvеllе rhéthоnquе. Т. l. Р., 1958.

8 См. Стяжкин Н. И. Формирование математической логики. М., 1967.

9 Viеwеg Тh. Торiсs аnd Lаw. А соntributiоn tо bаsiс rеsеаrсh in lаw. Frаnkfurt аm Меin, Bеrlin, Bеrn еtс: Реtеr Lаng, 1993.

10 Немезий Эмесский. Ο природе человека. М., “Канон,” 1998. С. 128, 131-132.

11 Рérélmаn Сh., Оlbrесhts-Туtéса L. Ibid. Т. 1. Р. 18.

12 Эти семиотические термины основаны на соответствующих категориях риторики; см. Моррис Ч. У. Основания теории знаков (русский перевод). B кн.: Семиотика. М., 1983. С. 38.

13 Кошанский Η. Φ. Частная риторика. СПб., 1832.

14 Рождественский Ю. Β. Введение в культуроведение. М., 1996. С. 13.

15 Поскольку культура существует и развивается в пределах определенной исторической общности, понятие “общечеловеческой культуры” представляется фикцией.

16 Понятие “духовной культуры,” принятое в культуроведении, восходит κ идеям немецкого филолога, философа и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835). Β. фон Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, философское осмысление которых приводит κ совершенствованию личности человека и общественной жизни (В. Гумбольдт. Идеи κ опыту, определяющему границы деятельности государства. — Язык и философия культуры. М., 1985. С. 62-76). Французский филолог и философ Антуан Дестю де Траси (1754-1836), основываясь на эмпирической философии Д. Локка, в работе “Элементы идеологии” (1801-1815) описал систему слов, означающих мировоззренческие представления западноевропейской культуры. Совокупность таких представлений была им обозначена термином “идеология.” Впоследствии идеи В. Гумбольдта и А. Дестю де Траси развивались в работах целого ряда ученых и философов XIX и XX веков (В. Вундт, К. Шпенглер, Б. Кроче, К. Фосслер, Л. Шпитцер, Г. Шухардт, Н. С. Трубецкой, Л. Вайсгербер, М. Элиаде и другие), использовавших преимущественно термин “духовная культура” и понимавших под ним систему мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или даже человечеству в целом. Пользоваться термином “духовная культура” следует с осторожностью, учитывая опасность подмены действительно духовного содержания христианской культуры набором идеологем, свойственных тому или иному культурному образованию. Β зтом значении более точным был бы термин “идеология” или “идеологическая культура,” который, впрочем, имеет свои недостатки, так как слово “идеология” в современном употреблении имеет отрицательное оценочное значение.

17 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 26-27.

18 Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984. С. 80.

19 Там же. С. 80.

20 Здесь и в дальнейшем строение словесности излагается в основном по книге: Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996.

21 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 21-26.

22 Β качестве одного из таких прототипов рассматривают протобиблское письмо из г. Библ (Ливан), бывшее, возможно, силлабическим.

23 Аристотель. Поэтика. Сочинения. Т. 4, М., 1984. С. 646 и далее, с. 655: “...задача поэта говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости” /145lа, 38 и далее/.

24 Подробно см. Чернец Л. В., Хализев В. Е., Бройтман С. Н. и др. Введение в литературоведение. М., 1999.

25 См., например, архиепископ Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 204-246.

26 Музы, спутницы бога Аполлона, считались ответственными за основные виды умственной и художественной деятельности: Эрато — покровительница лирической поэзии, Эвтерпа — сопровождала флейтой лирические песни, Каллиопа — занималась эпической поэзией, Клио — муза истории, Мельпомена — отвечала за трагедию, Полигимния — специализировалась в музыке и танце, Терпсихора — занималась исключительно танцами, Талия — вдохновляла комедиографов, Урания — предводительствовала астрономами.

27 Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

28 Попова Τ. Β. Античная биография и византийская агиография. Античность и Византия. М., 1975. С. 218-266.

29 Достаточно указать предисловие и комментарии А. Ф. Лосева κ трехтомному собранию сочинений Платона (М., “Мысль,” 1968-1972), где исчерпывающим образом разобраны композиция, стиль и техника аргументации Платона.

30 Лосев Α. Φ. Жизненный и творческий путь Платона. Платон. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. М., 1968. С. 50.

31 Лосев Α. Φ. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 8-10, 79-90.

32 Подробное историко-сравнительное описание топического и аксиоматического мышления в западном правоведении, философии и отчасти богословии содержится в упомянутой выше статье Томаса Фивега, как и в первой части “Теории аргументации” X. Перельмана и Л. Ольбрехтс-Титека.

33 Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. М., 1999. С. 41-42.

34 Архимандрит Борис (Плотников). История христианского просвещения в его отношениях κ древней греко-римской образованности. Казань, 1890.

35 Рождественский Ю. В. Общая филология. М, 1996. С. 156.

36 Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. М., 1964.

37 Лихачев Д. С. Текстология. М., 1983. С. 43-49.

38 Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XII-XIV вв. М., 1975; Киселева Л. И. Западноевропейская книга ХІV-ХV вв. Л., 1985.

39 Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1.: Литература техники и прикладных наук от средних веков до Возрождения. М.-Л., 1933; Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии. М.-Л., 1934; Т. 3.: Галилей и его время. М.-Л., 1933.

40 Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. С. 217.

41 Рождественский Ю. В. Там же. С. 222.

42 Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства κ действительности. М.. 1958. С. 152-153.

43 Lесlеrс dе Buffоn G.-L. Disсоurs sur lе stуlе. (1753) Оеvrеs. Т. 1, Р., 1893. Р.12.

44 Виноградов B. B. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

45 Рождественский Ю. В. Там же. С. 232.

46 Рождественский Ю. В. Там же. С. 239.

47 Описание характеристик информатических текстов содержится в “Общей филологии” Ю. В. Рождественского (с. 250-261); в дальнейшем изложении они специалыю не рассматриваются.

48 Рождественский Ю. В. Там же. С. 245.

49 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

50 Аристотель. Риторика. — Античные риторики. М., 1978. С. 21.

51 Здесь и в дальнейшем изложение вопросов культуры ведется на основе работ: Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М., 1996; Принципы современной риторики. М., 1999.

52 Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999. С. 33.

53 Рождественский Ю. B. Теория риторики. М., 1999. С. 69-70.

54 Рождественский Ю. В. Там же. С. 69.

55 Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский. Статьи и речи. Т. 3.

56 Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 213.

57 Святитель Феофан Затворник. Гам же. С. 238.

58 Святитель Феофан Затворник. Там же. С. 246.

59 Моnrое А. & Еhningеr D. Рrinсiрlеs оf Sреесh Соmmuniсаtiоn. 7-th еd. Glеnwiw. 1975. Р. 231-232.

60 Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. С. 358-362.

61 Аристотель. О софистических опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535-537.

62 Это правило относится в основном к продолженной речи — проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказываетея от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению.

63 См.: Тема 1, задание 2.

64 Лат. аrgumеntum “довод, доказательство, умозаключение” (от глагола аrguа “показываю, выясняю, доказываю”).

65 Святитель Филарет, митрополит Московский; см. Тема 1.

66 Тарский А. Введение в формальную логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948. С. 82.

67 Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть III. Репринт. М., 1993. С. 23

68 Епископ Сергий (Страгородский). К вопросу ο веротерпимости. Слова и речи. СПб., 1905. С. 36-37.

69 См. ниже раздел “Силлогизм.”

70 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 715.

71 Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997 (1839). С. 34-37.

72 Неволин К. А. Там же. С.37-41.

73 Систематическое изложение содержательных топов христианской нравственности по логическим топам см.: Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 106-182.

74 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Москва —Ростов-на-дону, изд-во “Приазовский край,” 1992 (репр. СПб., 1895). С. 104-105.

75 Св. Григорий Богослов. Слово 5, второе обличительное слово на царя Юлиана. Собрание творений в 2-х томах. Том 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 142.

76 Порфирий (ок. 233 - ок. 300) — греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина; автор ряда антихристианских сочинений и “Введения” в “Категории” Аристотеля, которое было переведено на латинский язык Боэцием и впоследствии сильно повлияло на развитие схоластической логики.

77 Сочинение Юлиана “Мисопогон” — ненавистник бороды, написанное против антиохян, которые смеялись над длинной и неопрятной Юлиановой бородою (прим. переводчика).

78 Св. Григорий Богослов. Там же. С. 144-145.

79 Аристотель. Категории. Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 86-87.

80 Аристотель. Метафизика. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976. С. 307.

81 Ификрат — афинский военачальник первой половины IV в. до Р.Х. Снабдив легковооруженных воинов длинными мечами и ударными копьями, одержал победы над спартанскими гоплитами (тяжеловооруженными воинами).

82 Гармодий — сообщник афинского тираноубийцы Аристогитона. Β 514 г. Гармодий и Аристогитон напали на тиранов Гиппарха и Гиппия, убив Гиппарха, после чего Гармодий был изрублен телохранителями тирана; Аристогитон пытался бежать, но был пойман и казнен. Β Афинах они считались героями и потомки их пользовались особым почетом.

83 Аристотель. Риторика. Β кн.: “Античные риторики.” М., 1978. С. 113.

84 Аристотель. Топика. Соч. в 4-х томах. Т. 2. М., 1978. С. 397.

85 Св. Василий Великий. Там же. С. 3.

86 В логике высказываний отношение импликации является ложным само по себе только в случае ложности консеквента (т. е. следствия из условия); действительно, утверждение “если человек (антецедент), то животное (консеквент)” (АВ) будет ложным только в случае, если ложно Β (консеквент), а в остальных случаях — истинным. Так, истинным будет суждение: “Если Солнце вращается вокруг Земли, то происходит смена дня и ночи,” независимо от того, что вокруг чего вращается в астрономическом смысле.

87 Св. Иоанн Дамаскин. Диалектика, или философские главы. С. 97.

88 Св. Василий Великий. Там же. С. 31-32.

89 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

90 См. проф. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 89 и далее

91 Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Творения. Часть I. М., 1845. С.7-8.

92 Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., “Ахіоmа,” 1996. С. 12-13.

93 Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 36-37.

94 Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 38.

95 Святитель Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега. №4 (18). М, 1998. С. 83.

96 Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112.

97 Святитель Феофан Затворник. Цит соч. С. 112.

98 Св. Тихон Задонский. Творения. Сокровище духовное. М., “Русский духовный центр,” 1994. С. 274.

99 Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 25-26.

100 Св. Григорий Богослов. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает свое удаление в Понт. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43-44.

101 Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50.

102 Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118.

103 Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328.

104 Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72-73.

105 Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис,” 1997. С. 56.

106 Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79.

107 См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315-323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика,” 1994, С. 63-72.

108 Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн,” 1993. С. 104-105.

109 См. Тема 4. Политическая и судебная речь.

110 Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина... Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3-й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253.

111 Преп. Максим Исповедник. Главы ο любви. Творения. Книга I. М., “Мартис,” 1993. С.

112 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

113 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

114 терпением вашим спасайте души ваши.

115 И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

116 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

117 Св. Григорий Палама. Беседы. Часть 2. М., “Паломник,” 1993. С. 190.

118 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон,” 1995. С. 72-74.

119 Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука,” 1996. С. 207.

120 Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149-150.

121 Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72.

122 Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62-63.

123 Св. Максим Исповедник. Главы ο богословии и ο домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения. Кн. 1, “Мартис.”, 1993. С. 216-217.

124 Деяния Вселенских Соборов. Собор Никейский второй, Вселенский седьмой. Т. IV. СПб., 1996. С. 590-591.

125 См., например, Лосев Α. Φ. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 348 и далее.

126 Ильин И. А. Путь духовного обновления. Β кн.: Путь к очевидности. М.,

изд-во “Республика,” 1993. С. 140.



127 Аристотель. Категории. Сочинения. Т. 2. М., “Мысль,” 1978. С. 72.

128 Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 91.

129 Тютчев Ф. И. Россия и Германия. Политические статьи. Пер. с французского. Репринт: УМСА-РRЕSS, Раris, 1976. С. 30.

130 Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 64.

131 Паскаль. Б. Мысли. Москва, 1994. С. 64.

132 Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Творения. Т. 3. М., 1993. С. 74-76.

133 Св. Филарет (Дроздов). Слово в день совершившегося столетия Московского университета. Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. М., “Отчий дом,” 1994. С. 294-295.

134 Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 61-62.

135 Мы можем мыслить вид, например “кошка,” в качестве индивида, и в таком случае он будет целым, которое может иметь части.

136 Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997 (1839). С. 63.

137 Св. Василий Великий. Там же. С. 65.

138 Платон. Кратил. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., “Мысль,” 1968. С. 422.

139 Св. Василий Великий. Там же. С. 66.

140 Интенцией (термин, сложившийся в схоластической логике) называется направленность мысли на определенный предмет, то свойство, которое выражает имя в высказывании, в отличие от общего значения имени как ІІростого обозначения определенного предмета (экстенсионала): так, выражения “Суворов” и “покоритель Измаила” экстенсионально эквивалентны, поскольку обозначают одно и то же лицо, но интенсионально не эквивалентны, поскольку выражают различное отношение к предмету мысли. См. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.

141 Св. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 245.

142 Аристотель. Топика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 399.

143 Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 84.

144 Дигесты Юстиниана. М., “Наука,” 1984. С. 42.

145 Правила Православной Церкви. Т. l. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1996. С. 114.

146 Св. Иоанн Златоуст. Творения. Том 1. Книга вторая. СПб., 1898. С. 451-452.

147 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. Т. 1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. С. 69.

148 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. С. 80.

149 Дигесты Юстиниана. С. 25.

150 Св. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на царя Юлиана. Собрание творений. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 106-108.

151 Огицкий Д. П., священник Максим Козлов. Православие и западное христианство. МДА, М., изд-во храма св. мученицы Татианы, 1999. С. 81-91.

152 Св. Григорий Богослов. Там же. С. 107-108.

153 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Т. 2. Издательский отдел Московской Патриархии, 1993. С. 497.

154 Имеются в виду (как и в следующем законе исключенного третьего) суждения вида: (1) А есть В и (2) неверно, что А есть В.

155 От лат. dеfiniо

<< предыдущая страница   следующая страница >>