Влияние музыки и запахов на учащихся - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Влияние музыки и запахов на учащихся - страница №1/1

Лукина Юлия (11 класс)

Научные руководители: учителя биологии

Дударева Валентина Лазаревна и Акпашева Любовь Андреевна

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ И ЗАПАХОВ НА УЧАЩИХСЯ
Запахи и музыка играют огромную роль в жизни человека уже много тысячелетий. Обоняние и слух являются теми органами чувств, которые помогали нашим пращурам выжить, почувствовать затаившегося зверя, найти пропитание. Наша задача заключается в том, чтобы выяснить, как влияет музыка на учеников, и как влияют на организм человека запахи цитрусовых.

«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрец, уже тогда выделявшие 3 направления влияния музыки на человеческий организм:1) на духовную сущность; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Пифагор писал: «Этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Учёный сделал музыку предметом точной науки. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Другой учёный-философ - Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию нелекарственным способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

К пониманию музыки как точной науки постепенно приходит и современная наука. Эксперименты сегодня ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Обнаружилось значимое положительное влияние «приятной» музыки как на запоминание, так и на вероятность альтруистической реакции.

Убедительные результаты получены при использовании оркестровых сочинений Моцарта в качестве музыкального фона при обучении детей "трудного" поведения. Заметно снизились их агрессивность и непослушание, улучшилась координация движений при ручных работах; физиологические замеры показали снижение температуры тела, пульса. Всё это привело автора к выводу, что "моцартовский эффект" находится в тесной связи с выработкой эндорфинов, благодаря которым, образно говоря, таким детям гормоны не так сильно «бьют в голову».

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативно-нервной сферах. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. В музыке можно услышать как первичные голосовые реакции - плач, смех, крик - физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс.

В целом музыка выполняет следующие функции: стимулирующую, седативную, церемониальную (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др.); коммерческую (включая применение в труде, в торговле, просто для развлечения), терапевтическую, образовательную.



Большое значение имеет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Короткие сеансы спокойной музыки могут положительно сказаться на внимании учеников. Для доказательства или опровержения этого утверждения нами был проведен эксперимент, для которого была взята группа учеников средней возрастной группы, а именно 5-х классов. Группе из семнадцати девочек предлагались тесты на внимание. После сеанса музыки проводился повторный аналогичный тест, где учащимся предлагалось зачеркнуть другие буквы за то же время. Через 3 дня с этой же группой вновь был проведен эксперимент на тех же условиях. Результаты показывают, что после прослушивания музыки ребята смогли качественнее выполнить задание. Таким образом, спокойная релаксирующая музыка действительно положительно влияет на концентрацию внимания учеников.

Влияние музыки (успокаивающий вариант)



Упражнение

Музыкальный фон

Время

1

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

И.С.Бах. Прелюдия №1

2 мин.

2

Расслабление мимических мышц

И. С. Бах. Прелюдия №8

4 мин 30с

3

Расслабление мышц рук

И. С. Бах. Хор

3 мин 30с

4

Расслабление мышц туловища

Ф. Шопен. Прелюдия №4

2 мин

5

Расслабление мышц ног

Ф. Шопен. Прелюдия №13

4 мин 35с

6

Регуляция ритма дыхания

Ф. Шопен. Прелюдия №15

1 мин 10с

7

Регуляция ритма сердечных сокращений

Ф. Шопен. Прелюдия №15

1 мин 10с

8

Выход из состояния расслабленности

Глюк. «Мелодия»

4 мин

9

Общая активизация

Ф. Шопен. Прелюдия №17

3 мин 45с

Можно дать следующие рекомендации в плане общего музыкального озвучивания школы. Начало учебной смены характеризуется пониженной работоспособностью учащихся. Чтобы уменьшить его продолжительность, необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать функционирование нервномоторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. Поэтому музыка в начале смены должна быть темповой, громкой, что помогает войти в ритм учебной деятельности. На перемене, в период высокой работоспособности транслировать спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание также должно быть бодрым и веселым.

Ароматерапия, также как и музыка, предупреждают утомление и способствует эффективности и производительности учебной деятельности. Ещё древние письменные источники - индийские ведические рукописи, написанные за два тысячелетия до нашей эры, египетские папирусы и библейское повествование об исходе евреев из Египта - все они указывают на широкое распространение ароматических масел. Причем многие масла применялись не только в религиозных церемониях, но при массаже, купании; для ухода за телом и волосами. Жрецы применяли эфирные масла при бальзамировании.

Использование арабами концентрированных масел, известных на Западе как «ароматы Аравии», привело к возрождению интереса к ароматическим растениям. Парфюмерия постепенно обособилась от технологии изготовления лекарств, и с развитием химического синтеза понятие о психологическом значении ароматов утратилось. Однако именно парфюмерная промышленность дала толчок развитию ароматерапии.

История современной ароматерапии началась с работы французского химика Рене-Мориса Гаттефосса, который в 20-е годы XX в. открыл целебные свойства лавандового масла. Он и ввел термин «ароматерапия». Успех вдохновил учёного на исследование антисептических характеристик эфирных масел, и в 1937 г. он опубликовал первую современную книгу по ароматерапии. Другой значительной личностью в истории ароматерапии стал доктор Жан Вальне. Он использовал летучие масла при лечении ряда болезней - от инфекционных заболеваний до психических недугов. Сегодня в европейских странах центры ароматерапии входят в состав разрешенных государством медицинских учреждений и находятся при каждой престижной клинике. Ароматерапия используется как одно из лучших средств реабилитации и является эффективным методом, позволяющим положительно изменить самочувствие, внешний вид, настроение и даже жизненные установки.

Одним из самых доступных и популярных способов использования ароматерапии является ароматизация воздуха. Она благотворно влияет на психоэмоциональную сферу человека, органы дыхания; дезинфицирует помещение и очищает воздух от вредных примесей и оказывает оздоровительное действие на весь организм.

У каждого человека есть свой любимый запах - тот, что пробуждает воспоминание об удивительных событиях или местах. Результаты исследований показывают, что некоторые запахи могут заставить человека чувствовать себя напряженно или расслаблено. Например, запах мяты пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые наши основные эмоции непосредственно связаны с запахом. Так, исследователи утверждают, что запах океана и свежеприготовленного домашнего печенья возрождают во взрослых весьма эмоциональные воспоминания о детстве.

Роль обонятельных сигналов в стимуляции тех или иных эмоциональных состояний человека, значение гедонической оценки запахов и ее взаимосвязь с эмоциями - наиболее популярные и вызывающие интерес современные направления изучения роли запахов в жизни людей. Простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения. К примеру, некоторые соединения, содержащиеся в мускатном орехе (мускат, валериана) оказывают вполне специфическое воздействие, снимая стресс. Эти вещества широко используются в ароматерапии: они снимают ощущение страха, подавленности, и усиливают ощущения счастья, спокойствия, оказывая расслабляющее действие. Масла лимона, герани, лаванды, можжевельника, эвкалипта, розы, аниса могут оказать обезболивающее действие и способствуют очистке организма от шлаков; улучшают настроение.

Кроме специфических воздействий, запахи оказывают неспецифическое влияние на настроение человека. К примеру, приятные запахи улучшают настроение, а неприятные - ухудшают. Запахи могут долгое время сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать её. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом.

Работая над темой, мы провели наблюдения и эксперименты, которые привели к выводу о том, что дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Экспериментальная работа проводилась с учащимися 3 «Г» класса. Цель работы заключалась в определении того, как воздействуют эфирные масла цитрусовых на состояние детей. Экспериментальная группа состояла из 12-ти человек. Ежедневно до начала школьных занятий на запястья участников эксперимента наносилось эфирное масло апельсина. В течение дня у них наблюдалось хорошее настроение, и лишь у двух участников эксперимента настроение было плохим. Наш опыт показал, что цитрусовое эфирное масло благоприятно влияет на эмоциональное состояние учащихся. У многих повышалась работоспособность, некоторые, несмотря на полученную плохую оценку, прекрасно себя чувствовали. Но эмоциональное состояние зависит не только от запаха, но и от индивидуальных особенностей характера, склада темперамента. Также мы выяснили, что дети больше всего любят теплые сладковатые запахи.

Однако в силу того, что организм детей находится еще в стадии развития, применять средства ароматерапии для них следует в минимальных дозировках. Лучше всего масла наносить на кожу. Также, нужно отметить, что хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.

Для более наглядного отражения результатов эксперимента мы использовали таблицу «Мое настроение», которую учащиеся заполняли каждый день, до занятий и после. Анализируя её, можно сделать вывод, что настроение у ребят улучшалось именно после нанесения эфирных масел.

Таким образом, польза применения музыки и эфирных масел в школьной практике несомненна.

Литература:



  1. Грановская А.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987

  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1987.

  3. Котенкова Е.В. Запахи и их значение в жизни человека. – М., 2003.

  4. Куликов Л. Мозаика радости. - СПб, 1997.

  5. Мирогородская С.А. Аромакология. - М.: «НАВЕУС», 1991.

  6. Михайлов И.Г. Психология. // Прикладная психология. – 2001. - № 5.

  7. Монро Д. 21 урок Мерлина. Магические знания друидов. - Киев: София, 1996.

  8. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. - М, 1984.

  9. Петров В.И. Теория психологии. - М.: Дрофа, 2001.

  10. Полужников М.С., Рязанцев СВ. Среди запахов и звуков. - М.: Молодая гвардия, 1991.

  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М: ВлаДос, 1996.

  12. Рогов Е.И. Эмоция и воля. М: ВлаДос, 2001.