Выставка «свет мой, зеркальце» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Выставка «свет мой, зеркальце» - страница №1/1


Выставка «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ»



Среди всех предметов повседневного обихода едва ли найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. В Античности с ним связано множество мифов и легенд. В Средневековье целые государства хранили тайну его изготовления. В зеркале видели как инструмент исправления нравов, так и атрибут порока. В разные времена, смотрясь в зеркало, человек находил в нем либо отражение образа Божия, либо ухмылку Дьявола.

История зеркала - это не просто история предмета домашнего обихода, но еще и история взаимоотношений человека с его отражением, с его двойником.

Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. Возраст самых древних зеркал — около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.

Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции.

Однако в ХVП веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата — всего 3 тысячи! Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это "великолепие" слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.

В России в эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик.

В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве — "амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место.

С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода. Сегодня их широко применяют и в технике. В наши дни с помощью отраженных солнечных лучей варят металл, обогревают дома, готовят пищу, повышают урожайность семян, проводят сеансы "светового массажа", строят телескопы, прожекторы, маяки, микроскопы, телеобъективы, оптические резонаторы, фотоаппараты, лампы накаливания и… Невозможно перечислить все области применения этого, казалось бы, "легкомысленного" изобретения человека!



На выставке представлены зеркала рубежа ХIХ - ХХ вв. Здесь можно увидеть простые зеркала крестьянской избы с резными кокошниками и незатейливым цветочным орнаментом, а также зеркала необычных форм, оформленные в стиле модерн. В геометрии вторых господствовали причудливо переплетённые линии. Единственным украшением первых в праздники было вышитое нарядное полотенце.

Из предметов роскоши зеркала постепенно превратились в обычный бытовой предмет.



В русском доме являлись не только украшением и предметом быта, но и сакральным предметом. Им приписывали способность проникать в иные миры, вглядываться в течение времени, пересекать пространство и общаться с духами, а гадание с зеркалом и свечами считалось одним из самых страшных.