Вы не найдете в Библии слово Троица, также вы не встретите таких терминов как триединый, ипостась, сущность - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение 1 174.81kb.
Самым важным и центральным событием в Библии является искупление... 1 38.79kb.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? 11 1793.78kb.
Полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют... 1 84.82kb.
Служба русского письменного перевода Глоссарий терминов Комиссия... 18 1671.48kb.
Доброе слово – вечное слово 1 96.86kb.
Духовно-нравственное развитие учащихся через изучение библии на английском... 1 131.07kb.
Словарь английских терминов 2 508.9kb.
Котлячков А., Горин С. Оружие — слово. Оборона и нападение с помощью… 28 3329.99kb.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» 1 188.16kb.
Словарь компьютерных терминов Тренинг центр «Интернет-деньги» 7 2035.84kb.
Конспект рассказа ко Дню Домового для подготовительной группы 1 76.34kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Вы не найдете в Библии слово Троица, также вы не встретите таких терминов как триединый - страница №1/1



Служение распространения Слова Божьего «Алмаз» Конференция «Велик Бог наш»

и Церковная Библейская Школа «Алмаз» Курс №3 «Теология»

Пастор Николай Скопич



Учение о Троице
Вы не найдете в Библии слово Троица, также вы не встретите таких терминов как триединый, ипостась, сущность. Люди используют эти слова, потому что не нашлось более подходящих для того, чтобы изложить весьма сложное учение о триединстве. Христианство выдвигает утверждение, которое кажется при поверхностном рассмотрении довольно противоречивым. Более того, это учение ясно и открыто в Писании не излагается. Тем не менее искренне верующие умы пришли к нему на основании свидетельств Писания.

Оно касается вопроса о том, кто есть Бог, каков Он, что Он делает и как к Нему можно приблизиться.

Когда начинаешь объяснять: Троица – три Личности. Отец – Личность. Иисус Христос- Личность. Святой Дух - Личность. Спрашивают, - так Их три или один? Не понимаю. Действительно, Бога нельзя принести в лабораторию и разложить на составляющие. Иначе это был бы не Бог, если бы Его существование можно было доказать лабораторным путем.
Очень важный вопрос - кому мы должны поклоняться - только Отцу, Сыну, Святому Духу или триединому Богу? Кому мы должны молиться? Следует ли дела каждого Лица Троицы рассматривать как самостоятельные или же считать искупительную смерть Иисуса делом и Отца? Следует ли считать Сына по сути Своей равным Отцу или же придавать Ему менее высокое положение?

На некоторые из этих вопросов мы постараемся найти ответ в Писании.


Рассмотрим пять утверждений о Троице.
Мы – христиане утверждаем:

1. Бог – один. Не существует трех богов. Бог – не существо из трех частей.

Основное исповедание веры евреев звучит так: «Слушай, Израиль, Господь (Иегова), Бог наш, Господь един есть». Втор.6.4.

Оно просто исключает поклонение многим богам (политеизм).



Ветхий Завет о Троице. Слово Элохим (Бог сильный, Всемогущий) стоит в форме мн.ч. (так называемое «царственное множество»).

Это еще не подтверждает троичности, но когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» Быт.1.26., мы видим это, где применено мн.ч. по отношению к глаголу «сотворим», так и к местоимению "Нашему", указание на Троицу усматривается и в учении о Божьем образе в человеке. В Быт. 1:27 читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

В Быт. 11:7 опять же использовано множественное число глагола: "Сойдем же, и смешаем там язык их".

Во время своего призвания Исайя услышал слова Господа: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), то это явно указывает на несколько личностей (число их остается неизвестным, и это не обязательно Троица).

Можно сказать так; учение о Троице скрыто в Ветхом Завете, как зерно в земле – в зачаточной форме, и если бы мы не увидели новозаветных всходов, мы бы не поняли этого учения.

2. Все три личности Троицы божественны и равны между Собой.


«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. …И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Иоан.1:1,14)


На общедоступном уровне часто используются аналогии из области физического мира. Распространенная аналогия - яйцо: оно состоит из желтка, белка и скорлупы, вместе образующих яйцо. Другая популярная аналогия - вода: она бывает в твердом, жидком и Газообразном состоянии. В качестве иллюстраций или пояснения используются и другие материальные предметы. Один пастор, пытаясь разъяснить понятия единства и триединства, задал молодым новообращенным вопрос, какого числа брюки - множественного или единственного. Его ответ был такой: единственного сверху и множественного снизу.
Новый Завет о Троице:

В Писании три лица не раз связываются вместе в единое равноправное целое.

Один из примеров - указание о крещении в Великом Поручении (Мф. 28:19-20): крестить надо во имя Отца и Сына и Святого Духа. Обратите внимание, что "имя" употреблено в единственном числе, хотя речь идет о трех лицах.

При крещении Иисуса (Мф. 3:16-17) присутствуют все три Лица Троицы. Сын принимает крещение, Святой Дух сходит как голубь, Отец говорит о Сыне слова похвалы. Иисус связывает Свои чудеса с силой Духа Божьего и говорит, что они представляют собой свидетельство наступления Царства Божьего (Мф. 12:28).

Ту же тройственность можно видеть и в заявлении Иисуса, что Он пошлет на учеников обетование Отца (Лк. 24:49).

Три Лица связываются и в проповеди Петра на Пятидесятницу: "Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите... покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:33, 38).

К фессалоникийцам Павел обращается как к "возлюбленным Господом братиям" и пишет, что всегда благодарит за них, поскольку "Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2:13).

Еще одно прямое соединение трех имен содержится в благословении Павла (2 Кор. 13:13): "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами". Здесь опять же мы видим соединение трех имен в единое равноправное целое.

Можно также упомянуть молитву Павла в Еф. 3:14-19. Совершенно очевидно, что Павел видел тесную взаимосвязь между тремя Лицами.

В начале своего первого послания Петр обращается к читателям как к "избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет. 1:1-2).
Божественность Отца. Можно отметить случаи, когда Иисус называет Отца Богом. В Мф. 6:26 Он говорит, что "Отец ваш Небесный питает их [птиц небесных]". Вслед за этим Он говорит, что "Бог одевает траву полевую" (Мф. 6:30). А в Мф. 6:31-32 Он заявляет, что нам не надо заботиться о пище и одежде, потому что "Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом". Совершенно очевидно, что для Иисуса Бог и "Отец ваш Небесный" - взаимозаменяемые понятия. И при многих других ссылках на Бога Иисус явно имеет в виду Отца (например, Мф. 19:23-26; 27:46; Мк. 12:17, 24-27).
Божественность Иисуса. Когда говорим об Иисусе, то спрашивают «так Он Человек или Бог? - отвечаем Богочеловек. Это как на 50% Человек и на 50% Бог? Нет. На 100% Человек и на100% Бог. Так Его 200%? Не понимаю.

Наиболее значимая ссылка на Божественность Иисуса содержится в

Флп. 2.5-11 звучит как гимн ранней церкви, и в нем Павел призывает своих читателей к смирению. Он пишет, что Иисус, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Флп. 2:6). Слово, переведенное здесь как "образ", - morfh . Термин этот как в классическом, так и в библейском греческом языке означает "суть той или иной вещи или явления". Он подразумевает их подлинную природу.

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты». (Евр.1:8)

«… их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». (Рим.9:5)

«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». (1Тим.3:16)

«Я и Отец – одно». (Иоан.10:30)
Божественность Святого Духа. Есть библейские указания и на Божественность Святого Духа. В этом отношении можно отметить места, в которых Святой Дух отождествляется с Богом. Один из примеров - Деян. 5:3-4. Анания и Сапфира утаили часть суммы, вырученной из продажи своего имения, и деньги, положенные к ногам апостолов, представили как полную выручку. В данном случае ложь Святому Духу (Деян. 5:3) приравнивается к обману Бога (Деян. 5:4). Бог и Святой Дух выглядят как взаимозаменяемые понятия. Есть также места, в которых Святой Дух ставится наравне с Богом. Одно из них - указание о крещении в Мф. 28:19, другое - благословение Павла во 2 Кор. 13:13. Наконец, Петр в 1Пет. 1:2 обращается к читателям как к "избранным до предведению Боса Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровшо Иисуса Христа".

Любовь присуща каждому из лиц Троицы. Любовь изливается не только во вне, она присуща и в отношении Лиц внутри Троицы (для людей - это непостижимая тайна).


3. Троица вечна; Отец, Сын и Святой Дух – безначальный Бог.

Три Лица - Отец, Сын и Святой Дух - были всегда, и все Они всегда были божественными. Они никогда не принимали Божественность, ее появление нельзя отнести к какому-то определенному времени. В природе триединого Бога никогда не было никакого изменения. Он есть и будет таким, каким всегда был.


4. Внутри Троицы существует функциональная субординация, которая не означает неравенство Лиц Троицы. Функция какого-то одного члена Троицы может на время стать подчиненной функциям другого или других членов, но это не означает, что данное Лицо Троицы ниже по Своей сути.

У каждого из Лиц Троицы в определенные периоды бывали особые функции, свойственные только Ему. Это следует понимать как выполнение временной роли для достижения определенной цели, а не как изменение статуса или сущности.

Например, несколько равноправных бизнесменов или предпринимателей могут избрать кого-то из своей среды в качестве руководителя группы особого назначения или председателя временного комитета, но при этом не происходит никакого изменения в положении.

То же самое относится к военной области. Во время бомбометания пилот самолета, хотя он и выше по званию, следует инструкциям бомбардира.

Аналогичным образом, Сын во время земного воплощения не стал ниже Отца, хотя функционально и подчинил Себя воле Отца. Со своей стороны, Святой Дух подчинен теперь служению Сына (см. Ин. 14 - 16) и воле Отца, но это не подразумевает, что Он стал ниже Их.

Святой Дух - это деятельное лицо Троицы, ответственное за передачу Божьей истины и за общение с людьми. Первый шаг на пути передачи Божьей истины - это откровение. Являясь одним из лиц Верховной Троицы, Дух знает в совершенстве мысли Бога. Бог дал ангелам много изумительных и чудесных поручений, сослуживших добрую службу человеку. Но Он не доверил ангелу откровение Нового Завета. Истины Своего Слова Бог открыл Духом Своим. Дух Святой - это божественный автор Писания. Никакой другой человек не может знать вас лучше, чем вы сами себя знаете. Даже муж и жена, которые прожили вместе десятки лет и щедро делились друг с другом своими мыслями и мечтами, трудностями и радостями, никогда не сумеют узнать один другого так близко, как каждый из них знает самого себя. Наши самые заветные мысли, сокровенные тайники души, известны только нам самим.






5. Троица непостижима.

Мы не способны до конца понять тайны Троицы. Мы верим в Троицу, поскольку так сказано в Библии.

Когда однажды мы предстанем перед Ботом, мы увидим Его таким, какой Он есть, и лучше поймем Его. Но даже тогда мы не сможем полностью постичь Его. Бог безграничен, мы же ограничены в своих возможностях познания и понимания, поэтому Он всегда будет выходить за рамки наших знаний и нашего понимания.

- Мы всегда будем оставаться человеческими существами, хотя и станем более совершенными.

- Мы никогда не станем Богом.

- Мы никогда не сможем полностью постичь некоторые аспекты Бога. Поэтому нам следует рассматривать их как тайны, выходящие за пределы нашего разума и пытаться постичь непостижимое. Кто–то никогда не сможет стать космонавтом или инженером, но от этого не умирают.


Кто не верит в Троицу, не может быть спасен.

Не следует из-за непонимания каких то доктрин, самому что-то придумывать, чего нет в Писании и тем самым впадать в ересь.


Две исторические ереси, которые надо знать, чтобы лучше понимать Троицу.


  1. Монархианство;

    1. Динамическое монархианство (Феодот Византийский – торговец кожей, представил в 190 г.н.э. это учение в Риме). Во многих вероучительных вопросах, таких как божественное всемогущество, сотворение мира и даже непорочное рождение Иисуса, Феодот придерживался полностью ортодоксальных взглядов. Но он утверждал, что до крещения Иисус был обычным, хотя и абсолютно добродетельным человеком. Во время крещения на Него сошел Дух, или Христос, и после этого Он начал совершать чудесные Божьи дела.

    2. Модалистическое монархианство - Отец, Сын, Святой Дух – одно Лицо с разными именами. Бог проявляет Себя по-разному: иногда как Отец, иногда как Сын, иногда как Святой Дух. Основная идея этой школы заключается в том, что есть одно Божество, Которое можно называть Отцом, Сыном и Духом. Эти имена не отражают каких-то реальных различий, они просто относятся и применяются к разным временам. Отец, Сын и Святой Дух - одно и то же, это последовательные проявления одного Лица. Таким образом, согласно модалистскому решению парадокса тройственности и единства, есть не три Лица, а одно Лицо с разными именами, задачами и делами




  1. Арианство (250 – 336 гг., пресвитер Арий) пришло из Александрии. Эта система взглядов стала первой серьезной угрозой той позиции в отношении Божественности Иисуса, которой придерживалась церковь. Основная идея, определяющая понимание арианами Иисуса, - абсолютная единственность и трансцендентность Бога.


Отец вечен, Сын не вечен, сотворен Отцом, а когда Сын был сотворен, Сам сотворил все. Святой Дух - не вечен, сотворен Сыном, является первым Его творением. Эта ересь повторяется в наше время «Свидетелями Иеговы».

В молитве можно обращаться к любой личности Троицы; обычная молитва – к Отцу через Сына, понимая, что молитва направляется Святым Духом.



Взаимосвязь теологии и сотериологии.

С


пасение как выражение любви между двумя личностями Троицы (Отца и Сына).


В вечности прошлого

Обещание Тит.1:2

1 этап

2 этап

3 этап

В истории человечества

В вечности будущего

Дар, исполнение


обещания Еф.1:3,

Иоанн.6:37-39; 10:28;17:6-7,9,12.

Возвращение


1 Петр.1:18-20

1 Кор.15:28

Спасение рода человеческого – выражение их любви.

1. Обещание.

«… в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен», (Тит.1:2)

ДАР. Отец обещал Сыну дать в качестве невесты – искупленное человечество истинно верующих.

2. Исполнение обещания происходит в истории человечества; Этап в промежутке между вечностями – исполнение обещания.

Сын принял дар от Отца и сохранит его. Все, кто получает спасение – дар Отца Сыну. За невесту принято давать выкуп. «… зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас», (1Пет.1:18-20) Сын заплатил Собой.

«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день». (Иоан.6:37-39)

«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». (Иоан.10:28)

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, … Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. … Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». (Иоан.17:6-9, 24)

«Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его». (Иоан.6:64)


3. Возвращение. В вечности будущего Сын возвратит спасенное и искупленное человечество Отцу, которое было ранее подарено Ему Отцом.

Глубина и непостижимость спасения выражается в любви Бога внутри Троицы, между двумя личностями: Сыном и Отцом.

«Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». (1Кор.15:28)

Бог спасает нас не ради нас, а ради Себя, т.к. мы – часть Его плана.


При рассмотрении вопроса о Божьей любви возникает дилемма, связанная с уже затронутой нами проблемой о кажущемся эгоцентризме Бога. Любит ли Он нас ради Себя Самого, ставя тем самым под сомнение бескорыстный характер Своей любви, или Он любит нас ради нас самих, ставя тем самым под сомнение Свой наивысший статус? В первом случае ущемляется Божья любовь, а во втором Его слава. Но есть и третья возможность. Бог любит нас вследствие подобия Себе, которое Он вложил в нас или по которому Он нас сотворил (Быт. 1:27). Поэтому по сути Он любит то, что относится к величию и благости Его Самого, в нас Он любит Себя, все то доброе, что Сам нам дал. Это никак не связано с нашими собственными делами. Божий образ присутствует в нас благодаря бескорыстной природе Бога как Даятеля. Это проявляется как в факте и природе изначального акта творения, так и в Его нынешних отношениях с нами. Его любовь - это привязанность к нам, чувство бескорыстной заботы и решимость действовать в отношении нас таким образом, чтобы обеспечить наше благополучие. Когда художник или скульптор создает шедевр, то он радуется и любит свое творение. Хорошо приготовленная проповедь, то же творение и мы можем любить ее.

С самого начала, от самой вечности у Бога есть план, охватывающий все и учитывающий малейшие жизненные детали. "Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия" (Пр. 16:4; ср. 3:19-20; Иов 38, в частности ст. 4; Ис. 40:12; Иер. 10:12-13). Даже то, что обычно рассматривается как просто удача, например, счастливый жребий, представляется как Божий выбор (Пр. 16:33). Помешать или противостоять исполнению Его цели не может ничто. В Пр. 19:21 сказано: "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (ср. Пр. 21:30-31; Иер. 10:23-24