В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому саду, предлагаю ряд рекомендаций - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому саду, предлагаю - страница №1/1


Как подготовить ребёнка к детскому саду


В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому саду, предлагаю ряд рекомендаций.

Настроен ли ребенок на детский сад?

Как ребенок реагирует на рассказы о других детях, о садике? Нравится ли ему слушать о жизни в детском саду, задает ли он вопросы? В рассказах о «садиковской» жизни обратите внимание на то, что все дети вместе кушают, спят, играют, что много нового, интересного дети узнают от воспитателя. Перед посещением детского сада малыш должен научиться ходить на горшок (или проситься в туалет), умываться, частично одеваться, кушать.

Будьте адекватны в оценке способностей ребенка.

Любой ребенок нуждается в похвале. Но важно при похвале, поощрении оговаривать, что у него получилось, а что – нет. Родители должны быть тактичны. Если способности ребенка, его успехи как будто не замечаются родителями, у малыша пропадает уверенность в себе. Перехваливать ребенка также не стоит – он будет переоценивать свои возможности, трагически переживать неудачи. Если ребенок давно умеет самостоятельно есть суп ложкой, не стоит хвалить его каждый раз за это, зато можно заметить, как аккуратно он поел в этот раз. Похвала может быть разной – для одного достаточно кивка взрослого, другого нужно дружески обнять, а третий ждет подробного описания – что именно у него хорошо получилось.

Насколько самостоятелен ребенок?

При развитии самостоятельности следует помнить, что родители являются примером для подражания – если взрослые не кладут свои вещи на место, не убирают за собой со стола посуду, бессмысленно требовать этого от ребенка. Когда ребенок говорит «я сам», дайте ему возможность действовать самостоятельно, не критикуя и не предрекая заранее неудачу.

Признаки достаточно развитой самостоятельности в дошкольном возрасте:

1. Стремится самостоятельно справиться с заданием, с начатым делом.


2. Умеет сам найти себе занятие, создать условия для игры.
3. Самостоятельно моет руки, вытирается, кушает.
4. Умеет убирать свои игрушки, знает их место.
5. При возникновении трудностей, если не получается справиться самостоятельно, просит о помощи, но не бросает начатое дело.
6. Получает удовольствие от выполненного самостоятельно действия.

Проверьте здоровье ребенка

Перед началом посещения детского сада необходимо пройти полное медицинское обследование. Информация, полученная от разных специалистов, позволит определить, насколько начало посещения садика может повлиять на самочувствие ребенка. Многие болезни обостряются именно в период адаптации, к тому же снижается иммунитет (отсюда частые простудные заболевания). Окулист, лор, невропатолог, психолог помогут вовремя выявить проблемы со здоровьем, которые помешают при обучении, затруднят адаптацию, и начать лечение.

Это нужно знать!

Учите ребенка правилам поведения. Ребенок любопытен от природы, но чувство безопасности еще не развито. Нужно объяснять и показывать на своем примере, что другим людям, детям нужно помогать. Донесите до своего ребенка, что драки, кусание недопустимы в детском коллективе (учите договариваться, объяснять свои эмоции словами). В семье нужно соблюдать правила вежливости, только глядя на взрослых малыш научится использовать слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «здравствуйте». Если ребенок кого-то обидел, помогите ему попросить прощения. Объясняйте, что чужие вещи брать без спроса нельзя. Малыш должен знать, что из садика, из дома одному или с чужим человеком уходить нельзя, что не нужно разговаривать с незнакомым человеком, когда рядом нет родителей или воспитателя.

Не кричите на ребенка! Даже если он совершил проступок, лучше (и действеннее) понятно, доходчиво объяснить, в чем конкретно его ошибка и предложить варианты правильного поведения или исправления допущенной ошибки. Ребенок не должен бояться наказания, Вас, иначе он начнет скрывать, обманывать. Если ребенок честно признался в провинности, это показатель его доверия к Вам.

Не пугайте малыша чужими людьми. Если родители внушают, что всех чужих людей надо бояться, ребенок растет недоверчивым, долго и тяжело привыкает к новым людям (воспитатель, учитель). Ни в коем случае не пугайте малыша воспитателем! («Вот пойдешь в садик, там тебя за это накажут»). У ребенка должен быть круг общения, в котором он свободно будет контактировать как со взрослыми, так и с детьми (детская площадка, детский клуб, родственники). Учите ребенка общаться с людьми избирательно, проговаривая и проигрывая разные жизненные ситуации.

Будьте другом! Ребенка нужно воспитывать как равного, рассказывая, объясняя то, что ему интересно (учитывая возраст), делиться своими переживаниями (опять же, учитывая возраст, без перекладывания своих проблем на детские плечи). Про типы семейного воспитания и ошибки написано в других статьях Важно привлекать ребенка к выполнению домашних дел, к обсуждению покупок, к планированию отпуска. Если что-то пообещали, выполните либо объясните, почему в этот раз не получилось. Последствия невыполненных обещаний: малыш все меньше доверяет родителям, перестает их уважать. Ребенку важно, чтобы близкие взрослые играли вместе с ним в настольные и подвижные игры.

Пусть малыш приобретает трудовые навыки. Для начала это – навыки самообслуживания (умываться, одеваться, убирать за собой со стола, складывать на место игрушки). Далее – элементарная помощь по дому, знакомство с профессиями (врач, шофер, дворник, повар и т.д.). А есть еще и ручной труд – умение самостоятельно или с помощью взрослого сделать поделку из бумаги, пластилина. Таким образом развивается внимание, мышление, память, умение доводить начатое дело до конца.

Учите ребенка выражать негативны эмоции адекватно. Маленький ребенок в состоянии гнева себя не контролирует, он может все раскидывать, драться, царапать и кусать себя и окружающих. Бывает и так, что таким образом ребенок добивается желаемого – новой игрушки, конфеты и т.д. Родителям важно быть последовательными и спокойно воспринимать всплески недовольства ребенка, ведь в такие моменты бесполезно наказывать, что-то объяснять, нужно постараться успокоить, отвлечь. («Сначала ты успокоишься, перестанешь плакать, а потом мы все обсудим без слез и криков»). Избегайте угроз (например: «Если не будешь слушаться, выгоню из дома») и физических наказаний.

Рассказывайте и показывайте на примерах, что нельзя делать, а что – можно. Родители не только на словах объясняют, что сквернословие, воровство, вранье, ябедничество считаются плохими поступками, но и на своем примере показывают и доказывают это. Часто ребенок ведет себя так же, как родитель, рассуждая: «Почему маме можно говорить папе плохие слова, а мне нет???»



Сквернословие. Ребенок общается, разговаривает так, как принято в его семье и выносит «семейный» запас слов на публику. К сожалению, часто эти слова недопустимы для общения в детском коллективе и оскорбляют слух окружающих людей. Бывает и так, что ребенок «несет» нецензурные слова из садика, с детской площадки. В таком случае не стоит акцентировать внимание ребенка на этих словах, достаточно объяснить, что они недопустимы в Вашей семье и используют их некультурные люди. Ребенок должен знать Ваше отношение к таким словам, поэтому не бойтесь сказать, что Вам они не нравятся, Вы расстраиваетесь, когда слышите от ребенка такое. Для того, чтобы помочь ребенку забыть нецензурные слова, предложите использовать необидные выражения (например, «елки-палки», «укуси меня пчела»).

Воровство. Маленькие дети (многие до 5-6 лет) не разделяют свое и чужое. Он может взять чужую вещь, еду, питье, игрушку. Важно различать нормальное поведение ребенка, обусловленное слабо развитой произвольностью и проблемное поведение. Стоит задуматься, если после многократных объяснений ребенок продолжает брать чужие вещи, при этом прячет их, говорит неправду («мне подарили»), скрывает реальную ситуацию. Возможно, таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание родителей или воспитателя (не хватает ласки, любви). В таких случаях ругать ребенка, наказывать бесполезно и даже вредно – вы загоняете проблему внутрь. Надо постараться дать ребенку то, в чем он нуждается – увеличьте время, проводимое вместе, найдите общее занятие, игру, которая будет интересна и Вам, и ему, подчеркивайте положительные проявления (вежливо ответил, помог донести сумку, убрал игрушки, сам признался в проступке и т.д.). Если случаи воровства повторяются, нужно обратиться за помощью к психологу.

Детская ложь. Ребенок воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослый человек, часто мир фантазий тесно переплетен с реальностью и малыш, говоря неправду, искренне верит в то, что не врет. Но важно отличать фантазии ребенка от реальной лжи, когда ребенок что-то скрывает, не признается в проступке. Ребенок должен понять, что родители расстроятся из-за обмана больше, чем из-за сломанной игрушки. Как упоминалось выше, при физических наказаниях и унижении достоинства ребенка, отсутствии доверия он вынужден скрывать правду, чтобы хоть как-то защититься. Одна из причин возникновения детской лжи – пример близких взрослых! Часто родители не обращают внимание на " мелкую" бытовую ложь, для них нормально скрывать что-то друг от друга. Например, мама говорит: «Сегодня погода отвратительная, холодно, не хочется на улицу выходить», а чуть позже, встретившись с соседкой: «Да, я тоже люблю такую погоду, свежо...» Ребенок постоянно наблюдает за взрослыми и делает свои умозаключения: «Если мама или папа говорят неправду, то и мне можно». Если случилось так, что Вам необходимо что-то скрыть, недоговорить, объясните ребенку причину («Бабушка больна, ее нельзя тревожить, поэтому сегодня мы ей не будем рассказывать о наших неприятностях»).

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Можно сравнивать ребенка лишь с ним самим (теперь и раньше), но не с братом, другом, соседом и т.д. Каждый человек индивидуален. Если в семье несколько детей, похвалив одного, нужно не забыть и про другого. Подчеркивая достоинства других детей, вы зарождаете в своем ребенке неуверенность, агрессию, замкнутость и как следствие – отказ от выполнения задания, поручения («все равно я плохой, у меня не получится»).



Ругайте только по делу. Родители являются организаторами жизнедеятельности ребенка. С раннего детства они обсуждают с малышом вопросы, доступные детскому пониманию. Если требовать от малыша послушания во всем, часто ругать, критиковать, вырастет несамостоятельный и безынициативный человек. Подростковый возраст у таких детей – критический, возникает множество проблем и разногласий с родителями, подросший ребенок бунтует. Поэтому с самого юного возраста нужно учиться уважать ребенка, искать компромисс. Если Вы недовольны его поведением, нужно выяснить, почему он ТАК поступил, потом объяснить, как можно поступить иначе, чтобы не обидеть окружающих. Часто необходимо объяснять малышу эмоции, чувства других людей.

Расскажите о разнице между мальчиками и девочками. К трем годам малыш должен знать, мальчик он или девочка, он улавливает разницу в одежде, в прическе. В детском саду ребенок увидит и физиологические отличия полов. Важно, чтобы эта информация не стала для него шоком, поэтому стоит заранее рассказать (учитывая возраст ребенка) о различии строения тела мальчика и девочки.