В ставропольском крае разработан комплекс мер, направленных на активную поддержку и развитие субъектов малого бизнеса - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Об областном конкурсе 2 407.78kb.
Изучение влияния качества 7 495.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. 14 3860.1kb.
Методическое пособие: «Налогообложение в малом бизнесе: вопросы и... 8 3015.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 925.97kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Г. И. Иванов Учебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетный учет... 3 707.2kb.
Половое воспитание 1 57.3kb.
Шутливые вопросы для викторин 1 64.17kb.
Полное наименование поставщика (Указать: производитель, дилер, посредник... 1 13.81kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

В ставропольском крае разработан комплекс мер, направленных на активную поддержку - страница №1/2




РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В качестве вступительного слова
В Ставропольском крае разработан комплекс мер, направленных на активную поддержку и развитие субъектов малого бизнеса. В помощь гражданам разработаны рекомендации для начинающих предпринимателей при выборе налогообложения. На сегодняшний день в крае зарегистрировано свыше 100 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые действуют на рынке, имея возможность обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес.

Вместе с тем, экономически и юридически неподкованному человеку непросто разобраться в реалиях действующего законодательства, из-за чего многие не решаются начать свое дело. Поэтому на сегодняшний день для человека, планирующего организовать не предполагающее на начальном этапе сверхвысоких доходов дело, не менее важен простой порядок государственной регистрации, отсутствие значительных первоначальных вложений, возможность привлечения наемных работников, а также максимально доступный способ ведения учета и отчетности.

Налоговые инспекции края активизировали разъяснительную работу среди населения, направив свои усилия на информирование граждан о выборе организационных форм предпринимательской деятельности, решении регистрационных вопросов, преимуществах различных режимов налогообложения и отдельных нюансах в исчислении налогов.

Как показывает практика, огромное количество заполняемой фирмами в бумажном или электронном виде документации, подтверждающей факт совершения каждой хозяйственной операции, серьезно осложняет предпринимательскую деятельность, заставляя нести дополнительные затраты, а по сути отвлекаться от основного дела, решая нарастающие, как снежный ком вопросы, которых при наличии простого и понятного учета удалось бы благополучно избежать.

Вот поэтому немаловажным обстоятельством является реальная возможность документального упрощения учета у людей, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей и применяющих один из упрощенных режимов налогообложения. Ведь индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Таким субъектам малого предпринимательства достаточно раз в год оформить и представить в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, а также удобную и простую в заполнении Книгу учета доходов и расходов, которую подобно семейной «амбарной» книге можно вести в электронном или бумажном виде и, по необходимости, распечатать.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, в отличие от организаций, имеют возможность применять патентную систему налогообложения. Применение данной системы позволяет индивидуальному предпринимателю вместо представления массы налоговых деклараций и исчисления нескольких налогов по самостоятельным правилам прийти в свою налоговую инспекцию и приобрести патент на право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, который фактически представляет собой своеобразную разовую уплату всех налогов за определенный период деятельности. При этом присутствует еще одно немаловажное обстоятельство - стоимость патента уже рассчитана налоговым органом. Таким образом, как уже было отмечено - ни исчислять налоги, ни заполнять и представлять сложные налоговые декларации будет не нужно.

Плюсов и минусов у различных систем налогообложения достаточно. Подробнее о том, как начать предпринимательскую деятельность, можно узнать в инспекциях на информационных стендах, на Интернет-сайте УФНС России по Ставропольскому краю, на семинарах, проводимых налоговыми инспекторами, а также из специальной литературы, выпускаемой налоговыми органами.



УФНС России по Ставропольскому краю

Содержание
1. Государственная регистрация и постановка на учет

2. Режимы налогообложения

3. Общий налоговый режим

4. Налог на добавленную стоимость (НДС)

5. Налог на прибыль организаций

6. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

7. Налог на имущество организаций

8. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)

9. Упрощенная система налогообложения

10. Упрощенная система налогообложения на основе патента

11.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Единый налог на вмененный доход)


  1. Государственная регистрация и постановка на учет


Государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В целях проведения налогового контроля все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами.

Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется статьями 83 и 84 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и 171 Уголовного кодекса.

Порядок предоставления услуг налогоплательщикам регламентируется также Приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-10/478@ «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков».

Основные этапы прохождения государственной регистрации выглядят так:



Определение места нахождения юридического лица - «юридического» адреса*


Процедуры государственной регистрации и постановки на учет потребуют от Вас знания и понимания следующих моментов:

1. Наиболее удобной для малого предпринимательства организационно-правовой формой деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое не должно выпускать акции и публиковать финансовые результаты деятельности в средствах массовой информации. Действующее законодательство предъявляет минимальные требования к его участникам и процедуре регистрации. В то же время, право выбора организационно-правовой формы деятельности остается за Вами.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, то физическое лицо подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

3. Регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговой учет, несмотря на то, что в Ставропольском крае и ряде регионов России (например, в Москве) кроме налоговых инспекций, занимающихся учетом налогоплательщиков, существуют отдельные налоговые инспекции, занимающиеся исключительно вопросами регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В Ставропольском крае функции государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также отдельные функции по учету налогоплательщиков централизованно выполняет Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю, где жители всего края могут зарегистрировать создание юридического лица, а также осуществить все дальнейшие действия: внесение различных изменений, ликвидацию, процедуру первоначальной постановки на учёт с выдачей свидетельства. Такие же возможности регистрационный центр предоставляет и при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (пункт 3 статьи 83 Налогового кодекса).

Если Вы осуществляете виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД, Вы помимо «обычной» постановки на учет в налоговом органе, дополнительно обязаны встать в налоговом органе по месту осуществления деятельности на учет в качестве налогоплательщика – ЕНВД, представив в этот налоговый орган отдельное заявление1). При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозная или разносная розничная торговля, размещение рекламы на транспортных средствах, отдельное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), (пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса).

В случае прекращения осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД, в налоговый орган так же подается заявление2) о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Заявление подается в течение пяти дней с момента начала (окончания) осуществления вида деятельности, подлежащего переводу на ЕНВД.

Помните, что в соответствии с пунктом 6 статьи 84 Налогового кодекса постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) будет присвоен Вам не позднее пяти рабочих дней с момента подачи документов на государственную регистрацию одновременно с выдачей свидетельства о постановке на учет, а также свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Если физическое лицо, зарегистрировавшееся в качестве индивидуального предпринимателя, ранее уже получило ИНН, то налоговым органом ему будет выдано уведомление о постановке на учет по месту жительства, в котором отражается ранее присвоенный ИНН.

__________________________________________________________________



1) Формы заявлений (№ ЕНВД-1 и № ЕНВД-2) о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД утверждены приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@

2) Формы заявлений (№ ЕНВД-3 и № ЕНВД-4) о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД утверждены приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@
Запомните - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные (ФИО, паспортные данные, данные о гражданстве). Это определено статьей 84 Налогового кодекса.

5. Каждая коммерческая организация, в отличие от индивидуального предпринимателя, должна иметь устав, а также уставный капитал, который оплачивается учредителями имуществом или деньгами на расчетный счет. Минимальный размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью определен пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон) и должен быть не менее 10 000 руб.

При оплате уставного капитала имуществом в налоговую инспекцию нужно представить решение учредителя (общего собрания учредителей) о формировании капитала организации путем внесения имущества (далее – решение), в котором нужно указать его наименование и стоимость. Если стоимость имущества превышает 20 000 рублей, то для ее подтверждения потребуется оценка (пункт 2 статьи 15 Закона). Поэтому к указанному решению рекомендуем приложить акт оценки имущества, составленный независимым оценщиком в произвольной форме.

При формировании уставного капитала общества с ограниченной ответственностью путем внесения денег банк откроет Вам временный (накопительный) счет, на который к моменту регистрации организации разрешается внести не менее 50 процентов от размера минимального капитала, то есть не менее 5 000 рублей (пункт 2 статьи 16 Закона). Остальную часть денежных средств можно внести в течение года после завершения процедуры государственной регистрации. Как правило, для открытия временного счета в банк достаточно представить заявление об открытии счета и нотариально заверенные копии учредительных документов.

Запомните - на временный счет можно положить любые суммы, но распоряжаться ими, то есть перечислять в уплату чего-то, нельзя. После завершения регистрации и постановки на учет организации банк закроет временный счет, и, удостоверившись в наличии всех регистрационных документов, а также нотариально заверенных образцов подписей должностных лиц организации (руководителя и главного бухгалтера) откроет Вам расчетный счет, на который переведет с временного счета вклады учредителей и ранее внесенные денежные средства. Порядок открытия расчетного счета установлен Инструкцией от 14.09.06 № 28-И Центробанка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитов)»

_________________________________________________________________________

* Действующим законодательством не предусмотрены понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» - адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Возможно использование адреса собственного (арендованного учредителем) помещения в качестве адреса организации. Также нормативными документами не утверждена единая форма такого учредительного документа, как Устав организации.

** Размер госпошлины для государственной регистрации юридического лица при его создании составляет 4000 руб., для государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 800 руб. (статья 333.33 Налогового кодекса).

*** В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это означает, что будущая организация или предприниматель подписывают заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который должен засвидетельствовать подлинность подписи путем проставления своего штампа в заявлении только при наличии основного документа (паспорта) физического лица-заявителя. При этом нотариус не контролирует правильность заполнения заявления и соответствие утвержденной формы заявления. Согласно ст. 9 Федерального закона 129-ФЗ свидетельстовование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность. Вся ответственность за правильность заполнения заявления лежит на заявителе.


Не забывайте об установленной подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязанности в течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета письменно***** сообщить об открытии (закрытии) расчетного счета в свою налоговую инспекцию. Иначе Вас привлекут к налоговой ответственности по статье 118 Налогового кодекса и административной ответственности по ст.15.4 КоАП .

6. Зарегистрировав себя в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), при осуществлении предпринимательской деятельности Вы будете выступать от своего имени, как физическое лицо. Если же Вами учреждена организация – юридическое лицо, то Вы должны назначить руководителя и главного бухгалтера, которые будут подписывать все финансовые и нормативно-распорядительные документы или соответствующим приказом возложить их обязанности на себя или партнеров по бизнесу.

Помните - Организация занимается предпринимательской деятельностью от своего имени, как юридическое лицо.



7. Индивидуальный предприниматель, в отличие от физического лица – учредителя организации (учредители несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества), несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, указанного в статье 446 Гражданского процессуального кодекса).

8. Учет организаций или индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах осуществляется без их участия на основании сведений о государственной регистрации, которые регистрирующие (налоговые) органы сообщают в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. С момента государственной регистрации Вы становитесь налогоплательщиком с возникновением обязанностей, предусмотренных статьей 23 Налогового кодекса, в том числе по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого признаны, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса).

Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса

Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца текущего года.

Если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (пункт 2 статьи 55 Налогового кодекса).

Однако в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал первый налоговый период не удлиняется (пункт 4 статьи 55 Налогового кодекса).

_________________________________________________________________________

**** Требования к оформлению «регистрационных» документов утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», а порядок заполнения форм установлен Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@.

***** Форма № С-09-1 сообщения об открытии (закрытии) счета, утвержденная приказом ФНС России от 21.04.2009


№ ММ-7-6/252@, носит обязательный характер.

Пример:

Вы зарегистрировали организацию, находящуюся на общем режиме налогообложения, 2 декабря 2008 года. При этом в 2009 году вы должны отчитаться следующим образом.

Первую декларацию по налогу на прибыль Вы должны подать в налоговую инспекцию в соответствии с установленными Налоговым кодексом сроком, соответственно - не позднее 28 апреля 2009 года за отчетный период – 1 квартал 2009 года.

В этой декларации Вы отразите показатели не только за 1 квартал 2009 года, но и за период со 2 по 31 декабря 2008 года.

Поскольку Налоговым кодексом для налога на имущество организаций особенностей расчета его среднегодовой стоимости вновь созданными организациями не определено, то первым налоговым периодом по налогу на имущество является 2008 год и налоговую декларацию нужно также подать за 2008 год не позднее 30 марта 2009 года.

Так как налоговый период по налогу на добавленную стоимость в 2008 году установлен как квартал и не может удлиняться, то первую декларацию по данному налогу вы представляете за 4 квартал 2008 года не позднее 20 января 2009 года.
10. С момента государственной регистрации организации у нее появляется обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего налогового учета бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Бухгалтерская отчетность представляется организациями независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности (подпункт 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Индивидуальные предприниматели ведут учет в порядке, определяемом Минфином России в Книге учета доходов и расходов (пункт 2 статьи 54 Налогового кодекса, пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).



2. Режимы налогообложения
Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов:


Налоговые режимы


Указанные в схеме режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями.
Выбор любого из налоговых режимов (кроме обязательного к применению единого налога на вмененный доход) является добровольным.
Все специальные налоговые режимы имеют установленные законодательством условия и ограничения их применения.

Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление.




Обратите внимание! Если Вы не определились с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то «по умолчанию» должны осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.

3. Общий налоговый режим
Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае, если Вы не перешли на специальные налоговые режимы, «по умолчанию» необходимо применять общий налоговый режим.
Применяя данный режим, налогоплательщики – юридические лица (т.е. организации) должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.
При применении общего режима налогообложения Вы исчисляете и уплачиваете следующие основные налоги:

- налог на добавленную стоимость,

- налог на имущество организаций,

- налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей),

- налог на доходы физических лиц.

Полный перечень налогов, плательщиками которых Вы можете являться, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса.


4. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость (далее – налог) уплачивается как организациями, так и индивидуальными предпринимателями (статья 143 Налогового кодекса).

Налогом облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, передача имущественных прав, а также передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд (расходы на которые не принимаются при исчислении налога на прибыль) и выполнение собственными силами строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налогом не облагаются операции, указанные в пункте 2 статьи 146, статье 149 и пункте 2 статьи 156 Налогового кодекса.

Одновременно с исполнением обязанности по исчислению и уплате налога в бюджет в качестве налогоплательщика у Вас может возникнуть обязанность по исчислению и уплате этого налога в качестве налогового агента. Налоговыми агентами признаются покупатели товаров (работ, услуг), перечисленные в пунктах 1 – 3 статьи 161 Налогового кодекса и лица, участвующие в реализации товаров (работ, услуг), перечисленные в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса.

Обратите внимание! Если Вы заключили договор аренды помещения, находящегося в федеральной собственности, то в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса в качестве налогового агента обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Если Вы будете применять специальные режимы налогообложения, то НДС необходимо будет исчислять и уплачивать только в качестве налогового агента.

Если Вы применяете общую систему налогообложения, то имеете право на освобождение от начисления и уплаты налога, если за три предыдущих последовательных календарных месяца сумма Вашей выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает двух миллионов рублей. Порядок представления документов в налоговый орган для получения освобождения от уплаты налога подробно отражен в статье 145 Налогового кодекса.

Налоговым периодом по налогу установлен квартал (статья 163 Налогового кодекса).

Налоговые ставки, разные в зависимости от вида и предназначения товара (работы, услуги) - 0, 10, 18 % или определяемые расчетным путем (10/110, 18/118), регламентированы статьей 164 Налогового кодекса.

При применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов для подтверждения ее правомерности в налоговые органы представляются документы в соответствии со ст.165 Налогового кодекса.


Расскажем о природе налога. В ходе хозяйственной деятельности предприятие приобретает у поставщиков товары и сырье и производит продукцию или услугу, то есть создает добавленную стоимость путем переработки, производства и (или) сбыта.

Работая в режиме обложения НДС, каждый уплачивает налог с добавленной им в процессе производства и обращения стоимости. В результате этого одна и та же добавленная стоимость никогда не облагается дважды.

Продемонстрируем на конкретном примере, как возникает добавленная стоимость:

Фирма «Альфа» изготавливает материал и продает его как товар, подлежащий дальнейшей переработке. Стоимость сырья и материалов, используемых для производства данного товара, составляет 300 руб. (плюс НДС 18 %).

Товар продается фирме «Сигма» для изготовления готового к использованию товара за 500 руб. (плюс НДС 18 %).

Фирма «Сигма» продает изготовленный товар за 1500 руб. (плюс НДС 18 %). Добавленная стоимость фирмы «Альфа» равна при этом 200 руб.(500-300).

Добавленная стоимость для фирмы «Сигма» составила 1000 руб. (1500 – 500).

Теперь расскажем, почему налог называют косвенным. Потому что его уплата переносится на Покупателя, так как сумма НДС уже рассчитана и включена Продавцом в стоимость товаров (работ, услуг), приобретая которые Вы, кроме стоимости самого товара (работы, услуги), уплачиваете Продавцу указанную сумму налога, выделяемую в счете-фактуре (товарном чеке) отдельной строкой (статья 168 Налогового кодекса). Такой налог в обиходе называют «входящим».

В то же время, налог, который Вы, осуществляя предпринимательскую деятельность, рассчитываете с выручки от реализации товаров (работ, услуг), называют «исходящим».

Порядок определения налоговой базы по налогу регламентирован статьями 154-162 Налогового кодекса.

Порядок расчета налога установлен статьей 166 Налогового кодекса.
Обратите внимание! Вы должны определять налоговую базу по НДС в момент отгрузки товаров (передачи работ, услуг и имущественных прав). Это установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса. При этом в случае, если оплата за товар (работы, услуги) произведена раньше отгрузки, налоговая база определяется на день оплаты (подпункт 2 п. 1 статьи 167 Кодекса)

Также обращаем внимание, что в налоговую базу подлежат включению денежные средства (аванс), поступившие от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса.

При этом суммы НДС, исчисленные Вами с поступившего аванса, подлежат вычету в момент отгрузки товара (работ, услуг) покупателю в счет этого аванса (пункт 8 статьи 172 Налогового кодекса).
Статья 171 Налогового кодекса дает Вам право уменьшить рассчитанную сумму «исходящего» налога на сумму налоговых вычетов, то есть - «входящего» налога.

Порядок применения налоговых вычетов отражен в статье 172 Налогового кодекса.

Таким образом, разница между «исходящим» и «входящим» налогами подлежит либо уплате в бюджет, либо возмещению из него.
Порядок определения суммы, подлежащей уплате в бюджет, указан в статье 173 Налогового кодекса.

Порядок возмещения налога установлен статьей 176 Налогового кодекса.


Используя данные предыдущего примера, определим суммы налога, которые фирмы «Альфа» и «Сигма» уплатят в бюджет.

Отраженный отдельной строкой в документах фирмы «Альфа» «входящий» налог на приобретенные товарно-материальные ценности составит 54 (300 Х 18/100) руб.

Начисленный фирмой «Альфа» налог с реализованного товара составит 90 (500*18% /100%) руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет фирмой «Альфа» составит 36 (90-54) руб.

Начисленный фирмой «Сигма» с суммы реализации «исходящий» налог составит 270 ((1500+270)=1770 Х 18/118) руб.

Тогда сумма налога, подлежащая уплате фирмой «Сигма» в бюджет равна 180 (270 – 90) руб.
Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, уплата же осуществляется равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 174 Налогового кодекса). Исключение составляют случаи уплаты налога, указанные в пункте 4 статьи 174 Кодекса.

Примечание: при осуществлении коммерческой деятельности следует учитывать Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость оп операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов».




5. Налог на прибыль организаций

Плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (статья 246 Налогового кодекса).


Объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль, которая рассчитывается в виде разницы между полученными доходами и осуществленными расходами.
К доходам относятся любые полученные организацией доходы (в т.ч. от реализации товаров, работ услуг, имущественных прав, внереализационные доходы и т.п.) за исключением доходов, поименованных в статье 251 Налогового кодекса.

В расходах организация может учесть практически все расходы, за исключением расходов, поименованных в статье 270 Налогового кодекса и за исключением расходов, не соответствующих критериям статьи 252 Налогового кодекса (экономически не обоснованны и (или) документально не подтверждены).

По отдельным видам расходов установлены ограничения в размере, в котором они учитываются при исчислении налога на прибыль (отдельные виды рекламы, проценты по кредитам, представительские расходы и т.п.).
Прибыль (убыток) исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года до его окончания.

При этом, прибыль (убыток) по доходам, облагаемым разными ставками, исчисляется отдельно.


Общеустановленная ставка налога на прибыль в размере 20 % применяется в подавляющем большинстве случаев, за исключением установленных пунктами 2-5 статьи 284 Налогового кодекса.

Общеустановленная ставка налога в размере 20 % законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 процентов.


Сумма налога исчисляется по данным налогового учета, который ведется по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса.
Положительная разница между полученными доходами и осуществленными расходами признается прибылью, с которой необходимо заплатить налог на прибыль.

Налог исчисляется и уплачивается только в случае получения прибыли.

Отрицательная разница между доходами и расходами признается убытком, который можно учесть в уменьшение доходов следующих лет (статья 283 Налогового кодекса).
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Отчетным периодом – квартал или месяц (по выбору налогоплательщика).


Налоговая декларация представляется как по итогам отчетных периодов (квартал или месяц), так и по итогам налогового периода (календарный год).

Сроки представления деклараций и уплаты налога установлены статьями 287 и 289 Налогового кодекса.


Если у организации имеются обособленные подразделения (филиалы) – налоговая декларация представляется, а налог уплачивается так же по месту нахождения каждого обособленного подразделения (филиалов) (статья 288 Налогового кодекса).

В случае, если Ваша организация создает несколько филиалов в одном субъекте Российской Федерации, то представлять декларацию у уплачивать налог можно по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (филиала), которое выбирается Вами самостоятельно.

Обратите внимание, что под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (статья 11 Налогового кодекса).
Порядок и особенности исчисления налога и представления налоговой декларации организациями, имеющими обособленные подразделения, установлен статьей 288 Налогового кодекса.
В течение календарного года (по итогам отчетных периодов) организация уплачивает авансовые платежи. По итогам календарного года – итоговую сумму налога.

Порядок и особенности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу и налога на прибыль установлены статьями 286-288 Налогового кодекса.



6. Налог на доходы физических лиц

(НДФЛ)
Зарегистрировав себя в качестве индивидуального предпринимателя*, Вы становитесь плательщиком налога на доходы физических лиц не только со всех доходов, которые получили как физическое лицо (статьи 207 и 228 Налогового кодекса), но и с доходов от осуществления предпринимательской деятельности (статья 227 Налогового кодекса).

Иными словами, если Вы «едины в двух лицах», то и налог к уплате в бюджет рассчитываете самостоятельно с доходов от предпринимательской деятельности и доходов физического лица и вносите полученный результат в одну (общую) налоговую декларацию. Но об этом поговорим чуть позже, а сейчас расскажем о следующем:

Перечень доходов, облагаемых налогом, установлен статьей 208 Налогового кодекса.

Доходы, освобождаемые от налогообложения, указаны в статье 217 Налогового кодекса.

Каждый вид доходов облагается соответствующей налоговой ставкой (статья 224 Налогового кодекса).

Основная налоговая ставка равна 13 %.

Чтобы рассчитать налог, подлежащий уплате в бюджет, нужно определить налоговую базу** отдельно по каждому виду доходов, облагаемых по различным налоговым ставкам (пункт 2 статьи 210 Налогового кодекса).

Налоговая база представляет собой разницу между суммами полученного дохода и налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового кодекса. Это могут быть стандартные (статья 218 Налогового кодекса), социальные (статья 219 Налогового кодекса), имущественные (статья 220 Налогового кодекса) и профессиональные (статья 221 Налогового кодекса) налоговые вычеты.

Налоговые вычеты применяются в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 %. В отношении доходов, облагаемых по иным налоговым ставкам, налоговые вычеты не применяются (пункт 4 статьи 210 Налогового кодекса).


Являясь индивидуальным предпринимателем, Вы имеете право на применение всех указанных видов вычетов:

1. Профессиональных налоговых вычетов, к которым относятся суммы расходов, возникших в результате осуществления Вами предпринимательской деятельности. Состав налоговых вычетов Вы определяете самостоятельно, в порядке, аналогичном определению расходов по налогу на прибыль организаций (статья 252 Налогового кодекса). При этом расходы должны быть непосредственно связаны с получением доходов и документально подтверждены. Иначе доход можно будет уменьшить только на 20% от его суммы.

________________________________________________________________________________________________

* В данном случае рассматриваются индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, поскольку применение специальных налоговых режимов освобождает от исчисления и уплаты налога.

** Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по НДФЛ в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом от 13.08.2002 Минфина России № 86н, МНС России № БГ–3-04/430.



Пример 1. Доходы от предпринимательской деятельности составили 30 000 руб. Расходы, не подтвержденные документами – 20 000 руб.

Таким образом, Налоговая база = 24000 руб. (30 000 – (30 000 X 20%)) руб., а не 10 000 (30 000 – 20 000) руб.

Следовательно, и налог составил 3 120 (24 000 Х 13%) руб., а не 1 300 руб.
Также статьей 221 Налогового кодекса к расходам отнесены суммы уплаченных налогов (за исключением налога на доходы физических лиц). Однако определено, что суммы уплаченного налога на имущество физических лиц принимаются к вычету в том случае, если это имущество (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Имущественных налоговых вычетов в связи с продажей имущества либо покупкой на территории Российской Федерации жилья при предоставлении необходимых документов.

Следует учесть, что имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, полученные Вами, как индивидуальным предпринимателем, от продажи имущества в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.



3. Социальных налоговых вычетов на благотворительные цели, лечение, обучение, а также в сумме уплаченных пенсионных взносов в негосударственный пенсионный фонд и уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии - при наличии соответствующих документов, в том числе подтверждающих понесенные расходы.

4. Стандартных налоговых вычетов на себя в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода до момента, пока облагаемый доход не превысит 40 000 рублей (либо, согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса, 3000 руб. или 500 руб. независимо от полученного дохода), а также в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода на своего несовершеннолетнего ребенка или ребенка в возрасте до 24 лет, учащегося очной формы обучения, до момента, пока облагаемый доход не превысит 280 000 рублей. Предоставляемый вычет на ребенка удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. Также налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 Налогового кодекса).
Сумма налога рассчитывается Вами и уплачивается один раз в год - не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).

Вы, как индивидуальный предприниматель, обязаны по итогам календарного года представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ), в которой отражаются доходы, полученные от предпринимательской деятельности и доходы, которые Вы обязаны декларировать как физическое лицо - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 229 Налогового кодекса).

Индивидуальным предпринимателем на основании налоговых уведомлений уплачиваются авансовые платежи по налогу. Данные платежи учитываются при уплате налога. Сроки уплаты и размеры (для годовой суммы) авансовых платежей установлены статьей 227 Налогового кодекса.

Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере:


Пример 2. В течение года Вы ежемесячно получали доход от предпринимательской деятельности в сумме 10 000 руб. Документально подтвержденные расходы составили 36 000 руб. Вами также был продан автомобиль в сумме 110 000 руб. Вы оплатили лечение своей супруги в сумме 15 000 руб.

По итогам года:

Ваш доход составил 230 000 руб. (10 000руб. Х 12 мес. + 110 000 руб.)

Вы вправе воспользоваться налоговыми вычетами:

- стандартным налоговым вычетом в сумме 1 600 руб. (400 руб. Х 4 мес. (количество месяцев, в которых доход, рассчитанный нарастающим итогом, не превысил 40 000 руб.);

- социальным налоговым вычетом в сумме 15 000 руб.;

- имущественным налоговым вычетом от продажи автомобиля в сумме 110 000 руб.;

- профессиональным налоговым вычетом в сумме 36 000 руб.

Налоговая база составит 67 400 руб. (230 000 – (1 600+ 15 000 + 110 000 + 36 000) руб.

Исчисленный налог составит 8 762 руб. (67 400 руб. Х 13%)

Были внесены авансовые платежи в сумме 8 190 руб.

С учетом авансовых платежей налог к уплате до 15 июля (включительно) составит 572 руб. (8 762 – 8 190) руб.
В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода возникает обязанность представления новой налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Подводя итог, просим запомнить - если Вы привлекаете к своей деятельности наемных работников, то аналогично юридическим лицам, удерживающим налог с денежных выплат сотрудникам, должны исполнять функции налогового агента (статья 226 Налогового кодекса).
Пример 3. Вы выплачивали заработную плату своему работнику ежемесячно в сумме 5 000 руб. Вы, являясь налоговым агентом, по итогам каждого месяца обязаны исчислить сумму налога, которая в данном случае составит 650 руб. (5 000 руб. Х 13%), удержать ее из доходов работника при их фактической выплате и перечислить в бюджет.

7. Налог на имущество организаций
Плательщики налога на имущество организаций установлены статьей 373 Налогового кодекса.

Виды имущества, не облагаемого налогом, указаны в статье 374 Налогового кодекса (например, земельный участок, принадлежащий Вашей организации).

Организации, имеющие льготы по налогу, определены статьей 381 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации (статья 372 Налогового кодекса).

В Ставропольском крае ставка налога на имущество организаций определяется Законом Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций».

Обязанность по уплате налога возникает при наличии на балансе организации основных средств.

Основные средства – это имущество, предназначенное длительное время (более года) для использования в производстве (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд либо сдачи его в аренду и способное приносить в будущем экономические выгоды (доход) (здания, компьютеры, транспортные средства и т.д.).

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, при расчете которой учитывается остаточная стоимость основных средств (статья 375 Кодекса).

Остаточная стоимость имущества представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В случае если указанным порядком для основных средств не установлено начисление амортизации, то остаточная стоимость определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода*.

Налоговый период по налогу установлен, как календарный год, отчетный – квартал, полугодие, 9 месяцев. При этом региональные власти вправе не устанавливать отчетные периоды по налогу (пункт 3 статьи 379 Налогового кодекса). Также региональные власти устанавливают порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу (статья 383 Налогового кодекса).



Ставка налога устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 2,2 % (статья 380 Налогового кодекса). Например, ставка налога в Москве равна 2,2 %.

Порядок и сроки подачи декларации (расчета)** по налогу установлены статьей 386 Налогового кодекса.



Сумма авансового платежа (налога) рассчитывается следующим образом:

Сумма авансового платежа за отчетный период (Сумма налога за налоговый период)


Суммы налога, рассчитанные за квартал, полугодие и 9 месяцев, являются авансовыми. На эти суммы уменьшается исчисленная в целом по году сумма налога (пункт 2 статьи 382 Налогового кодекса).


Теперь приведем практический пример расчета налога:
А) Рассчитаем авансовый платеж по налогу за I квартал 2009 года для Москвы.
Остаточная стоимость основных средств организации по данным бухучета:

- на 1 января 700 000 руб.;

- на 1 февраля 680 000 руб.;

- на 1 марта 620 000 руб.;

- на 1 апреля 500 000 руб.
Средняя стоимость имущества за I квартал (700 000 руб. + 680 000 руб. + 620 000 руб. + 500 000 руб.) : (3 мес. + 1) = 625 000 руб.
Авансовый платеж по налогу за I квартал составил ((625 000 руб. х 2,2) : 100) = 13 750 руб. : 4 = 3437,5 руб.
Б) Рассчитаем налог по итогам налогового периода, то есть по году.
Допустим, что средняя стоимость имущества за отчетные периоды составила:

за полугодие - 800 000 руб.,

за 9 месяцев - 1 000 000 руб.
Соответственно суммы авансовых платежей по расчетам за полугодие и 9 месяцев составят:

за полугодие - 4400,0 руб. ((800 000*2,2%):4)

за 9 месяцев – 5500,0 руб. ((1 000 000*2,2%):4)
Всего сумма исчисленных авансовых платежей за отчетные периоды 2009 года будет равна 13 337,5 руб. (3437,5 руб. + 4400,0 руб. + 5500,0 руб.)

Среднегодовая стоимость имущества составила 1 200 000 руб.
Тогда сумма налога на имущество за год 2009 год = 26 400, 0 руб. (1 200 000 X 2,2 %)
Сумма налога к доплате за 2009 год = 13062,5 руб. (26 400,0 руб. – 13 337,5 руб.)
Подводя итог, хотим обратить Ваше внимание на организации, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, а также объекты недвижимого имущества, которые расположены вне места нахождения организации и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Такие организации уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения указанных подразделений и объектов недвижимости (статьи 384, 385 Налогового кодекса).

______________________________________________________________________



* Порядок определения первоначальной стоимости основных средств и начисления по ним амортизации (износа) установлен Положением о бухгалтерском учете (ПБУ) № 6/01 «Основные средства», утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н

следующая страница >>