В разрезе муниципальных образований Общие положения - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация работы по профилактике правонарушений в муниципальных... 3 428.16kb.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области» 1 433.85kb.
Программа XII международного бизнес-форума на дону 1 138.88kb.
П. Светлый за 2011-2012 учебный год. Общие положения 1 69.74kb.
Правила пользования современными средствами коммуникации в мбоу «сош... 1 125.38kb.
1. Документы, необходимые гражданам РФ для выезда в / на Украину... 1 85.12kb.
Правила добровольного медицинского страхования г. Новосибирск общие... 5 935.82kb.
Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года (В редакции федеральных... 5 1965.34kb.
Положение о методических разработках Общие положения 1 63.89kb.
Порядок оказания услуги «Музыкальный марафон» Общие положения 1 50.71kb.
1. Общие положения Под лизинговыми платежами в настоящих Рекомендациях... 1 193.72kb.
«Стимулирование экономической активности» на 2012 – 2016 гг. 1 147.43kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

В разрезе муниципальных образований Общие положения - страница №1/1




Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Еврейской автономной области по итогам 2010-2011 гг.

(в разрезе муниципальных образований)



  1. Общие положения.

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011– 2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области проведён анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных образований Еврейской автономной области.

Настоящий анализ проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, которые разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18026).
I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы:


  • данные, полученные от Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области, Управления Росздравнадзора по ЕАО.

  • сведения с официального портала органов государственной власти ЕАО;

  • сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;

  • законодательные акты, регулирующие деятельность в сфере услуг на рынке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.


Цель исследования:


  • оценка состояния конкурентной среды в сфере услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами;

  • выявление локальных рынков услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

  • использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.




  1. Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами согласно Плану работы, Методических рекомендаций ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, определён 2010-2011 годы.


  1. Определения продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность, на основе ОКВЭДа.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляют аптечные учреждения.

Согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:


  • аптека готовых лекарственных форм;

  • аптека производственная;

  • аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

  • аптечный пункт;

  • аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами:



  • приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

  • приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

  • приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках. Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, с изменениями, утвержденными Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, рассматриваемые в анализе услуги по относят к разделу G «Оптовая и розничная торговля», подразделу GA «Оптовая и розничная торговля», подклассу 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

За продуктовые границы, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации определены лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары.




  1. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы рынка розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка – территория Еврейской автономной области.

В качестве метода определения географических границ товарного рынка был выбран метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях, ограниченных:

- муниципальными районами;

- городскими округами.

При этом для целей настоящего исследования районами продаж являются границы муниципальных районов и городских округов (МР И ГО) Еврейской автономной области.

Таким образом, анализ товарного рынка розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров проводится в географических границах территории Еврейской автономной области, включая муниципальные образования области.



  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Определение хозяйствующих субъектов, действующих на рынках розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров на территории Еврейской автономной области, осуществлено согласно данным полученным от Управления здравоохранения правительства Еврейской автономной области, Управления Росздравнадзора по ЕАО.

Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

Для хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на рассматриваемом рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

В 2010 г. в Еврейской автономной области осуществляли свою деятельность 22 хозяйствующих субъекта, имеющих 67 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 447445,91 тыс.руб.

В 2011 г. в Еврейской автономной области осуществляли свою деятельность 25 хозяйствующих субъектов, имеющих 75 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 514581,84 тыс.руб.

Принадлежность к аптечным сетям имели 11 хозяйствующих субъектов (ГП ЕАО «Фармация», ООО «Здоровье», ООО «РИА-трейд», ООО «Аверс», ИП Плешечко С.В., ИП Малкин А.С., ООО «Бира-фарм», МУП «Центральная районная аптека» МО Облученский район, МУП «Центральная районная аптека» МО Смидовичский район, ООО «Планета», ИП Слуцкая Р.Н.).

Из числа действующих компаний, представленных на данном рынке, по организационно-прававой формам собственности хозяйствующие субъекты ЕАО разделились следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1



№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных учреждений

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

1

Биробиджанский

4

4

-

-

-

-

-

-

2

Город Биробиджан

15

15

-

-

25

32

-

-

3

Ленинский

-

-

1

1

1

1

-

-

4

Облученский

-

-

1

1

5

6

-

-

5

Октябрьский

2

2

-

-

2

2

-

-

6

Смидовичский

-

-

4

4

7

7

-

-

Всего по Еврейской автономной области

21

21

6

6

40

48

0

0

Покупателями лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров являются физические лица.





  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов.

Всего по Еврейской автономной области по состоянию на 01.01.2012 зарегистрировано 28 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на право осуществление фармацевтической деятельности.

Анализ состояния конкурентной среды проводился по 25 хозяйствующим субъектам, действующим на обследуемом рынке.

Основными данными для расчета объема товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2010 и 2011 гг. Годовой объем рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципальных районов в стоимостном выражении.

В качестве источников расчёта товарооборота розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров использовались сведения и данные, представленные хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке.

В 2010 г. в Еврейской автономной области осуществляли свою деятельность 22 хозяйствующих субъекта, имеющих 67 аптечных учреждений.

В 2011 г. в Еврейской автономной области осуществляли свою деятельность 25 хозяйствующих субъекта, имеющих 75 аптечных учреждений.

Сведения о структуре, товарообороте аптечных учреждений, долях хозяйствующих субъектов в разрезе Еврейской автономной области указаны в Приложении Таблица 1.

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объему рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

Согласно проведённому анализу рынка реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров за 2010-2011 годы наибольшую долю на территории Еврейской автономной области занимают два хозяйствующих субъекта: ГП ЕАО «Фармация» (679016, ЕАО, г.Биробиджан, ул. Димитрова, д.17), имеющее 21 аптек и аптечных пунктов и ООО «Здоровье» (679014, ЕАО, г. Биробиджан, ул.Шолом-Алейхема, д.53) - 16 аптек и аптечных пунктов. Доля товарооборота данных хозяйствующих субъектов в общем объеме товарооборота лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров по Еврейской автономной области составила за 2010 год соответственно 23,3% и 29,0%, за 2011 год соответственно 17,6% и 24,9%.



Данные о структуре и товарообороте аптечных учреждений хозяйствующих субъектов муниципальных районов Еврейской автономной области представлены в Таблице 2.

Количество хозяйствующих субъектов, аптечных учреждений и их суммарный товарооборота

в разрезе муниципальных образований ЕАО.
Таблица 2

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных учреждений

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных учреждений городского округа или муниципального района), тыс.руб.

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Город Биробиджан


7

9

40

47

322648,61

373653,92

Облученский


6

7

6

7

44532,6

52883,82

Смидовичский


6

6

11

11

42950,8

45096,5

Октябрьский


3

3

4

4

18698,9

21208,2

Ленинский

2

2

2

2

15219,2

18628,2

Биробиджанский

1

1

4

4

3395,8

3111,2

Всего по ЕАО

22

25

67

75

447445,91

514581,84

Сведения о долях хозяйствующих субъектов муниципальных районов Еврейской автономной области представлены в Приложении Таблица 2.




  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации исследуемого товарного рынка использованы следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn), определяемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), определяемый как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах), всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Значения показателей индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициентов рыночной концентрации (CRn) исследуемых рынков рассчитаны относительно услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по Еврейской автономной области, в том числе в разрезе муниципальных образований.

Еврейская автономная область
Таблица 3

Продавец

Доли продавца на рынке по результатам обследования рынка




2010

2011

Индекс рыночной концентрации Герфендаля -Гиршмана

3735

1856

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3), в т.ч.:

83,2

69,6

ГП ЕАО «Фармация»

30,7

23,0

ООО «Здоровье»

40,2

34,3

ИП Плешечко С.В.

12,3

12,3



  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

В качестве административных барьеров входа на рынок хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, указывают длительный и трудоемкий процесс лицензирования фармацевтической деятельности.

К экономическим барьерам отнесены, в первую очередь низкая платежеспособность населения муниципальных образований ЕАО, а в некоторых районах области указывают на высокий уровень конкуренции на рынке розничной торговли фармацевтическими препаратами.


  1. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Еврейской автономной области по итогам работы за 2010-2011 годы позволяют сделать следующий вывод: рассматриваемые товарные рынки относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации и достаточно развитой конкуренцией.

Рассчитанные значения коэффициентов рыночной концентрации по всем муниципальным районам, включая Еврейскую автономную область превышают 70%, а индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана колеблются от 2500 до 8000.

Лидирующие позиции на территории Еврейской автономной области занимают ГП ЕАО «Фармация», имеющее аптечную сеть из 21 аптек и аптечных пунктов и ООО «Здоровье» с 16 аптеками и аптечными пунктами.

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в разрезе муниципальных районов ЕАО по итогам работы за 2010-2011 годы показал, что данные рынки относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации и недостаточно развитой конкуренцией, кроме МО «Город Биробиджан»

В большинстве муниципальных районов области доминирующее положение на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами занимают Центральные районные аптеки, принадлежащие муниципальным образованиям.

Коэффициенты рыночной концентрации по всем муниципальным районам Еврейской автономной области составили более 80 %, минимальное значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составило 2088, а в некоторых муниципальных районах данный показатель превышал 8000.

По итогам проведённого анализа состояния конкуренции Еврейским УФАС России, согласно Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 6, при необходимости будут внесены изменения в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.


Заместитель руководителя-

начальник отдела антимонопольного Е.Н. Русанова

контроля и рекламы

Исполнитель Кириллова А.И. 24.09.2012 г.



8(42622) 2-00-47