В образовательном учреждении на основе эргономических методов организации труда учителя и обучения школьников - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа повышения квалификации «эффективные методы организации... 1 475.15kb.
Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении 1 88.7kb.
Резолюция собрания профсоюзного актива Свердловской областной организации... 1 21.08kb.
Учебная эвакуация это одно из очень важных, ответственных и сложных... 4 1466.5kb.
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади 1 164.16kb.
Сформировать положительное отношение к труду 1 83.41kb.
Государственный стандарт питания обучающихся и воспитанников образовательных... 12 2086.17kb.
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 9 1339.72kb.
Правила использования сети Интернет в моу сош №20 1 60.92kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 16 3803.4kb.
Учебной мотивации. Рекомендации для учителя 1 381.32kb.
Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается, Закон управляет... 1 93.16kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

В образовательном учреждении на основе эргономических методов организации труда учителя - страница №1/1


СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

ТРУДА УЧИТЕЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Перфильева Инна Жоржовна

Заместитель директора по УВР,

МОУ гимназия №5 г. Воронежа
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности. Анализ материалов работы школ по формированию культуры здорового образа жизни показывает, что накоплен достаточно богатый опыт по организации здоровьеформирующей деятельности и созданию здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении. Однако большинство действий, предпринимаемых администрацией образовательных учреждений по устранению факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, направлены на проведение спортивных мероприятий, Дней Здоровья, организацию тематических лекций и т.п.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на одну из главных причин ухудшения здоровья учащихся – интенсификацию учебного процесса. И тогда, рассмотрев критерии здоровьеразвивающей учебной деятельности, можно системно подходить к решению практических задач по сохранению здоровья детей школьного возраста.

Эргономика (от др. греч. — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью ее оптимизацию. Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии. Термин эргономика был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских ученых положила начало организации Эргономического исследовательского общества.

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.

В условиях школы можно рассматривать деятельность учащихся как трудовую, что позволяет наложить системный подход эргономических методов на организацию труда учителя и обучение школьников.

Основным фактором, вызывающим утомление, является интегральная экстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютной величины нагрузки, на развитии утомления сказывается еще ряд факторов, среди которых необходимо выделить следующие:



  • статический или динамический характер нагрузки;

  • интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;

  • постоянный и ритмический характер нагрузки.

Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большему развитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущение усталости в этом случае выражено особенно отчетливо.

Для устранения факторов статической физической нагрузки в процессе урока учителем могут применяться различные формы активизации деятельности учащихся:



  • устная работа, сопровождаемая поднятием рук учениками, желающими ответить на поставленный вопрос;

  • ответ с места (с непременным вставанием ученика);

  • выход одного или нескольких учеников к доске при решении математических задач или доказывании теорем;

  • работа в парах (при этом дети поворачиваются друг к другу).

Кроме того, сам урок может быть сконструирован таким образом, что объяснение новой темы, предполагающее большую статическую нагрузку учащихся, может учитывать этот фактор и легко обойти его. Например, можно расположить плакаты и учебные материалы не только на фронтальной стене (на классной доске и/или вокруг нее), но на боковой стене, тем самым опосредованно заставляя учащихся поворачивать голову, двигаться. Таким же образом можно использовать и проектор (если кабинет располагает таким техническим ресурсом).

Смена видов учебных пособий и способов представления информации позволяет уменьшить зрительное и психо-эмоциональное напряжение учеников. Даже раздача учебных дидактических материалов или листочков для выполнения самостоятельной/проверочной работы дает минутный перерыв и эмоциональную разрядку детям. По окончании самостоятельной работы можно попросить детей передать листочки с задней парты вперед (опять полуминутный отдых, двигательная активность).

Устранить фактор насыщенности возможно несколькими методами, один из которых – комментирование решения задачи или примера с места, причём фронтальное, то есть в такой работе участвуют все ученики без исключения по очереди. При этом повторяются правила решения задания по данной теме, проговаривается ход решения по принципу «что пишу, то и говорю». Кроме устранения фактора насыщенности этот прием позволяет обеспечить возможность «хорошего выбора» и создать ситуацию успеха. Ученик знает, что он обязательно будет вслух комментировать решение примера, даже «слабый» учащийся старается понять и выполнить задание без ошибок, он слушает своих товарищей, на слух записывает предыдущие и следующие примеры, то есть полностью включен в работу. Из практики: детям нравится такая работа, они активизируются и затем с удовольствием идут к доске выполнять новые посильные им задания.

Конечно, говоря об эргономических аспектах построения урока, невозможно не затронуть вопросы технического и материального обеспечения учебного кабинета. Важным фактором является правильный свет: его должно быть достаточно, но он и не должен быть навязчивым или отвлекающим. Правильная регулировка света может быть достигнута, в том числе и использованием современных жалюзи на окнах.

Хорошая доска – залог успешной работы учителя и активной деятельности учащихся. В учебном кабинете доска должна быть большая, желательно с откидными плоскостями, под которыми можно разместить еще доски, или с передвижными плоскостями. Такая доска позволяет оптимизировать урок, вызвать к доске сразу несколько учащихся, быстро сменить задания, провести в начале урока устный задания, а в конце урока – самостоятельную работу и т.п.

Возможности учителя расширяются благодаря использованию компьютера и проектора.

Современное оборудование позволяет педагогу очень быстро менять задания, переключать внимание учеников с доски на боковую стену и обратно.

Наличие грамотно подобранных тематических наглядных учебных пособий в кабинете позволяет задействовать зрительный канал памяти опосредованно и непосредственно во время урока при объяснении нового и закреплении пройденного материала.



Рабочее место педагога тоже находится в поле зрения эргономики. Удобный стол, рабочее кресло, компьютер, сканер, принтер, проектор – вот тот минимум, который необходим современному учителю в современной школе. Учитывая требования времени, учитель проводит всё больше и больше времени за компьютером при подготовке к урокам, внеклассным занятиям, повышая свою педагогическую квалификацию. Эргономически обоснованный проект рабочего места педагога позволит сберечь здоровье учителя и повысить его работоспособность.

В заключение хотелось бы остановиться на роли личности педагога в учебном процессе. В силах учителя грамотно разрядить обстановку на уроке. Заметив усталость детей, можно сменить форму работы, предложить учащимся нестандартные занимательные задачи, да и просто вовремя пошутить, дать детям расслабиться на минутку. Суровый педагог, который всё время держит класс в напряжении тревожного ожидания, добьётся меньших результатов, чем учитель с чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь.