В настоящее время в России происходит процесс модернизации системы образования, в связи с этим в теории и практике учебно-воспитател - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитывая интересы учениц старших классов, я эти часы отвожу на оздоровительную... 3 691.42kb.
Права и обязанности участников учебно воспитательного процесса муниципального... 6 950.84kb.
Воспитательный потенциал уроков обществознания 1 42.31kb.
Однако государственные светские школы нуждаются в обретении духовно-нравственных... 1 219.87kb.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного... 8 880.12kb.
Правила использования сети Интернет в моу сош №20 1 60.92kb.
В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных... 12 3488.79kb.
В настоящее время идет процесс пополнения и корректировки банка Сводных... 99 4193.34kb.
А. В. Осин эор нового поколения: открытые образовательные модульные... 1 223.11kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 30 4654.57kb.
Цель Создание условий для разностороннего развития личности, социально... 1 257.75kb.
Михаил Чехов. Путь актера Мемуары 13 2646.48kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

В настоящее время в России происходит процесс модернизации системы образования, в - страница №1/1


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 В ГИМНАЗИИ № 2 В 2007-2008 УЧЕБНОМ ГОДУ

В настоящее время в России происходит процесс модернизации системы образования, в связи с этим в теории и практике учебно-воспитательного процесса происходят существенные изменения.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что  «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». В МОУ гимназии № 2  позиция по отношению к ребенку – гуманистическая, которая требует признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в образовательном процессе. Поэтому приоритетами  на пути гуманизации общего образования должны стать духовные, творческие и эмоционально-ценностные задачи образования. Решить эти задачи может только эстетическое воспитание, а точнее воспитание через искусство. Оно должно быть центральным направлением в гуманизации школы. Потому что  гуманизация – это очеловечивание, а искусство – это и есть человековедение, «настройка» души. Фундаментом  системы эстетического воспитания  являются уроки искусства (музыка, ИЗО, МХК). Театральное искусство – стержень внеклассных форм  работы. Вокруг этого стержня-фундамента находятся элементы эстетического во всех научных предметах, а также на уроках физической культуры и технологии. Крыша-завершение – эстетически выверенная жизненная практика человеческих отношений. Основной ее элемент – педагогика сотрудничества учителя и ученика, включающий все формы общения и личных взаимоотношений ребенка в школе, вне школы, в семье. Стремление к красоте, к добру – неотъемлемая часть жизни человека. Понятно, что каждый человек имеет различные способности, живет в различных условиях и сам выбирает себе путь. Но чем бы ни занимались люди (науками, строительством домов, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей и др.), они всегда стремятся к совершенству и красоте.

Именно здесь мы говорим о творческой деятельности, которая несет в себе огромный потенциал: человек не только сам  становится более совершенной личностью, раскрывает свои резервы и приобретает другой – высокий уровень общения, но и одновременно приносит обществу гораздо больше жизненной и профессиональной пользы.

Не каждый из учащихся станет писателем, художником, музыкантом, но человек чувствующий, творческий всегда найдет свое место в жизни, всегда найдет пути самореализации и самораскрытия. Человек, умеющий понимать искусство, его ценить, т.е. стоящий на пути достижения удивительного мира искусства всегда будет на более высокой ступени душевного и интеллектуального развития.

Не случайно известный педагог В.А.Сухомлинский сказал, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно творчество детей является основой эстетического воспитания в МОУ гимназии № 2. Вся воспитательная работа  строится таким образом, чтобы ребенок, подросток мог проявить свои творческие способности в различных областях (искусство, спорт, декоративно-прикладное творчество, науки), а значит самоутвердиться, самореализоваться. Творческая деятельность ценна тем, что в ней участвуют все механизмы психики человека, а ведущим рычагом является воображение. Только эстетически воспитанный человек способен к свободному творческому созиданию. Поэтому одна из воспитательных задач гимназии – развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетической деятельности, которая заключается в создании школьниками собственных произведений – рисунков, иллюстраций, сочинений разных типов, сценариев, стихотворений и других творческих работ.

Творческая деятельность гимназистов осуществляется под влиянием различных видов художественной деятельности и форм организации воспитательного и учебного процесса в соответствии с гимназической программой по работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Одной из составляющих в этой работе является выявления одаренных детей, а также детей, имеющих способности к различным видам деятельности. Используются различные методики:

- характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, которая позволяет выявить психомоторные, музыкальные, вокальные, артистические, художественные, технические, математические, литературные, организаторские и другие способности;

- индивидуальные особенности психических процессов, благодаря которой выявляется уровень творческого воображения, эмоционально-моторная устойчивость, эмоциональная возбудимость и др.;

- направленность интересов и склонностей;

- оценка образного мышления;

- исследование личностных особенностей младших школьников;

- исследование познавательной сферы подростка;

- построение личностного профиля;

- определение   акцентуаций старшеклассников;

- исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации;

- прогрессивные матрицы Дж. Равена;

- тест Д. Векспера;

- невербальный и вербальный варианты теста П.Торренса;

- методика Дж. Гилфорда;

- методики выявления доминирующей мотивации;

- методики определения эффективности познавательных процессов;

- карта интересов для младших школьников;

- диагностический тест «Способностей школьника» и др.

С помощью использования  данных психологических методик, а также в результате проявления гимназистами  творческих способностей во внеклассной работе составляется картотека учащихся гимназии, имеющих склонности, способности к различным  видам деятельности, а также гимназистов, занимающихся в специализированных учебных заведениях (музыкальные, художественные, хореографические, спортивные школы, цирковые студии и др.)

Психологической службой гимназии выявляется и так называемая «потенциальная» одаренность. Это:

- предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития гимназистов;

- переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам  «диагностики развития».

Психолого-педагогическое сопровождение  учебно-воспитательного процесса позволяет не только отслеживать психолого-педагогический статус каждого ребенка в гимназии в разные возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

Цель гимназии – в ходе воспитания и обучения как двух взаимопроникающих взаимозависимых процессов с определяющей ролью воспитания сформировать у гимназистов готовность к самопознанию, самоопределению, самореализации и саморазвитию; развить познавательные мотивы,  навыки мыслительной деятельности, сформировать постоянное стремление к обогащению современными научными знаниями, выработать  информационную культуру личности в процессе овладения компьютерной грамотностью, способствовать развитию индивидуально-творческих способностей личности,  воспитать уважение и почитание культуры, традиций родной страны; сформировать понимание своего гражданского долга и ответственности за выполняемое дело, готовность к реализации своего личного потенциала при выполнении различных социальных ролей; обеспечить продвинутый уровень базовых знаний,  необходимый для поступления в ВУЗы, т.е. обеспечить высокое качество воспитания и обучения  детей.

В гимназии мы рассматриваем  проблему развития способностей как реализацию индивидуальности. Ведь невозможно по  желанию воспитателя сделать ребенка способным или развить его уже  имеющиеся способности, какие бы совершенные педагогические приемы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становиться возможным лишь благодаря самовоспитанию. Задача же гимназии состоит в том, чтобы создать все условия для этого.

Воспитательная работа в гимназии по данному направлению воспитательной деятельности строится с учетом  самых разнообразных потребностей и склонностей учащихся. Одним из самых крупных мероприятий по выявлению и раскрытию творческих способностей является ежегодный  гимназический конкурс «Юные дарования» имени Нади Рушевой. В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов по следующим номинациям: художественное чтение, вокал, хореография, актерское мастерство, самодеятельный поэт, оригинальный жанр, исполнительское мастерство (на различных музыкальных инструментах). Ежегодно проводятся конкурсы чтецов. Это могут быть тематические конкурсы  (например. «Да святится имя твое», посвященное  Дню матери или конкурс «Моя малая Родина», или  конкурс патриотического стихотворения, или  произведений о Великой Отечественной войне, или «Мое любимое стихотворение», стихотворений о зиме и др.) или конкурсы, посвященные творчеству какого-либо поэта (С.Есенина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И. Крылова и др.).

Для детей, склонных к различным видам сочинительства проводятся конкурсы сочинений («Город глазами детей» к 130-летию г. Минеральные Воды, «Моей гимназии – 70!», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и др.), ребята участвуют в литературных конкурсах (например, в этом учебном году  на всероссийский конкурс отправлен рассказ  ученицы 6-го класса  Бедняковой Анастасии, в начальной школе широко практикуется написание сказок и рассказов о природе или своих домашних питомцах и  оформляется  это все в виде книжек-малышек), дети, пишущие стихи, регулярно выступают на гимназических, городских и районных конкурсах (Мануйлов И., Агаджанян А., Кожемяк Н., Уртюков А., Шимак А. и др.).  Их поэтические произведения публикуются в гимназическом сборнике «Пегасик», ряд работ будет опубликован в сборнике детского творчества, посвященного 130-летию г. Минеральные Воды.

Есть талантливые дети и в области изобразительного искусства, которые принимают активное участие в городских и районных выставках, в дизайнерском оформлении гимназии к различным праздникам и мероприятиям, в оформлении стендов и т.д. Яркие творческие индивидуальности были представлены персональными выставками – выставки творческих работ Митрохиной Т. и Черневой Т. Это способствовало их профессиональному самоопределению: девочки учатся на художника-дизайнера. Регулярные выставки, посвященные различным датам, событиям, праздникам также помогают раскрыть новые имена способных и талантливых гимназистов. Тематика художественных выставок разнообразна: «С днем рождения, родная гимназия!», «Любимый уголок города», «Природа  родного края», «Ах, ты, зимушка-зима!», «Рождество», «Защитники Отечества», «Портрет мамы», «Иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого (гимназия носит имя Л.Н.Толстого), «Рисуем символ Олимпиады в г. Сочи», «Мы за здоровый образ жизни», и др. Проводятся и выставки плакатов («Скажи наркотикам: нет!», «Спаси родную Землю!», «День защиты детей», «Нет войне!»), а также выпуск стенных газет ко Дню учителя, 8 марта, Дню рождения Л.Толстого и другим датам. Регулярно выходит стенная газета «Гимназисты», в которой учащиеся разных классов рассказывают о своей классной и школьной жизни, о проблемах и вопросах, которые их особенно интересуют. В рамках акции «Георгиевская ленточка» старшеклассники подготовили компьютерные каллажи-призывы «Помоги ветерану» и в качестве листовок развесили в микрорайоне школы. Интересен опыт выпуска политической  рекламной листовки к перевыборам президента клуба старшеклассников гимназии, в которой использовались компьютерные технологии.

Начата работа в направлении художественной фотографии. На районном  этапе конкурса движения  «Отечество» фотографии с пейзажами родного края заняли 2 место, а работы  ученика 8 класса Ординцева В. отправлены на всероссийский конкурс «Моя семья».

Все свои таланты и способности гимназисты могут проявить на многочисленных мероприятиях, проводимых в гимназии. Это:

- концерты;

-  праздники (Новый год, Посвящение  в гимназисты, Посвящение в старшеклассники, День  влюбленных, Посвящение в читатели, первый и Последний звонки, «Золотая осень», «Масленица», День детства и др.);

- фестивали («Дети Кавказа за мир на Кавказе»,  «Песня в солдатской шинели» и др.);

- конкурсы («Мисс гимназия», «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, девочки!», «Мисс осень»,  КВНы и др.);

- вечера (выпускной, вечер встречи выпускников, и др.);

- линейки и т.д.

Для проявления спортивных способностей в гимназии организовываются:

- соревнования по различным игровым видам спорта (например, первенство школы  по футболу, волейболу, пионерболу, шахматам и др.)

- эстафеты;

- спортивные праздники и показательные выступления лучших спортсменов школы;

- соревнования по военно-прикладным видам спорта;

- военно-спортивная игра «Зарница» и др.

Интеллектуальные способности развиваются на различных предметных олимпиадах, неделях, играх Брейн-ринг, викторинах, литературных гостиных, конкурсах и др.

Становится популярным такой вид творческой деятельности как проект. Гимназисты подготовили  компьютерные презентации по темам «Мой город», «История гимназии: в лицах, событиях, фактах» и др.

Творческое проектирование применяется в гимназии и в работе дополнительного образования. В гимназии работают всего три кружка: «Юный историк», «Актерского мастерства» и «Умелые руки». Но работа каждого из них эффективна. Члены этих кружков принимают активное участие не только в жизни школы, но и успешно реализовываются на городских конкурсах, выставках, фестивалях, семинарах и др. Кружок рукоделия  «Умелые руки» занимается развитием  творческих способностей в работе с природным материалом (соломка, флористика, выжигание, изонить и др.). Самый крупный проект, выполненный участниками этого кружка – оформление актового зала гимназии. Эта работа продолжается: кружковцы оформляют своими панно кабинеты,  рекреации и фойе гимназии. Творческие проекты кружка «Актерского мастерства» - это постановка поучительных пьес (например, «Заклятое огниво», «Путешествие на школьный остров» и др.), подготовка  литературно-музыкальных композиций на различные темы (например, «Спасите нашу Землю!», «Наркотикам – нет!», «Солдаты  Отечества» и др.) и отдельных номеров на сборные концерты, праздники, линейки в гимназии. Кружок «Юный историк» реализовывает творческие проекты в виде театрализованных представлений культур разных времен и народов (например, по эпохе Возрождения, Средневековья, русской культуре 17 века и др.), а также занимается исследовательской деятельностью по истории родного города и края («История железнодорожного вокзала в г. Минеральные Воды», «Гора Змейка как археологический и исторический памятник» и др.).

В гимназии периодически организовываются выставки детского творчества. Особенно полюбились гимназистам выставки поделок из природного материала на неделю  «Золотой осени», которые поражают  своей выдумкой, полетом фантазии и творческого воображения учащихся. Вызывают неподдельный интерес и выставки икебаны.

Особый эмоциональный отклик у всех учащихся, учителей, родителей вызывает необычная форма поздравления и встречи учителей в их профессиональный праздник. Как правило, это театрализованное, костюмированное представление в духе различных времен и народов: времена Ивана Грозного с боярской думой, стрельцами, скоморохами, цыганами или веселые папуасы из солнечного острова Чунга-чанга.

Особо хочется рассказать о работе с детьми девиантного поведения. Мною, как заместителем директора по воспитательной работе, широко вовлекаются эти дети в самую разнообразную творческую деятельность. Уже доказано и педагогами, и психологами, что дети, нарушающие общественные нормы, это неординарные дети, это дети, обладающие  различными способностями, как правило – лидеры. И на практике это подтверждается. Да, работать с такими детьми непросто, но если их увлечь, то вы получите удивительные результаты. Мы стараемся вовлекать таких детей в гимназические кружки, а также в жизнь школы. На  различных мероприятиях они раскрывают себя  совсем с другой стороны, и все мы смотрим на них уже другими глазами (не как на нерадивого ученика, а как на творческую интересную личность). Они поют, танцуют, участвуют в сценках. А началась эта работа с подготовки мероприятия «Наваждение века» (о вреде наркомании) еще 7 лет назад, когда впервые мною были привлечены дети, состоящие на внутришкольном  учете и в КДН. Мы с ними поставили 2 хореографические композиции «Твой выбор» и «Судьба наркомана», а также эмоциональную исповедь наркоманки.  Мною  были открыты вокальные способности трудного подростка Капустина М., с которым мы впоследствии брали первые места на городских конкурсах. По окончании школы он становился  лауреатом конкурса «Восходящая звезда» на КМВ, а также прошел первый отборочный тур на кастинге «Народный артист». И сегодня  самыми активными участниками всех конкурсов и школьных мероприятий, ди-джеи на школьных дискотеках являются трудные подростки (Сарумян А., Яровой Г., Айвазов Н., Константинов Д. и др.). Привлечение  таких детей к различным видам деятельности является хорошей профилактикой асоциального поведения.

Из всего выше сказанного видно, что  педагогическим коллективом   на практике применяются самые разнообразные формы творческой деятельности гимназистов, что создает условия для личностного самоопределения гимназистов, применяется личностно - ориентированный и деятельностный подходы. Особенностью этой деятельности является право личного выбора учениками интересующих их проблем и видов творческой деятельности. Таким образом, учащиеся наиболее полно проявят свои интересы и способности, а значит появиться возможность личного самовыражения и приобретет личную значимость.

 Результаты этой работы таковы.

Ежегодно в гимназии  проводится аналитическая работа по изучению воспитательной деятельности гимназии. Методы, которые используются: наблюдение, изучение и анализ педагогической документации, беседы, диагностика (опросники, тесты, анкеты). Основными критериями в оценке показателей результатов воспитательной деятельности является:

     - воспитанность (в гимназии наблюдается преобладание высокого и среднего уровня воспитанности, что является хорошим показателем уровня сформированности выпускника гимназии);

     - удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью школы (большинство участников анкетирования удовлетворены психологическим климатом в гимназии и ее работой – 89% учителей,84% -младших школьников, 72% - учащихся 5-8 классов,65% - учащихся 9-11 классов,74% - родителей); 

      - низкий показатель правонарушений: 

2004-2005 учебный год

2005-2006 учебный год

2006-2007 учебный год

0

0

1

        - сформированность положительного имиджа  образовательного учреждения (высокий уровень конкурентоспособности школы – успешное участие гимназистов в городских, региональных, краевых и всероссийских конкурсах). Итоги трех последних лет гимназии таковы:

     2004-2005  учебный  год – приняли участие в 19 мероприятиях, где заняли: 7 – первых мест; 9 – вторых мест;4 – третьих места; а также награждены 6 дипломами и благодарностями.

     2005-2006 учебный год – приняли участие в 18 мероприятиях, где заняли: 6 – первых мест; 5 – вторых мест; 5 – третьих мест; а также награждены 11 грамотами и благодарностями.

     2006-2007 учебный  год – приняли участие в 45 мероприятиях, где заняли 61 призовое место и награждены 15 грамотами: 20 – первых мест; 22 – вторых места; 19 – третьих мест. Из них 12 призовых места в региональных и краевых конкурсах.



Таким образом, творческая деятельность дает учащимся радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Современная жизнь такова, что требует от человека  не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода. Перед государством, школой стоит важная задача: вырастить не только здорового и крепкого человека, но и инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он взялся. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.