В. Г. Монохин, Доцент кафедры «Эксплуатация дорожных машин» Сибирской автомобильно- дорожной академии (Сибади), кандидат технических - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга 2 815.49kb.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры западноевропейских языков... 5 1119.24kb.
Высшая школа экономики 1 363.74kb.
Н. П. Орлянская Методические указания к лабораторному практикуму... 11 679.81kb.
Сборник упражнений для студентов 2 курса специальностей 030701. 2 293.67kb.
Принципы и методы физического воспитания 1 231.61kb.
Лекции по истории и праву Европейского Союза 8 2222.26kb.
Программа тренинга «Развитие учителя как толерантной личности» 1 257.69kb.
Программа Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной... 1 349.44kb.
Доцент кафедры асу к ф. м 5 572.3kb.
О. Н. Киянова, доктор филологических наук, доцент 6 813.97kb.
Одним из приоритетных направлений политики в России считается формирование... 1 171.33kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

В. Г. Монохин, Доцент кафедры «Эксплуатация дорожных машин» Сибирской автомобильно- - страница №1/8






Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Шеянов В.П.

«Ремонт автомобилей»

Учебно-методический комплекс.

ОМСК, 2006

Рецензенты: Т.Н. Стрекалина, заместитель директора по УПР Омского государственного колледжа профессиональных технологий,

В.Г. Монохин, Доцент кафедры «Эксплуатация дорожных машин» Сибирской автомобильно- дорожной академии (СиБАДи), кандидат технических наук, доцент.

Учебное пособие по дисциплине «Ремонт автомобилей»//Составитель:

В.П. Шеянов.- Омск: ОмГКПТ, 2006.-с.136

Настоящее учебное пособие включает в себя рабочую программу, комплект лекций, тематику курсовых проектов по дисциплине «Ремонт автомобилей» специальности 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Учебное пособие может быть рекомендовано начинающим преподавателям и студентам колледжей для самостоятельного изучения дисциплины

Содержание.









стр.

1

Рабочая программа

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Тематический план

6

1.3

Содержание учебной дисциплины.

8

2

Курс лекций.

21

3

Тематика курсовых проектов

131



Рабочая программа.


  1. 1 Пояснительная записка.

Программа « Ремонт автомобилей» составлена в соответствии с ГОС по специальности 1705 «Техническое обслужива­ние и ремонт автомобильного транспорта», оно состоит из четырех частей: тематического плана, содержания учебной дисциплины, комплекта лекций, тематики курсовых работ.

Программой предусматривается изучение технологии и организации капитального ремонта автомобилей и агрегатов, основных способов восстановления деталей, технологии ремонта деталей различных классов, основ конструирования, технологической оснастки, основ проектирования и реконструкции участков производства по ремонту автомобилей, организации работы по техническому нормированию.

В подготовке техников по специальности 1705 «Техническое обслужива­ние автомобильного транспорта» дисциплина «Ремонт автомобилей» является одним из профилирующих, изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Инженерная графика», «Техническая механика», «Материалове­дение», «Стандартизация, сертификация, метрология», «Автомобили», «Ав­томобильные эксплуатационные материалы».

Основы авторемонтного производства, технология капитального ремон­та автомобилей составляют главное содержание первого и второго разделов дисциплины.

Четвертый раздел «Технология восстановления деталей, ремонта узлов и приборов» и шестой «Техническое нормирование труда на авторемонтных предприятиях» являются ведущими в подготовке техников. В основу изуче­ния четвертого раздела положена разработка типовых технологических процессов на ремонт деталей различных классов, а в основу шестого раздела - техническое нормирование этих технологических процессов.

Знания, полученные при изучении пятого раздела «Основы конструиро­вания технологической оснастки» и седьмого раздела «Основы проектирования производственных участков авторемонтных предприятий» используются при курсовом и дипломном проектировании.

Лабораторные работы предусматривают закрепление и развитие знаний студентов по технологии ремонта, дефектации и комплектованию, привитие навыков самостоятельной работы.

Изучение дисциплины базируется на сведениях, полу­ченных из действующих ГОСТов, ТУ, руководств по капитальному ремонту автомобилей (для различных марок).

Учитывая требования реализации национально-регионального компонента и специфики учреждения при изучении учебного материала дисциплины, основной акцент делается на опыт предприятий, расположенных на территории Омской области и города Омска.

Выбор оптимальных технических решений и их обоснование, повышение качества ремонта для обеспечения высокой надёжности и долговечности и отремонтированных автомобилей, сокращение трудовых и материальных затрат, повышение производительности труда и экономической эффективности авто­ремонтного производства, охрана окружающей среды, техника безопасности и противопожарные мероприятия являются важными вопросами при изучении всех разделов дисциплины.

Изучение предмета завершается курсовым проектом, выполняемым сту­дентами по индивидуальным заданиям. Основная тематика курсовых проектов разработка технологических процессов по устранению дефектов деталей для определенного маршрута.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представ­ление:


  • о взаимосвязи дисциплины «Ремонт автомобилей» с дру­гими общепрофессиональными и специальными дисциплинами по специаль­ности;

  • о новейших достижениях и перспективах развития в области авторе­-монтного производства;

  • об опыте капитального ремонта подвижного состава автомобильного; транспорта в стране и за рубежом.

Студенты должны знать: содержание основных документов, определяю­щих порядок капитального ремонта автомобилей и двигателей, формы и ме­тоды организации капитального ремонта автомобилей и двигателей, технологию капитального ремонта автомобилей и двигателей, способы и технологию восстановления деталей различных классов, основное технологическое оборудование, техническое нормирование труда, основы проектирования цехов и производственных участков авторемонтных предприятий, основы конструирования технологической оснастки, требования техники безопасности при ре­монте автомобилей и двигателей.

Студенты должны уметь: определять техническое состояние агрегатов и деталей в соответствии с требованиями «Технических условий на капиталь­ный ремонт автомобилей»; осуществлять контроль за соблюдением технологи­ческой дисциплины; обеспечивать безопасность работ по ремонту автомобилей и двигателей; проектировать производственные участки авторемонтных предприятий; составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе производственного участка.

Данное учебное пособие может быть использовано в помощь начинающим преподавателям, студентам дневного и заочного отделений колледжей и техникумов соответствующего профиля.



1. 2. Тематический план


п\п


Наименование разделов и тем

Макс.

уч. нагр


студ.

(час)


Кол-во ауд-ых часов

при очной форме обучения



Сам-ая

работа


студ-ов

Всего

Лаб.

работы


Практ.

занятия





1

2

3

4

5

6

II

курс


Введение

1

1













Раздел 1. Основы авторемонтного производства
















1.1.

Общие положения по ремонту

автомобилей.



3

3










1.2.

Основы организации капитального

ремонта автомобилей.



2

2













Итого по разделу:

5

5













Раздел 2. Технология капитального

ремонта автомобилей.


















2.1.

Прием автомобилей и агрегатов в

ремонт и их наружная мойка.



2

2










2.2.

Разборка автомобилей и агрегатов.

2

2










2.3.

Мойка и очистка деталей.

3

3










2.4.

Дефектация и сортировка деталей.

10

8




4

2

2.5.

Комплектование деталей.

10

8




4

2

2.6.

Сборка и испытание агрегатов.

10

8




4

2

2.7.

Общая сборка, испытание и сдача автомобилей из

ремонта.


3

1







2




Итого по разделу:

40

32




12

8




Раздел 3. Способы восстановления

деталей

















3.1.

Классификация способов

восстановления деталей.



1

1










3.2.

Восстановление деталей слесарно-механической обработкой.

2

2










3.3.

Восстановление деталей давлением.

2

2










3.4.

Восстановление деталей сваркой и наплавкой.

4

2







2

3.5.

Восстановление деталей напылением.

2

2










3.6.

Восстановление деталей пайкой.

4

2







2

3.7.

Восстановление деталей

гальваническими покрытиями.



2

2










3.8.

Применение лакокрасочных покрытий

в авторемонтном производстве.



4

2







2

3.9.

Восстановление деталей с применением синтетических материалов.

3

1







2




Итого по разделу:

24

16







8




Раздел 4. Технология восстановления деталей, ремонт узлов и приборов
















4.1.

Общие положения.

1

1










4.2.

Разработка технологических

процессов ремонта.



4

2







2

4.3.

Ремонт деталей класса «корпусные

детали».


3

2







1

4.4.

Ремонт деталей класса «круглые

стержни и с фасонной поверхностью».



9

8




4

1

4.5.

Ремонт деталей класса «полые

цилиндры».



6

5




4

1

4.6.

Ремонт деталей класса «диски с

гладким мериметром».



3

2







1

4.7.

Ремонт деталей класса

«некруглые стержни».



3

2







1

4.8.

Ремонт узлов и приборов систем

охлаждения и смазки



4

2







2

III

Курс


4.9.

Ремонт узлов и приборов систем питания

4


2








2


4.10.

Ремонт приборов электрооборудования

4

2







2

4.11.

Ремонт автомобильных шин.

3

2







1

4.12.

Ремонт кузовов и кабин.

2

2










4.13.

Управление качеством ремонта.

1

1













Итого по разделу:

47

33




8

14

III

курс


Раздел 5. Основы конструирования технологической оснастки.
















5.1.

Классификация приспособлений.

Основные узлы и детали.


4

4











5.2.

Приводы.

4

2







2

5.3.

Методика конструирования технологической оснастки.

8

2







6





Итого по разделу:

16

8







8




Раздел 6. Техническое нормирование

труда на авторемонтных предприятиях.


















6.1.

Методы технического нормирования

труда.


10

6




4

4

6.2.

Техническое нормирование станочных работ.

12

6




4

6

6.3.

Техническое нормирование ремонтных работ.

14

8




6

6




Итого по разделу:

36

20




14

16




Раздел 7. Основы проектирования производственных участков

авторемонтных предприятий.


















7.1.

Общие положения.

2

2










7.2.

Проектирование основных участков авторемонтных предприятий.

16

10



6

6





Итого по разделу:

18

12




6

6




Курсовой проект

20

20













Итого:

207

147




40

60

    1. .Содержание учебной дисциплины.

Введение.

Значение и задачи ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Краткая историческая справка о развитии авторемонтного про­изводства в России. Современное состояние авторемонтного производства и перспективы его развития. Содержание дисциплины «Ремонт автомобилей», связь с другими дисциплинами по специальности.
Раздел 1. Основы авторемонтного производства

Тема 1.1. Общие положения по ремонту автомобилей. Основы технологии капитального ремонта автомобилей.

Требования к знаниям студентов.

Должны иметь представление: о факторах, определяющих потребность подвижного состава автомобильного транспорта в ремонте, о старении авто­мобиля и его предельном состоянии.

Должны знать: систему ремонта, ее методы, виды и способы; техноло­гическое деление автомобиля, особенности авторемонтного производства, структуру технологического процесса капитального ремонта автомобилей и общую характеристику его элементов.

Содержание учебного материала.

Факторы, определяющие потребность подвижного состава автомобиль­ного транспорта в ремонте. Понятие о старении автомобиля и его предельном состоянии.

Система ремонта, ее методы, виды и способы, их краткая характери­стика. Технологическое деление автомобиля (деталь, подгруппа, группа, аг­регат). Особенности авторемонтного производства.

Производственный и технологический процессы капитального ремонта автомобилей. Понятие о структуре технологического процесса капитального ремонта автомобилей и общая характеристика его элементов.


Тема 1.2. Основы организации капитального ремонта автомобилей.

Требования к знаниям студентов.

Должен иметь представление: об общих принципах организации ремон­та; типах авторемонтных предприятий, их структуре и общей характеристике подразделений.

Должны знать: основы организации производственных процессов, основы организации рабочих мест, основы аттестации рабочих мест.

Содержание учебного материала.

Общие принципы организации ремонта. Типы авторемонтных предпри­ятий, их структура и общая характеристика подразделений.

Основы организации производственных процессов на авторемонтном предприятии. Основы организации рабочих мест. Аттестация рабочих мест, основные критерии.
Раздел 2. Технология капитального ремонта автомобилей.

Тема 2.1 Прием автомобилей и агрегатов в ремонт и их наружная мойка.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Должны знать: техническую документацию на прием автомобилей в ремонт; основные технические требования к автомобилям и агрегатам, сда­ваемым в капитальный ремонт; порядок хранения ремонтного фонда; спосо­бы наружной мойки, оборудование и материалы; организацию рабочих мест; охрану труда и окружающей среды.

Должны уметь: оформлять техническую документацию на прием авто­мобилей и агрегатов в ремонт.

Содержание учебного материала.

Технические требования на сдачу автомобилей, агрегатов в капиталь­ный ремонт и выдачу из ремонта , согласно ГОСТа. Техническая документация на прием в ремонт. Влияние комплектности и пригодности базовых деталей к ремонту на качество и себестоимость ремонта. Хранение ремонтного фонда.

Наружная мойка, очистка автомобилей и агрегатов. Способы мойки, применяемое оборудование. Организация рабочих мест, техника безопасно­сти. Обеспечение охраны окружающей среды.
Тема 2.2. Разборка автомобилей и агрегатов.

Требования к знаниям студентов.



Должны знать: способы организации разборочных работ, их сравни­тельную оценку и область эффективного применения; виды разборочных ра­бот, их последовательность, средства технологической оснащенности, техни­ческие условия и технологическую документацию на разборочные работы, влияние качества разборочных работ на качество ремонта и его себестои­мость, организацию рабочих мест и требования техники безопасности.

Содержание учебного материала

Способы организации разборочных работ, их сравнительная оценка и область применения. Основные виды разборочных работ, средства технологи­ческой оснащенности. Механизация разборочных работ.

Технические условия на разборку. Технологическая документация.

Влияние качества разборочных работ на качество ремонта и его себе­стоимость.

Организация рабочих мест и требования техники безопасности.
Тема 2.3. Мойка и очистка деталей.

Требования к знаниям студентов

Должны иметь представление: о видах загрязнений, о назначении моечно-очистных работ.

Должны знать: сущность процессов мойки и очистки деталей, требо­вания к моющим растворам и их составы, способы мойки и очистки деталей, технологию мойки и обезжиривания деталей, удаления накипи и нагара, удале­ния старой краски, средства технологического оснащения, организацию рабо­чих мест, охрану труда и окружающей среды.

Содержание учебного материала.

Назначение процессов мойки и очистки деталей. Виды. загрязнений. Сущность процессов мойки и очистки деталей. Составы моющих жидкостей. Способы мойки и очистки деталей. Технология мойки и очистки деталей. Средства технологического оснащения. Влияние многостадийной мойки на качество ремонта и культуру производства.

Организация рабочих мест, требования техники безопасности.

Охрана окружающей среды.


Тема 2.4. Дефектация и сортировка деталей.

Требования к знаниям и умениям студентов

Должны знать: характерные дефекты деталей, содержание техниче­ских условий на дефектацию деталей, методы контроля, применяемые при дефектации, порядок сортировки деталей по маршрутам восстановления, сред­ства технологической оснащенности, организацию рабочих мест.

Должны уметь: правильно выбирать методы дефектации деталей, проводить дефектацию деталей различных классов.

Содержание учебного материала

Виды дефектов и их характеристика. Назначение и сущность дефекта­ции и сортировки деталей. Состав "Руководства по капитальному ремонту ав­томобилей", содержание карт дефектации.

Методы контроля, применяемые при дефектации. Применяемое обо­рудование, приспособления, инструмент. Сортировка деталей по маршрутам восстановления. Коэффициенты годности, сменности и восстановления дета­лей.

Организация рабочих мест.

Лабораторные работы.

Дефектация блока цилиндров.

Дефектация коленчатого вала.

Дефектация распределительного вала.

Дефектация шатуна.

Дефектация цилиндрических зубчатых колес и шлицевых валов.

Дефектация подшипников качения и скольжения.

Дефектация пружин.


Тема 2.5. Комплектование деталей.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Должны знать: назначение и сущность процесса комплектования; сборочные размерные цепи, их составляющие; методы обеспечения точности сборки; способы комплектования; виды неуравновешенности и способы балан­сировки деталей; средства технологической оснащенности; организацию ра­бочих мест.

Должны уметь: рассчитывать размерные группы, комплектовать дета­ли, балансировать детали.

Содержание учебного материала.

Назначение и сущность процесса комплектования. Размерные цепи. Методы обеспечения точности сборки. Способы комплектования.

Балансировка деталей и узлов.

Организация процесса комплектования. Средства технологической ос­нащенности.

Организация рабочих мест, требования техники безопасности.

Лабораторные работы.

Комплектование поршней с гильзами цилиндров.

Комплектование деталей кривошипно-шатунного механизма.

Практические занятия.

Расчет размерных групп при комплектовании поршней с гильзами цилиндров.

Расчет размерных групп при комплектовании кривошипно-шатунного механизма (поршень - палец - шатун).

Тема 2.6. Сборка и испытание агрегатов.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Должны знать: способы сборки, условия эффективного применения;

особенности выполнения сборки типовых соединений; технические условия на сборку узлов и агрегатов; технологический процесс сборки основных агрега­тов; назначение приработки и испытания агрегатов; технологический процесс приработки и испытания основных агрегатов; организацию рабочих мест и требования техники безопасности, охраны окружающей среды, средства тех­нологической оснащенности.



Должны уметь: выполнять приработку и испытание агрегатов.

Содержание учебного материала.

Способы сборки, их сравнительная оценка, область эффективного применения. Сборка типовых соединений и передач. Технические условия на сборку узлов и агрегатов. Технологический процесс сборки основных агрега­тов. Назначение приработки и испытания основных агрегатов. Средства техно­логической оснащенности.

Общие сведения об автоматизации процессов приработки и испыта­ния агрегатов.

Организация рабочих мест. Охрана труда и окружающей среды.



Лабораторные работы.
Тема 2.7. Общая сборка, испытание и сдача автомобилей из ремонта.

Требования к знаниям и умениям студентов

Должны знать: способы сборки автомобилей; технологический про­цесс сборки грузовых и легковых автомобилей, автобусов; средства механиза­ции сборочных работ, организацию испытания и выдачи автомобилей из ре­монта.

Должны уметь: оформлять техническую документацию на сдачу от­ремонтированного автомобиля.

Содержание учебного материала.

Способы сборки автомобилей. Организация процессов сборки грузовых и легковых автомобилей, автобусов. Механизация сборочных работ. Оснаще­ние постов сборки оборудованием, приспособлениями, инструментом.

Технологическая документация. Испытание отремонтированного авто­мобиля; технические условия на испытание. Техническая документация на сдачу отремонтированного автомобиля. Гарантийные обязательства авторе­монтного предприятия. Порядок сдачи автомобиля заказчику и предъявления рекламаций.

Организация рабочих мест, охрана труда.


Раздел 3. Способы восстановления деталей.

Тема 3.1. Классификация способов восстановления деталей.

Требования к знаниям студентов

Должны иметь представление: о назначении восстановления деталей.

Должны знать: классификацию способов восстановления деталей и их краткую характеристику.

Содержание учебного материала

Ремонт деталей как один из основных источников экономической эф­фективности авторемонтного производства, сокращения расхода запасных час­тей и экономии сырьевых ресурсов.

Классификация способов восстановления деталей и их краткая характе­ристика.
Тема 3.2. Восстановление деталей слесарно-механической обработкой.

Требования к знаниям студентов.

Должны знать: виды слесарно-механической обработки, применяемые при восстановлении деталей; сущность и технологию восстановления деталей обработкой под ремонтные размеры; категорийные и пригоночные размеры; порядок выбора баз для механической обработки; сущность и технологию вос­становления деталей постановкой дополнительной или заменой части детали; достоинства и недостатки способа восстановления деталей слесарно-механической обработкой; средства технологической оснащенности; органи­зацию рабочих мест и правила техники безопасности.

Содержание учебного материала.

Виды слесарно-механической обработки, применяемые при восстановлении деталей.

Сущность и технология восстановления деталей способом обработки под ремонтные размеры. Категорийные и пригоночные размеры. Выбор баз для механической обработки.

Сущность и технология восстановления деталей постановкой дополни­тельной или заменой части детали. Достоинства и недостатки способа. Сред­ства технологической оснащенности.

Организация рабочих мест и правила техники безопасности.
Тема 3.3. Восстановление деталей давлением.

Требования к знаниям студентов

Должны иметь представление: о сущности процесса восстановления деталей давлением.

Должны знать: способы и технологию восстановления формы и разме­нов, поврежденных и изношенных деталей, способы восстановления механи­ческих свойств материала деталей.

Содержание учебного материала.

Сущность процесса восстановления деталей давлением. Способы и технология восстановления размеров и формы поврежденных и изношенных деталей. Восстановление механических свойств материала деталей. Оборудо­вание, приспособления, инструмент.

Организация рабочих мест и правила техники безопасности.
Тема 3.4. Восстановление деталей сваркой и наплавкой.

Требования к знаниям студентов

Должны иметь представление: о вредных процессах, происходящих в рабочей зоне, при сварке или наплавке деталей.

Должны знать: технологический процесс восстановления деталей сваркой и наплавкой, способы и технологию механизированных способов сварки и наплавки, особенности сварки деталей из чугуна и цветных металлов, режимы работы для конкретных условий обработки.

Содержание учебного материала.

Виды сварки и наплавки, применяемые в авторемонтном производстве. Процессы, происходящие в рабочей зоне сварки (наплавки): металлургические процессы, структурные изменения, внутренние напряжения и деформа­ции.

Технологический процесс восстановления деталей сваркой и наплав­кой. Способы и технология механизированных способов сварки и наплавки:

под слоем флюса, в среде защитных газов, вибродуговой, лазерной и плаз­менной, контактной.

Особенности сварки деталей из чугуна и цветных металлов. Средства технологической оснащенности. Организация рабочих мест и охрана труда при выполнении сварочных и наплавочных работ.


следующая страница >>