В царстве грибов - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В царстве грибов - страница №1/1


Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
Урок был проведён в кабинете информатики с применением ИКТ, развивающей, здоровьесберегающей технологий и личностно-ориентированной технологии.
Тема: «В царстве грибов»

Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы, познакомить со строением грибов, с правилами сбора грибов, показать разнообразие грибов, значение грибов в жизни растений, животных и человека.

Развивающая: развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы; развивать память, мышление, внимание.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Оборудование: компьютер, презентация, загадки о грибах, фонограмма « звуки леса»,

Форма проведения урока: урок – путешествие.
Ход урока.

1.Оргмомент.

- Подравняйтесь, садитесь.



2.Постановка темы, цели урока (слайд № 1)

Учитель:

- Лес.. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят (грибы) (слайд № 2)


- Сегодня на уроке мы с вами очутимся в царстве грибов (слайд №3)
-
Что вы хотите узнать о грибах?

Учащиеся: (Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями? )

2. Объяснение нового. Рассказ учителя о грибах (слайд № 4)

- Учёные долгое время не могли решить, что же такое грибы. К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время биологи выделили их в отдельное специальное царство Грибов.


В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету (слайд № 5)

- Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.

(слайд № 6)

- Существует даже целая наука - микология. Изучают грибы учёные – микологи.



3. Строение гриба (слайд № 7)

- Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.

- Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

(шляпка, ножка, грибница)

- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.



Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай. Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.

- Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)

- Грибы способствуют образованию перегноя.

(Слайд № 8)

Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.



4. Выступления учёных – микологов

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учёные – микологи, которые хотят с вами поделиться своими знаниями.



Первым выступит миколог ______________ с сообщением «Для чего нужны грибы растениям леса?» (слайд № 9) (выступление ребёнка)

Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют.

Каждый год в лесу опадают хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.



Второе сообщение подготовил _______________ «Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? (слайд № 10) (выступление ребёнка)

Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок - вещества, необходимые организму человека.

Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.

Самые питательные – (слайд №11) это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики. Шляпка у гриба ценней, чем ножка.



Третье сообщение подготовил ____________ «Для чего нужны грибы животным и человеку?» (выступление ребёнка)

Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки. (Слайд № 12)



(Слайд № 14)

Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении.

Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит. Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

ФИЗМИНУТКА

ВАНЯ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ -

ПОДБЕРЁЗОВИК НАШЁЛ.

ДИМА ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

И ЛИСИЧКУ НАШЁЛ.

КАТЯ ШЛА, ШЛА, ШЛА –

СЫРОЕЖКУ НАШЛА.

АНДРЕЙ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

БОРОВИК НАШЁЛ.

ДАНИЛ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –

ДОЖДЕВИК НАШЁЛ.

5. Загадки о грибах

- Опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать.

- А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки?

1.Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я…….(подосиновик). (Слайд № 15)

- Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной)

- Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая.

2. Лета первая примета

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(подберезовик)

- Под каким деревом, растет подберезовик? (под березой)

3. Сидит дружная семейка

Но на пнях, не на скамейках

Зонтики в руках,

Колечки на плечах.



(опята)

- Где растут опята? (на пнях)

4. Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки

В мох душистый две косички

Прячут хитрые……(лисички

- Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)

- Особенно много лисичек в сырое лето.

- Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.

5.Царь грибов на толстой ножке.

Самый лучший для лукошка

Он головку держит смело,

Потому что гриб он…..(белый). (Слайд № 16) - - - Какое второе название, у этого гриба? (боровик)

- Где же, он растет? (Растёт он в берёзовых, сосновых и дубовых лесах.)

- Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

6. Деление грибов на группы

- Все грибы можно разделить на две группы, какие? (съедобные и несъедобные)

- Существует около 300 видов съедобных грибов.

-А какие ещё съедобные грибы вы знаете?

-А несъедобные?

(бледная поганка, ложные опята, мухомор, желчный гриб, дождевик, ложные лисички, ложные грузди)

- Несколько слов о ядовитых грибах.

- Какой ядовитый гриб самый опасный?

-БЛЕДНАЯ ПОГАНКА (Слайд № 17)

самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви. А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой. В верхней части ножки - кольцо, точно мини - юбочка. Бледную поганку часто путают с шампиньоном.

МУХОМОР в отличие от поганки природа наградила необыкновенной

красотой. Но красота его обманчива: яд вызывает удушье, обмороки.

Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов.

- Есть еще и другие ядовитые грибы: -(18 слайд) ложные опята - двойник опенка осеннего желчный гриб – ядовитый - двойник белого гриба - съедобного.

7. Правила сбора грибов

- А как надо правильно собирать грибы? (ответы детей)

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

(19 слайд)

- Прочитайте правила сбора грибов



8. Красная книга грибов

– Рассмотрите рисунки.

- Постарайтесь запомнить грибы из Красной книги России. (20-22 слайд)

ГРИФОЛА КУРЧАВАЯ

СЕТКОНОСКА СДВОЕННАЯ

ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ

ШИШКОГРИБ ХЛОПЬЕНОЖКОВЫЙ

РЕШЁТОЧНИК КРАСНЫЙ

РОГАТИК ПЕСТИКОВЫЙ

- А почему эти грибы внесены в Красную книгу?



(редкие и исчезающие виды)

- Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов? А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Челябинской области) (23 слайд)



9.Закрепление.

- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:



  1. грибы относятся к живой природе? Да

  2. грибы относятся к царству растений? Нет

  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

  7. грибы – это богатство леса? Да

  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.

  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.

  10. что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да

  11. что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.

  12. что медведи лечатся мухоморами? Нет

  13. что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

10. Итог урока

- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: “Сегодня на уроке я узнал (а) …”.



(24 слайд)

Домашнее задание

Выучить правила сбора грибов.



Оценивание.