Утверждено - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Утверждено - страница №1/3




Ейский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени героя Советского Союза А.В. Ляпидевского города Ейска муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от «30»августа2013года

Председатель педсовета

____________ Е.В.Ратникова

Подпись, печать ОУ Ф.И.О



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_______________________ _комплексная______________________

(тип программы: комплексная/тематическая)

_по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

(наименование)

_________________________1-4 класс_________________________

(срок реализации программы)

__________________________7-11лет____________________________________

(возраст обучающихся)


_______Васько Марина Евгеньевна______

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Программа «Дорогою добра» разработана на основе:


1. ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3. Требований к оформлению программ по внеурочной деятельности начального общего образования;

4. Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г.;

5. Программы формирования универсальных учебных действий

1. Пояснительная записка

С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Перспектива», программы формирования универсальных учебных действий и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы на 2011-2015 годы разработана комплексная программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Дорогою добра», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов.


Девчонки, мальчишки – вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённых в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.



Цели:

Цель данной программы состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.



Задачи программы:

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- способствовать духовному и личностному росту учащихся;

- развивать творческое и логическое мышление;

- развивать способности самостоятельного приобретения знаний и исследовательской работе;

- обучать умениям работать совместно (решать проблемы в группах);

- развивать способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»;

- способствовать формированию потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- способствовать приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм;

- способствовать формированию правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу.



Задачи воспитания:

- сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои;

- пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические;

- формировать понимание добра и зла;

- формировать культуру общения;

- воспитывать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;

- приобщать воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Интересная увлекательная внеурочная деятельность должна способствовать всестороннему личностному развитию. Внеурочная деятельность учащихся строится на следующих принципах:

- Принцип открытости. Планирование внеклассной деятельности классным руководителем проходят совместно с детьми, которые вносят коррективы в предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

- Принцип привлекательности будущего дела. Заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела;

- Принцип деятельности. Это утренники, фестивали, предметная неделя, конкурсы «почемучек», конкурс чтецов, спортивные праздники и др.;

- Принцип свободы выбора. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств;

- Принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель проводит беседу с учащимися и изучает их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии;

- Принцип сотворчества. Сотрудничество - в подготовке и проведении внеклассного мероприятия вместе с родителями;

- Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.


Доброта – это чувство. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки.

Посредством данной программы можно будет постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Когда воспитаны нравственные чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нрав­ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания. Данная программа духовно-нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений. Эффективным средством нрав­ственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Её направленность выступает тем каналом, по которому школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.


Модель плана внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1уровень

2уровень

3уровень

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Духовно-нравственное направление «Дорогою добра»

Факультатив «Школа вежливых наук»

33

-

-

-

Кружок «Планета друзей»

-

34

34

-

Исследовательская лаборатория «Я – гражданин России»

-

-

-

34

Факультатив «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, приобретение социальных знаний.

Основными целями реализации данного направления на этом этапе являются:

- изучение речевого этикета,

- приучение школьников к выполнению правил культурного поведения;

- разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности.

Содержание предполагает решение следующих задач:

- обучение навыкам общения и сотрудничества;

- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

- развитие коммуникативных умений в процессе общения;

- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.



Основные разделы программы:

  • Я среди людей;

  • Речевой этикет;

  • Культура поведения.


Кружок «Планета друзей» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности во 2-3 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и рассчитан на 68часов (по 34 ч во 2 и 3 классах).

Содержание предполагает решение следующих задач:

- формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения;

- воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу;

- познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах;

- учить взаимоотношениям в коллективе;

- формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями;

- формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций;

- воспитывать чувство национальной гордости;

Основные разделы программы:


  • Моё я;

  • Я и природа;

  • Я и другие.


Исследовательская лаборатория «Я – гражданин России» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я, моя страна, мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Цель курса «Я – гражданин России» - способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно-значимых преставлений ребёнка о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

-в осознании своего места в семье, стране, мире; оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере – в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

-создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.



Основные разделы программы:

  • Богатства нашей Родины;

  • Наше государство;

  • Родина – мать, умей за неё постоять;

  • Я и мои права.



Описание места курса в учебном плане

Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану МОУ лицея № 4 г. Ейска, всего на изучение курса «Дорогою добра» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе - факультатив «Школа вежливых наук»- 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2 и 3 классе - кружок «Планета друзей» - 68 часов (1 ч в неделю, по 34 учебные недели во 2 и 3 классах), в 4-классе - исследовательская лаборатория «Я – гражданин России» (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.


Форма организации внеурочной деятельности по программе «Дорогою добра» в основном – коллективная, также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы;

  • Сообщения;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Литературно – музыкальные композиции;

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам.

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы;

  • Выставки декоративно-прикладного искусства;

  • Коллективные творческие дела;

  • Соревнования;

  • Праздники;

  • Викторины;

  • Интеллектуально-познавательные игры;

  • Трудовые дела;

  • Тренинги;

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Заочные путешествия;

  • Акции благотворительности, милосердия;

  • Творческие проекты, презентации;

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).


2. Тематический план программы



Наименование разделов/

модулей, тем




Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся



1

2

3

4

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

1.
1.1

1.2


1.3

Школа вежливых наук

Я среди людей.

Речевой этикет.

Культура поведения.




7

8



18

4

6



6

3

2



12











-ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

-усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

-посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

-получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье 

-просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в пе­дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; 

-обучение дружной игре, взаимной поддерж-ке, участию в коллективных играх, приобре-тение опыта совмест­ной деятельности;

-посильное участие в делах благотворитель-ности, мило­сердия, в оказании помощи нужда-ющимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе;

-беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родите-лями и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен­ность между поколениями).

-экс­курсии, прогулки по родному краю;

-посещение конкурсов исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок;

-разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружаю­щего мира через художественные образы;

-беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», бе­седы о прочитанных книгах, художественных фильмах, теле­визионных передачах, компьютерные игры; обучение разли­чать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;

-проведение выставок семейного художественного твор­чества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с по­следующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий твор­ческих работ;



2.

2.1


2.2

2.3


Планета друзей

Моё Я .


Я и природа.

Я и другие.


20

20



28




6

3



7

4

7



7

5

3



6

5

7



8





-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы,  праздники;

-посильное участие в социальных проек­тах,

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

-посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

-участие вместе с родителями (законны­ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства;

- встречи с представителями творческих профессий, экскурсии на художественные  производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансам-блей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

-шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения,

-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родите-лями и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен­ность между поколениями).

-экс­курсии, прогулки по родному краю;


3.
3.1
3.2
3.3

3.4


Я – гражданин России

Богатства нашей Родины.

Наше государство.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Я и мои права.
;


9
5
10

10














4
4
4

5


5
1
6

5


-получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);

-ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);

-ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций);

-знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;

-знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

-участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

-участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

-экскурсии по городу, во вре­мя которых знакомятся с различными видами труда, различ­ными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

-беседы о профессиях своих родителей (законных пред­ставителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения вне­урочных мероприятий - праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей твор­ческой инициативы в учебном труде;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпуск-ников, показавших достойные примеры высо-кого профессионализма, творческо­го отноше-ния к труду и жизни.

-сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,

-проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове­дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,  встреч с ветеранами и военнослужащими





Итого:

135

16

17

16

18

14

20

17

17





3. Содержание программы

Содержание программы факультатива «Школа вежливых наук» (1 класс)

Я среди людей (7ч)

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

Речевой этикет (8ч)

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.



Культура поведения (18ч)

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

Знакомство с правилами поведения в Храме.

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.


Тематическое планирование факультатива «Школа вежливых наук»

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности уч-ся

Кол-во часов

ауд

в/ауд

Я среди людей

(7ч)

1

Кто я и как выгляжу?

Что в нашем имени?



Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1




2-4

Плохо одному.

Товарищи и друзья.


Экскурсии

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

1

2

5-6

Бескорыстие в дружбе.

Экскурсия.



Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

1

7

Верность слову.


Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1




Речевой этикет

(8ч)

8-10

Что такое этика и этикет.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Экскурсия.



Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».



2

1

11

О вежливых словах и их применении.



Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении.



1




12-14

Правила знакомства, представления и обращения.

Правила приветствия и прощания.

Экскурсия.


Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.



2

1

15

Правила извинения и просьбы, благодарнос-ти и отказа.


Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.



1




Культура поведе-ния

(18ч)

16-18

Отношение к старшим.

Отношение к малышам.

Отношение к учителю.

Экскурсии.



Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.


1

2

19-20

Как вести себя в школе, на переменах.

Правила поведения в столовой, за столом.



Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».



1

1

21

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.

Искусство делать подарки.



Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.




1




22-24

Правила поведения в обществен-ном транспорте.

Как вести себя в общественных местах.

Экскурсии.


Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.



1

2

25-31

Правила поведения в театре и кино.

Поведение в библиотеке и музее.

Экскурсии.


Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсии в библиотеку, музей, театр



1

6

32

Как вести себя в Храме.

Экскурсия.



Знакомство с правилами поведения

в Храме.





1

33

Как вести себя с людьми с ограниченными возмож-ностями.

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

1










ИТОГО: 33 ч

16

17


Содержание программы кружка «Планета друзей» (2-3 класс)

«Моё Я» (20ч)

Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.

С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы: «Как оказывать первую медицинскую помощь», «Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.

«Я и природа» (20ч)

Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

С целью формирования экологической культуры в школе проводятся экологические акции: «Чистый берег», «Помощь Аллее Ветеранов»; экологические игры: «Аукцион экологических ошибок», «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам края», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Красная книга Краснодарского края», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений. Составление гербария», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?».

«Я и другие» (28ч)

Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.

Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как мастер-класс для воспитанников детского сада «Радуга» на тему «Бумагопластика. В мире бабочек»; мастер-класс для детей, посещающих предшкольную группу, на тему «Флористика. Цветочная композиция»; изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения игровой комнаты в предшколе; оформление клумбы на территории школы, проведение экологических акций, праздника «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», встречи с ветеранами ВОв и тружениками тыла «МЫ ПОМНИМ…»; изготовление подарков ветерану; изготовление панно из природного материала «Морское дно» для детей детского сада «Радуга».
Тематическое планирование кружка «Планета друзей»

Раздел программы

Тема занятия

Характеристика деятельности уч-ся

Кол-во часов

ауд

в/ауд

«Моё Я»

(20ч)

Урок доброты

«Каждой вещи своё место».

«Азбука прав ребенка».

«Чтобы не бояться, надо знать».

Экскурсии.


Тренинг «Ни капельки не страшно!»,

« Я учусь управлять своим телом»,

«В гости к нам портфель пришел».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров».

Викторина «Права литературных героев».

В. Осеева «Плохо».

Коллективное прочтение, обсуждение.


2\2

2\2

2кл.

3кл.

10ч

10ч

1-4

7-10



1-4

5-10



5-6

-

«Хороший характер – богатство на всю жизнь».

Экскурсии.



Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Коллективное прочтение, обсуждение, ролевая игра.

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия



1\-

1\-

7-9

5-8

«Я, мои права и обязанности».

«Так ли важен порядок? Помощь самому себе».

«Мы выбираем – нас выбирают…».

Экскурсии.



Изготовление книжки – малышки.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.



2\2

1\2

10

9-10

« Разные пути слова «хочу».

« Добро и зло».

«Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.

Путешествие в страну здоровья.

О чистоте и опрятности.

Экскурсии.



Тренинг. Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями.

Обыгрывание проблемных ситуаций.


Ролевая игра.

1\1

-\1

«Я и природа» (20ч)

«Бездомные животные».

«Будем друзьями птиц».

«Природа – мой дом».

Наведение порядка в зоне отдыха.

Коллективный проект «Дизайн клумбы».

Акция «Как живёшь, птичка?».



Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Наведение порядка в зоне отдыха.

Работа на пришкольном участке

Коллективное прочтение, обсуждение.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;


— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

2\2

2\2

2кл.

3кл.

10ч

10ч

11-14

11-14

15-17


15-17

«Экологический БРЕЙН-РИНГ».

«Твои соседи по планете». Наш край.

Животный мир края.

Экскурсия «Необычное в обычном».





Изготовление книжки-малышки «Эти забавные животные!»

Экологические наблюдения учащихся

Виртуальная экскурсия. Игра

Творческая мастерская. Экологический поход.

Трудовые дела.


1\1

2\2

18-20




18-20

«Человек – друг природы».

Акция «Ангел милосердия».

Операция «Береги лесную красавицу».

Экскурсия.



Обыгрывание проблемных ситуаций.

Изготовление книжки-малышки «Человек –друг природы!».


Ролевая игра.

-

3\3

Коллективный проект «Дизайн клумбы».

Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами.

Экскурсия.


Работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов.

Трудовые дела.

Практическая деятельность.

Ремонт детских книг.










«Я и другие»

(28ч)

Мы общаемся. Кто я такой?

Вместе мы – команда.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Учимся договариваться.

«Счастье – это когда тебя понимают».

«Моя семья».

«Хороший характер – богатство на всю жизнь».

Операция «Подари игрушку детям».

«Книга – твой друг».

Экскурсия.


Тренинг. «Гнев – это нормально!»

Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен.

Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница».

Коллективное прочтение, обсуждение.

Трудовые дела.

Практическая деятельность.

Изготовление праздничных открыток и сувениров.

Творческая работа

«Ах, эти мамины глаза…».

Ремонт детский книг.


3\2

2\2

2кл.

3кл.

14ч

14ч

21-25

21-24

26-30

31-34


25-28

Трудовой десант по уборке территории «Аллеи Ветеранов».

Операция

« Милосердие» ко Дню пожилых людей.

Акция «Моя мама».

Экскурсии


Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями.

Акция милосердия.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
Изготовление сувениров ветеранам, вдовам, труженикам тыла


2\2

3\2

-

29-30

«С кем живёшь, с тем и слывёшь».

«Что посеет человек, то и пожнёт».

Экскурсии.


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;


— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

-\1

-\1

31-34

31-34

«Дари добро»-

тренинг. Правила честного спора.

Путешествие в страну Вежливость.

Не надо кричать на человека!

«Добрым быть совсем не просто…».

«Неизвестный космос».

Экскурсии.


Оказание помощи одиноким пожилым людям.

Игра– путешествие «Мы все хотим побывать на Луне».

Викторина. Школа общения.

Игра – путешествие.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств.

Творческая мастерская.



2\1

2\3










ИТОГО: 68 ч (34\34)

16\14

18\20


Содержание программы исследовательской лаборатории

«Я – гражданин России» (4 класс)

«Богатства нашей Родины» (9ч)

Беседа «Россия – Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».

«Путешествие по карте России» с целью показа необъятных просторов России. Проект «Народы России».

«Москва – столица нашей Родины, сердце нашей Родины».

«Наша Родина – Россия, наш язык – русский». Цель - показать значимость красоты и богатства родного языка.

«Семь чудес России»: озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина – Мать. Проект «Семь чудес России».

Литературный праздник «Русская береза». Цель - воспевание в стихах, сказках и песнях березы как символа России.

Игра «Звездный час» - «Сохраним природу России». Цель - показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать её. Проект «Эти удивительные животные».

Музыкальный час «Колокола России». Понятие «Колокольный звон», значение колокола в Древней Руси. Прослушивание записей колокольных звонов с просмотром изображений храмов с колоколами (Великий Новгород, Москва и т.д.). Проект « Русские цари».
«Наше государство» (5ч)

«Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».

« Я   гражданин   России ». Права и обязанности гражданина России.

«Главные вопросы». Обсуждение вопросов: «Что мы можем делать и чего не можем», «Что мы обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем».

Ролевая игра «Знай свои права». Команды обыгрывают фрагменты из русских народных сказок и обсуждают нарушение прав человека.
«Родина – мать, умей за неё постоять» (10ч)

Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью показать величие и силу русского народа. Проект «Сила и мужество».

Рассказы о русском флоте.  Дать представление о России – великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев. Проект «Русский флот».

«Русская земля, недругам твоим прощения нет!». Знакомство с именами великих защитников русской земли. Просмотр репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.

Праздник мужества и чести. Праздник для мальчиков класса с целью воспитания уважительного отношения к Российской армии.

Встреча с ветеранами ВОВ «Помнят люди».

С песней по жизни. Музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, с исполнением песен о войне хором мальчиков.

Проект «Я помню, я горжусь». Цель – узнать больше о ВОВ и о жизни и подвигах своих предков.


«Я и мои права» (10ч)

Введение понятий «Права человека и свобода». Беседа-игра разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Деловая игра «Мы разрабатываем законы». В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.

Игра «Встреча с инопланетянами». Цель – рассказать о жизни на Земле.

Право на имя. Защита проекта «Имя мое». Дети находят историю своих имен. Праздник имени. Презентация проектов.

Час размышлений «Зачем человеку семья». Возникновение семьи. Показать значимость семьи на примерах лучших семейных традиций. Беседа - игра «Какие обязанности ты выполняешь дома».

Беседа «Хлеб - всему голова». Выяснить, почему хлеб является продуктом номер один. Познакомить с разнообразием хлебных продуктов и их ценностью. Фольклорно-игровая программа «Каравай». Изучение фольклорного материала о хлебе: песен, стихов, пословиц, поговорок, сказок, загадок. Проект «Хлеб - всему голова».

Познавательно-игровая программа «День живой воды». Вода – «матушка царица». Без воды нет и не может быть жизни (приметы, пословицы, загадки о воде). Народные игры.

Право на бесплатное образование. Игра «Умники и умницы». Углубление и расширение знаний по предметам.

Игра «Что, где, когда?». Развитие мышления, смекалки, памяти, речи; развитие интереса к знаниям.

Тренинг «Как научиться учиться». Тестирование и на основе результатов упражнения для тренировки памяти, мышления, усидчивости.

Мои вершины (портфолио). Создание и презентация собственных достижений.

Право на бесплатное медицинское обслуживание.

Беседа «Хорошее здоровье - превыше всего». Беседа проводится с показом презентации о витаминах, их пользе для развития молодого организма. День Здоровья. Команды готовятся к проведению праздника Дня Здоровья. В назначенный день проходят состязания между командами.

Право на отдых. Игровое шоу «Ура! Игра!» Игры: «Морской бой», «Кто вперед» (гонки на машинах), «Путешествие Красной Шапочки» и т.д. Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг». Презентация лучшего выходного дня.

Право на труд. Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». Идет работа в группах. Дети выполняют задания и обучаются профессиям парикмахера, почтальона, учителя, врача, строителя и т.д. Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Игра «Радиоэфир». Ребёнок - журналист берет интервью у одноклассников «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

«Мы тоже имеем права» - театрализованное представление. Инсценировка условной сказки, в которой принимают участие все дети, и по ходу действия оценивается правильность поступков и находится выход из сложившихся ситуаций.



следующая страница >>