Утвердждена: Директор моу «сош №57 г. Чебоксары» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Утвердждена: Директор моу «сош №57 г. Чебоксары» - страница №1/14



Утвердждена:

Директор МОУ «СОШ № 57 г. Чебоксары»

_________________Нилова Р.Р.

Приказ МОУ «СОШ № 57 г. Чебоксары» № 45 от 25.05.2011 г.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №57 ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
срок реализации 2011-2015 гг.

Принята на заседании

педагогического совета МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа № 57 города Чебоксары»

протокол № 7 от «23» мая 2011г.

Директор МОУ «СОШ № 57

г. Чебоксары»


_________________Р.Р. Нилова

Чебоксары



2011


Содержание программы


Содержание программы


Страницы

  1. Пояснительная записка

2-9

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

10-49

  1. Учебный план

50-52

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

53-74

  1. Программы отдельных учебных предметов

75-

Программа по русскому языку

75-111

Программа по математике

112-124

Программа по литературному чтению

125-136

Программа по предмету «Окружающий мир»

137-150

Программа по чувашскому языку

151-179

Программа по английскому языку

179-184

Программа по музыке

185-201

Программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»

202-222

Программа по физической культуре

223-243

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

244-304

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Час здоровья»

268-273

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Я-гражданин»

273-276

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Эко-экспедиция «Живая планета»

277-280

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

280-287

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Хореография»

287-297

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Дизайн-студия «Златошвейка»

297-301

Учебно-тематический план внеурочной деятельности «Основы эстетического воспитания»

301-304

  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

304-316

  1. Программа коррекционной работы

306-321

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

321-339


1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 57 города Чебоксары» разработана в соответствии с



  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2001 года № 196,

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • Санитарными правилами и нормами 2.4.2.1178-02, Основными направлениями российского образования на 2011-2015 годы,

  • Стратегией экономического развития России до 2025 года,

  • Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа»,

  • Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года,

  • с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа, особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников,

  • также концептуальных положений УМК «Школа 2100»

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Цель основной образовательной программы начального общего образования:

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.



Программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Основная образовательная программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (автор А.А. Леонтьев):

а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур, религий и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Основная образовательная программа МОУ «СОШ № 57 г. Чебоксары» содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Базисный учебный план образовательного учреждения.

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Программа коррекционной работы.

  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Чувашской Республики.

Этапы реализации основной образовательной программы
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основную образовательную программу начального образования условно делится на три этапа:

- первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Основные цели которого - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

Данный этап начального образования характеризуется тем, что:

1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;

2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

Учение с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе обучения – обеспечить условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка - непременное условие, позволяющее ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а нужны ему самому.

Второй этап (вторая четверть 1-го класса - 3 класс). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.

Этот период характеризуется тем, что:

1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов;

2) происходит формирование учебной деятельности в классе. Учащиеся обретают первые технические возможности пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя;

3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи;

4) складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач даже наименее мотивированных школьников.

Таким образом, на этом этапе начального образования становятся возможным полноценная организация учебной деятельности младших школьников, благодаря которой учащиеся смогут определять границы своих возможностей, отделять свои знания от незнания. Большое значение при этом имеет осознанное отношение к одноклассникам и учителю как к партнерам.

Третий этап (4-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями-предметниками). Очевидно, что этот переход не должен с необходимостью носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации, нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный.

Таким образом, основная цель данного периода начального образования построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, не кризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.

Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ «СОШ №57» является основным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:



  • Закон РФ «Об Образовании»

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа»

  • Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года

  • Устав МОУ «СОШ №57 г. Чебоксары»

  • Правила внутреннего распорядка МОУ «СОШ №57 г. Чебоксары»

Адресность ООП НОО

  • Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ «СОШ №57 г. Чебоксары», к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;

  • Родители обучающихся 1-4 классов;

  • Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ «СОШ №57 г. Чебоксары»

  • Представители общественности, члены Управляющего совета школы.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах: в Уставе школы, Положении об Управляющем совете.

Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:



  • предоставление равных возможностей

  • открытость образовательного пространства

  • первостепенность интересов обучающихся

  • свобода выбора обучающихся

  • образовательно-развивающая среда

Условия реализации программы

следующая страница >>