Устная речь – это процесс публичного - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Устная речь – это процесс публичного - страница №1/1



Уметь говорить – искусство.

Уметь слушать – культура.

Д.С.Лихачёв
Устная речь – это процесс публичного

мышления. Это – всегда импровизация.

И.Андроников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Риторика – дисциплина древняя и новая, надолго почти забыта, но всё же вновь возродившаяся. Риторика – наука классически ясная, прозрачная, отстоявшаяся и вместе с тем бурно развивающаяся. Это не случайно. В нашу эпоху, рождающую новые серьёзнейшие проблемы, всё же главная из них, пожалуй, - возможность взаимопонимания между людьми. Поэтому так необходима нам сейчас именно «чаша ритора», о которой античный мудрец Апулей так сказал в застольной речи, ставшей знаменитой: «Первая чаша принадлежит жажде, вторая – веселью, третья – наслаждению, четвёртая – безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша – учителя чтения – закладывает основы, вторая – чаша филолога – оснащает знаниями, третья – чаша ритора – вооружает красноречием».

В наше время и в нашей стране, где многовековая риторическая культура сильно нарушена, человек, овладевающий мастерством красноречия, приобретает нечто очень важное и полезное не только для себя. Он также становится и непосредственным участником реального возрождения отечественной речевой культуры. Ведь и в наши дни в высшей степени справедлива античная пословица «Какова у людей жизнь, такова и речь». Но верно и обратное: чем выше культура живого свободного слова, чем внимательнее люди к своей речи, чем искуснее в ней и строже, тем больше и у общества и у отдельного человека надежды на достойную жизнь и порядок в государстве.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


  1. Дать основы современного риторического образования.

  2. Приобщить к европейской риторической культуре – культуре мысли и слова.

  3. Научить лучше (то есть более чётко, более логично и связно) и легче думать.

  4. Научить понимать потребности аудитории и собеседника, не мучить слушателей, а доставлять им удовольствие, стать в этом отношении более привлекательным для окружающих.

  5. Научить уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда требуется «встать и сказать», свободней общаться с людьми.

  6. Научить конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, произнести тост, поздравление, сделать комплимент, высказать публично и доказать своё мнение, убедить в своей правоте в выступлении или споре и т.д.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Риторика: традиционное определение. Исторические изменения предмета риторики. Современная общая риторика.(1 час)

Тема 2. Риторика и речевое поведение человека. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства. Требования к поведению говорящего. Чувство аудитории, или коммуникативность.

(1 час)

Тема 3. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция). Этапы классического риторического канона. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.. (1 час)

Тема 4. Риторический канон: расположение изобретённого (диспозиция). Как описать предмет речи? Как рассказывать истории? Как говорить, рассуждая? (1 час)

Тема 5. Риторический канон: словесное выражение (элокуция). Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. Как сделать свою речь правильной? (1 час)

Тема 6. Основы мастерства публичного выступления (оратория). Структура публичного выступления. Как готовиться к публичному выступлению. Мимика и жестикуляция оратора. (1 час)

Тема 7. Основы мастерства беседы и спора. Сущность беседы и её типы. Дружеская беседа. Светская беседа. Основы ведения деловой беседы. Как делать комплименты? Как произносить тосты? О природе подлинного спора. Основные стратегии, тактики и приёмы спора. (3 часа)

Тема 8. Истоки, пути становления и особенности русского красноречия. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Древнерусский риторический идеал. Русские традиции красноречия и современность. (1 час)


ЛИТЕРАТУРА


  1. Михальская А.К. Основы риторики. – М., «Просвещение», 1996.





Слово деловой означает относящийся к делу, связанный с делом, с работой, службой, предприятием, учреждением. Деловая речь – это один из стилей литературного языка, имеющий с ним общую языковую основу, но отличающийся от него некоторым своеобразием лексики и построения предложений.

Деловая речь, непосредственно связанная с практическими требованиями жизни, служит главным образом для связи государственных и общественных учреждений с населением и между собою, а также для оформления различных постановлений, учёта отдельных фактов, денежных и материальных ценностей.

Как известно, ряд соглашений лишь тогда приобретают юридическую силу, если они оформлены письменно, в виде официальных документов, с соблюдением определённой формы, т.е. в виде деловых бумаг.

Основным требованием к языку служебных документов является соответствие нормам и особенностям официально-делового стиля.

Одним из требований к стилю деловой речи является её грамматически правильное построение. Для удобства и экономии времени создаются стандартные типы документов, вырабатываются их речевые и композиционные модели.


Объяснительная записка составляется для объяснения сложившейся ситуации, фактов, действий или поступков работника по требованию руководителя, а в некоторых случаях – по инициативе подчинённого. В ней излагаются причины нарушения трудовой дисциплины, правил, невыполненного задания и т.п. Объяснительная записка составляется с указанием следующих реквизитов:

1) адресата (кому, где, указываются должность, имя, отчество, фамилия);

2) наименования вида документа;

3) даты его составления;

4) заголовка к тексту (о чём, если текст большой по объёму);

5) текста (содержания записки);

6) наименования должности, фамилии, имени, отчества, а также подписи его составителя.
ОБРАЗЕЦ
Директору средней школы № 2

г. Лениногорска г-ну Идрисову Н.Г.

объяснительная записка .

25 января 1999 года.

В связи с тем, что 22 и 23 января моя мама после операции нуждалась в особом уходе в больнице, я не смогла принять участие в районных соревнованиях и защитить честь нашей школы.

Ученица 10 класса школы № 2

г. Лениногорска …………..(подпись) В.Верёвкина.


Доверенность – документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.

В жизни всегда возникает необходимость доверять кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, инструментов, оборудования; тогда на имя этого лица выдаётся доверенность.

В ней указываются:

1) кому выдаётся доверенность (должность, звание, имя, отчество, фамилия);

2) полное название доверяющего лица или учреждения;

3) срок действия доверенности;

4) что именно и откуда доверяется получить;

5) на каком основании (название, номер и дата документов).

6) дата и подпись того, кто даёт доверенность;

7) наименование должности ответственного лица, его подпись и печать учреждения, заверяющего подпись лица, выдавшего доверенность;

8) дата, когда эта подпись была заверена.

ОБРАЗЕЦ
Доверенность.

Я, Иванова Ирина Васильевна, доверяю Петрову Виктору Сергеевичу получить из Черемшанского почтового отделения адресованные на моё имя деньги в сумме четырёхсот (400) рублей. Согласно почтовому извещению от 15 мая 1998 года за номером 392.

19 мая 1998 г. И.В.Иванова (подпись).

1. Официальное сообщение в устной или письменной форме.

2. Письменная просьба о чём-нибудь. (С.И.Ожегов.)

Заявление как официальный документ адресуется организации, учреждению, предприятию или должностному лицу (например: заявление об освобождении от занятий в школе, в училище; о предоставлении путёвки в лагерь, в дом отдыха, в санаторий; о принятии на учёбу в школу, в техникум, институт; о выдаче денежного пособия, о представлении очередного отпуска). Заявление обычно составляется в 2-х экземплярах и пишется от руки. При этом надо соблюдать установившуюся форму и план заявления.

Заявление включает:

1. Наименование адресата, которому направляется заявление (эта часть заявления располагается посередине листа).

2. Фамилию, имя, отчество и должность (иногда указывается адрес заявителя, который пишется в родительном падеже без предлога).

3. Наименование документа (пишется с маленькой буквой посередине строки). После слова «заявление» ставится точка.

4. Текст просьбы с кратким её обоснованием (пишется с красной строки).

5. Подпись автора – заявителя (пишется внизу справа).

6. Дата (ставится слева под текстом письма ниже подписи).

Надо помнить, что наименование адресата не отделяется запятой от наименования подателя заявления, а перед словом заявление тоже не требуется никакого знака (если, конечно, он не нужен, чтобы закрыть предшествующее обособление). Таким образом, всё, что пишется до текста заявления, воспринимается как одно предложение. Этим и объясняется написание слова заявление со строчной буквы.

Различают два вида заявлений: простое и сложное. Сложное отличается от простого заявления тем, что в сложном заявлении дополнительно даётся перечень документов, подтверждающих содержание.


ОБРАЗЕЦ ПРСТОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
Директору Кутеминской средней школы

Черемшанского района Республики

Татарстан Миронову А.В.

ученика 11 класса Алексеева Леонида

заявление.

Ввиду болезни отца прошу разрешить мне выехать на неделю в г. Казань.
Алексеев. 17 января 2004 г.
ОБРАЗЕЦ СЛОЖНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
Заведующему агрокомплекса «Заря»

Спасского района Республики Татарстан

Ахатову Н.Р.

Сафоновой Эллы Анатольевны,

проживающей в дер. Наратлы по ул.Новая,д. 9,
заявление.

Прошу принять меня бухгалтером на ваш агрокомплекс. В этом году я окончила Казанский кооперативный техникум.

К заявлению прилагаю:

1. Копию диплома.

2. Характеристику.

3. Автобиографию.

Сафонова Э.А. 15 августа 2000 г.


Автобиография – описание своей жизни. (С.И.Ожегов.)

Различают две разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение. В деловой автобиографии соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов. Пишется она по определённому плану официальным языком. Ответы на пункты плана точные, лаконичные. Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные. Автобиография требуется при поступлении на работу, учёбу.

Форма деловой автобиографии включает обычно следующие элементы:

1) наименование документа;

2) текст автобиографии;

3) подпись составителя;

4) дату написания.

В тексте автобиографии указываются:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения (год, месяц, число).

3. Место рождения (село, город, район, область, республика).

4. Когда, где и какую школу окончил.

5. Сведения:

а) о прохождении службы в армии (для военнообязанных);



б) о трудовой деятельности (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время);

в) о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи).