Уроков медиабезопасности обучающихся Медиаграмотность - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников 3 600.06kb.
Программа курса по внеурочной деятельности Азбука содержания животных 1 144.1kb.
Учебно-тематический план по математике. 9 класс. Всего часов 4×34=136... 7 1630.67kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Воспитательный потенциал уроков обществознания 1 42.31kb.
Инновационные идеи проведения уроков музыки в общеобразовательной... 1 295.51kb.
Полезные сайты по биологии 1 131.15kb.
Урок развития речи) (Подготовка к сочинению) 1 71.09kb.
Перечень творческих работ обучающихся, размещенных в сети Интернет... 8 1696.75kb.
Выборочные диктанты и самодиктанты по русскому языку 1 421.71kb.
Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся в маоу... 1 80.98kb.
Правила эксплуатации и безопасности Меры предосторожности 13 463.18kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Уроков медиабезопасности обучающихся Медиаграмотность - страница №1/2


Рекомендации по проведению

уроков медиабезопасности обучающихся

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Rec (2006) 12 Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).

Цель проведения уроков медиабезопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи уроков медиабезопасности:


  1. информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

  2. информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

  3. ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

  4. обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

  5. профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

  6. предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ожидаемые результаты.

В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:



  • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

  • отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

  • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

  • распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

  • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

  • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

  • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

  • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

  • нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), № R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), №  Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010);

  • федеральным законодательством — ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1, ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства;

  • нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  • Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.

Для сведения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Согласно действующей до вступления в силу указанного Федерального закона от 21.07.2011 № 252-ФЗ редакции статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет" и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6): 1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре аудиовизуальных произведений регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

В целях упорядочения публичной демонстрации и распространения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, защиты детей и подростков от аудиовизуальной продукции, которая может нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, введена возрастная классификация аудиовизуальных произведений, соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудиторией: фильм разрешен для показа в любой зрительской аудитории; детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 14 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 16 лет; фильм разрешен для показа зрителям, достигшим 18 лет (Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 (ред. от 01.07.2005) "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений").

Для исключения доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания, за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, к сети Интернет, предусмотрены внедрение и актуализация системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся, внедрение в этих целях средств контентной фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств (Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 "О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование").

Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ к Интернету пользовательская активность российских школьников резко возросла. Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет-среды(http://new.soedin.ru/index.php?action=secur&id=830).

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

Рынок сотовой связи развивается столь же стремительно. В мире мобильными телефонами пользуются 1.600.000.000 молодых юношей и девушек (http://lolnet.ru/1156-mobilnyy-telefon-i-lyudi.html).

В России уровень проникновения сотовой связи составил 110% (160 миллионов пользователей). Уже в 2003 году количество мобильных телефонов в России достигло 31,5 млн и превысило число стационарных аппаратов (Чеберко, И. Телекоммуникации. — Коммерсантъ-Власть, № 24 (577), 21 июня 2004 года). В конце февраля 2010 года абонентская база сотовых операторов насчитывала 210,05 млн пользователей (Число пользователей сотовой связи в России выросло на 2 миллиона за месяц. — Lenta.ru, 23 марта 2010 года).

Как свидетельствуют данные опросов, в Европе мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины - в возрасте 9-12 лет, в некоторых странах вообще принято дарить детям «мобильники» по достижении ими восьми лет. Помимо звонков и коротких сообщений телефоны используются для выхода в интернет, загрузки изображений, музыки, видео, игр.

Пользователи, как правило, считают свой мобильный телефон более личным и защищенным устройством, чем компьютер и не предполагают, что кто-то другой может увидеть просматриваемые ими страницы или ссылки. Сегодня многие сотовые операторы предлагают им взрослый контент помимо того, который абоненты могут получить с WAP-порталов, т.е. Интернет сайтов, созданных специально для мобильной телефонии.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=833)

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Сетевые технологии усиливают процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде (Андреев Б.В., Пристанская О.В. и др. Информационные технологии в расследовании преступлений, совершенных с использованием сотовой связи. Научно-методическое пособие. Библиотека прокурора. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М. 2009).

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами и порнографами (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)Значительное большинство подобных преступлений остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества.

Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

По данным главы МВД РФ Рашида Нургалиева «за последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть», а объём соответствующего контента вырос в 25 раз. В Интернете противоправные материалы такого рода предоставляют 300 млн сайтов при среднемесячной посещаемости одной веб-страницы 30 тыс. человек. Число конечных потребителей, регулярно покупающих порнопродукцию с участием детей, оценивается в 800 тыс. человек (Глава МВД РФ озабочен распространением в Интернете детской порнографии. — Interfax, 17 февраля 2010 года).

По данным Международного центра помощи пропавшим и эксплуатируемым детям (International Centre for Missing & Exploited Children), каждый седьмой ребёнок становится объектом сексуального домогательства в сети, причем, 4% являются объектом агрессивного домогательства, у 2% из них травмируется психика, к 4% детей злоумышленники обращаются с просьбами прислать свои фотографии, где они сняты полностью обнаженными или в сексуально откровенном виде. Объектами домогательств в сети в 70% становятся девочки, в 30% – мальчики. 81% подвергшихся таким домогательствам несовершеннолетних – подростки в возрасте от 14 лет и старше, на них же приходится 74% случаев психического травмирования.

Среди преступников, совершающих сексуальные домогательства в отношении несовершеннолетних в сети, 73% составляют мужчины, 16% - женщины, 5% выдавали себя за подростков. Большинство знакомится с детьми в чатах в целях совращения несовершеннолетних и последующей их сексуальной эксплуатации. Общение таких лиц в сети с детьми используется для установления доверительных отношений с ребенком, выработки уверенности в себе, вовлечения детей в разговоры на сексуальные темы, устройства личных встреч и интимных свиданий с потенциальными жертвами.

Особую озабоченность мирового сообщества вызывает распространение посредством сети Интернет, мобильных сетей детской порнографии (см., например, Е.И. Беспалов. Детская порнография: индустрия насилия. М., Дружественный Рунет, 2010).

По данным ECPAT (международной организации по борьбе с детской порнографией), общий объем предложений детской порнографии возрос многократно, что обусловлено простотой и доступностью использования современной цифровой фото и видеотехники. Оборот детской порнографии относится к одному из самых быстрорастущих видов бизнеса в «Интернете», доступ к нему лёгок как никогда, так как расплачиваться можно с помощью кредитных карт, электронных и других платёжных средств. По состоянию на 2003 г. примерно 200.000 сайтов извлекали прибыль из оборота детской порнографии, оцениваемую в 3 млрд. долларов при очень невысокой ее себестоимости (Международное сотрудничество в сфере противодействия торговле детьми и детской порнографии. Материалы международной научно-практической конференции. Москва. 12-15 ноября 2008 г. – М. 2008).

В последние годы специалистами отмечается неблагоприятная тенденция снижения возраста детей, используемых преступниками для изготовления детской порнографии, и применения к жертвам все более жестоких, изощренных способов обращения в целях удовлетворения извращенных сексуальных потребностей и чудовищных сексуальных фантазий взрослых пользователей сети. Вскрываются факты совершения в формате он-лайн сексуального насилия и совращения в отношении несовершеннолетних и малолетних детей по предварительному заказу клиентов – пользователей.

У 83% задержанных владельцев детской порнографии были изъяты изображения детей в возрасте от 6 до 12 лет, у 39% - от 3 до 5 лет, у 19% - до 3 лет и даже грудных младенцев. У 21% порнографические материалы изображали сцены насилия, в том числе изнасилование, связывание конечностей и пытки; у 39% были движущиеся изображения в цифровой форме или в видеоформате. Среди задержанных владельцев детской порнографии: у 62% были изображения девочек; у 14% были изображения мальчиков; у 15% изображения девочек и мальчиков присутствовали в одинаковом количестве.

Опасность детской порнографии состоит также в ее использовании для вовлечения в секс- и порнобизнес все новых несовершеннолетних жертв. Для того чтобы «приручить» новых жертв, преступники показывают им порнографические изображения детей, где те якобы выглядят довольными, что снижает порог преодоления запрета у ребенка и снижает его восприимчивость. Они убеждают детей в том, что изображённые в порнографии дети участвуют в ней добровольно и с удовольствием, это помогает им стимулировать сексуальную активность потенциальных жертв и облегчает встречу с ними (Детская порнография: модель законодательства и всемирный обзор. Copyright © 2008, Международный центр помощи пропавшим и эксплуатируемым детям (International Centre for Missing & Exploited Children)).

Для сведения. Во всем мире производство и оборот детской порнографии рассматривается как уголовное преступление, направленное против детей. Специальное законодательное регулирование борьбы с детской порнографией существует в 91 государстве из 187 государств – членов Интерпола.

В правовых системах некоторых стран только производство детской порнографии является преступлением, в ряде других, прежде всего, в англоязычных государствах, ее приобретение и хранение даже без цели последующего распространения тоже считаются уголовными преступлениями, как деяния, содействующие виктимизации детей, облегчающие их сексуальную эксплуатацию, стимулирующие спрос на такую продукцию, формирующие в обществе аномальные представления о допустимости и нормотипичности сексуальных контактов взрослых с несовершеннолетними.

В России с 2003 года установлена уголовная ответственность за изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, а равно привлечение несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Совершение таких действий родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним, либо в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с извлечением дохода в крупном размере влечет более строгие меры наказания (ст. 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации – далее УК РФ).

Предусмотрена также уголовная ответственность за незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера (ст. 242 УК РФ).



Виды он-лайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития ребенка

  1. Самая распространенная угроза для детей в Интернете, это обилие откровенных материалов сексуального характера.

Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику, вызвать нарушения психосексуального и нравственно-духовного развития, воспрепятствовать построению нормальных социальных, в том числе межполовых и семейных отношений в будущем.

Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей, пользуясь несформированностью их психики и личностной системы ценностно-нормативных ориентаций.

К сожалению, в информационно-телекоммуникационных сетях куда больше материалов об извращенных формах секса, чем научно-популярной информации о взаимоотношениях полов. Ребенку особенно опасно сталкиваться с такими материалами до того, как будет сформирована их личность. Именно с опасностью неверного истолкования модели сексуального поведения людей связана другая угроза – ребенок может стать жертвой педофилов и порнографов, даже не подозревая о том, что его новые знакомые просят сделать что-то непристойное, например, раздеться в режиме он-лайн, ведь он видел, что в Интернете «все так делают».

Поэтому крайне важно, чтобы ребенок доверял родителями и педагогами и был подготовлен ими к восприятию и адекватной оценке той информации о взаимоотношениях полов, которую он может получить из Сети (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)



  1. При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Подобные отношения многим кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим» и не может принести реального вреда. Однако это не так. Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Для ребенка такие переживания могут оказаться критичными, поскольку он более раним, чем взрослые люди.

Различия кибербпреступлений от традиционных реальных преступных посягательств обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840).

В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.

Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе) (http://www.staysafeonline.org/in-the-home/cyberbullying-harassment-and-hacking).

Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследованиескрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически. Название «хеппислепинг» происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)

Взрослые пока мало задумываются об опасностях обширной кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. Кибербуллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.

Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840)

Порой киберпреследование имеет печальный финал (http://cyberpsy.ru/2011/03/lyubov-najdenova-kiberbulling-opasnoe-virtualnoe-bykovanie/)

Для безопасности несовершеннолетнего особую угрозу представляют личные встречи с виртуальными знакомыми в реальной жизни, о которых родители могут ничего не знать (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf).

Ребенку необходимо объяснить правила безопасного общения в сети (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf, http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=535, http://www.staysafeonline.com/, http://www.staysafeonline.org/in-the-home/protect-yourself).


  1. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

Для сведения. Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности, на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (ст. 12, 13 Федералього закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").

Законом запрещены также возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").



  1. Особую опасность представляют для незрелой психики несовершеннолетних электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

Определить, особенно ребенку, сектантский ли сайт, который встретился ему в сети, очень трудно – иногда для того, чтобы понять, что этот сайт принадлежит секте, приходится проводить целые расследования. Как правило, это касается сайтов для родителей и их детей, сайтов про административные технологии в бизнесе, сайты по психологической консультации и проч. Подавляющее большинство лидеров сект любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе. Главная проблема деструктивных сект в сети – это предоставление ложной информации. Попасть под негативное влияние секты через сайт очень легко – если ребенок читает в сети соответствующий материал, смотрит видео и фото-информацию, то он уже вступает во взаимодействие с вербовщиком секты, невольно участвует в психологической игре организаторов секты, нередко попадая от них в зависимость. Сектанты всегда вербуют новых адептов через интерес, так что если сайт интересен, кажется важным для несовершеннолетнего пользователя и весьма актуальным в его жизненных обстоятельствах – не исключено, что этот сайт может быть сектантским. Всегда надо проверять и перепроверять полученную информацию. И в этом может помочь специальная религиоведческая литература и соответствующая справочная и информационно-аналитическая информация в Интернете (http://saferunet.ru/ruaos/stories/detail.php?SECTION_ID=143&ID=970, http://spisok-sekt.ru/).

Для сведения. Вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, запрещены (ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону (ст. 6 указанного Федерального закона).

  1. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние нередко переходят по присланным им злоумышленниками ссылкам без подозрений, скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию.

Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое (http://www.staysafeonline.org/in-the-home/spam-and-phishing).

Несовершеннолетнего пользователя взрослые преступники могут с использованием электронных ресурсов втянуть в совершение антиобщественных, противоправных, в том числе уголовно-наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что привлечение к уголовной ответственности взрослого лица за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления не исключает уголовной ответственности и самого подростка в случаях, когда он достиг установленного уголовным законом возраста.



По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь, связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей переходить некоторые нравственные границы. Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. Злоумышленник в таком случае преследует жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные факты зафиксированы и в отечественной правоохранительной практике. Сетевая среда способна оказывать определенное влияние и на психическое здоровье личности.

Известны случаи вовлечения подростков через Интернет:

        • в действия, носящие оскорбительный (статья 130 УК РФ «Оскорбление») и клеветнический характер (статья 129 УК РФ «Клевета»);

        • в экстремистскую деятельность (статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»; статья 282.1 «Организация экстремистского сообщества»; статья 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации»; статья 239 «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»);

        • в преступную деятельность по изготовлению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ и склонению к их потреблению несовершеннолетних (статьи 228, 228.1, 230 УК РФ), незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (статья 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», статья 223 «Незаконное изготовление оружия»), сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ);

        • в секс- и порнобизнес, включая незаконное распространение порнографических материалов и предметов (статья 242), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (статья 242.1), вербовку несовершеннолетних сверстников (сверстниц) в занятие проституцией (статья 240 «Вовлечение в занятие проституцией»; статья 241 УК РФ «Организация занятия проституцией») и другие виды преступлений.

Ребенку следует объяснить, что указанные общественно опасные деяния, независимо от того, совершаются ли они с применением традиционных способов и средств или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, уголовно наказуемы, в том числе для подростков, достигших установленного законом возраста уголовной ответственности (16 лет, а за отдельные виды преступлений – с 14 лет в соответствии со статьей 20 УК РФ).

Для сведения. Действия совершеннолетнего лица (достигшего 18-летнего возраста), вовлекшего, в том числе с использованием интернета или мобильной связи, несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественного действия (в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством), склонившего ребенка или подростка к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, уголовно наказуемы (статьи 150, 151, 230 УК РФ).

  1. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Ребенок на веру принимает многие сомнительные идеи, особенно если они грамотно изложены. Например, о том, как лучше покончить с собой или от приема каких таблеток «станет веселее», как без обращения ко врачу избавиться от нежеланной беременности и т.д. Этим пользуется немало людей, использующих детей в корыстных и иных личных целях. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка такие действия есть не что иное, как криминальная, в том числе коммерческая эксплуатация ребенка.

Для сведения. Пропаганда насилия и жестокости, порнографии, в том числе в средствах массовой информации и рекламе, запрещена российским законодательством (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", ст. 31, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1), ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе").

В Российской Федерации запрещены также:



        • распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

        • пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации");

        • производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях (статья 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "О наркотических средствах и психотропных веществах").

За совершение указанных деяний установлена административная ответственность (ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

Для сведения. В случаях, когда такая пропаганда носит признаки склонения несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, виновный, достигший шестнадцатилетнего возраста, привлекается к уголовной ответственности по статье 230 УК РФ, предусматривающей за такие действия наказание на срок от шести до двенадцати лет.

  1. Помимо указанной выше информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

Онлайн-игры играют значительную роль в жизни современных детей и подростков. Для многих они становятся важной составляющей повседневности, определяют стиль, круг общения, влияют на жизненные ценности (и сами становятся ценностью, а нередко и сверхценностью). В результате увлечения играми ребенок может сильно снизить успеваемость в школе, прекратить заниматься социально полезными видами деятельности, сократить до минимума время, проводимое с родными и реальными друзьями, полностью переключиться на виртуальные формы общения и досуга, то есть приобрести Интернет-зависимость, которую многие психологи склонны считать болезнью.

Особого внимания требует предупреждение влияния на установки личности ребенка распространенных в глобальных сетях игр с элементами насилия. Исследования показали, что жестокие игровые эпизоды нередко приводят к нарастанию агрессивности поведения несовершеннолетних. Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет только усложняться, поскольку компании–разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду .

Для того чтобы снизить риски негативного воздействия компьютерных и электронных игр на несовершеннолетних, культуре общения в онлайн-играх, правилам безопасной игры детей и подростков необходимо специально обучать (http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf), а также предпринимать соответствующие меры по обеспечению безопасности ребенка при выборе игры (http://www.pegi.info/en/index/).

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об основных гарантиях прав ребенка в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий предусмотрено проведение экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) предназначенных для детей: настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и и игровых сооружений. С учетом сложившейся в экспертной практике и закрепленных в законодательстве субъектов РФ критериев их безопасности для нравственного, психического здоровья и нормального развития детей среди несовершеннолетних не допускается распространение игр, в том числе компьютерных и электронных, и игрушек: 1) провоцирующих ребенка на агрессивные действия; 2) вызывающих у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; 3) провоцирующих игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; 4) вызывающих преждевременный и нездоровый интерес к сексуальным проблемам, не соответствующий возрастным потребностям ребенка; 5) провоцирующих ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. Любого из указанных критериев в отдельности достаточно, чтобы признать игру (игрушку) вредной для здоровья и развития детей и подростков.



следующая страница >>