Уроке златоуст 2009 «современные педагогические технологии на современном уроке» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Современные педагогические технологии обучения литературному чтению... 2 304.34kb.
«Мотивация и познавательная активность». Как управлять мотивацией... 1 20.57kb.
Логические задачи и их типы 3 история происхождения загадки 3 1 226.64kb.
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием. 1 182.21kb.
Планы практических занятий по дисциплине «Современные информационные... 1 104.81kb.
Современный урок в свете внедрения фгос второго поколения (4 часа) 3 418.83kb.
Песня «Настоящий друг» 1 81.55kb.
Опросник Айзенка 1 107.72kb.
Сельскохозяйственные животные. Значение животноводства 1 65.59kb.
Царство животных – Фауна 1 135.87kb.
Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении 1 88.7kb.
Jvc picsio карманная видеокамера с возможностью интерактивных развлечений... 1 65.54kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Уроке златоуст 2009 «современные педагогические технологии на современном уроке» - страница №1/3



Управление образования администрации

Златоустовского городского округа

Отдел информационно-методического обеспечения


СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Златоуст


2009


«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ» / Составители: И.И. Полтава, Г.И.Козлова- Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. –35 с.
Использованы рекомендации ЧИППКРО, АПК и ППРО,

РГПУ имени А.И. Герцена



Данный сборник содержит информацию по современным педагогическим технологиям и рекомендации по их применению. Будет интересен и полезен для директоров ОУ, завучей, руководителей методических объединений, педагогических работников ОУ

СОДЕРЖАНИЕ


Что подразумеваем под понятием «педагогическая технология»


3 стр

Классификация педагогических технологий


5 стр

Критерии технологичности


8 стр

Признаки современных педагогических технологий


9 стр

Условия эффективности использования

педтехнологий на уроках




9 стр

Технология модульного обучения


10 стр

Технология развития критического мышления


13 стр


Технология анализа конкретных ситуаций


19 стр

Исследовательская технология обучения старшеклассников

22 стр

Технология педагогической мастерской


24 стр

Технология организации группового взаимодействия


26 стр

Технология проектного обучения


31 стр

Технология игрового обучения


37 стр

Технология проблемного обучения




39 стр

Технологии организации самостоятельной

работы



43 стр

Приемы и стратегии учебной

рефлексии




51 стр

Содержание образования – это король,

а технологии образования – это Бог.

В.П.Тихомиров

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей ( М.И.Кларин)

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса(Б.Т. Лихачев)

- область педагогических знаний, отражающая характеристики глубинных процессов педагогической деятельности (С.А. Днепров, В.М. Кадневский)

– новое (с 50-х гг. 20 в.) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий (Коджаспировы)

совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Б.М. Бим-Бад).




Классификация педагогических технологий


Тенденция

Задача

Технологии





Переход от обучения к учению


Поиск организацион-

ных форм освоения содержания образования


Модульного обучения

Организации самостоятельной работы

Дистанционного обучения

Другие





Реализация компетент-ностного подхода



Расширение спектра

видов

продуктивной

образовательной деятельности обучающихся



Проектной,

учебно-исследовательской деятельности

Анализа конкретной ситуации

Организации творческой деятельности

Другие





Возрастание роли

субъектности и самостоятельности,

необходимость учения «через всю жизнь»


Осуществление учения

Рефлексивного обучения

оценки достижений,

самоконтроля,

Самообразовательной деятельности





Возрастание роли информации в современном мире


Организация работы с информацией


РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/

Информационные

Проблемного обучения

Другие


Возрастание роли

командной работы

в современном мире


Организация группового взаимодействия в

образовательном

процессе


Организации группового взаимодействия

Организации дискуссии

Обучения на основе социального взаимодействия и т. д.




Некоторые классификации педагогических технологий

(по Г.К. Селевко)

По уровню и характеру применения:

1) социально-педагогические – общепедагогические;

отраслевые – частнопредметные;

модульные – локальные – узкометодические;

конкретно-личностные;

2) монотехнологии и политехнологии (интегративные).


По ориентации на сферы и структуры индивида:

информационные (сфера ЗУН),

операционные (сфера умственных действий),

эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные



(сфера эстетических и нравственных отношений),

технологии саморазвития



(формирование самоуправляющих механизмов личности),

эвристические (действенно-практическая сфера),

психофизиологические и компетентностные

(ключевые компетентности личности).
По характеру содержания и структуры:

светские и религиозные,

общеобразовательные и профессионально-ориентированные,

гуманитарные и технологические,

валеологические и экологические,

различные отраслевые (частнопредметные).


По виду педагогической деятельности:

– обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие;

– педагогической поддержки (сопровождения), реабилитации, педагогической помощи;

– социализации, адаптации, автономизации, социального закаливания;

–управления, диагностики (мониторинга), коррекции (компенсации), манипуляции;

– психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.


По типу управления учебно-воспитательным процессом:

классическое лекционное (вербальное),

классическое традиционное обучение,

система малых групп,

компьютерное индивидуальное,

программированное обучение,

взаимообучение,

массовое,

самостоятельное изучение печатной продукции (работа с книгой),

современное традиционное обучение с классическими ТСО,

индивидуальное (система «консультант»),

индивидуальное (система «репетитор»),

самоуправление,

административное управление.


По преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения:

активные – пассивные;

догматические – продуктивные;

объяснительно-иллюстративные – проблемные;

убеждения (вербальные) – наглядные – практические;

проблемные – поисковые – исследовательские;

индивидуальные – групповые – коллективные и т.д.
По подходу к ребенку и воспитательной ориентации:

субъект-объектные и субъект-субъектные;

интерактивные – интраактивные – экстраактивные;

авторитарные – демократические – либеральные;

дидакто-, социо-, антропоцентрические;

личностно-, деятельностно-, средоориентированные;

коллективного воспитания – индивидуальные;

технологии сотрудничества – самовоспитания.



Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

Игровые технологии

Технологии проблемного обучения

Технология проектного обучения

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Тренинговые технологии

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология программированного обучения

Технология уровневой дифференциации

Технология дифференцированного обучения по интересам детей

Технология индивидуализации обучения

Технология коллективного способа обучения

Технология групповой деятельности

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении



Технологии развивающего образования

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А.А. Востриков)

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Личностно-ориентированное развивающее обучение

Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко

Школа авторизованного образования

Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Альтернативные технологии

Технология продуктивного образования

Технология вероятностного образования

Технология мастерских



Технология эвристического образования

Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса

Критерии технологичности
1.Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).
   2.Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей).
3.Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса).
4.Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения).
5. Воспроизводимость (возможность применения другими).

Признаки современных педагогических технологий:


  • единство творческого замысла и алгоритма деятельности

  • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде

  • личностное отношение к познавательной деятельности




  • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов

  • постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»

  • диалоговая позиция



Условия эффективности использования педагогических технологий

на занятиях

  1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).

  2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).

  3. Проектирование желаемого результата.

  4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.

  5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.

  6. Система коррекционных мер.

  7. Мотивация учащихся.

  8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов.




ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть

даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными

силами, собственным напряжением.

А.Дистервег
Авторы – Дж. Рассел (США), П. Юцевичене, М. А. Чошанов (отечественная педагогика).

Модуль – учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу материала и предписывающий обучающемуся действия (по Расселу). В основе технологии – идеи смешанного программирования, блочной подачи учебного материала, прямой и обратной связи, сочетания контроля и самоконтроля.

Учебный модуль – это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочную основу действия и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности.

Структура модуля
Модуль выстраивается по принципу разбивки учебного материала

по учебным элементам



Достоинства модульного обучения:

  1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

  2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

  3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

  4. Поэтапный – модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

  5. Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

  6. Возможность рейтингового контроля.


Модели структуры обучающего модуля

Модель 1:

– целевой блок (осознание близких, средних и отдаленных перспектив учения обучающимися, формирование положительной мотивации учения, активной позиции в учебном процессе, развитие самостоятельности);

– информационный блок (структурирование содержания учебного материала);

– методический блок (серия способов и путей усвоения содержания обучения, возможность выбора индивидуальных учебных маршрутов);

– блок контроля и оценки результатов (текущий контроль – самоконтроль и самооценка; итоговый контроль; в целом – циклическое управление).


Модель 2:

– блок «входа»/входной контроль (пропуск в модуль через актуализацию опорных компетенций, наличие ссылок к пройденному учебному материалу при выполнении контрольных заданий, учет междисциплинарных связей; может быть словесным, текстовым, тестовым и т.д.);

блок обобщения (постановка проблемы и системное представление структуры данного модуля; формы – генеалогическое дерево, фреймовая сетка, опорный конспект/блок-схема, алгоритм/инструкция);

теоретический блок (центральный, изложение основного содержания в теории вопроса и развитие культуры мышления);

блок генерализации (обобщение содержания модуля путем сжатия информации и представления ее в удобном для запоминания виде; формы – как в блоке обобщения);

– блок «выхода» (могут быть полный, сокращенный или углубленный варианты модуля).


Модель 3:

– учебные цели (сроки реализации программы, основной метод обучения/учения, используемые учебные материалы и ресурсы;

– детальное оглавление модуля (предъявление всех дидактических единиц, которые необходимо усвоить, на уровне понятий и связей между ними);

– структурная схема (указание места модуля в модульной программе);

– учебный элемент модуля (тесты, кейсы, упражнения по материалу модуля, основной текст учебного элемента, включая «боксы» с примерами и упражнениями», выводы и заключения);

– библиографический список, источники (основная и дополнительная литература);

– глоссарий (толковый словарь основных терминов и понятий, используемых в данном модуле).

Этапы технологии (этапы разработки модуля):

Шаг 1. Выдвижение целей и задач (особенность – формулирование в деятельностном аспекте).

Шаг 2. Установление контроля за усвоением этих задач (формулировка задач обучения и конструирование критериев их оценки, составление контрольных заданий с целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, диагностирования трудностей; конструирование эталонного контроля).

Шаг 3. Конструирование учебного материала, помогающего обучающемуся освоить тему (идея соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).


Построение модуля какой-либо дисциплины:

  1. Наименование модуля.

  2. Теоретические занятия

  3. Практические занятия.

  4. Лабораторный практикум.

  5. Программное обеспечение.

  6. Самостоятельная работа учащихся.


Модель маршрутного листа освоения модуля


Название модуля

Виды деятельности

Срок исполнения

– Изучение нового учебного материала (под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно)

– Зачет по опорному конспекту (устно, письменно, устно и письменно)

– Зачет по листу взаимоконтроля (в группе, индивидуально преподавателю, индивидуально другому ученику, сдавшему зачет на «отлично»)

– Обучающие самостоятельные работы (репродуктивного, конструктивного, творческого уровня; выполнение индивидуально/в группе; каждый день понемногу, иногда большими частями, всё к концу освоения модуля)

– Проверочные самостоятельные работы (см. прежнюю позицию)

– Консультация по самостоятельной работе (спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы/консультировать)

– Отчет о выполнении самостоятельной работы

– Контрольная работа (соответствует уровню самостоятельного задания)

– Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля (репродуктивного, конструктивного или творческого уровня усвоения: Р – Т, К – Т, Р – К, один уровень





Творческие задания

По желанию

Педагогический контроль в модульном обучении часто выстраивается на основе рейтинга – суммы баллов, набранной учеников в течение некоторого промежутка времени, рассчитанной по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.



Некоторые ученые отдельно выделяют балльно-рейтинговую технологию в оценивании достижений старшеклассников.



ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Постараемся мыслить достойно, - в этом основа нравственности

Паскаль Блез
Авторы – американские педагоги – Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер (90-е гг. XX века).

Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения

Фазы технологии развития критического мышления

  1. Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме)

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

  1. Осмысление.

Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.


  1. Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.
Приемы (в соответствии с фазами)

Вызов
«Подсказка». Приводится краткая информация по теме с целью вызвать любопытство.
«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.
«Верите ли вы?». Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную интригу. Сюда же относится прием «Да-нет-ка», используемый для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой:


  1. учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;

  2. на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы:




Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Да

Нет

Да

Да




























  1. после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

  2. можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

  3. затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.


«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.
«Разбивка на кластеры (блоки идей)». Учащиеся высказывают свои соображения по теме, группируют их, рисуя некоторое подобие грозди винограда (работа в группах с целью вспомнить все, что школьники знают по теме. Сначала каждый вспоминал сам, потом делился информацией с соседом, а затем в группе формировалось общее мнение). Ведущий (учитель) обобщает информацию на доске.
«Свободное письменное задание» – учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.
Осмысление
Стратегия «Зигзаг». Позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые хорошо разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Сложность – в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов.

На стадии вызова используются приемы целеполагания, прогноза, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

На стадии осмысления ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в детали, и кратко его обсуждают. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединены «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, дополнение, подготовка и представление данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои «родные» группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.


«INSERT». Особая маркировка текста при его прочтении.

I – interactive – самоактивизирующая

N – noting – маркирующая

S – system – система

E – (for) effective – для эффективного

R – reading and – чтения и

T – thinking – размышления

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:




«V» – уже знал

«+» – новое

«–» – думал иначе

«?» – не понял,

есть вопрос














Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».


Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. Соотнесение школьниками известного и нового, определение своих познавательных запросов, обоснование их известной информацией.


1. Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали и что нам осталось узнать













2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

A.

B.



C.

D.


3. Источники информации:

1.

2.



3.

4.

Вторую и третью части таблицы можно заполнить дома. Задания по таблицам:

– Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

– Перечислите источники информации.

– Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

– Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

– Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя).

– Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите ответы в третью графу таблицы.

– Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории.

– Поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните их.
Стратегия «Бортовой журнал». Это метод оценки качества обучения. Совмещение лекционной формы и самостоятельной работы учащихся. При использовании стратегии развивается навык фиксации потока информации, письменная речь, выделяется время для размышления над информацией, учащиеся больше общаются между собой, имеют возможность соотносить разные точки зрения на один и тот же текст, преподаватели могут определить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна, могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным знаниям по той или иной теме.

Возможная схема использования стратегии:



    1. Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

    2. В течение 10-15 минут читает лекцию для всей аудитории.

    3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.).

    4. Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).

    5. Учитель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися связь информационного сообщения с реальной жизнью(5-10 минут).

    6. Учитель читает следующий отрывок лекции, и цикл повторяется. В заключение учащиеся выполняют задания журнала и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала:

Имя _________________ Тема _______________________________________

Дата ________________ Время работы _______________________________



Ключевые понятия сообщения

Рисунок или схема






Связи, которые я смогу установить: __________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Оставшиеся вопросы: _______________________________________________

__________________________________________________________________


«Кроссворд». Его необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот прием на стадии осмысления и более целенаправленно получать информацию.
«Толстые» и «тонкие» вопросы. Используется на любой фазе урока, для самостоятельно учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.


«Толстые» вопросы

(на сравнение, анализ, синтез, оценку)



«Тонкие» вопросы

(простые, односложные, требующие простого ответа на уровне воспроизведения)



Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На что похоже…?


Когда? Что?

Когда? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?



«Взаимоопрос». Может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что учащемся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю. Снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. По-другому называется «парная работа» – два человека читают текст, останавливаясь после каждого абзаца и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
«Двойной дневник». Страница тетради делится пополам. На одной половине выписывается цитата из текста, вызвавшая воспоминания, протест, ассоциации, на другой половине помещается собственный комментарий, поясняющий, что заставило записать именно эту цитату, какие мысли она вызвала, какие вопросы.
Рефлексия
«Возвращение к ключевым терминам». Сравниваются предположения и высказывания до чтения текста и сложившиеся у учащихся представления после работы с текстом.
«Предсказание». Учащимся предсказать, о чем пойдет речь в следующей главе, параграфе и т.д.
«Мой эпиграф». После текста приводится несколько эпиграфов. Учащимся предлагается выбрать «свой» и выбор пояснить в тетради.
«Синквейн». Используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти строк:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.




          • Синквэйны очень полезны в качестве:

          • 1) инструмента для синтезирования сложной информации;

          • 2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

          • 3) средства творческой выразительности.

Примеры синквэйнов:

Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды Миры

Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает Мы не можем без тебя Наша жизнь

Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин Безвременье







Прием “6 шляп”.
Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).

Шесть шляп - шесть разных способов мышления.
Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости, помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использова­нии красной шляпы - это противиться искушению, объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в чер­ной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении непра­вильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шля­па полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умо­заключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Этот образ мыслей имеет еще и прямое отношение к предви­дению.

Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия

и плодородия. Зе­леная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее осно­ве? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.



Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа свя­зана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего дос­тигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксиру­ющего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.
«Рефлексивные вопросы». Заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?

  2. Каким способом была решена задача? Нельзя ли иначе?

  3. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  4. Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

  5. Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны?

  6. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  7. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли вы свои успехи в…?

  8. Были ли моменты недовольства собой?

  9. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

  10. Почему вы выбрали именно эти задания?

  11. О чем хотелось бы поговорить подробнее?

  12. Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?


«Закончи предложение». Используется на стадии рефлексии. Позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение. Например:

«Если бы я раньше знал про…, то…»;

«На мой взгляд, … – это…»;

«Самым интересным для меня на занятии было…».



ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Родина – г. Гарвард, гарвардская бизнес-школа (1908 г.)
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование,

или конкретный пример.
Метод анализа конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся (активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом). Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Технологическая схема создания кейса:

  1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

  2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

  3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

  4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

  5. Определение источников и методов сбора информации.

  6. Выбор техник работы с данным кейсом.

  7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

  8. Создание заданной модели.

  9. Апробация в процессе обучения.


Случай должен удовлетворять следующим требованиям:


  • Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с жизненным опытом.

  • Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.




  • Случай должен содержать проблемы и конфликты.

  • Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся.

  • Случай должен допускать различные варианты решения


Виды ситуаций (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова):

Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии. Общий объем – не более одной страницы.

Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Могут иметь несколько уровней сложности в зависимости от: наличия избыточной информации, отсутствия четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидности алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т.д. Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.

Функциональные ситуации. Характеризуются наличием проблем в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от ученика знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не мене привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения.

Стратегические ситуации. Не имеют и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность таких ситуаций в том, что они работают на формирование ключевой компетенции, так как ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание.
Виды ситуаций (М. Новик):

Ситуации-иллюстрации – пояснение какой-либо сложной процедуры или ситуации, относящейся к основной теме. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть. Если позволено по их поводу выразить согласие или сформулировать вопрос, это становится ситуацией-оценкой.

Ситуация-оценка – описание положения, выход из которого в определенном смысле уже найден. Проводится критический анализ ранее принятых решений, мотивированное заключение.

Ситуация-упражнение – применение уже принятых ранее положений, предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном ориентировочных характер, помогают приобрести опыт.

Ситуация-проблема – определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, «актерами», пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.
Методика работы по анализу конкретных ситуаций:


  1. Ролевое разыгрывание конкретной ситуации (изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.

  2. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений.


Техники анализа решений проблем:

  1. Гипотеза.

– Возникновение проблемной ситуации.

– Осознание сущности затруднения и постановки проблемы.

– Нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы.

– Доказательство гипотезы.

– Проверка правильности решения проблем.


  1. Прием «ПМИ» (Плюс Минус Интересно)

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

– положительные стороны явления П +;

– отрицательные стороны явления М –;

– а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.



+



Интересно












  1. Стратегия ИДЕАЛ

И – идентифицируйте проблему;

Д – доберитесь до ее сути;

Е – есть варианты решения;

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.


  1. Мозговая атака (брейнсторминг)

Участники разбиваются на две группы (не более 7–9 человек).

Первая группа – генераторы идей. Они должны в течение короткого времени (5–6 минут) предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. Принимаются все, даже самые абсурдные предложения. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникающие идеи.

Вторая группа – аналитики. Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Они также могут фантазировать и генерировать идеи ассоциации.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются

своими функциями и проводят второй круг.

5. Софт-анализ

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.




  1. SWOT-анализ

Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, возможности и угрозы:


Сильные стороны

Возможности




Слабые стороны

Угрозы




  1. П
    Проблема
    рием «Как?»




Как?


Как?

Как?





Как?


Как?

следующая страница >>