Урока: Рисование с натуры человека (карандаш) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока: Рисование с натуры человека (карандаш) - страница №1/1


План- конспект урока по изобразительному искусству учителя Мусирминской средней школы Урмарского района НИКОЛАЕВА ВЛАДИМИРА ДАНИЛОВИЧА.
Вид занятий: Рисование с натуры в 4 классе.

Тема урока: Рисование с натуры человека (карандаш).

Цель урока: Развитие пространственного мышления. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения человеческой фигуры и изображения их на плоскости. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.

Оборудование урока. Для учителя: две натурные постановки. Наглядные пособия в виде таблицы – рисунка с изображением фигуры взрослого человека, построенной по схеме, где за единицу измерения взята величина головы (канон на восемь голов). Две таблицы, показывающие стадии построения фигуры подростка.

Планшет с бумагой, уголь, резинка.

Для учащихся: альбомы, карандаш, резинки.

Оформление классной доски: с правой стороны – таблица со схемой построения фигуры взрослого человека, с левой – планшет с чистой бумагой. В середине перед доской – место для натурщика.
План урока.


  1. Организационная часть (2-3 мин.).

  2. Анализ постановки, сообщение новых знаний и показ (12-15мин.).

  3. Практическая работа учащихся (25мин.).

  4. Завершение урока и задание на дом (2-5 мин.).

Ход урока.



  1. Проведение организационного момента урока.

  2. Изложение учебного материала.

Вызывается один из учеников для позирования. Разбираются пропорции фигуры методом сравнения, за единицу измерения берет величину головы. Особенно внимательно следует примерить высоту фигуры, ширину плеч, таза, длину рук и ног. Далее разбирается примерная схема построения детской фигуры. Полезно при составлении конспекта разбить лист бумаги, где записывается ход урока, на две половины: с левой стороны приводятся рассказ учителя и вопросы к классу, с правой, точно напротив, - предполагаемые ответы учеников, рисунки наглядных пособий, стадии построения рисунка.


Вопросы к ученикам:

Посмотрите внимательно на натурщика. Возьмите за единицу измерения величину головы от темени до края подбородка и скажите, сколько раз величина укладывается по росту фигуры.

Приблизительно 6 раз.( Ответы учащихся, как правило, различны и зависят от умения измерять величины и сравнивать их между собой).

Учитель намечает предполагаемую высоту фигуры человека углом на планшете, проводит осевую линию и делит её засечками на 6 частей, наметив голову в виде овала.

Сравните длину туловища до бедер и длину ног и ответьте, как соотносятся эти величины.

Ответы различны, но в целом сводятся к выводу о равенстве (относительном) этих величин.

Учитель намечает ширину бедер на расстоянии третьей засечки. Далее идет разбор пропорций рук, плеч и всех опорных точек фигуры, без которых нельзя грамотно построить рисунок. Одновременно педагог заканчивает на планшете схематичный рисунок фигуры подростка. После этого он проводит сравнительный анализ натуры и схемы, выявляя индивидуальные особенности модели.

Далее можно перейти к разбору плаката с изображением фигуры взрослого человека, выявить существенные различия в пропорциях взрослого и подростка. Учитель ещё раз говорит об узловых точках скелета и дает начальные сведения о пластической анатомии. Затем он наглядно показывает, как выполнить рисунок, сопровождая свои действия пояснениями.

После показа, для закрепления и проверки полученных школьниками знаний основные этапы построения фигуры ещё раз уточняются по таблицам.

После показа, для закрепления и проверки полученных школьниками знаний основные этапы построения фигуры ещё раз уточняются по таблицам.

Вызывается ещё раз один ученик в качестве натурщика, чтобы класс по двум моделям мог рисовать фигуру в фас.

Самостоятельная работа. Ученики собирают свои рисунки с общего композиционного размещения фигуры таким образом, чтобы на листе бумаги хватило места для изображения головы и ног.

В процессе рисования с натуры в фигуры человека надо идти от общего к деталям, сравнивая при этом пропорции частей фигуры, определяя их размеры по отношению друг к другу и целому. Школьников предупреждают, чтобы при изображении человека в этом задании они детально лицо не прорисовали. Первый набросок выполняется с натуры карандашом. Второй набросок фигуры человека выполняется по памяти черной или коричневой акварелью.

При подведении итогов отмечается умение детей красиво расположить рисунок, выразительно передать карандашом, акварелью характерные особенности фигуры, как в рисунках с натуры, так и в рисунках по памяти.