Урока: «Отряд Чешуекрылые. Отряд Двукрылые. Отряд Блохи» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В шоу участвуют команды (каждый отряд образует команду), которые... 1 44.18kb.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций связанных с необходимостью проведения... 1 302.72kb.
Занятие №10 многообразие организмов. Бактерии. Грибы 1 91.12kb.
Третий сводный отряд специального назначения от 54 отдельного разведполка... 3 522.42kb.
Что происходит на Земле, где искать причину гибели цивилизации? 5 765.8kb.
Урока Тема урока часы Тип урока Элементы содержания 3 316.08kb.
Урока по технологии для девочек, учащихся 8-х классов. Раздел: Рукоделие. 1 147.66kb.
2014 год Конспект урока письма в послебукварный период. Тема урока... 1 168.32kb.
Урока: Рисование с натуры человека (карандаш) 1 31.58kb.
Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" 1 117.33kb.
План урока Группа №292 Специальность 230103 «Автоматизированные системы... 1 46.72kb.
Царство животных – Фауна 1 135.87kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Урока: «Отряд Чешуекрылые. Отряд Двукрылые. Отряд Блохи» - страница №1/1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района республики Татарстан



ПЛАН

ВИДЕО УРОКА
«Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи»
Биология ,7 класс

Шавалиева Рафида Рашитовна

учитель биологии, химии

2013


Тема урока: «Отряд Чешуекрылые. Отряд Двукрылые. Отряд Блохи»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Образовательная: Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных

признаков отряда Чешуекрылые, двукрылые и блохи, показать значение их в природе и

жизни человека. Познакомить с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, в том

числе и обитающих в Татарстане.



Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать с учебником.

Воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые, показать меры профилактики борьбы с представителями отряда мух и блох.

Инструментарий: компьютерная презентация, наглядный раздаточный материал представителей отряда чешуекрылых, двукрылых; видео «Удивительное превращение», опорный конспект.

Компетенции: познавательная, образовательная, информационная, общекультурная.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемного обучения

Структура и конспект урока.

1.Организация класса.

Приветствие, сообщение темы урока (слайд 1).

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучать многообразие класса Насекомые и более подробно остановимся на изучении отряд Чешуекрылые или Бабочки и Двукрылые.

Тема нашего урока «Отряд Чешуекрылые, Отряд Двукрылые. Отряд Блохи »

Запишем в план-конспект.

Проблемный вопрос нашего урока «Почему бабочек отождествляют со цветами?». Ответим на этот вопрос в конце урока. Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира.



2. Знакомимся с представителями отряда Чешуекрылые

3. Определяем систематическое положение бабочек (слайд 2)

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Членистоногие

Класс: Насекомые

Отряд: Чешуекрылые

Род:

Вид:


4. Какие основные признаки отряда Чешуекрылые.

Определяем тип ротового аппарата бабочки и гусеницы. слайд 6.

Итак, 1й отличительный признак бабочек – сосущий ротовой аппарат. Это мягкий и длинный хоботок. (слайд 5,6) У гусеницы – грызущий.

Садясь на цветок, бабочка раскручивает хоботок и погружает его внутрь цветка, высасывая нектар. Правда, бывают бабочки, у которых отсутствует ротовой аппарат (например - моль), но это исключение.

2й признак -это строения крыльев. Сколько пар крыльев у бабочек ( 2 пары больших крыльев), окрашенных в различные цвета.Слайд (3,4)

Вы уже знаете, что научное название бабочек – чешуекрылые. И действительно, их крылья покрыты поперечными рядами чешуек (плоскими мешочками с ребристыми стенками), как черепицей, указываем этот отличительный признак строения крыльев в опорном конспекте. Крылья покрыты чешуйками.

От пигмента находящегося в них зависит окраска крыла. Но могут быть ещё и оптические чешуйки, без пигмента, цвет которых возникает из-за преломления лучей света и разложение его

на составляющие. В физике такое явление называется интерференция. А крылья таких бабочек отливают металлическим блеском. Третью группу чешуек составляют пахучие чешуйки (больше похожие на видоизменённые волоски) и расположенные на крыльях, теле и ногах. Вещества, выделяемые этими чешуйками, привлекают особей противоположного пола, многие бабочки ощущают этот запах на большом расстоянии - около 10 километров для большого ночного павлиньего глаза.



Вспомним «Какой тип развития чешуекрылых?» (слайд 10)

Таким образом 3й признак – тип развития. Рассказ ученика

- Развитие с полным превращением (видео-приложение). Сопровождается последовательной сменой непохожих друг на друга форм. Из яйца вылупляется червеобразная личинка - гусеница, которая ползает, много ест, несколько раз линяет. (видео Размножение и развитие ). После образуется стадия куколки, которая не двигается и не питается. На стадии куколки проходят сложные процессы превращений - метаморфоз. Ткани гусеницы разрушаются и превращаются в ткани следующей стадии - бабочка. Такая взрослая стадия развития называется - имаго. Стадия гусеница и имаго различны не только по внешнему виду, но и разобщены в среде обитания и способах питания. Так, гусеница ползает и питается листвой, а бабочка летает и питается нектаром. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

4й признак. Окраска крыльев может быть покровительственной и предостерегающей. слайд 4

Бабочки, маскирующиеся под ядовитых имеют яркую, отпугивающую окраску. Птицы запоминают окраску ядовитых бабочек и не трогают их. Благодаря этому съедобные для птиц бабочки с похожей окраской остаются невредимы. Яркая окраска Тигрового мотылька в дневное время отпугивает врагов, а ночью он отпугивает врагов щелкающими звуками.

Другие маскируются под цвет окружающей среды. Такое явление называется - мимикрия. слайд 2

По характеру активности бабочки делятся на ночных и дневных.



Рассмотрим особенности их строения.

Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные, наоборот, активны ночью.



Записывают в информационный лист. Дневные бабочки или булавоусые. (слайд7)

Имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают вертикально вверх и прижимают друг к другу, внутренней яркоокрашенной стороной;

тело стройное, грудь и брюшко тонкие;

усики булавовидные;



полет медленный, порхающий.

Ночные бабочки, или перистоусые (слайд 8)



крылья узкие, складывают их кровлеобразно над брюшком, или же держат распластанными в стороны; грудь и брюшко обычно толстые, покрыты волосками;

усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидными;



полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.

Музыкальная пауза. Давайте немного отдохнем и мысленно перенесемся на поляну, с порхающими бабочками .Многие поэты сочинили стихотворения о бабочках. Великий татарский поэт Г.Тукай написал стихотворение о бабочке. Исполняет Фирузэ Г.Тукай «Бала белән күбәләк»

Значение Чешуекрылых в природе и жизни человека.

Переходим к выполнению творческого задания. Выполняя это задание, вы узнаете некоторые аспекты значения их в природе и в жизни человека. Слайд 11-12

.Значение бабочек в природе польза, вред.

Бабочек можно различить по внешнему виду, определяя какие из них являются самками, а какие самцами. Так как у них явно выражен половой диморфизм. (слайд 11)

Половой диморфизм – различия во внешнем строении у самцов и самок

Слайд 16-16. Тутовый шелкопряд. Небольшое сообщение . Гузеля Димиева.



Хочется дополнить некоторые факты, которые имеют отношения к значению бабочек в природе и жизни человека.

Не всегда и не везде одинаково относились к бабочкам. Существует мнение, что бабочки, вернее их личиночные стадии (гусеницы), буквально опустошают огороды, сады, леса. На самом деле из дневных бабочек, обитающих в средней полосе, только белянки (капустницы) (слайд 11), репейницы и брюквенницы приносят ощутимый вред огородным культурам. Все остальные дневные бабочки безвредны. Их гусеницы живут на нейтральных или сорняковых растениях: на крапиве, чертополохе, полыни. Вот почему следует всячески оберегать таких красивых бабочек, как Адмирал, Крапивница, Репейница, Павлиний глаз и др Есть вредители среди молей - ковровая, мебельная, смородинная.



Умении отличать безвредных бабочек от вредных, важно для охраны природы.

Бабочкам принадлежит своя, пусть очень маленькая роль в природе. Они приносят людям радость, чувство умиротворения, исцеляют красотой. Опыляют растения, увеличивая урожай. Будем же благодарны им за это и сохраним их для будущих поколений людей.(слайд 12,14 «Значение в природе и жизни человека»). Редкие и исчезающие виды бабочек .. (слайд __16_)

Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним наш проблемный вопрос . Как он звучал? - «Почему бабочек отождествляют с цветами?» Так почему же? (ответы учащихся).

Слайд 17.Отряд двукрылые Самостоятельная работа по тексту учебника стр .82 -83 .

Рассказ ученика о вреде мух и санитарно-профилактических мер против мух.

Отряд блохи слайд 18.Особенности строения и образа жизни блох.Сообщение о вреде блох.



Итоговое тестирование слайд (19,20)

Подсчитываем баллы. (слайд 21 «таблица ответов»).

Максимальное количество 8 балла, Подсчитаем общее количество баллов заработанных на уроке.

Поднимете руки, кто сегодня получил 8 балов, 7 баллов, 6 баллов

Молодцы, подадите дневники для их выставления.

Домашнее задание. (слайд24)

§26, стр.126-127. творческое задание.Собрать народные приметы.. Используйте ресурсы интернет.



Благодарю всех за работу! Сохраните этих бабочек для следующих поколений.

Пусть это будет вашим д/з, но не на день, а на всю дальнейшую жизнь.

Опорный конспект урока.

Тема урока:___________________________________________________________

Проблемный вопрос: «Почему бабочек отождествляют с цветами?»

Должны знать:

1.Признаки представителей отряда Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи.

2. Уметь различать в коллекциях и на рисунках представителей отрядов.

3. Знать о роли Чешуекрылых в природе и в жизни человека.

4.Знать санитарно- профилактических мер против мух и блох.

Термины и понятия:


  • Интерференция – преломление лучей света и разложение его на спектр.

  • Предостерегающая окраска – яркая, контрастная, отпугивающая.

  • Покровительственная окраска – маскировка под цвет окружающей среды.

  • Мимикрия – подражание.

  • Половой диморфизм – различие во внешнем строении у самцов и самок.

План


  1. Представители отряда –………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Классификация



Империя – _________________

Надцарство – _________________

Царство – _________________

Тип – _________________

Класс – ______________

Отряд – ______________

Род – ______________

Основные признаки отряда:

Тип ротового аппарата – ________________________________________________

Особенности строения крыльев – ________________________________________

_____________________________________________________________________

Тип развития – ________________________________________________________

Окраска крыльев (представители):

а) покровительственная – _____________________________________________

б) предостерегающая – _______________________________________________



4. Дневные и ночные бабочки

Признаки

д

  • широкие крылья

  • тело стройное,

  • грудь и брюшко тонкие;

  • усики булавовидные;

  • полет медленный,

порхающий.


  • крылья узкие;

  • грудь и брюшко обычно толстые;

  • усики разнообразного строения;

  • полет стремительный.



невные ночные


5.Значение отряда Чешуекрылые

В природе

В жизни человека

























Домашнее задание.

§26, стр.126-127. Выучить план-конспект. Собрать народные приметы.



  1. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте

А быть буре

  1. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда

Б быть солнечной погоде

  1. Ночные бабочки в дождь летают

В тепло предвещают

  1. Ночные бабочки в дом влетают

Г сильный ветер

  1. Аполлон летит и нектар собирает

Д быть грозе

Тест-опросник. Лист контроля.



  1. Входное терминологическое тестирование (4 балла).

  1. Жизненный цикл

А развитие, при котором родившийся организм подобен взрослой особи

  1. Энтомология

Б цепь последовательных безусловных рефлексов

  1. Прямое развитие

В совокупность всех фаз развития, последовательность сменяющих друг друга

  1. Инстинкт

Г взрослая стадия животного

  1. Непрямое развитие

Д наука, изучающая насекомых

  1. Имаго

Е форма сосуществования организмов, при которой один из них (паразит) использует другого (хозяина) как среду обитания

  1. Регенерация

Ж развитие, при котором строение молодых (личинок) и взрослых особей отличается и сопровождается сложным преобразованием

  1. Паразитизм

З способность организмов восстанавливать целостный организм и его части

1.- _____ 5.- _____

2. - _____ 6.- _____

3.- _____ 7.- _____

4. - _____ 8.- _____

Установить соответствие терминам и понятиям. Обозначить либо стрелочками, либо записать буквенные значения. За каждый правильный ответ 0,5 балла. Всего 4 балла.

.

слайд.


Итоговое тестирование. За каждый правильный ответ 1 балл.
1.Какой общий признак характеризует членистоногих?

а) членистые конечности

б) мешковидное тело

в) две пары усиков


2.Чем покрыто тело членистоногих?

а) кутикула

б) хитиновый покров
3.Какие отделы тела у ракообразных и паукообразных?


  • а) головогрудь, брюшко

  • б) голова, грудь, брюшко

4.К классу насекомых не относятся:

а) прямокрылые

б) стрекозы

в) скорпионы
5.К отряду прямокрылые относят:

а) медведку

б) поденку

6.Развитие без превращения характерно для:



  • а) стрекоз

б) жесткокрылых

б) прямокрылых


*7.К особенностям насекомых, позволившим им освоить все среды обитания, НЕ относят:

а) разнообразие ротовых аппаратов

б) разнообразие типов конечностей

в) разные типы развития

г) наличие хитинового покрова
*8.К признакам более высокой организации насекомых по сравнению с другими членистоногими НЕ относится:

а) развитие нервной системы

б) развитие органов чувств

в) сложное поведение



г) развитие кровеносной системы