Урока : «Построение узоров в вышивке, выполнение эскизов» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока : «Построение узоров в вышивке, выполнение эскизов» - страница №1/1


Урок технологии (2 часа).
Учитель: Касаткина Елена Юрьевна
Класс: 6

Тема урока: «Построение узоров в вышивке, выполнение эскизов».
Цель: ознакомить учащихся с композиционным построением узоров, схем в вышивке.
Задачи:

- раскрыть понятие композиции при построении узоров в вышивке (подбор цветов нитей и ткани, расположение узора на изделии, выбор швов);

- познакомить с ритмом и орнаментом;

- показать на практике возможности автоматизированного проектирования при создании эскизов, элементов композиций и схем в вышивке;

- развивать эстетический вкус, внимательность;

-воспитывать ответственность, самостоятельность.


Оборудование: компьютер на каждого ученика, сканер, диск – программа «Вышивка крестом».

Раздаточный материал: иллюстрации, фотографии, рисунки, готовые схемы для вышивки, листы бумаги, диски.
Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока:

Мы продолжаем знакомиться с вышивкой. Сегодня на уроке мы познакомимся с композиционным построением узоров в вышивке, научимся составлять схемы для вышивки и постараемся освоить новую компьютерную программу по составлению узоров и схем.
2. Сообщение познавательных сведений.
Ручная вышивка – один из самых интересных и распространённых видов декоративно-прикладного искусства. С её помощью можно украсить свой быт и одежду, оформить помещение, изготовить такие простые вещи, как салфетки, традиционные свадебные и обычные кухонные полотенца, панно, наволочки на диванные подушки, сувениры в подарок своим родным и близким. Душевное тепло, идущее от этих изделий вышивальщиц, передаётся другим людям.
3. Композиционное построение узоров.
При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:


  • Какие швы будут использованы в работе;

  • Назначение изделия;

  • Расположение узора на изделие;

  • Выбор цвета нити и ткани для его выполнения.

Всё это слагаемые понятия «композиция».



Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание (учащиеся записывают определение в тетрадь).

В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причём не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте (запись в тетради определения).

Показ изделий, иллюстраций, фотографий – рассматривание узоров на изделиях.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчёркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняется изделие.
Для выполнения орнамента чаще всего используются счётные швы: роспись, набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобелен и др. (показ видов швов и изделий, выполненных в технике этих швов).
Для выполнения счётной вышивки нужны ткани полотняного переплетения. Имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Во время вышивания необходимо постоянно считать нити, что требует большого напряжения зрения. Легче вышивать по канвовой ткани с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежок расположиться в 1 см ткани, тем тоньше, сложнее и меньше по размеру будет работа.
4. Понятие – схема.
Давайте вспомним, как мы переводили рисунки на ткань для вышивания по контуру? (через кальку, копировальную бумагу, с помощью припороха и тд.) Как вы думаете, как можно перевести рисунок для вышивания в технике счётных швов? В этом случае составляют схему.

Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесён рисунок (показ образцов).

Мы можем пользоваться готовыми схемами из журналов и книг. А можно ли самим составить схему узора, рисунка? Да можно, но это очень трудно и займёт у нас много времени. Современные технологии позволяют создать вышивку счётными швами по авторским рисункам или фотографиям. Для этого нужно иметь компьютер и программу для вышивания.


5. Практическая работа.
Учащиеся работают за компьютерами, каждый индивидуально составляет схему по выбору.

Работа с программой.

После запуска программы «Вышивка крестом»

открывается Путеводитель, который шаг за шагом помогает начать работу с программой в различных режимах:



  • Превратить изображение в вышивку;

  • Создать вышивку с «чистого листа»;

  • Продолжить работу над сохранённым продуктом.

Можно закрыть Путеводитель на любом этапе и продолжить работу, пользуясь меню и кнопками инструментальных панелей.
Работа с картинкой.
Слева в Рабочем столе расположена Панель задач со следующими кнопками:

  • Старт – в верхней части экрана появляется ряд кнопок, при помощи которых можно загрузить проект или исходную картинку для него;

  • Изображение – вверху экрана появляется Меню Изображения. С его помощью можно обработать исходную картинку;

  • Установки – вверху экрана появляются кнопки для задания параметров вышивки (цветовой палитры, типа канвы, размера вышивки, типа стежков и вида схемы);

  • Вышивка – в верхней части экрана появляется ряд кнопок, при помощи которых можно редактировать проект вручную и добавлять текст;

  • Финиш – при помощи кнопок этой команды можно сохранить проект. Просмотреть и распечатать образцы вышивки, схемы и список необходимых материалов.

Учащиеся выбирают иллюстрацию (сканируют, выбирают из файлов), работая в программе, изменяют цвет, размер, выбирают вид ткани. Распечатывают. На последующих уроках данный образец вышивают.
6. Итог урока.
Вопросы для повторения: Что такое композиция? Что такое ритм? Почему для вышивания счётными швами выбирают канву? В чём преимущества новых компьютерных технологий?

Домашнее задание: принести ткань вышивальные нити разных цветов в соответствии с работой.