Урок развития речи) (Подготовка к сочинению) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
Тема : Урок развития речи 1 128.14kb.
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников 3 500.76kb.
Этапы развития речи 1 74.88kb.
Домашняя логопедия 1 24.69kb.
Уроках биологии. Урок-лекция: «Генетика человека: проблемы, поиски... 1 110.47kb.
План мероприятий по месяцам. На отчетный период было проведено следующее. 1 124.88kb.
Виды работ по растормаживанию и при стимулировании диалогической... 1 57.81kb.
7 класс Тема: Построение Звёздного неба. Тип урока: урок развития... 1 66.87kb.
Занятие по развитию связной речи Место занятия в структуре образовательного... 1 82.07kb.
В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная... 4 549.98kb.
Птицы и звери (позвоночные животные) 1 32.15kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Урок развития речи) (Подготовка к сочинению) - страница №1/1






Интеграция уроков русского языка, музыки, изобразительного искусства в 7 классе на тему: «Звёздная песня зимы». ( Урок развития речи)

(Подготовка к сочинению)



Цели урока: 1. Совершенствовать речевые умения и навыки.

2. Познакомить с музыкальными произведениями А.К. Глазунова,

картинами и произведениями о зиме. Привить интерес к поэзии, живописи, музыке.

3. Развивать творческую фантазию детей.

4. Обогащать лексический запас.

5. Закрепить умение расставлять знаки препинания.



Оборудование урока:

1. Магнитофон. Аудиозапись отрывка из балета А.К.Глазунова «Времена года».Часть1. «Зима».

2 Репродукции картин о зиме (И. Шишкин «Зима», «На севере диком», И.Грабаря « Зимний пейзаж», «Февральская глазурь».

3. Распечатки отрывков из произведений: С.Есенин. «Я по первому снегу бреду…»; И.Бунин «Сосны».(на каждую парту).



Предварительные задания:

1.Запишите в тетради эпитеты, которые можно подобрать к словам: зима, иней, снег, лед.

2. Подготовьте письменное описание картины о зиме по следующему началу: Я сначала внимательно посмотрел на картину, потом стал в неё вглядываться – и вдруг непонятно как оказался внутри неё.

Оформление доски:

1. Народные приметы: афанасьевские морозы-31 января. Афанасий –ломонос пробирает до слёз.

2. Даты жизни и название произведения: А.К. Глазунов,(1865-1936 гг. Балет «Времена года»(1899 г).

3. Словарь урока:



Изморось-очень мелкий дождь;

Изморозь- род инея (снежный слой, образующийся на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную погоду);

Хоругвь- войсковое знамя;

Просека- дорога в лесу;

Венец- драгоценный головной убор;
Ход урока
1. Учитель музыки исполняет отрывок из песни на стихи

Ю. Левитанского «Диалог у новогодней ёлки».


- Что происходит на свете?-А просто зима.

- Просто зима полагаете вы?-Полагаю.

Я ведь и сам как умею следы пролагаю

В ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?-А будет январь.

- Будет январь, вы считаете?-Да, я считаю.

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

2. Вступительное слово учителя. Формулировка темы урока.

Учитель русского языка. Что происходит на свете? А просто зима…

Сегодня мы совершаем с вами путешествие в мир окружающей нас природы. Тема нашего урока: Звёздная песня зимы. (Запись темы в тетради)



Учитель музыки. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами,- говорил композитор А. Серов,- музыки не было бы на свете».Вы уже знаете, как непросто передать на словах всё то, что живёт в нашем сердце, и музыка становится помощницей в понимании жизни сердца. А сегодня мы попытаемся с вами сердцем понять музыку.

Как понимать музыку? Чайковский писал: « Некоторые неопытные слушатели силятся услышать в звуках музыки точное изображение конкретных, внешних явлений. Но ведь музыка, копирующая реальные звучания, перестаёт быть искусством. Будто по мановению волшебной палочки композитор развёртывает перед нами разнообразные картины жизни». Слушателю, обладающему живой фантазией, предоставляется самому распознать смысл музыки, увидеть её с по- своему.



Учитель русского языка. Записать предложения в тетради, объяснить знаки препинания.

1.Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны.

2. Очень часто композиторы, пользуясь средствами музыкальных сравнений, воспроизводят образы видимого мира.

Учитель музыки. Сегодня мы услышим с вами отрывок из произведения русского композитора Александра Константиновича Глазунова (запись в тетради), чьё творческое наследие входит в золотой фонд мировой классики. Большую часть его наследия составляет симфоническая музыка, он не написал ни одной оперы. А.К.Глазунов был большим мастером танцевальной музыки. Танцевальными ритмами проникнуты многие его произведения. Мы услышим отрывок из балета «Времена года»(запись названия в тетради). В балете рассказывается о постепенном пробуждении природы, в нём четыре картины: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Мы услышим первую часть произведения, она называется «Зима».



Задание. Какие картины представились вашему воображению?

Чтение отрывка из балета А.К.Глазунова на фоне музыки:

Дунуло много-буйны ветры.

Все цветы привзблёкли, свернулись.

Вдарило много- люты морозы.

Катят и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути,

Метёт вовсю, бьёт глаза, заслепляет: ни входу, ни выходу.

Звонкие крепкие ночи.

И сыплет и сыплет снег.

Люты морозы- глубоки снега.

(А.М. Ремизов. Посолонь. Глава «Зима лютая»).

Первые впечатления о прослушанном.

- Что вы услышали?

- Какие картины представились вам?

Да, в первой части Зима выступает в окружении Инея, Льда, Града, Снега.

Перед нашими глазами возникает картина зимней скованности. Возникает ощущение прозрачности воздуха, мерцающих далей.



Учитель русского языка. Внимание на доску. Работа со словами, записанными на доске. Запись в тетради.

Изморось-

Изморозь-

Учитель изобразительного искусства. Поговорим о том, как изображали зимнюю природу живописцы. Рассмотрим репродукции картин И.Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», И.Шишкина «Зима», «На севере диком».(материал учебника «Русская речь» 7 класс).

Выступление ребят. Продолжить по следующему началу: Я сначала внимательно посмотрел на картину, потом стал в неё вглядываться и вдруг непонятно как очутился внутри неё. Я почувствовал…

Приводим высказывание учащихся. …как свежее дыхание морозного воздуха наполняет мои лёгкие. …..ни одного звука не слышно-природа спит глубоко и торжественно, …..не хочется нарушать сон сосны своим неосторожным движением.

Итог по картине «Зима». Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Белой пеленой затянуло разбросанные у их подножий выкорчеванные бурями лесные исполины. Застыли ёлочки, отягощённые снежными хлопьями. Неподвижным и звенящим, как стекло, кажется воздух, Всё замерло, и только изредка одинокая птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнёт с качнувшегося сучка серебряную пыль. В долгий, словно зачарованный сон погрузился старый лес.

Итог по картине «На севере диком» Лунный свет, освещающий одну из сторон сосны, буквально отчеканивает на фоне тёмного ночного неба её изящный силуэт. Голубоватые отсветы, изумительно тонко проложенные по теневой стороне дерева и сопоставленные с серебром освещенной части, превращают снежный убор сосны в сверкающие одежды.

…Давно погасли солнечные лучи, мрак окутал землю, но вот на небе взошла луна, и тотчас же всё то, что было залито её серебристым светом, приобрело какое-то новое выражение. Природа не заснула, а словно бы зажила другой жизнью, которая в сложности своих проявлений ничем не уступает её дневной жизни.



Учитель русского языка. Записать выделенные предложения в тетради, объяснить знаки препинания.

Сегодня на уроке вы прослушали музыку, рассмотрели репродукции картин, сами описывали картины, а сейчас подошло время проанализировать описание зимы в различных литературных произведениях.

Предварительное задание перед чтением:

- Какие образы, сравнения вам понравились?

Учащиеся читают наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. «зимний вечер», «Зимнее утро»

Работа с распечатками на партах. (С. Есенин « Я по первому снегу бреду»)

Задание: Какие образные средства языка использованы С.Есениным в поэтическом изображении начала зимы



Работа по рассказу И.Бунина «Сосны».

Утро. Выглядываю в кусочек окна, (не)запущенный морозом, и (не)узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей,- синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чистым полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом.

Задание

1. Перепишите второе предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки. Графически объясните расстановку знаков.

2. Найдите в тексте причастные обороты. Объясните расстановку знаков препинания.

3. Запишите значение слов:

Просека-

Венцы-


Хоругви-

После выполнения заданий к тексту И. Бунина даётся справка.

Афанасьевские морозы-31 января. Слыл день 31 января Афанасием, что ухо и нос дерёт, мороз на матушку Русь шлёт. Сказывали старые люди, что зацеловывает метель в этот день. И ходит Афанасий с оглоблей ледяной да бьёт всякого, кто под руку попадёт, по ногам.

Запись в тетради : Афанасий-ломонос пробирает до слёз.(31 января)



Работа с эпитетами по теме урока. Прочитать эпитеты, подобранные дома.

Учитель музыки. Прослушайте ещё раз музыкальный фрагмент (отрывок из балета А. Глазунова) и выпишите в тетрадь эпитеты, которыми можно охарактеризовать «музыкальную» зиму по словам: зима, звезда, иней, снег, лёд.

Учитель русского языка. Проверим выписанные эпитеты. Какие эпитеты вам показались необычными?

Наш урок называется «Звёздная песня зимы». Как вы понимаете, петь может не только зимушка-зима, но и звёзды. Как поют звёзды? Об этом - сказка…

Ученица читает отрывок из «Посолони» А.Ремизова.

Среди ночи проснулась Алёнушка. И никак не может заснуть…страшно и жарко ей.

Вспоминается Алёнушке: «Я собиралась спать». Папа и говорит: «Смотри, Алёнушка, на небо, звёзды упадут!» И мы с мамой долго стояли, в окно глядели. Звёзды такие маленькие, а золотой водицы в них много, как в брошке у мамы….

А звёзд много на небе, звёзды разговаривают, только не слыхать. Дядя Фёдор Иванович говорит, будто летает он к звёздам и ночью слушает, как звёзды поют тонко-тонко. Днём их нет, днём они спят. Тоже и я полечу, только бы достать золотые крылья…..

А папа подошёл и говорит: «Алёнушка, звезда падает!». И золотая ленточка долго горела на небе и потом пропала. Холодно звёздочке, где-нибудь лежит она, плачет, моя звёздочка!

Наш урок подходит к концу. Запишите в тетради темы для сочинения.

Звёздная песня зимы.

Мелодии зимнего леса.

Звёзды поют тонко-тонко.

Плачет она, моя звёздочка.

-Слушаем музыку и пишем сочинение.



-Подведение итогов урока.