Урок по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Билет № Плавление кристаллических тел и объяснение этого процесса... 1 29.08kb.
Урок информатики в 7 классе по теме 1 95.54kb.
Урок игра Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные... 1 66.68kb.
Открытый урок по теме: «гласные в приставках пре- и при-» 1 65.81kb.
Урок в 5классе Тема: «Синонимы» (второй урок) Цель: закрепить понятие... 1 40.84kb.
Генеральный директор Артем Ковалев тел 3 1393.03kb.
Урок в 5 классе в рамках методической декады трудового обучения 1 38.3kb.
Урок по теме «Текстовый редактор Microsoft Word» 1 85.5kb.
Урок по теме " Любовь в романе " 1 80.39kb.
Урок по этой теме называется: «О вреде курения математическим языком» 1 88.19kb.
Урок в 5 классе по теме: «Animals. I have got many pets» Задачи урока... 1 44.65kb.
Воспитатель, мдоу «Муниципальный детский сад «Теремок» г. Кременки... 1 154kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Урок по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» - страница №1/1


Урок по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел»

(урок № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»)

Физика, 8 класс

Шешукова Наталия Юрьевна, учитель физики

МОУ средняя общеобразовательная школа № 17 г. Волгограда

Цели урока:


  • Актуализировать знания об агрегатных состояниях вещества, о молекулярном строении твердых, жидких и газообразных тел

  • Сформировать на основе субъективного опыта обучающихся знания о взаимных переходах вещества из одного состояния в другое, о процессах плавления и кристаллизации

  • Ввести понятия: плавление, отвердевание, температура плавления (отвердевания);

  • Создать условия для проявления обучающимися самостоятельности при изучении нового материала

  • Развивать умение анализировать ситуацию, определять и объяснять понятия, делать вывод на основе полученной информации

Ход урока

Организационный момент (готовность к уроку, проверка отсутствующих).

Повторение материала.

Рис. 1 – страница № 1 первоначально закрыта шторкой, сдвинуть шторку - открыть первые три рисунка.

- Что вы видите на рисунках? Ответ: пар из чайника, вода, лед. Сдвинуть шторку – появятся надписи: пар, вода, лед.

- Что все это объединяет? Ответ: это 3 различные состояния одного и того же вещества.



Рис. 1


- Как называют различные состояния одного и того же вещества? Ответ: агрегатные.

- Что вы можете сказать о молекулах одного и того вещества в различных состояниях? Ответ: они одни и те же.

- Чем же тогда отличаются агрегатные состояния? Ответ: расположением, характером движения, характером взаимодействия молекул.

- Давайте вспомним различия в молекулярном строении веществ в различных агрегатных состояниях. Полностью открыть шторку. Посмотрите на молекулы воды в трех разных состояниях и определите, какой рисунок, по-вашему, соответствует газообразному состоянию, какой – жидкому, а какой – твердому? Надо выйти к доске, установить соответствие между рисунками и объяснить, почему вы так думаете. Пригласить обучающегося к доске для перестановки нижних рисунков. Ответ: молекулы по-разному расположены. В газах расстояние между молекулами много больше размера самих молекул. Расстояние между молекулами жидкости и твердого тела сравнимо с размерами самих молекул. Но в твердых (кристаллических) телах молекулы расположены в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку.

- Сравните теперь характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях. Посмотрим анимацию (рис. 2).

Рис. 2


- Ответы: 1) Все молекулы движутся беспорядочно. В газах они свободно летают с большими скоростями. Поскольку расстояние между молекулами большое, то они и очень слабо притягиваются друг к другу. 2) В жидкостях молекулы совершают колебательное движение возле положения равновесия и довольно часто перескакивают из одного положения в другое (жидкость течет). Есть взаимодействие между молекулами. 3) В твердых телах сильное взаимодействие между молекулами. Они колеблются возле положения равновесия, и очень редко какой-нибудь молекуле удается преодолеть силы молекулярного притяжения и перескочить в новое положение.

- Ребята, в своей жизни вы постоянно встречаетесь с различными веществами, находящимися в каком-либо агрегатном состоянии. Возможны различные переходы из одного состояния в другое. Посмотрите на схему (рис. 3). Назовите возможные переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.



Рис. 3 Рис. 4



- Ответ: Возможны переходы: из твердого состояния в жидкое, из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в твердое и обратные переходы: из твердого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое, из жидкого в твердое.

- А теперь попробуйте установить соответствие между переходами и явлениями, им соответствующими (рис. 4). Пригласить по очереди двух обучающихся к доске для выполнения задания.



- В результате на доске должно получиться:

Т → Ж: таяние льда, плавление металла;

Ж → Г: образование пара при кипении воды; испарение воды;

Т → Г: запах нафталина, испарение сухого льда;

Ж → Т: замерзание воды;

Г → Ж: выпадение росы, образование тумана;

Г → Т: образование на окнах узоров зимой.

- Скажите, а какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? Ответ: В металлургии, например, плавят металлы и изготавливают различные детали. Водяной пар используют в паровых турбинах. Переходы происходят, когда замораживаем воду в холодильнике, зажигаем свечку, растапливаем сливочное масло на сковороде, кипятим воду, сушим белье и т. д. В природе – круговорот воды. Испарение воды с водоемов, образование тумана, облаков, снега, росы… Давайте посмотрим как это происходит. Смотрим анимацию «Изменение агрегатных состояний в природе». При нажатии на «Старт» происходит смена рисунков. Можно попросить обучающихся прокомментировать увиденное (рис. 5).



Рис. 5


Подведение к теме урока.

- Перейти к странице № 6 (аналогичному странице № 3 – рис. 3) Нажатием на стрелочки обозначить процессы плавления и кристаллизации на схеме (на слайде появляются названия процессов).

- Цель урока. Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с переходами вещества из твердого состояния в жидкое, а из жидкого состояния в твердое, т. е. с процессом плавления кристаллических тел и обратным ему процессом – процессом кристаллизации.

- Откройте тетради. Запишите тему урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел» (рис. 6). Остальной материал слайда закрыт шторкой.

Изучение нового материала.

1. Чтобы понимать процессы, происходящие в природе и уметь ими управлять, надо знать условия, при которых происходит превращение одного агрегатного состояния вещества в другое. Давайте попытаемся выяснить условия, при которых происходят плавление и отвердевание.



Рис. 6


- Скажите, что будет происходить с кусочком льда, вынутым из морозилки?

- Сразу будет таять? Что же нужно сделать с твердым веществом, чтобы оно стало жидким? Ответ: Его надо нагреть.

- Давайте посмотрим, что будет происходить с оловом при нагревании. Просмотр видеофильма «Плавление». Нажать на ссылку * на странице.

Вопросы классу:

- В каком состоянии находилось олово сначала? Ответ: твердом.

- Чтобы оно стало жидким, что с ним сделали? Ответ: его стали нагревать.

- Скажите, олово сразу стало плавиться? Ответ: нет. Его нагрели до какой-то определенной температуры и только тогда оно начало плавиться. (Обратить внимание!).

- Как называют температуру, при которой вещество плавится? Ответ: температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления.

- Что сделали после того, как олово полностью расплавилось? Ответ: его вылили в стакан с водой, произошло отвердевание олова. Произошел обратный процесс.

- Откройте учебники и найдите, что такое температура кристаллизации и в чем ее особенность. Ответ: Температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется), называют температурой отвердевания или кристаллизации.

- Какова особенность? Ответ: вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся. Пример: вода кристаллизуется (а лед плавиться) при 0ºС.

- Запишем: что такое плавление, что такое отвердевание? Постепенно сдвигать шторку на слайде: Плавление – переход Т → Ж. Отвердевание – переход Ж → Т. t пл = t кр.

2. Температуру плавления (кристаллизации) различных веществ мы можем узнать из таблицы “Температура плавления некоторых веществ”. Найдите таблицу ее в учебнике. Аналогичная – на доске (рис. 7).



Рис. 7


Закрепление.

- Давайте поработаем с таблицей. Вопросы открываются постепенно с помощью шторки. Для выделения использовать перемещающиеся прямоугольные объекты.

- Назовите самый тугоплавкий металл. Ответ: вольфрам (нити накала в электрических лампочках).

- Назовите легкоплавкие вещества? Ответ: лед, цезий, калий, натрий.

- Есть ли металл, который можно расплавить в руке? Ответ: цезий.

- А в кипящей воде? Ответ: еще натрий.

- Можно ли расплавить серебро в алюминиевой ложке? Ответ: нет, т. к. tпл серебра больше tпл алюминия.

- Можно ли расплавить янтарь в цинковом сосуде? Ответ: да, т. к. tпл янтаря меньше tпл цинка.

- Для обогрева небольших помещений используют металлические печки. Температура в печи достигает 1100 ºС. Можно ли сделать эту печку из алюминия? из стали? Ответ: из алюминия – нет (tпл алюминия 660 ºС); из стали – да (tпл стали 1500ºС).

- Почему на Севере для измерения низких температур пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами? Ответ: t отвердевания ртути – 39ºС, спирта – 114ºС. На севере температура может быть ниже – 39ºС.

- Дополнительно: галлий плавиться при температуре 30ºС, кипит при 2300ºС. Его используют для замены ртути в термометрах. Уже изготовлены термометры для температур до 1500ºС.

3. Плавление кристаллических тел – сложный процесс. Вы уже получили некоторую информацию о плавлении и отвердевании, но многое можно узнать из графика плавления и отвердевания. На рисунке представлен график плавления и отвердевания льда (рис. 8). Проанализируем его вместе.



Рис. 8


Работа с графиком (вопросы открываются постепенно с помощью шторки).

- При какой температуре взяли лед? Ответ: - 10ºС.

- Представьте такую ситуацию: на улице мороз – 10ºС. Взяли кусок льда и принесли домой. Посмотрим, что же с ним будет происходить?

- Как меняется температура льда на участке АВ? Ответ: увеличивается (лед нагревается).

- До какой температуры? Ответ: до 0 ºС.

- Что стало происходить со льдом при 0 ºС? Ответ: он начал плавиться.

- Горизонтальный участок ВС графика соответствует процессу плавления льда. Посмотрите, меняется ли температура в процессе плавления?

- Обратите внимание: температура не менялась, пока весь лед не расплавился, полностью не превратился в воду. Процесс плавления происходит при постоянной температуре. Итак, в т. С – это уже вода.

- И что же будет происходить с водой дальше? Посмотрите, как меняется ее температура? Ответ: температура увеличивается до 20 ºС (до комнатной температуры); на участке СD происходит процесс нагревания воды (жидкости).

- А теперь взяли и вынесли воду на улицу. Что же будет дальше происходить с водой? Ответ: она будет остывать (охлаждаться).

- До какой температуры вода охлаждается и на каком участке это происходит? Ответ: до 0 ºС; на участке DE.

- И как только вода охладиться до 0 ºС, какой процесс начнется? Ответ: процесс отвердевания.

- И горизонтальный участок EF соответствует процессу кристаллизации воды. И до тех пор, пока вода превращалась в лед, температура менялась? Ответ: нет.

- В т. F – вся вода превратилась в лед. Чему соответствует участок FК? Как менялась температура на этом участке? Ответ: температура уменьшалась. Происходило охлаждение льда до уличной температуры.



Обобщение.

Вопросы открываются постепенно с помощью шторки (рис. 9).

- Что вы можете сказать про температуру плавления и температуру отвердевания? Можно возвратиться к странице № 9. Ответ: они равны.



Рис. 9


- Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда? Можно возвратиться к станице № 9. Почему эти участки параллельны оси времени? Ответ: участок ВС – плавлению, EF – отвердеванию. А параллельны оси времени, потому что температура не менялась, пока эти процессы происходили.

- Почему лед не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату? Ответ: t таяния льда 0 ºС. Чтобы снег начал таять, он должен нагреться до 0 ºС.

- А если лед внести с улицы в подвал, температура воздуха в котором 0 ºС. Будет ли таять лед в подвале? Ответ: Нет. Чтобы лед плавился, необходим приток энергии. Нет теплообмена, t льда и воздуха - одинаковые.

- Допишем в тетрадях. Открыть записи на странице № 11 аналогичной № 7 (Рис. 6): t пл = t кр – остается постоянной при плавлении (отвердевании). Для плавления необходим приток энергии.

- Дополнительно: работа по готовым графикам плавления и отвердевания олова, свинца (рис. 9) – вернуться к странице № 10. Открыть полностью шторку.

1. Для каких веществ построены графики? Как вы это определили? Ответ: Верхний (красный) график построен для свинца, т. к. свинец плавится при температуре 327ºС и участок LM графика как раз соответствует процессу плавления. Нижний (зеленый) график построен для олова, т. к. температура плавления олова 232ºС.

2. Надо выйти к доске и путем переноса объектов дать название происходящих процессов на каждом участке для верхнего (или нижнего) графика.



Первичная проверка знаний.

Хотелось бы узнать, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Все ли вам было понятно? Пишем тест – страница № 12. Вам понадобится таблица температур плавления различных веществ из учебника. Работа по группам – тест в двух вариантах на 7 мин. Ответы записывают на заранее подготовленных бланках.



ВАРИАНТ № 1

ВАРИАНТ № 2

1. В каком состоянии вещества при одинаковой температуре скорость движения молекул наибольшая?

А. В газообразном.

Б. В жидком.

В. В твердом.

Г. Одинакова во всех состояниях вещества.

2. В каком состоянии вещества - жидком или твердом, силы притяжения между молекулами меньше?

А. В твердом.

Б. В жидком.

В. Одинаковы во всех состояниях

3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют

А. Плавлением.

Б. Диффузией.

В. Отвердеванием.

Г. Нагреванием.

Д. Охлаждением.

4. Чугун плавится при температуре 1200 0С. Что можно сказать о температуре отвердевания чугуна?

А. Может быть любой.

Б. Равна 1200 0С.

В. Выше температуры плавления

Г. Ниже температуры плавления.

5. Можно ли в медном сосуде расплавить алюминий?

А. Можно.

Б. Нельзя.

6. Во время полета температура наружной поверхности ракеты повышается до 1500 – 2000 0С. Какие металлы используют для наружной обшивки?

А. Железо.

Б. Платина.

В. Цинк.

Г. Вольфрам.

Д. Чугун.

7. Какой отрезок графика характеризует процесс нагревания твердого тела?

Т, 0С А. АВ.

D Б. ВС.


В С В. СD.
А
0 t, мин


1. В каком состоянии вещества расстояние между молекулами наименьшее?

А. Одинаково во всех состояниях вещества.

Б. В газообразном.

В. В жидком.

Г. В твердом.

2. В каком состоянии вещества – жидком или газообразном, сила притяжения между молекулами больше?

А. В газообразном.

Б. В жидком.

В. Одинаковы во всех состояниях.

3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют

А. Охлаждением.

Б. Отвердеванием.

В. Диффузией.

Г. Нагреванием.

Д. Плавлением.

4. Олово отвердевает при температуре 232 0С. Что можно сказать о температуре его плавления?

А. Выше температуры отвердевания

Б. Может быть любой.

В. Равна 232 0С.

Г. Ниже температуры отвердевания

5. Можно ли в цинковом сосуде расплавить свинец?

А. Можно.

Б. Нельзя.

6. Из сопла реактивного самолета вылетает газ, температура которого 800–1100 0С. Какие металлы можно использовать для изготовления сопла?

А. Медь.

Б. Свинец.

В. Алюминий.

Г. Цинк.


Д. Сталь.

7. Какой отрезок графика характеризует процесс плавления?

Т, 0С А. АВ.

D Б. ВС.


В С В. СD.
А
0 t, мин


Взаимоконтроль.

Обменяйтесь листочком с соседом по парте, проверьте правильность выполнения теста – открыть ответы (поставьте + или – напротив ответов (рис. 10). А теперь поставьте оценку – соответственно количеству правильных ответов. Открыть оценки.



Рис. 10


Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с процессами плавления и отвердевания; узнали, что такое температура плавления и отвердевания, что температура не меняется, пока вещество плавится или кристаллизуется. А почему так происходит, вы узнаете на следующем уроке. Запишете домашнее задание.



Домашнее задание.

Первоначально на странице закрыто шторкой – открыть полностью шторку. Запись в дневниках.

Инструктаж: читать § 13, 14, отвечать на вопросы, устно ответить на вопросы упражнения № 7, построить примерный график плавления и отвердевания олова, взятого при t1 = 20 ºC и нагретого до t2 = 400ºС.



Оценка деятельности учащихся.

Назвать фамилии обучающихся, хорошо работавших на уроке.