Урок по теме " Любовь в романе " - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок информатики в 7 классе по теме 1 95.54kb.
Урок игра Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные... 1 66.68kb.
Открытый урок по теме: «гласные в приставках пре- и при-» 1 65.81kb.
Урок в 5классе Тема: «Синонимы» (второй урок) Цель: закрепить понятие... 1 40.84kb.
Урок по теме «Текстовый редактор Microsoft Word» 1 85.5kb.
Урок в 5 классе в рамках методической декады трудового обучения 1 38.3kb.
Урок по этой теме называется: «О вреде курения математическим языком» 1 88.19kb.
Урок в 5 классе по теме: «Animals. I have got many pets» Задачи урока... 1 44.65kb.
Урок по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел» 1 109.9kb.
Урок повторение по теме «Обыкновенные дроби» 1 78.14kb.
Умножение и деление десятичных дробей Урок математики в 5 а классе 1 21.57kb.
Поговорите с ребенком о том, что его интересует. Интерес может сохраняться... 1 79.77kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Урок по теме " Любовь в романе " - страница №1/1

Урок по теме " Любовь в романе “Отцы и дети”.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

образовательные



  • выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;

  • углубить представление о герое;

  • отрабатывать навык анализа художественного произведения;

  • подготовиться к сочинению;

развивающие

  • развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;

  • умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

  • развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;

  • умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;

  • развивать индивидуальные способности учащихся;

воспитательные

  • прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;

  • воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;

  • формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Тип урока: - комбинированный.

Методы работы

на уроке:


  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • эвристический.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;

  • тексты романа " Отцы и дети ";

  • тетради по литературе;

Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, определение отсутствующих.

- Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.

Сегодня у нас присутствуют гости.



2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем анализ романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (слайд №1)

А вот тему урока вы сформулируете сами, после того как я зачитаю вам одно письмо автора романа.


3.Чтение письма.

«… Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы и через семь лет наша дружба осталась прежней.

…Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно, как яркий луч солнца; видно мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… Надеюсь, что Вам доставит удовольствие чтение этих строк…,а теперь позвольте мне упасть к Вашим ногам.»

вторник 1 ноября 1850 С-Петербург

Учитель:

- Это письмо адресовано Полине Виардо.

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока - Любовь в романе “Отцы и дети”.

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев) (слайд №2).
- Любовь… Сколько счастья и страдания приносит она человеку *
В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета. Назовите их пожалуйста.


  1. Базаров и Одинцова.

  2. Павел Петрович и княгиня Р.

  3. Аркадий и Катя.

  4. Николай Петрович и Фенечка

-Герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви.

-Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями?

-Что для каждого из героев любовь, реальное чувство или мечта?

( предварительное задание: выписать цитаты, где герои говорят об этом чувстве)

чтение записей и выводы:

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон , воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Настоящее – примирение с жизнью.

Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса. Это страсть и страдание, ломающее жизнь.

Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, движение друг к другу, общие интересы.

Для Фенечки любовь – это служение «благодетелю» Н.П.

Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она боится и так и не решается познать.

Для Кати – семья и равенство в браке.

Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти

Базаров считает, что любовь – пустяки и романтизм. Но именно его взгляды коренным образом меняются, рушатся.

Учитель: Сегодня нам предстоит раскрыть взаимоотношения Базарова и Одинцовой, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит испытание любовью.

- Поэтому прежде всего, нам нужно выяснить, кто такой Евгений Базаров? Используя текст составим портретную характеристику персонажа. ( молодой человек, студент медицинского факультета, нигилист)(гл. 7).(слайд №3)
Образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.

1) Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).

2)Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”. (гл.7)

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”. (гл.7)

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.(гл.7)



Вывод: Таким образом, о чем вы говорили, запишем несколькими предложениями.

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила. На наш взгляд, Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.
Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это за встреча?

Ученики: Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.


Учитель: Используя текст 14 главы попытаемся выделить главные черты её облика.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?


Вывод: Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё.
Учитель: Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну? (подтверждение текстом)
Ученики: Цинично, как положено естествоиспытателю: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

Учитель: - А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

- Давайте вспомним эпизод в котором автор говорит читателям о поведении Одинцовой и Базарова, когда они остаются наедине. Зачитайте сцену объяснения .(гл.27.)
Вывод: Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни покой.

Учитель: Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своём последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаённо-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.


- Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.
Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

“Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.



Вывод: Очень нелегко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начнёт происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

- Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?



Ученики: Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.
Учитель; «Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

-Откройте 27 главу романа, и найдите пожалуйста сцену последней встречи Базарова и Одинцовой.

- Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (Чтение отрывка из 27 главы)

-Скажите, почему нужна была последняя встреча с Одинцовой ?


Вывод ученики: Он решителен и мужественен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться.

Вывод: Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты”и спокойно отступила.

-Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

-Как нигилист – нет! Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.



4. Работа в синквейне.

А теперь ребята запишите слово любовь -----подберите к нему 2 прилагательных-------, а теперь 2 глагола. Зачитайте, что получилось.



Выводы по теме урока.

Последние слова Базарова о любви. Он полюбил именно

такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы — символ



“всесильной любви”, «вечного примирения”

и “жизни бесконечной”.