Урок по обучению грамоте «Согласный звук ц, буквы Ц, ц» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по обучению грамоте «Согласный звук ц, буквы Ц, ц» - страница №1/1

МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа № 3»

Открытый урок по обучению грамоте

«Согласный звук ц, буквы Ц , ц» .

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шмелькова Т. И.

2012 год

Согласный звук ц, буквы Ц , ц .


Задачи: совершенствовать навыки чтения и работы с текстами; развивать у учащихся фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, память; воспитывать наблюдательность.
Обучение УУД: умение слушать и вступать в диалог; выделять нравственный аспект своего поведения и поведения ровесников, литературных персонажей; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Ход урока.



  1. Оргмомент.

- Готовы вы к уроку? (- Да! )

- На вас надеюсь я , друзья.

Мы хороший дружный …(класс).

Всё получится у нас.


  1. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку.

Эта буковка-цеплялка

С хитрой , цепкой лапкой:

«Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю». ( Буква Ц) (Слайд 1)

- Какой звук обозначает? – Ц .

- Он согласный или гласный? ( Согласный)

- Твёрдый или мягкий? ( Всегда твёрдый)

- Глухой или звонкий? ( Глухой)
- Значит, о какой букве у нас пойдёт сегодня речь? (О букве ц ) И других изученных буквах. А так же о том, что нам поможет стать здоровыми.
- Дети рассказывают стихи.

1) Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок- царапка,

Как кошачья лапка. (Слайд 2)

2) Буква Ц – внизу крючок,

Словно с краником бачок.

3) Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул-

Стал на Ц похожим стул.


  1. Речевая зарядка

А) Работа над скороговорками :
(Слайд 3)

- В цветнике цветут цветы. ( Медленное произношение, быстрее, ещё быстрее. Громче. Радостнее)


(Слайд 4)

- Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.
Б) Чистоговорка. (Слайд 5)
Ци-ци –ци – все ребята любят цирк.

Цы-цы –цы – к нам приехали борцы.

Цо-цо-цо – тигры прыгают в кольцо.

Ца-ца –ца- затанцует вдруг овца.

Цу-цу-цу-дрессируют курицу.

Цы-цы-цы-в цирке все здесь молодцы!


- Вы тоже молодцы , хорошо работаете. Но мы не прощаемся с цирком, потому что читали о нём дома.
4. Проверка домашнего задания.
- Проверяем чтение стихотворения о цирке на стр. 52. ( Три ученика, потом хором)
Физминутка (Слайды с ф/м)



  1. Работа над новым материалом

Развитие речи


- Сейчас я раздам несколько карточек. Получившие карточки вслух читают пословицы и поговорки, а мы их внимательно слушаем.
Карточка 1

Из пословицы, что из песни, -

Слова не выкинешь.

-Как вы думаете, почему из песни нельзя убрать какое-либо слово? (Она не будет складно звучать, изменится ее смысл.)

-Почему пословица здесь сравнивается с песней? (Потому что в ней, как и в песне, важно каждое слово.) --- -Что будет, если взять и выбросить из пословицы какое-нибудь слово? Вот, например: « Без... не выловишь и рыбки из пруда».

Сможем мы тогда понять смысл этой пословицы? (Нет.)

Какое слово пропущено? (Труда.)

Назовите слово из этой карточки, в котором звучит звук [ц] (Пословица.) Разбейте это слово на слоги. (По-сло-ви-ца.)


Карточка 2

Молодец против овец,

А на молодца - сам овца.

-Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (В том, что некоторые люди могут ответить только слабому, когда встречается сильный, они трусят.) В каких словах мы слышим здесь звук [ц]? (Молодец, овца.)



-В какой части слова «молодец» находится звук [ц]? (В конце слова.)


Карточка 3

Трус, что заяц - своей тени боится.

-О чем эта поговорка? (О трусости.)

кем сравнивается трус? (С зайцем.)

-Чего боится заяц? (Всего,даже тени.)

-В чем смысл поговорки? (В том, что если человек – трус, то он боится даже нестрашных вещей.)



-В каком слове мы здесь слышим звук [ц]? (Заяц.)

-В какой части слова располагается этот звук? (В конце.)
2)Работа над стихотворением “3аяц” с.52
Первичное чтение стихотворения.
-Чем занят заяц?

-Что такое кочерыжка? (Твердая середина в кочане)

-Какая связь между капустой и тем, что у зайчика не болят зубки?
Самостоятельное чтение стихотворения.
Чтение стихотворения вслух.(3 человека)
Чтение по ролям.
Заучивание стихотворения.
Разыгрывание сценки.
3)Что поможет нам сохранить зубы здоровыми, узнаете, когда отгадаете

загадки.
Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Белая река

В пещеру затекла,

По ручью выходит —

Со стен всё выводит. (Зубная паста)


Я не сахар, не мука,

Но на них похож слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю.(Порошок зубной)


Когда мы едим — они работают,

Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить —

Они заболят. (Зубы)


4) -Приготовьте свои ладошки. Хлопайте в ладоши, если услышите правильное высказывание: (Слайд)
1.Нужно есть фрукты и овощи.

2.Надо часто есть сладкое.

3.Вы не грызёте ручки и карандаши.

4.Вы чистите зубы 2 раза в день.


5)Сочинение стихотворения.

- Мы знаем, как правильно чистить зубы. А теперь давайте сочиним стихотворение.

Мы чистим зубы…(дважды в день).

И делать это нам …(не лень).


Физминутка. (Слайды с ф/мин)
6)Работа над стихотворением К.И.Чуковского. (Слайд )
-Прочитайте отрывок из сказки К.Чуковского “Мойдодыр”

- Что советует детям автор с первых строк стихотворения?(Очень полезно умываться)

-Кому он угрожает стыдом и срамом? (Нечистым трубочистам)

-Что он восхваляет? (Мыло, полотенце и зубной порошок, гребешок)

-Чему вечная слава? (Воде)
Повторное чтение.
-Найдите ответы в тексте.

-Мыло какое? (Душистое)

-Полотенце какое? (Пушистое)

-Порошок какой? (Зубной)

-Где советует Чуковский детям купаться? (В ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане , в бане, в ванне)

-А что предлагает делать? Какие действия совершать? (Мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться).


Чтение хором.
7)Дополнительно.

1.Сценка (Слайд)


К доске выходят «чумазая девочка», а за ней «Мыло».

Девочка. Пусти меня!

Что тебе нужно от меня!

Мыло. Ах, ты, девочка, чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях дорожки.

Девочка. Я на солнышке лежала,

Руки кверху я держала - ф. \

Вот они и загорели.

Мыло. Ах, ты, девочка, чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Девочка. Я на солнышке лежала,

Нос я кверху держала

-Вот он и загорел.

Мыло. Ой ли, так ли?

Отмоем все до капли.
Мыло ведет девочку к доктору Воде, моет ее.
Учитель. Громко девочка кричала

Как увидела Мочалку.

Царапалась как кошка.

Девочка. Не трогайте ладошки,

Они не будут белые

-Они же загорелые.

Мыло. А ладошки-то отмылись!
Учитель. Оттирали мылом нос

-Разобиделась до слез.

Девочка. Ой, мой бедный носик

Мыла не выносит!

Он не будет белый

-Он же загорелый!

Мыло.А носик-то отмылся!
3. Беседа по вопросам.
- Ребята, что же за загар был у девочки? (Грязь.)

- Кто сочинил стихи про чумазую девочку? (А. Барто.)

- Что плохого в том, что ребенок не моется?

- Как правильноследует мыть руки и лицо?

- Можно ли с мокрыми руками и лицом выходить на улицу?

- Трудно ли всегда выполнять все советы доктора Воды?


8)Итог.

-Какую новую буквы мы с вами изучали на сегодняшнем уроке?



-С какими стихотворениями познакомились?

-У каждого из вас лежат маски. Нужно дорисовать им весёлую улыбку, улыбку здорового, счастливого человека.