Урок Безопасное поведение дома, на улице, в школе, на уроках физкультуры, при занятиях спортом. Тема 2: "Первая медицинская помощь п - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Оказание первой (доврачебной) помощи пострадавшим.» Первоочередные... 2 203.19kb.
Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при... 1 89.79kb.
Инстукция №10. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при... 1 69.72kb.
Урок рефлексии Тема: Закрепление изученного о видах предложения 1 147.42kb.
Медицинские средства защиты 1 81.57kb.
Сборник стандартов оказания 18 5067.62kb.
Урок обж в 8 классе 1 83.46kb.
Основные мероприятия при оказании первой доврачебной помощи При травматическом... 1 27.78kb.
Правила противопожарной безопасности: Правило Не балуйся дома со... 1 38.09kb.
Урок «Влияние цвета на восприятие информации человеком. Художественное... 1 63.46kb.
«Многообразие живого мира» 1 48.54kb.
Занятие 23 упражнения по темам "недостаточно молока" и "плач" 4 828.12kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Урок Безопасное поведение дома, на улице, в школе, на уроках физкультуры, при занятиях - страница №1/3




Основы безопасности жизнедеятельности
9 КЛАСС

Тема 1: Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте

Урок 1. Безопасное поведение дома, на улице, в школе, на уроках физкультуры, при занятиях спортом.

Тема 2: "Первая медицинская помощь при различных видах травм".

Урок 2. Правила оказания первой медицинской помощи.

Урок 3. Методика проведения искус­ственного дыхания и непря­мого массажа сердца.

Урок 4: Первая медицинская помощь при радиационном поражении и поражении отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами

Тема 3: "Первая медицинская помощь при массовых поражениях"

Урок 5. "Медицинские средства защиты и профилактики".

Тема 5: "Понятия о привычках здорового образа жизни".

Урок 6 "Основные понятия о здоровом образе жизни".

Тема 4 : Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

урок 7: Состояние здоровья человека

Урок 8: "Пути достижения высокого уровня здоровья".

Урок 9: "Способы оценки состояния своего здоровья".

9 КЛАСС

Тема 1: Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте

Урок 1. Безопасное поведение дома, на улице, в школе, на уроках физкультуры, при занятиях спортом.

Учебные вопросы:

  • Понятие о травмах и их причины.

  • Правила безопасного поведения дома, на улице и в школе.

  • Меры безопасности при занятиях физкультурой и спортом.

  • Повторить с учащимися основные правила безопасности в быту;

  • Дать рекомендации по профилактике трав­матизма в повседневной жизни.

Ход занятия.

Урок целесообразно начать с анализа воз­можных травм, которые наиболее часто может получить человек дома. на улице, обратить вни­мание учащихся на то, что зачастую в этом ви­новат сам человек, не соблюдающий опреде­ленных правил поведения.

Затем можно поставить ряд вопросов:

  • Каковы наиболее частые причины получения травм дома?

  • Назовите правила безопасного поведения на улице.

  • Вспомните правила безопасного поведения на уроках физики.

  • Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при обращении с химическими препаратами?

Выслушав ответы ребят, учитель подытожи­вает сказанное, уточняет их ответы, выделяет наиболее важные, на его взгляд, вопросы, на­пример, определение травматизма.

Под травмой (повреждением) понимается нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей, возникшие в результате внешнего воздействия. Травматизм по причинам, месту возникно­вения травм и другим признакам подразделя­ют на производственный, бытовой, дорож­но-транспортный, уличный, детский, спортивный и тд. Травма может быть одновременно детской и уличной. Такое деление ус­ловно. однако оно необходимо для разработки мер профилактики травматизма. Так, производ­ственные травмы чаще всего возникают вслед­ствие несоблюдения правил техники безопас­ности, нарушения технологических процессов. недостатков в организации труда.

Уличный травматизм (не связанный с транспортом) возникает главным образом при падениях на скользких тротуарах и пешеход­ных дорожках.

Травматизм у детей и подростков во мно­гом обусловлен особенностями возраста: степе­нью умственного и физического развития, от­сутствием достаточного житейского опыта по­вышенной любознательностью, склонностью к шалостям и др. Детскому травматизму способ­ствует неправильная организация режима тру­да и отдыха школьников, отсутствие надлежа­щего контроля. Бытовые травмы у детей и под­ростков часто возникают от небрежного хра­нения горючих и взрывчатых веществ и других источников повышенной опасности.

Некоторые простейшие правила безо­пасного поведения дома, на улице, на воде



ДОМА. Время от времени обращай внима­ние на то, как стоит в квартире мебель, не было ли перестановки. Не заметив изменений мож­но налететь на что-нибудь и больно удариться. На половиках и ковриках легко поскользнуть­ся, надо быть осторожным, когда на них насту­паешь, особенно на бегу

Не играй со спичками и зажигалками. Одна из самых распространенных причин тяжелых ожогов и пожаров — игра со спичками. Не сиди слишком близко у горящей печи или камина. Из огня может вылететь искра или горящий уголек. Если дома есть печка, то вечером, прежде, чем все лягут спать, огонь в ней надо полностью потушить.

Когда проходишь мимо кухонной плиты, следи за тем, чтобы не зацепиться за ручку ско­вороды или кастрюли. Не пытайся самостоятель­но поднять большую кастрюлю с кипятком. Она может оказаться слишком тяжелой, ты не удер­жишь ее в руках, и кипяток выльется на тебя.

В доме должны быть огнетушители, которы­ми можно воспользоваться в случае пожара. Кон­струкция огнетушителя проста, необходимо уметь им пользоваться. В многоквартирных домах на каждом этаже, как правило, есть пожарный рукав, необходимо знать, как им пользоваться. Не высовывайся из открытого окна, не сиди на подоконнике, когда окно открыто. В этом положении легко потерять равновесие и вы­пасть наружу.

Когда быстро сбегаешь вниз по лестнице, держись за перила: если поскользнешься, пери­ла не дадут упасть.

При залезании по приставной лестнице надо, чтобы кто-то обязательно придерживал лестницу внизу. Кроме того, лестница должна быть правильно установлена, чтобы не могла отклониться и упасть назад.

Не ходи по высоким узким парапетам и кар­низам, как бы тебе ни хотелось показать свою ловкость. По различным причинам можно по­терять равновесие и упасть.

Соблюдай меры предосторожности при обращении с животными. Лучше всего не гла­дить и не брать в руки незнакомое животное. Оно может быть больным, у него могут быть клещи или блохи. А некоторые животные куса­ются. Не подходи к животному, даже хорошо знакомому, сзади и не прикасайся к нему, если оно тебя не видит. От испуга оно может, обер­нувшись, поцарапать или укусить. Не целуй животных, особенно кошек и собак: они часто роются в земле и у них на морде могут оказать­ся различные бактерии, в том числе и болезне­творные. Помни, что опасно приближаться к животному, когда оно ест. Даже очень друже­любное животное может укусить, если его по­беспокоить во время еды.

Будь осторожен при обращении с электри­ческими приборами. Ни в коем случае не при­касайся к электрическому прибору, будь то сти­ральная машина либо розетка или настенный выключатель, когда у тебя мокрые руки. Можно учить сильный удар током, потому что вода— хороший проводник электричества.



НА УЛИЦЕ. Обходи стороной выезды из га­ражей, с автостоянок и других подобных мест: автомобиль может выезжать задним ходом, и водитель не заметит тебя.

Никогда .не переходи улицу на красный свет, даже если 'поблизости нет машин. Лучше переходить в специальных местах для перехо­да.— так безопаснее. Если рядом нет пешеход­ного перехода, сначала посмотри налево, а дойдя до середины дороги, — направо, пропустив приближающийся транспорт. Помни, что опас­но обходить стоящий автобус и спереди, и сза­ди; необходимо подождать, пока он отъедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны. Подходи к трамваю только после его полной остановки.

Будь осторожен при переходе улицы, ког­да в глаза светит солнце. Яркий солнечный свет слепит глаза, и ты можешь не увидеть прибли­жающуюся машину. Не катайся на велосипеде по проезжей части улицы. Если ты увидишь висящий или торчащий откуда-то провод, не трогай его руками и не наступай на него, иначе можешь получить силь­ный удар током. Не прикасайся к человеку, на­ходящемуся под действием электрического тока: дотронувшись до него, ты сам получишь удар током.

Не стой под деревом во время грозы: мол­ния может ударить в дерево.



НА ВОДЕ Никогда не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Там может быть очень мел­ко и ты ударишься головой о дно. Кроме того, прежде чем нырять, нужно проверить, нет ли под водой острых камней или коряг

Плавать под водой можно только в том слу­чае, если точно известно, что в этом месте нет подводных камней, сильного течения.

Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или проделать еще ка­кой-нибудь рискованный трюк. Нет смысла глу­по рисковать жизнью и здоровьем.

Никогда не купайся в грязной воде — это может привести к серьезным заболеваниям.

Не ходи зимой по тонкому льду: лед может сломаться, и ты провалишься в воду: А из ледя­ной воды очень трудно самостоятельно вы­плыть и выбраться на берег

Правила безопасности на уроках фи­зики

Курсом физики предусмотрены работы с электроприборами. На уроке учитель обяза­тельно ознакомит всех обучающихся с прави­лами техники безопасности.

Мы лишь напом­ним некоторые из них:


  • располагать приборы, материалы, оборудо­вание на рабочем месте в порядке, указанном учителем;

  • перед тем, как приступить к выполнению ра­боты, обязательно изучите ее описание, уяс­ните ход се выполнения;

  • не включайте источник электропитания без разрешения учителя;

  • не прикасайтесь к конденсаторам даже пос­ле отключения электрической цепи от источ­ника электропитания; их сначала нужно раз­рядить;

  • по окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите элек­трическую цепь;

  • обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропи­тания.

Меры предосторожности при обраще­нии с химическими препаратами

Химические средства, опасные в пожарном отношении (бензин, ацетон, скипидар), долж­ны стоять в закрытых склянках, далеко от ис­точников тепла или огня, желательно — в про­хладном месте. Все упаковки с химическим веществами должны быть снабжены этикетками с четкой разборчивой надписью.

При работе с пожароопасными средствами нельзя зажигать газовые горелки, спички, нельзя курить, пользоваться электронагрева­тельными приборами.

Средства, содержащие агрессивные хими­ческие вещества (соляную кислоту, щелочи и др.). должны храниться закрытыми и иметь эти­кетку При работе с ними надо надевать рези­новые перчатки, очки. После завершения рабо­ты хорошо вымыть теплой водой с мылом и перчатки и руки.

Перед работой или применением какого-нибудь химического средства необходимо вни­мательно прочитать рекомендации по пользо­ванию ими.

Жидкие вещества следует переливать, обя­зательно пользуясь воронкой, а сыпучие — ложкой. При этом надо беречь глаза от попадания в них брызг или порошка.

Следует помнить, что при разбавлении сер­ной кислоты ее надо лить в воду. а не наоборот.

Нельзя наклоняться низко над сосудами с химикатами и над кипящей жидкостью, особен­но при вливании в нее новой порции жидко­сти или всыпании порошка. Горячие жидкости нельзя вливать в обычную толстостенную стеклянную посуду предварительно не разогрев ее.

Обращаясь с химическими веществами, не­обходимо помнить, что некоторые из них при смешении реагируют друг с другом, вступая в химическую реакцию, выделяя при этом ино­гда большое количество тепла; другие вещества при смешении превращаются в новые, с ины­ми свойствами.

Соблюдение правил обращения с химичес­кими веществами обеспечит безопасность ра­боты с ними.



Меры безопасности при занятиях физкультурой и спортом

Обсуждая с учащимися меры безопаснос­ти на занятиях физкультурой и спортом, учи­тель обращает внимание на могущие возник­нуть наиболее характерные травмы, причины. их вызывающие, дает рекомендации по профи­лактике.

Вот некоторые из них:


  • перед тренировкой (выполнением упражне­ния) необходимо тщательно проверить ис­правность тренажеров, тренировочных при­способлений, устройств и снарядов, особое внимание обращать на исправность узлов крепления гимнастических снарядов, надеж­ность крепления их к полу потолкут стенам зала;

  • при выполнении физических упражнений соблюдать меры безопасности, на занятия выходите лучше в спортивной одежде;

  • при лыжных тренировках, прогулках соблю­дать гигиенические требования, предъявля­емые к одежде и обуви, соблюдать темпера­турные нормы, следить за исправностью лыж, палок и креплений;

  • при выполнении сотовых упражнений перед тренировкой сначала сделать общую раз­минку, а затем специальную. Специальную разминку необходимо проводить перед вы­полнением упражнений с предельными веса­ми и после отдыха, когда мышцы несколько ''застывают";

  • никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений;

  • при работе на гимнастических снарядах и с предельными и большими весами не забы­вайте о страховке;

  • хорошо знайте свои физические возможно­сти и состояние здоровья, нагрузки увеличи­вайте постепенно;

  • исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения; боль — сигнал, предупреждаю­щий о возможности получения травмы;

  • после длительных перерывов в тренировках (в занятиях физкультурой) не форсируйте объем и интенсивность работы, а повышай­те их постепенно.


9 КЛАСС

Тема 2: "Первая медицинская помощь при различных видах травм".

Урок 2. Правила оказания первой медицинской помощи.

Учебные вопросы:

  • Способы обработки ран.

  • Первая помощь при отравлениях препара­тами бытовой химии.

  • Правила оказания первой медицинской по­мощи при ушибах головы и травмах позво­ночника.

Цепь:

  • ознакомить учащихся с основными прави­лами обработки ран. мерами асептики и ан­тисептики:

  • ознакомить с правилами первой медицинс­кой помощи при отравлениях препаратами бытовой химии;

  • познакомить с порядком оказания первой медицинской помощи при ушибах головы и травмах позвоночника.

Ход занятия.

В начале занятий необходимо коротко дать характеристику основных ран по механизму их нанесения, характеру ранящего предмета и объему разрушения тканей. Указать, что по этим признакам раны различают: резаные, колотые. рубленые, укушенные, рваные и ог­нестрельные.

Далее дать основные понятия об асептике и антисептике.



Асептика система профилактических мероприятий, направленных против возмож­ности попадания микроорганизмов в рану, тка­ни, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи (при хи­рургических операциях). Асептика включает стерилизацию инструментов и обработку рук оказывающего медицинскую помощь.

Асептика — это метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов в рану при ее обработке. При обработке ран должен соблюдаться основной закон асептики: все. что приходит в соприкосновение с раной, должно быть стерильно.



Антисептика подразумевает комплекс ме­роприятий. направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме в целом.

Существует четыре вида антисептики: фи­зическая, механическая, химическая и биоло­гическая.

При физической антисептике обеспе­чивают отток из раны инфицированного со­держимого и тем самым очищают ее от микро­бов, токсинов и продуктов распада тканей.

Достичь этого можно применением тампо­нов из марли, используя ее гигроскопические свойства. Гигроскопические свойства марли можно значительно усилить, если смочить ее гипертоническим раствором (5-10% раствора хлорида натрия, 8-10 г поваренной соли на 100 мл дистиллированной воды).



Механической антисептикой являются приемы по удалению из раны инфицирован­ных тканей, служащих основной питательной средой для микроорганизмов.

Химическая антисептика предусматри­вает применение веществ с бактерицидными свойствами, оказывающими губительное воз­действие на микрофлору

Биологическая антисептика предус­матривает применение препаратов, действия которых направлено против микробов и их токсинов. К ним относятся: антибиотики, бак­териофаги и антитоксины.

Правильная обработка раны препятствует развитию осложнений и сокращает время ее за­живления.

Надо помнить, что свежие раны всегда ин­фицированы, это необходимо учитывать при оказании первой медицинской помощи.

В момент нанесения раны в нее могут по­пасть кусочки одежды и другие инородные тела: кроме того, рана может быть загрязнена самим ранящим предметом или при падении челове­ка, получившего ранение.

Перед оказанием первой медицинской по­мощи необходимо прежде всего хорошо вы­мыть руки. Кожу вокруг раны очистить от за­грязнения тампоном, очистку окружности раны производить от ее краев и широко сма­зать 5% йодной настойкой или зеленкой. Нельзя промывать рану никакими жидкостями, сле­дить, чтобы йод или зеленка не попали на рану.

После обработке кожи вокруг раны на рану необходимо наложить антисептическую повяз­ку (бинт). При наложении повязки не следует касаться руками тех слоев бинта (марли), кото­рые будут соприкасаться с раной.

Далее необходимо ознакомить учащихся с правилами оказания первой помощи при от­равлениях препаратами бытовой химии.

Первая помощь при отравлении пре­паратами бытовой химии, ожогах щело­чами и кислотой

Общие принципы оказания первой меди­цинской помощи при отравлениях препарата­ми бытовой химии заключаются:



  • в определении ядовитого вещества;

  • в немедленном выведении яда из организма;

  • в обезвреживании яда при помощи противо­ядий;

  • в поддержании основных жизненных функ­ций организма.

Удаление яда. Если яд попал в организм че­рез кожу или наружные слизистые оболочки. его удаляют большим количеством воды — фи­зиологическим раствором, слабыми раствора­ми питьевой соды или лимонной кислоты. Из желудка яд извлекают промыванием желудка или рвотными средствами. Перед вызыванием у пострадавшего рвоты ему необходимо дать выпить несколько стаканов воды с 0,25-0,5% раствора питьевой соды или 0,5% раствора ка­лия перманганата (марганцовка, раствор блед­но-розового цвета), или теплый раствор пова­ренной соли (2-4 чайных ложки на стакан воды). Отравленным дают обильное питье.

Обезвреживание яда. Вещества, которые входят в химическое соединение с ядом, пере­водя его в неактивное состояние, называются противоядиями, так как кислота нейтрализует щелочь и наоборот.

Способностью связывать ядовитые веще­ства обладают: активированный уголь, танин, марганцевокислый калий, которые добавляют к промывной воде. С этой же целью использу­ют обильное питье молока.



Обволакивающие средства (до 12 яичных белков на 1 л кипяченной холодной воды, ки­сели, растительное масло, водная смесь крахма­ла или муки) особенно показаны при отравлениях раздражающими и прижигающими ядами. такими как кислоты, щелочи, соли тяжелых ме­таллов.

Активированный уголь можно вводить внутрь в виде водной кашицы (2-3 столовых лож­ки на 1-2 стакана воды). Активированный уголь обладает высокой сорбционной способностью по многим алкалоидам [алкалоиды — азотсодер­жащие органические соединения природного, обычно растительного, происхождения; облада­ет выраженной физиологической активностью]. Многие алкалоиды (атропин, хинин, папаверин, морфин, кодеин, стрихнин, кофеин и др.) ис­пользуются в качестве лекарственных средств. При определенных условиях, например при бес­контрольном приеме лекарственных средств, содержащих алкалоиды, они способны вызвать тяжелое отравление гликозидом, а также микробным токсином, органическим и в меньшей сте­пени неорганическим веществом. Один грамм активированного угля может адсорбировать до 800 мг морфина, до 300 мг алкоголя.

следующая страница >>