Учитель русского языка и литературы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Составитель: учитель русского языка и литературы 1 30.18kb.
Учитель русского языка и литературы Пучкова Л. И 1 82.83kb.
Общение на уроках литературы через информационные технологии. 1 53.98kb.
«Ранняя лирика Анны Ахматовой» 1 97.62kb.
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
На дворе январь, самый разгар зимы. Мы считаем, что сейчас прекрасное... 1 107.81kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Мо русского языка и литературы 4 524.13kb.
Подготовила учитель русского языка и литературы мбоу «Лиманская сош№1»... 1 95.26kb.
Для уроков Русского языка по умк «Школа России» Тема : «Упражнения... 1 48.7kb.
Синонимы от греческого слова «одноимённый,» -это слова, совпадающие... 42 10094.18kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учитель русского языка и литературы - страница №2/3



Вывод: прямая речь- это сочетание предложений.

VI. Выполнение упражнения 112. ( Самостоятельно; аналогичная работа)

VII. Работа по тексту (из сборника для проведения письменного экзамена по русскому языку).

Игровой элемент « Путешествие во времени».

- Сегодня на машине времени мы отправляемся в заочное путешествие. Наш корабль остановился на территории Древней Греции. Здесь мы узнали из легенды о первых людях, поднявшихся в небо. ( текст №7 стр.176)

- Озаглавьте текст.

- Определите тип и стиль речи.

- В тексте найдем сложные предложения с придаточными изъяснительными, запишем их в тетрадь, определим, при помощи чего присоединяются придаточные предложения к главному

( о чём?)

1. Еще в глубокой древности люди мечтали о том, чтобы овладеть небом. ( Значение мысли, присоединяется при помощи союза чтобы)

( чего?)


  1. Царь Минос не хотел, чтобы его мастер работал для других.

( Чувство; при помощи союза чтобы)

(о чем?)


3. Долго думал Дедал, как ему убежать с Крита. ( Значение мысли; союз как)

( о чём?)



4.Дедал спустился на землю и сообщил сыну, что с Крита они улетят.

( Значение речи; союз что)



5.Увидал Дедал в морских волнах перья и понял, что случилось с Икаром. ( Значение чувства, союз что)

Все предложения с придаточными изъяснительными найдены и выписаны.



Вывод: придаточные изъяснительные относятся к словам, которые имеют значения речи, мысли, чувства, и присоединяются при помощи союзов и союзных слов, отвечают на падежные вопросы.

Путешествие окончено.



VIII. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

IX. Домашнее задание.

§ 11 упр. 123; выписать СПП с придаточными изъяснительными из текста №34 « Миф об Орфее и Эвридике».



Сложноподчиненные предложения с придаточными

обстоятельственными. Придаточные предложения

образа действия и степени.

Цель урока:

-формирование умений различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными; находить изученные на уроке виды придаточных предложений, правильно расставлять знаки препинания в указанных типах предложений.

- развивать умение сравнивать и сопоставлять СПП, творческие способности учащихся на уроке;

- воспитывать бережное отношение к языку как предмету, сотрудничество и самостоятельность.



Оборудование: таблица « Виды обстоятельственных придаточных», заранее записанные на доске предложения .

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания.

  1. Прокомментировать пропущенные орфограммы упр. 123.; рассказать

о правописании приставок пре- и при- .

  1. Зачитать СПП с придаточными изъяснительными из текста №34

СТ ЭР.

  1. Синтаксический разбор предложения.

когда? как?

Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к

с каких пор?



сосновым иголкам капли- сережки, и они долго висят на каждой

где? как?



иголочке, украшая их, будто бриллианты.

- Составить схему предложения [ ] , и [ ] . ССП.

- Найти обстоятельства; определить, чем они выражены, на какие вопросы отвечают.

- Какие виды обстоятельств нам известны ещё? Привести примеры.

Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

V. Объяснение нового материала.

1) Работа по таблице. ( Она изображена на экране через графопроектор или напечатана в учебнике - на стр. 56-57).



Запись предложений с определением видов придаточных обстоятельственных, выяснением средств связи их с главными предложением: различение простых и составных союзов. Составление схем предложений.



  1. С тех пор как я живу на свете, я ничего не читал скучнее этой

с.

статьи. ( С тех пор как …), [ глаг… ].

2. Он не рассказывал об этом сильном впечатлении никому, потому что ему никто бы не поверил. [ глаг. ], ( потому что …).

3. Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.

[ сущ. ], ( когда…).



2) Продолжение знакомства с новым материалом.

а) Выполнение упражнения 126. Запись предложений.



Больной лечился так, как советовал врач.

[ … глаг. + указ. сл. так ], ( союз. сл. как…).

Придаточное предложение имеет одно значение- степени

Вывод: придаточные степени и образа действия могут быть однозначными и многозначными.

б) Чтение рабочего материала стр. 60.



V. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнения 127. (выполняется коллективно устно).

При чтении предложений указать придаточные образа действия и степени; выявить однозначные они или многозначные.

2. Выполнение упражнения 130 (самостоятельно с последующим комментированием).

3. Игровой элемент с творческим заданием «Кто быстрее». ( Дописать предложения придаточными образа действия; затем выборочно зачитать)

1.Мальчик крикнул так громко… .



2. Письмо было написано так мелко… .

3. Поезд шел так быстро… .

4. Море под лугами заходящего солнца так блестело… .

5. Липы благоухали так сильно… .

- Подобрать синоним к слову благоухали; выявить, для какого стиля оно характерно?



VI. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

VII. Домашнее задание.

§ 12 ( 1 ) упр. 131.



Сложноподчиненные предложения

с придаточными места и времени.
Цель урока:

-формирование умений:



  1. распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных; определять их место в СПП;

  2. правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

  3. производить возможную синонимическую замену.

- развивать в процессе работы интерес к предмету.

- воспитывать уважительное отношение к языку, ко всему окружающему.



Оборудование: заранее оформленные записи на доске; таблица «Виды обстоятельственных придаточных», тесты.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания.

- К какому типу речи вы отнесли текст из упр 131? ( повествование)

- Какие типы сложных предложений встретились в тексте?

( Сложносочиненное предложение с союзами и; но; сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия – последнее предложение)

- На доске выполнить фонетический разбор слова



тьмы ( один ученик) ; другой ученик комментирует пропущенные орфограммы.

тьмы - 1 слог

т

[ т , ] - согл., глух., мяг.

ь

м - [ м ]- согл., звон., твер.



ы - [ ы ] – глас., удар.

_______________________

4 б. 3 зв.

IV. Игровой элемент « Мы идем искать!»

( Орфографическая диктовка, поиск и объяснение орфограмм)

Расположиться неподалеку на нескошенной траве ; тут же увидишь роскошную коллекцию бабочек; откуда- то слева раздается сигнал; отдохнуть здесь в течение недели; увидишь издали блестящую гладь озера; позади террасы; пробираешься налево сквозь заросли.

V. Объяснение нового материала.

1. Записать предложения, составить их схемы, определение вида придаточных.

Куда иголка, туда и нитка. ( Пословица)

( союз. слово куда…), [ туда…]. – вопрос куда? обозначает место



Там в июле лужица, где в апреле река. ( Пословица)

[ Там…], ( союз. сл. где…). – где? – место



Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения.

Но одни и те же союзы или союзные слова могут присоединять к главному различные виды придаточных. Сравнить предложения.



а) В этой части заповедника (какой?), где иссякали от жары водоемы, увядали и диковинные растения.

[ указ. сл. + сущ. ], ( союз. сл. где….). – придаточное определительное

б) Мы не знали ( чего?), где остановимся на ночлег.

[ глаг.], ( союз. сл. где…). - придаточное изъяснительное

в) Мне хотелось уйти туда ( куда?) , где можно спокойно предаться своим мыслям.

[ туда …] , ( союз. сл. где…) . – придаточное обстоятельственное места



VI. Тест . ( Выявление усвоения материала с взаимопроверкой)

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.



А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

1. Найти предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

2. Найти СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

3. Укажите СПП с придаточным места.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

5. Укажите СПП с придаточным определительным.

Контрольный листок

1

2

3

4

5

Д

Д

А; Б

В; Г

Д


VII. Продолжение объяснения нового материала.


  1. Записать предложения, найти обстоятельства времени, определить, на какие вопросы отвечают, чем выражены, к чему относятся.

а) Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы. ( Простое предложение, когда?- в течение долгого дня, относится к сказуемому, выраженному глаголом).

б) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет. ( Сложное предложение; добреет когда?- как солнышко пригреет; придаточное относится к сказуемому, выраженному глаголом).



Вывод: СПП с придаточными времени отвечают на те вопросы, что обстоятельства времени в простом предложении. Придаточные времени могут присоединяться к главному при помощи союзов и союзных слов когда, пока, едва, как только, с тех пор, до тех пор идр.

VIII. Закрепление материала.

Сделать синонимическую замену предложений.

1) Составить из двух простых предложений ССП и СПП с придаточными времени.

Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.

а) Кончился дождь и все стихло, как будто замерло.

б) Как только кончился дождь, все стихло, как будто замерло.

- В каком случае части сложных предложений более самостоятельны?

( В сложносочиненном предложении)

- В каком предложении временное значение выступает отчетливее? ( В сложноподчиненном предложении)

2) Заменить СПП простым с обособленным обстоятельством. В каком случае замена невозможна?

а) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. ( Войдя в лес, мы сразу попали на тропинку.)

б) Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули её.

( Замена невозможна)



Вывод: замена возможна, если сказуемые главного и придаточного предложений обозначают действия одного и того же лица или предмета.

IX. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

X. Домашнее задание.

1. § 12 (2;3) упр 142




Сложноподчиненные предложения с придаточными

условными, причины и цели.

Цель урока:

- формирование умений:

1. определять структуру СПП с придаточными условными, причины , цели; отличать указанные виды придаточных от других видов;

2. правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений;

3. определять стилистические особенности союзов.

- развивать у учащихся интерес к предмету, творческую инициативу на уроках.

- воспитывать уважительное отношение к языку, ко всему окружающему.

Оборудование: заранее оформленные записи на доске; таблица « Виды обстоятельственных придаточных», вспомогательная тетрадь.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания. ( Упр. 142)

( Комментирование предложений с расстановкой знаков препинания. На доске изобразить схемы предложений.

1. [ ] , (пока…). 2. [ ], ( когда…). 3. ( Пока…), [ ].



IV. Игровой момент « Составь предложение».

1. Из предложения Тропинка стала едва различимой, когда луна скрылась за холмом. взять союзное слово (Когда)

2. Из предложения Они взошли на гору. взять сказуемое,поставить в прошедшем времени ,среднем роде ( взошло)

3.Дети обрадовались восходящему солнцу. Из данного предложения взять дополнение, поставить в Им. пад. ед.ч. , согласовать со сказуемым

( Солнце)

4. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Из данного предложения взять обращение (ветер)

5. Все вокруг стихло. Взять сказуемое, согласовать со словом ветер, поставив в прошедшем времени, муж. р.

В полученном предложении расставить знаки препинания, дать характеристику предложению, определить вид придаточного.



Когда взошло солнце, ветер стих . ( СПП с придаточным времени: ( Когда…), [ ].)

V. Объяснение нового материала.

1. Работа по упражнению 153. Записать предложения, сравнить, найти отличия в строении предложений.



Если не знаешь горького, не узнаешь и сладкого.

(Если…), [ ]. – Это сложноподчиненное предложение.

(При каких условиях не узнаешь сладкого? – если не знаешь горького). Главная часть стоит после придаточного.

Не зная горького, не узнаешь и сладкого.

[ - . - . - , = - - - ] – простое предложение с обстоятельством условия, выраженного деепричастным оборотом.

По таблице « Виды обстоятельственных придаточных» видно какие союзы связывают главное с придаточным предложением. Здесь необходимо учесть стилистические особенности союзов. ( если, если бы- стилистически нейтральны; в том случае, если; когда- то-книжный стиль; ежели, раз,коль, коли-разговорный стиль речи)

2. Работа по упражнению 155. Записать предложения, проанализировать.



почему?

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

[ ], ( союз потому что…) – СПП с придаточным причины (отвечает на вопрос почему?)



Зная его характер, я не удивился его поступку.

[ - . - . - , - = - - ] - простое предложение с обстоятельством причины.

СПП с придаточным причины связывают главное предложение с придаточным при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

3. Работа по упражнению 161. Записать предложение, дать анализ.



Я так рассчитал время, чтобы успеть на урок.

[ … так + глаг… ], ( чтобы…). –СПП. В нем придаточное уточняет цель действия, о котором говорится в главном предложении и отвечает на вопрос зачем? с какой целью?



Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок.

[ ] , ( чтобы…). СПП. Придаточное уточняет цель действия, но имеет добавочный присоединительный оттенок степени (строго). Придаточным цели присоединяются к главной части с помощью подчинительных целевых союзов чтобы, дабы, для того чтобы ,с тем чтобы и с помощью выступающих в роли союзов частиц только бы, лишь бы.

Придаточные цели указывают на факты не реальные, а лишь желательные. Это придаточное может находиться на любом месте по отношению к главному, могут иметь добавочные оттенки.

VI. Закрепление материала.

1. Тренировка в различении видов придаточных предложений, составление схем.



1) Чтобы Миша не скучал, Арсеньева взяла на воспитание в тарханский барский дом несколько мальчиков- детей соседских помещиков.

( Чтобы…), [ ]. ( Цель).



2) Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы.

[ ] , ( если…). ( условие).



3) Если можешь, иди впереди века.

( Если …), [ ]. ( условие)



4) Я не успеваю ответить, потому что в класс вливается большая группа девочек.

[ ] , ( потому что…) (причина)



5) И так как дело у него пошло, Олег успокоился и стал посматривать по сторонам.

( так как …), [ ]. ( причина)

6) Он вышел, чтобы взглянуть на больную.

[ ] , (чтобы …) . (цель)

2. Самостоятельная работа:

I вариант - упр. 156 (1ч.)

II вариант - упр. 162

VII. Подведение итогов. Оценка учащихся.

VIII. Домашняя работа.

§ 12 ( 4; 5; 6) упр.158.



Сложноподчиненные предложения с придаточными

сравнительными, уступительными, следствия.

Цель урока:

- формирование умений:

1. различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным;

2. правильно расставлять знаки препинания в СПП с указанными придаточными;

3. различать СПП с простыми со сравнительным оборотом и с обстоятельством уступки.

- развивать у учащихся интерес к предмету, творческую инициативу на уроке.

- воспитывать уважительное отношение к языку, ко всему окружающему.

Оборудование: заранее оформленные записи на доске, таблица « Виды обстоятельственных придаточных», вспомогательная тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока, запись числа в рабочих тетрадях.

III. Проверка домашнего задания.

( Зачитать и прокомментировать предложения, которые получились в результате их перестройки из простых в СПП с придаточными причины или условия.



IV. Игровой элемент Любопытный Буратино»

(Фронтальный опрос о СПП с изученными придаточными).



V. На доске записан текст стихотворения В. Бокова.

Дождичек утром!

Ласковый, мелкий, дотошный.

Словно мышонок,

скребется в трубе водосточной.

Легким комариком,

крылышком бьется в окошко,

Тихо крадется по крыше,

как старая кошка.

Автор применяет изобразительно- выразительные средства языка: эпитеты- ласковый, мелкий, дотошный; сравнение- словно мышонок, как старая кошка.

В тексте много слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами -ек; - ик; - онок; - ышк.

В сравнениях можно увидеть аллитерацию: звукосочетания [ к ] и [ р ]; шорох с [ ш ].



Вывод: сравнительные конструкции помогают образно представить описываемый предмет.

VI. Объяснение нового материала.

Записать предложения, проанализировать и сделать вывод.

1. а) Мы плыли по темной, как чернила, реке.

( простое предложение со сравнительным оборотом)



б) Каждый звук рождал какие- то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. (Казаков)

[ ], ( как…). СПП с придаточным сравнительным реальным



в) Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел. ( Тургенев)

[ ] , ( словно….). СПП с придаточным сравнительным предположительным.



Вывод: придаточные сравнительные уточняют действия на основе сравнения со сходным в чем- либо предметом, явлением. Нужно уметь отличать от таких придаточных сравнительные обороты, которые являются частью простого предложения.

Придаточные сравнительные выражают реальные сравнения с союзами как, подобно тому как и предположительные с союзами как будто, будто, словно, точно, как если бы.( Сделать запись во вспомогательную тетрадь).

2. а) Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то что одежда его изрядно поношена. ( Федосеев)

[ ] , ( несмотря на то что….). СПП с придаточным уступки, т.е. в придаточном указывается действие, противопоставляемое действию в главном предложении.



б)Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех. ( Л. Толстой)

( Хотя…), [ ].

СПП с уступительно- противительными отношениями.

Вывод: придаточные предложения уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что? Эти придаточные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов ( хотя; несмотря на то что; невзирая на то что; пускай, пусть, даром что) . В зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, определяются оттенки уступительного значения.. ( Сделать запись во вспомогательную тетрадь).

3. Шурочка крепко зажмурила глаза и шаловливо затрясла головой, так что развившиеся волосы запрыгали у нее на лбу.

[ ] , ( так что…). СПП с придаточным следствия.

Главная часть в этом предложении относительно законченная по содержанию, а придаточная- зависимая и отвечает на вопрос вследствие чего это произошло?



Вывод: придаточные следствия уточняют результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло? Они присоединяются к главной части союзом так что и всегда находятся после нее.
VII. Закрепление материала.

1. Запись предложений и определение вида придаточных.

Сколько не свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут .

( Уступки)



Пока лист с вишневого дерева не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит. ( Уступки)

Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные. ( Уступки)

Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции. ( Следствие)

Ему очень приятно на нас смотреть, точно он вернулся домой после длительной командировки. ( Сравнение)

2. Творческая работа.

Придумать предложения по данным схемам.

а) [ ] , ( как будто…) – придаточное сравнительное

б) ( Хотя …), но [ ] . – придаточное уступки

в) [ ] , ( так что….). – придаточное следствия

VIII. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

IX. Домашнее задание.

§ 12 ( 7; 8; 9) упр. 180




Закрепление изученного

по теме « Сложноподчиненные предложения».

Игра- путешествие « Синтаксическое кольцо»

Цель урока:

- обобщить и закрепить знания учащихся по сложноподчиненным предложениям.

- развивать интерес учащихся к предмету русского языка.

- воспитывать чувство коллективизма.



Оборудование: указатели станций, схема движения, маршрутные листы (для жюри), карточки с заданиями (для участников), дипломы для награждения команд.

Описание игры:

Это командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать


команды из 5 человек (4 игрока и капитан). Таких команд может быть от 3 до 5 в зависимости от количества учащихся. На доске изображена схема движения. Игровые станции оборудуются соответствующими указателями. Игра начинается на станции « Теоретическая» с конкурса капитанов, затем командам вручаются маршрутные листы с указанием пути следования, и команды начинают движение по кольцу.

Схема движения.

Ст. « Теоретическая




Ст. « Синонимическая»




Ст. « Сообразительная»

Ст. Схематическая»

Ст. « Пунктуационная»

На каждой станции участники получают карточки с заданием и выполняют его. Оценки за выполнение задания жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого участника.

Игра заканчивается после того, как все команды пройдут намеченный маршрут и вернутся на станцию « Теоретическая», где жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество полученных баллов, объявляет результаты и награждает участников дипломами.

( Игра разработана на 3 команды, т.к. количество учащихся в 9 классе нашей школы варьирует от 15 до 17 ; те, кто не попал в команду, зачислены в состав жюри).



Задания для участников.

I. Ст. «Теоретическая»

Конкурс капитанов.

Капитаны выбирают карточку- задание и отвечают устно. За каждый правильный ответ – 1 балл.



<< предыдущая страница   следующая страница >>