Учитель русского языка и литературы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Составитель: учитель русского языка и литературы 1 30.18kb.
Учитель русского языка и литературы Пучкова Л. И 1 82.83kb.
Общение на уроках литературы через информационные технологии. 1 53.98kb.
«Ранняя лирика Анны Ахматовой» 1 97.62kb.
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
На дворе январь, самый разгар зимы. Мы считаем, что сейчас прекрасное... 1 107.81kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Мо русского языка и литературы 4 524.13kb.
Подготовила учитель русского языка и литературы мбоу «Лиманская сош№1»... 1 95.26kb.
Для уроков Русского языка по умк «Школа России» Тема : «Упражнения... 1 48.7kb.
Синонимы от греческого слова «одноимённый,» -это слова, совпадающие... 42 10094.18kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учитель русского языка и литературы - страница №1/3



Астраханский областной институт

повышения квалификации и переподготовки




Выполнила

учитель русского языка и литературы

МОУ « Басинская средняя

общеобразовательная школа»

Уткина Елена Александровна.

Астрахань 2006г.



Введение.

Одной из основных задач современной школы является подготовка думающих молодых людей не только высокой моральной, но и гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, занимать активную жизненную позицию. Решение этой задачи невозможно без воспитания в учениках осознанной любви и заинтересованного отношения к гуманитарному школьному предмету- русскому языку.

Воспитание любви к русскому языку - серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем- словесником, ибо « языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).

Опыт показывает, насколько трудно учителю русского языка на каждом уроке преодолевать известную специфику своего предмета, вследствие которой дети не очень любят эти уроки. Специфика эта заключается прежде всего в соотношении минимального количества новой информации, представленной на уроке, и большого объема рутинной, часто психологически и интеллектуально не мотивированной тренировочной работы, которая необходима для приобретения соответствующих умений и навыков: в основном это переписывание упражнений из учебника с различными заданиями - и в классе, и дома.

Своеобразие информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что она в основном абстрактна, суха, часто лишена эмоционально- образного компонента. Наборы грамматических правил в каждом классе основной школы не воспринимаются ребенком системно, ему трудно осознать и значение получаемых им знаний, а особенно немотивированными для него являются длинные списки форм для заучивания: ведь ими он владеет как носитель языка, в речевом общении употребляет эти формы без ошибок. Информационный голод, испытываемый на уроке, ведет к тому, что однообразные упражнения на какое-то правило надоедают задолго до того, как вырабатывается новый навык. Тренировочная работа часто лишена элементов творчества, осмысленного поиска новых знаний и носит механический характер.

Чтобы урок получился интересным, развивающим творческие способности учащихся, а их участие в уроке активным, надо не только любить свой предмет, но и уметь применять на уроках русского языка разные формы и методы обучения с учетом возрастных психологических особенностей детей. Одной из таких форм является игровая технология. Эта технология способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Игровая деятельность помогает в приобретении знаний и развитии многих качеств личности.

Важно только, исходя из цели урока, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы способствовать развитию творческих наклонностей у детей. Это могут быть, например, игровые моменты, основанные на соревновании; игра, выявляющая чуткость к слову; уроки- игры по систематизации и обобщению изученного в том или ином разделе русского языка и т.д.

Еще А.С. Макаренко утверждал, что « надо широко применять игру в учебном процессе, т.к. она дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазии, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на уже известные факты, пополнение и расширение знаний». С возрастом, пишут психологи, потребность в игре не исчезает, меняется лишь ее характер и уменьшается время, которое ей уделяют.

В своей работе применять игровую технологию начинаю уже с 5 класса. Большую помощь в этом мне оказывает методическая литература, предметные газеты и журналы. Со страниц изданий выбираю то, что приемлемо для учащихся нашей школы, многое переделываю на свой лад. Часто применяю такие игровые моменты, как « Любопытный Буратино»,

« Мы идем искать», « Письмо из Простоквашино», « Четвертый лишний». А по систематизации и обобщению изученного материала, если отводится 2 часа, один час провожу в форме игры. Это может быть «Звездный час», «Грамматическое кольцо» и др. Легче проводить такие уроки при изучении разделов «Лексика», «Морфология», «Морфемика». Сложнее применять игровую технологию при изучении «Синтаксиса». Но тем не менее даже в 9 классе ребята с удовольствием все включаются в работу во время игровых моментов на уроке. В игре ученик раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

Игровая технология помогает в усвоении трудных вопросов предмета и делает это усвоение прочным и интересным, а ученика активным участником урока. Поэтому игровая технология, я считаю, будет актуальна всегда в учебно-воспитательном процессе.



Сложноподчиненные предложения.

Строение СПП: главное и придаточное предложения.

Цель урока:

-формирование умений:



  1. находить главное и придаточное предложения;

  2. определять место придаточного, средство его связи с главным;

  3. производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными;

  4. правильно ставить знаки препинания в СПП.

- развивать интерес к предмету, творчеству на уроках русского языка;

- воспитывать бережное и уважительное отношение к русскому языку; чувство коллективизма.



Оборудование: заранее оформленные записи на доске; ученический словарь, вспомогательная тетрадь, тест, словарь С. И. Ожегова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Лексико- орфографическая работа. Запись в ученический словарь слов из рамочек учебника.

Комментарий; комментатор, популярный

Найти в словаре толкование этих слов.



Комментарий- объяснение, толкование какого- нибудь текста; рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем- либо.

Популярный – общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения; пользующийся широкой известностью.

- Подобрать синонимы к слову популярный; составить словосочетания.

( Н-р: популярная песня).

IV. Работа над новым материалом.

1. На доске записаны предложения. Расставить знаки препинания, по мере знакомства с материалом дать их характеристику.

а) « Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

( Предложение простое, осложнено причастным оборотом).

- Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчиненным. Начертите схему.



« Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

союз. слово

[ ] , ( которое …).

- От какой части предложения можно задать вопрос? На каком месте она находится?

(… произведение какое?..... которое повествует….)

Та часть, от которой мы задаем вопрос, называется главной, другая- придаточная.

б) Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор « Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.

( Сложносочиненное предложение [ ] , и [ ]. )

- Замените это предложение сложноподчиненным с придаточным, отвечающим на вопросы почему? по какой причине? Сравните.

Автор « Слова…» призывает к сплочению всех русских князей, потому что над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений.

Эти два предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равнозначны; во втором- нет: одна часть подчинена другой.



2. Знакомство с теоретическим материалом учебника стр. 37.

а) В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.

На стр. 38 изображена таблица ( её затем внести во вспомогательную тетрадь) « Средства связи частей сложноподчиненного предложения».

б) В некоторых СПП место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится; в других место придаточного можно менять.

в) В главном предложении часто бывают указательные слова тот, там, туда, оттуда и др.

г) Придаточное предложение выделяется запятыми.



V. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнения 78(устно, коллективное комментирование)

2. Игровой элемент «Третье лишнее» (Какое из предложений не является СПП?)

а) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

б) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

в) Опустошенность Печорина так глубока, что его не может увлечь по-настоящему даже любовь.

а) Я радовался тому, что она по-дружески относилась ко мне.

б) Прибежав в угол сада и юркнув в самую гущу листвы, мы занялись сбором ягод, обильно рассыпанных по кустам.

в) Я отыскал здесь те письма, которые брат писал матушке в течение всей жизни.

3. Срезовая работа. Тест.

1. Найдите СПП.

А. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

Б. Во время Владимира Мономаха половцев отогнали от границы Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В. Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой- то шум.

2. Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.

А. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки с пикетами.

Б. Макар и не заметил, что стало светать.

В. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.

3. В каких предложениях придаточное стоит в середине сложноподчиненного? ( Знаки препинания не проставлены).

А. Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

В. Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.

Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.

VI. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

VII.Домашнее задание.

1. § 9 упр. 87.



Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цель урока: формирование умений:

-находить придаточные определительные в сложноподчиненном

предложении;

- производить ( где это возможно и необходимо) их синонимическую

замену;

- правильно употреблять в речи;



-расставлять знаки препинания;

-составлять схемы предложений с придаточными определительными.

- развивать в процессе работы интерес к предмету.

- воспитывать уважительное отношение к языку; чувство коллективизма.



Оборудование: дидактический материал, заранее оформленные записи на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания. ( Комментирование расстановки знаков препинания упр. 87(I). Двое учащихся на доске чертят схемы указанных предложений).

  4. Игровой элемент « Профессор Знайка». ( Один учащийся дает связный рассказ о сложноподчиненном предложении)

  5. Запись предложений, составление схем, определение места придаточного по отношению к главному.

    1. Любовь к русскому языку- одна из неотъемлемых частей того чувства, которое мы называем любовью к родной земле.

[ … указ. сл. ] , ( которое…) .

2. Тот народ, который создал такой язык,- великий и счастливый народ.

[ ук. сл. …, ( который…),- ….].

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

( Когда….), [ ].

4. Маша прошла несколько шагов до того места, где тропа огибала высохший осокорь, и остановилась.

[ … ук. сл., ( где…), и… ].

Вывод: придаточное предложение в СПП может занимать три позиции: перед главным, внутри главного и после главного предложения.

VI. Объяснение нового материала.

1. Синтаксический разбор предложения.

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.

- Дать характеристику предложению. ( Простое, осложнено причастным оборотом).

- Заменить обособленное определение придаточным предложением; записать полученное предложение, определить способ связи придаточного с главным; составить схему. какой?

В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, который плыл с далеких полей.

[… сущ. ], ( который…).

Вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определения.

Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточными определительными употребляются как в разговорной, так и в книжной речи, а причастный оборот - преимущественно в книжной. Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.



2. Выполнение упражнений 89,90 ( устно).

3. Знакомство с теоретическим материалом учебника ( стр. 44 , I часть).

VII. Закрепление материала.

1. Запись предложений и их анализ: обратить внимание на смысловые оттенки, которые вносят союзные слова; определить, каким членом предложения являются союзные слова.

а) Собака попятилась и нехотя скрылась от осиного роя в ельнике, где время от времени слышалось приглушенное ворчание.

[… сущ. ], ( где…). ( придаточное определительное с оттенком обстоятельства места).

б) Гусиный крик, который всколыхнул тишину раннего утра, разнесся над рекой, лугом и улетел в поле и лес.

[… сущ., ( который…), …]. ( общее определительное значение).



в) Наступила минута, когда я почувствовала страшную усталость.

[… сущ. ], ( когда…). ( придаточное определительное с оттенком значения времени).



2. Выполнение упражнения 93. ( Самостоятельно).

Замена в предложении союзного слова который союзными словами где, куда, или откуда.



3. Игровой элемент « Кто быстрее?» ( По рядам и вариантам)

К главному предложению добавить придаточное определительное и записать его.



I вариант. Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве»,

а) которое… б) где…



II вариант. В «Слове о полку Игореве» повествуется о событиях,

а) когда… б) что…



VIII. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

IX. Домашнее задание. § 10 ( I часть) , упр. 99.

Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными. ( продолжение темы)

Цель урока: формирование умений:

- находить местоименно- определительные предложения, отличать их от собственно определительных;

- производить ( где это возможно и целесообразно) синонимическую замену придаточных определительных;

- расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с придаточными определительными;

- развивать навык анализа предложений при работе с текстом.

- воспитывать уважительное и бережное отношение к языку как предмету; ко всему окружающему.



Оборудование: афоризмы, записанные на доске, толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

  1. Организационный момент/

  2. Cообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания.

( -К какому типу речи относится текст упр. 99?

- Из какого произведения отрывок?

- Какие синонимы были подобраны к выделенным словам?

- Фонетический разбор слова вошёл1.



IV. Лексико- орфографическая работа.

Вакансия (вакантная должность, незанятое служебное место)

Карьерист (человек, проникнутый стремлением к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах)

Свояченица ( сестра жены)

V. Игровой элемент « Третий лишний».

( На доске записаны 3 предложения, два из которых являются СПП с придаточными определительными. Найти лишнее; прокомментировать; записать в тетрадь, графически объяснить).



  1. а) Дом, куда мы въехали , был построен в начале века.

б) Я вернулся в комнату, где под лампой уже лежали две книжки.

в) Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

2. а) И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.



б) Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было

следить за его полетом.

в) Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.

VI. Продолжение знакомства с новым материалом.

1. Чтение теоретического материала (стр. 45 II часть)

Наряду со СПП с придаточными определительными употребляются предложения с придаточными местоименно- определительными. Чаще всего они используются в афоризмах, для которых характерна отнесенность к каждому, всякому.



Запись афоризмов.

Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую- нибудь цель и достигает её после большого труда.

Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего. ( М. Пришвин).

Мы в ответе за тех, кого приручили. ( С. Экзюпери).

- Как вы понимаете последний афоризм?

- Как вы думаете, почему эти придаточные называются местоименно- определительными?

-К словам какой части речи главного предложения они относятся? ( К местоимению)

Необходимо обратить внимание на то, что в последнем предложении придаточное - неполное предложение, что характерно для многих сложноподчиненных предложений. В таких случаях первостепенным и по структуре, и по смыслу являются главные части, придаточные же лишь дополняют уже известную информацию.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Дописать, вспомнив, знакомые афоризмы, определить тип СПП с придаточными определительными.

а) Да, жалок тот… (в ком совесть нечиста). ( А.С. Пушкин).

б) Лишь тот достоин жизни и свободы… (кто каждый день идет за них на бой). ( И. Гете).

2. Сделать синонимическую замену предложения из простого в СПП с придаточным определительным, пояснить знаки препинания.

а) Афоризмы- жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.

б) Афоризмы- жемчужины человеческой мудрости, которые отлиты в краткую языковую форму.

3. Выполнение упражнения 101 по учебнику

( Составить СПП с придаточными определительными по схемам с последующим комментированием).



  1. [ … указ. сл. + сущ. ], ( какой…).

  2. [ … указ. сл. + сущ. ], ( который…). I вариант

  3. [ … сущ. ], ( где…).

  4. [ …каждый ], ( кто…).

  5. [ …тот. ], ( кто…). II вариант

  6. [ …все, ( кто…), …].

VIII. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

IX. Домашнее задание.

1.§10 ( II часть) упр. 106;

2. Из комедии «Горе от ума» выписать 3-4 афоризма с придаточными- определительными.
Сложноподчиненные предложения

с придаточными изъяснительными.

Цель урока: формирование умений:

- определять место придаточных изъяснительных в СПП; средства их связи с главным; производить ( где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену;

- правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

-составлять схемы предложений с указанными придаточными.

- развивать умение находить СПП с придаточными изъяснительными при работе с текстом.

-воспитывать любовь к Родине, бережное и уважительное отношение к языку.



Оборудование: заранее оформленные записи на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были записать слова из упражнения 106, проверив их правописание по орфографическому словарю, и составить 2-3 предложения со словосочетаниями из этого упражнения. Прокомментируйте свои ответы.

(Учащиеся поясняют выполнение домашнего задания).



IV. Фронтальный опрос с применением игрового элемента «Любопытный Буратино».

( один из учеников в образе Буратино проверяет изученные правила у одноклассников).

- Какие предложения мы называем сложными?

-Чем отличается ССП от СПП?

-Дать определение СПП с придаточным определительным?

- В чем отличие придаточных определительных от местоименно-определительных?

-Где стоят придаточные определительные по отношению к определяемому слову?

V. Работа над предложением с объяснением орфограмм, постановки знаков препинания; составление схемы.

По-моему, историк должен выступать как бесстрастный ученый, который объективно свидетельствует о происшедшем в действительности.

- Подобрать синонимы к словам бесстрастный, свидетельствовать.

- С помощью чего в предложении выражено личностное отношение к высказанной в предложении мысли?

( С помощью вводного слова)



VI. Объяснение нового материала.

- Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению, событию и т.д. часто используются как в устной, так и в письменной речи, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.



Знакомство с материалом учебника стр.51 и одновременным анализом предложений на доске.

1. Из передачи мы узнали (что узнали?), что птицы ежегодно возвращаются в родные места.

( Придаточное предложение относится к глаголу, имеющему значение мысли, прикреплено при помощи союза что).



2. Одного из атлетов спросили (о чем?), выполнил ли он нормы мастера спорта.

( Значение речи; прикреплено при помощи частицы ли в значении союза)



Вывод: СПП с придаточным изъяснительным отвечают на падежные вопросы; придаточные предложения относятся к словам, которые имеют значения речи, мысли или чувства. Они прикрепляются к изъяснительному слову при помощи

а) союзов ; б) союзных слов ; в) частицы ли



VII. Закрепление материала.

  1. Работа с учебником: упр. 109 ( устно)

( Указать главные и придаточные изъяснительные предложения, чем прикрепляются изъяснительные к главному предложению.

  1. Запись предложений на доске с объяснением значений придаточных изъяснительных.

Мне казалось, что мы быстро пройдем степь и появимся у стен города/

( Мысль). Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так загрустила/ (Чувство). Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь. Все как будто ждали, не будет ли он еще петь.

  1. Выполнение упражнения 111 ( самостоятельно).

  2. Творческая работа.

Дописать предложения, добавив в них придаточные изъяснительные, используя при этом свое мнение об отношении к родному языку.

Я считаю… Я убежден… Мне кажется….

Я согласен с тем… Меня привлекает интересная мысль…. и т.д.

( Чтение некоторых работ).



VIII. Подведение итогов урока. Оценка учащихся.

IX. Домашнее задание.

  1. § 11 упр. 113

  2. придумать 4-5 предложений с придаточными изъяснительными об отношении к Родине.

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными. ( продолжение и закрепление темы)

Цель урока: формирование умений:

- определять место придаточных изъяснительных в СПП;

- уметь производить (где это возможно) синонимическую замену предложений;

- правильно расставлять знаки, составлять схемы предложений с придаточными изъяснительными.

- развивать интерес, активность и творческую инициативу в процессе урока.

- воспитывать бережное и уважительное отношение к русскому языку как предмету.



Оборудование: сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы ( под редакцией Л. Рыбченковой и В. Скляровой)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока; запись числа в рабочих тетрадях.

  3. Проверка домашнего задания.

( Пояснить расстановку знаков препинания в упр. 113. Зачитать предложения, которые были придуманы учащимися, с придаточными изъяснительными).

IV. Орфографическая работа:

Незамеченный объект; не боящийся опасности; не терявший присутствия духа; о нездешнем жителе; неиссякаемый источник; невысокое, но красивое здание; далеко не веселый разговор; незамеченная ошибка; тронулись в путь, несмотря на непогоду; просвещение, выразитель идей.

( Назвать орфограммы, встретившиеся в работе).



V. Запись предложений с объяснением знаков препинания и синонимической заменой.

1. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: « Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия».

- Дать характеристику данного предложения. ( Предложение с прямой речью).

- Какой глагол речи связывает прямую речь со словами автора? Привести примеры глаголов речи (Сказать, спросить, объявить, утверждать, рассуждать и т.д.)

- В каких предложениях можно ещё встретить глаголы речи (В сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными).

- Заменить (устно) прямую речь косвенной. Изменится ли смысл в связи с изменениями структуры предложения? А что изменилось? ( Прямая речь - буквально воспроизводит автором текста высказывание. Придаточное изъяснительное – способ передачи чужой речи). Схема предложения.

2. Друзья попросили меня, чтобы я прочитала им наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».

- Дать характеристику предложения. Схема предложения. Заменить косвенную речь прямой.

- Что изменилось в предложении? ( Замена форм местоимений, наклонения и лица глагола).


следующая страница >>