Учитель 1а класс – Петрухина Галина Алексеевна учитель 1б класс – Рубанова Лариса Александровна школьный врач Часовских Валентина Фи - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Украшения из бисера. Кулон- сердечко из проволоки и бусин 1 42.91kb.
Учебно-тематический план по природоведению Класс: 5 Учитель Журавлёва... 1 346.4kb.
Артеева Майя Филипповна Ивашевская Анастасия Савельевна Лукинова... 1 123.95kb.
Внеклассное мероприятие «День Святого Валентина» 1 32.21kb.
Урок по теме: «Правовые основы брака и семьи» (9 класс, 04. 1 44.54kb.
Навигатор по русскому языку 6 Класс. Учитель-Вершкова Елена Петровна. 1 122.43kb.
Зимняя мозаика 3А класса Учитель начальных классов 1 26.8kb.
Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Плод. Разнообразие и значение... 1 78.01kb.
Правила дорожные знать каждому положено! В класс вбегает кот. 1 238.53kb.
Программа элективного курса Реализация регионального компонента на... 5 598.23kb.
Облицова Татьяна Александровна, учитель информатики 1 145.18kb.
Учреждение Российской академии медицинских наук нии медицинской генетики... 2 599.2kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учитель 1а класс – Петрухина Галина Алексеевна учитель 1б класс – Рубанова Лариса - страница №1/1

В организации и проведении адаптационного периода

в 1-х классах МОУ СОШ № 42

в 2007 – 2008 учебном году

участвовали:



учитель 1а класс – Петрухина Галина Алексеевна

учитель 1б класс – Рубанова Лариса Александровна

школьный врач - Часовских Валентина Филипповна

педагог – психолог - Скоробогатова Марина Анатольевна

Работой руководила:


Зам. директора по УВР начальных классов

Хотиенкова Наталья Ильинична




Цель программы: Создать педагогические и социально – психологические условия, позволяющие учащимся успешно адаптироваться на начальной ступени общего образования.
❖ для 1 класса ❖ для учителей

❖ для родителей




Пояснительная записка МОУ

Данная программа представляет собой 3 этапа работы по изучению адаптации 1х классов.


Целью изучения является: Облегчение естественного процесса адаптации (т. е. сделать его по возможности безболезненным для ученика и учителя).
В связи с целью решаются следующие задачи:


  1. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителю лучше понять друг друга.

  2. Актуализировать мотивацию обучения.


Методы:


  1. Для изучения характера взаимодействия учителя с учащимися в условиях образовательного процесса возможно использование метода НАБЛЮДЕНИЯ.




  1. Диагностический метод

а) Педагогам предлагается методика, разработанная Л. И. Крупицкой, Е. В. Осолодковой, А. И. Семкиной (ЧГПУ). Результаты этой методики позволяют сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения 1-ков при адаптации в школе.

б) Для выявления взаимосвязи морфологически функциональных показателей «школьной зрелости» использовался ориентировочный тест А. Керна (1955) и модификации Я. Ирасека (1966). По мнению многих авторов, текст Керна – Ирасека является весьма информативным и характеризующим состояние основных функциональных систем организма. Успешность выполнения заданий данного теста свидетельствует об уровне наблюдательности, внимания, памяти, характеризует степень развития мелких мышц кисти, а также дает представление об уровне социального развития ребенка.


  1. Формирующий метод

Этот метод, позволяет прослеживать психические изменения личности учащихся, удачно сочетает в себе психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей посредством активного включения ребенка в организованную исследователем (учителем, психологом) деятельность и целенаправленным воздействием на него.

Образцом формирующего метода является разработанная П. Н. Гальпериным и Н. Ф. Тальезиной методика планомерного формирования умственных действий (куда прежде всего входит формирования мотивационной основы действия).

Система работы включает в себя следующие этапы:




  1. Беседа с коллективом учителей о необходимости проведения диагностики в целях создания мотивации для педагогов 1-х классов для использования результатов в своей работе.

  2. Определение этапов диагностической работы, подбор методик.

  3. Сообщение пед. коллективу информации о результатах диагностики.



Изучение проводится в 3 этапа:
1-й этап (подготовительный) – сентябрь – Диагностика родителей, учителей, работающих в 1х классах
2-й этап (аналитико - диагностический) – октябрь – Диагностика учащихся 1х классов
3-й этап (контрольный заключительный) – ноябрь – Диагностика родителей, учителей 1х классов


План
инспекционно – контрольной деятельности в 1 классах

Цель: изучить уровень социально – психологической адаптации первоклассников при переходе на начальную ступень общего образования.
Сроки: с 03. 09. 07 г. – 25. 11. 08 г.




Мероприятия

Сроки


Ответственный

1.

Совещание при завуче «Возрастные и психоло-гические особенности 1-классников». Организация обучения в 1ом классе четырехлетней начальной школы.

10. 09.

Завуч,

шк.психолог,


шк. врач

2.

Проведение анкетирования родителей с целью определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе.

13. 09.- 18. 09.

Учителя 1х кл.

3.

Посещение уроков в 1 классах с целью проверки требований к учащимся на уроке и участия воз-растных и психологических особенностей 1-клас-сников.

20. 09.- 29. 09.

Зам. директора по УВР нач. кл.

4.

Проведение анкетирования учителей с целью опре-деления эмоционального профиля 1-классников при адаптации к школе.

27. 09.

Зам. директора по УВР нач. кл.

5.

Проведение родительских собраний на тему: «Трудности адаптации 1-классников к школе».

14. 09.

Учителя 1х кл.

6.

Проведение педагогических диагностик, определя-ющих функциональную готовность детей 6, 7 - лет-него возраста к обучению в школе.

Октябрь – ноябрь

Шк. психолог

7.

Малый педсовет учителей начальных классов со школьным врачом: «Внимание – здоровье». Отчет по углубленному осмотру 1-классников.

11. 10.

Шк. врач

8.

Проверка документации:

а) личного дела

б) журналы

в) тетради



01. 10.

Зам. директора по УВР нач. кл.

9.

Проведение методики «Дорога в школу» с уча-щимися 1х классов для определения уровня школьной мотивации.

11. 11.

Шк. психолог

10.

Педсовет учителей начальных классов: «Об итогах адаптации 1х и 5х классов при переходе на началь-ную и основную ступень обучения».

15. 11.

Завуч

11.

Проведение родительских собраний в 1х классах: «Итоги адаптационного периода».

23. 11.

Учителя 1х кл.


«…Только тогда, когда педагоги

будут знать, что надо делать, они смогут делать».
П. П. Блонский
Готовность ребенка к школе
Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?

Предполагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к обучению (как говорили раньше, определение «школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение опредёленной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и, прежде всего личностного развития. Как показало теперь уже многолетнее изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большом числе случаев отмечается нарушение состояние здоровья, и прежде всего психоневрологической сферы.

Известно, что более половины «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя – сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка.



Фактически «неготовые» дети – это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода и особого внимания учителя, и так важно определить уровень готовности к школе еще до начала обучения или в самом начале, чтобы учитывать эти особенности с самых первых дней в школе.

Наиболее доступная методика тестирования готовности к обучению – тест Керна – Ирасека, позволяющий в сочетании с оценкой развития речи в определенной степени оценить готовность ребенка к школе.

Тест Керна – Ирасека состоит их трех заданий, которые предлагается выполнить детям:


  1. Нарисовать фигуру человека.

  2. Скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов (фраза «Ей дан чай» или «Он ел суп»).

  3. Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Тестирование детей может проводится индивидуально в группе – важно, чтобы за каждым столом или партой сидел только один малыш. Каждому дается чистый лист нелинованной бумаги, на котором должны быть написаны фамилия, имя ребенка и дата обследования. Карандаш следует положить перед ребенком на середину стола, чтобы он мог его взять и правой, и левой рукой в зависимости от того, какой рукой он обычно рисует и пишет. Предварительно нужно разделить одну из сторон листа, на котором дети будут выполнять задание, горизонтальной чертой пополам. Необходимо также приготовить для каждого испытуемого по две карточки с заданиями. Карточки размером 7 – 8 на 13 – 14 см вырезаются из плотной белой бумаги. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу рукописным шрифтом «Ей дан чай» или «Он ел суп»;вертикальный размер букв 1 см, а заглавной – 1,5 см. на второй карточке нужно изобразить десять точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали 1 см, диаметр точек 2 мм.

На выполнение первого задания дается такая инструкция: «Нарисуй здесь (на чистой стороне листа) какого – нибудь мужчину, дядю так, как умеешь». Дети часто задают много дополнительных вопросов – на них лучше ответить: «Рисуй, как умеешь». Можно подбодрить малыша, если он не уверен. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», «принцессу» и т.п., необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю».

После того как ребенок закончит выполнять это задание, нужно перевернуть лист и дать следующую инструкцию: «На этой карточке что-то написано – ты еще не умеешь писать, поэтому постарайся срисовать так же». (карточку с фразой нужно положить перед ребенком выше листа).

После выполнения второго задания нужно положить перед испытуемым карточку с точками и дать такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же в нижней части листа».

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе, причем 1 – лучшая оценка, а 5 – худшая.

Дети, готовые к обучению в школе, должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, обозначить глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы, фигура должна быть пропорциональной. При копировании фразы – правильно воспроизвести штрихи букв, их наклон, правильно разделить фразу на слова.

Критерии оценки фигуры хорошо видны на рисунках: 1 балл ставится тогда, когда у нарисованной фигуры есть голова, шея, туловище, ноги и руки, на голове – волосы, на лице – глаза, нос, рот, имеются признаки мужской одежды, а 5 баллов – когда на рисунке «нечто» головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится тогда, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла – предложение можно прочитать, 3 балла – можно прочитать хотя бы четыре буквы, 4 балла – с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письме, 5 баллов – каракули.

При оценке срисовывания точек 1 балл ставится за достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение и уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали, 2 балла – если есть незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек, 3 балла – группа точек грубо похожа на образец, нарушена симметрия, возможно больше (не больше 20) и меньшее (не меньше 7) количество точек, 4 балла – точки расположены кучно, но могут напоминать любую геометрическую фигуру, количество и величина точек любые, 5 – каракули.

Оценки каждого ребенка при выполнении каждого задания суммируются. Конечно, с первого раза быстро и правильно оценить качество выполнения всех заданий будет нелегко, но можно попробовать сделать это вместе с товарищами по работе, использовать так называемый метод экспертных оценок. При этом каждый поставит свою оценку за каждое задание, а в конечном итоге следует учесть среднюю. Например, три учителя начальных классов провели тестирование в своих классах и каждый из них оценивает не только работы своих учеников, но и работы детей из двух других классов. Оценивается работа Коли: за рисунок фигуры человека Коля получает 5, 4, 5 (средний балл 4,8), за фразу – 4, 3, 3 (средний балл 3,3), за точки все ставят одинаковый балл – 4; затем подсчитывается общий средний балл за выполнение всех трех заданий – он составляет 4,3 балла. Дети, готовые к обучению, получают как правило, от 3 до 9 баллов. Поэтому не волнуйтесь, если есть сомнения – какой балл поставить.

Внимание – здоровье!

Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, является одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости.



Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс.

К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 1/4 часть детей (20 – 25%). На фоне высокого физического развития и снижения уровня инфекционной заболеваемости, о которых так много говорят уже много лет, распространенность отклонений в состоянии здоровья учащихся в настоящее время весьма значительна.

Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников, особенно начавших обучение с шестилетнего возраста.

Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей, во многом зависит не только от врача, но и от педагога, который должен иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения детей, особенно младших школьников, и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые необходимо применять именно на самом первом этапе обучения, особенно потому, что этот этап совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения.

С началом систематического обучения естественно возрастает нагрузка на зрение. Она связана с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, в работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении, письме, конструировании. Особенно велика эта нагрузка в тех случаях, когда восприятие печатных знаков затруднено из-за их малого размера и четкости изображения. Напряжение глаз усугубляется за счет плохого внешнего оформления учебных пособий, рабочих тетрадей, плохой четкости печати при ротапринтных, особенно черно-белых, изданиях употреблении мелких шрифтов.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей (и зрения тоже) связана с их длительным непрерывным сидением за партой, не следует требовать от малышей соблюдения неподвижной позы в течение всего урока.

Существует также ряд упражнений, которые целесообразно проводить в течение урока на физкультминутках, например, быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный объект и обратно в течение от 0,5 до 1 минуты. Эти упражнения не занимают много времени и способствуют улучшению функционального состояния зрения, действуют особенно благоприятно при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем боле актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет нарушения осанки – асимметрию плеч и лопаток, сутулость, возникающие в результате нарушений тонуса симметричных мышц спины, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз).

Не вызывает сомнения, что непременным условием успешности обучения детей в школе является полная осведомленность педагога об их физиологических и психологических особенностях развития, об условиях их жизни и воспитания и особенно о состоянии здоровья в начале обучения.



Итак, состояние здоровья ребенка в начале обучения – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и десятилетнего школьного марафона.

Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе.

Первоклассник в школе и дома

Что такое адаптация к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести – семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.

Выделено три основных этапа (фазы) адаптации.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две – три недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять – шесть недель, то есть этот период продолжается до 10 – 15 октября, а наиболее сложными являются первая – четвертая недели.



Под «школьным стрессом» понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенка успешно справиться с учебной нагрузкой.

Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного).

Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения.

Одним из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению, является состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.


Контроль за адаптацией
к обучению в школе
.
Адаптация представляет собой совокупность определенных действий и процессов, посредством которых осуществляется переход от менее стабильного к более устойчивому равновесию между организмом и средой. В педагогическом аспекте это не что иное, как процесс гармонизации взаимоотношения ученика с окружающей средой.

Основными механизмами расстройства адаптации детей является: выраженное эмоциональное напряжение ввиду повышенной их чувствительности к ломке привычного динамического стереотипа, незрелость их адаптационных механизмов и, как следствие этого, неэффективное вегетативное обеспечение адаптационного процесса.



Тест для определения риска
неблагоприятного течения адаптации к школе.

Тестом является прогностическая таблица (см. приложение), в котором представлены данные о наличии отягощенных факторов биологического и социального анализа ребенка, которые могут неблагоприятно влиять на течение его адаптации к школе.

Прогностическая таблица может заполняться непосредственно родителями ребенка.

Для каждого из 21 фактора подчеркивается соответствующая градация. 21-й фактор заполняется для того, чтобы лучше оценить культурный уровень семьи. После этого суммируются прогностические коэффициенты (ПК), соответствующие подчеркнутым градациям факторов, с учетом знака «+» или «-».

При сумме ПК больше +13 баллов дается заключение о высоком риске неблагоприятного течения адаптации ребенка. Этим детям в начале обучения требуется индивидуальный подход со стороны учителя, учёта их характеристических особенностей, проведения психо-профилактических мероприятий.

При сумме ПК меньше –13 баллов дается заключение о благоприятном прогнозе. Если сумма ПК находится в интервале между -13 и +13 баллами, следует ожидать среднеблагоприятного течения адаптации к школе.

Изучение социально-психологической адаптации первоклассников
к школе (сводная) (заполняется родителями)

Школа ____________
Класс_____________


Кол-во учащихся____________

1. Успешность выполнения школьных заданий:

а) правильное, безошибочное выполнение школьных заданий,

б) небольшие помарки, единичные ошибки;.

в) редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;

г) плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок,

частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;

д) плохое усвоение программного материала по всем предметам.

2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий:

а) ребенок работает легко, свободно, без напряжения;

б) выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений,

в) иногда работает легко, в другое время; проявляет упрямство, выполнение заданий


требует некоторого напряжения для завершения

г) выполнение школьных заданий требует, от ребенка определенной степени


напряжения,

д) ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию


3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий:

а) ребенок сам справляется со школьными заданиями

б) работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

в) иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

г) ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но
предпочитает делать их с помощью взрослого;

д) для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и


постоянный контроль со стороны взрослого


4. Настроение, с которым ребенок идет в школу:

а) ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идете школу

б) спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

в) иногда проявляется сниженное настроение

г) случаются проявления отрицательных эмоций


  • тревожность, огорчение, иногда страх

  • обидчивость, вспыльчивость-раздражительность

д) преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)
5. Взаимоотношения с одноклассниками:

а) общительный, инициативный, легко, контактирует с детьми, у него много друзей,


знакомых

б) малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

в) сфера общения несколько ограничена,, общается только с некоторыми ребятами

г) предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт,

д) наблюдаются трудности в общении:


  • замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один,

  • инициативен в общении, но часто проявляет негативизм в отношениях с
    детьми ссориться, дразнится, дерется.

6. Общая оценка адаптированности ребенка.

а) высокий уровень адаптированности;

б) уровень адаптированности выше среднего;

в) средний уровень адаптированности;

г) уровень адаптированности ребенка ниже среднего;

д) низкий уровень адаптированност



Схема изучения социально-психологической адаптации первоклассников к школе (сводная)

(заполняется учителем)

Школа


Класс

Кол-во учащихся



1-й критерий «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Учебная активность:

5 Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.

3 Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2 Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается,
не слышит вопроса

1 Пассивен на уроке, дает неверные ответы или не отвечает совсем, часто


переписывает готовое с доски.

0 Учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс).



II. Усвоение знаний (успеваемость):

5 Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий (средний балл 5-4,5)

4 Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5-4)

3 Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой (средний балл 3,9-3,6)

2 Плохое усвоение материала по одному из основных предметов Обилие ошибок
(средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

1 Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,


зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл ниже 3,5).

0 Плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки,


большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл
ниже 3,5)

2-й критерий «УСВОЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ»

III. Поведение на уроке:

5 Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

4 Выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается от урока

3 Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2 Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия,


вертится .пли постоянно разговаривает Не выполняет требования учителя, большую
часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

IV. Поведение на перемене:

5 Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.

4 Активность выражена в малой степени, предпочитает занятия в классе с кем-нибудь
из ребят, чтение книг, спокойные игры.

3 Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к


следующему уроку (готовит учебники, тетради, доску, убирает класс).

2 Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой.


1 Пассивный, движения скованные, избегает других.

0 Часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, нападает на них,


кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет
собой)

3-й критерий «УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ»
V. Взаимоотношения с одноклассниками;

5 Общительный, легко контактирует с детьми.

4 Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

3 Сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми ребятами

2 Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети


равнодушны к нему).

0. Проявляет негативизм в отношениях с детьми, постоянно ссориться и обижает их (другие дети его не любят)



VI. Отношение к учителю:

5 Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после


урока часто подходит к учителю, общается с ним

4 Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его


требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

3 Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к


одноклассникам

2 Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним,


старается быть незаметным

1 Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется,


говорит тихо, запинается

0 Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при


малейшем замечании

4-й критерий «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

УЛ. Эмоции:

5 Хорошее настроение, часто улыбается, смеется

4 Спокойное эмоциональное состояние.

3 Эпизодически проявление сниженного настроения

2 Отрицательные эмоции.

тревожность, огорчение, иногда страх;

обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1 Отдельные депрессивные проявления,' плач без всяких на то причин, агрессивные


реакции, часто ссорится с детьми, повышает голос;

О Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышки гнева, злости)


проявляется в отношениях с детьми (может ударить или сломать что-то, затеять драку)
и с учи гелем