Учебно-тематический план по природоведению Класс: 5 Учитель Журавлёва Алефтина Нургалиевна Количество часов: всего 70 часов; в недел - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-тематический план по математике. 9 класс. Всего часов 4×34=136... 7 1630.67kb.
Рабочая программа рассчитана на 312 часов, из них 15 часов теоретических... 1 254.5kb.
Рабочая программа для 7-го класса по биологии 2 часа в неделю (68... 3 421.85kb.
Отключить баллон с фреоном от линии нагнетания 1 16.57kb.
Программа: Технология: Программы начального и основного общего образования... 1 489.17kb.
Проанализировать ошибки атрибуции в социальном познании и составить... 4 685.46kb.
Найти учителей, которые имеют категорию эстонского языка B 1 15.66kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение... 2 608.56kb.
Інтернет Сервіс нтц інтернет Сервіс 1 23.6kb.
Предварительное знакомство с историей возникновения загадок, с определением... 1 69.5kb.
Календарно-тематическое планирование по технологии 8 класс (девочки) 1 125.45kb.
- 14 3054.35kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-тематический план по природоведению Класс: 5 Учитель Журавлёва Алефтина Нургалиевна - страница №1/1

Пояснительная записка
Учебно-тематический план

по природоведению

Класс: 5

Учитель Журавлёва Алефтина Нургалиевна

Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков ___ , зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков _______ ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта и Программы основного общего образования по природоведению 5 класса авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений . Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы» М. «Дрофа» 2008 г. Преподавание ведется по учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение» М. Дрофа 2006 г.

«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:


  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Календарно-тематическое планирование по природоведению


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Срок проведения

Тип урока

Контроль

Оборудование, использование ИКТ













Тема 1

Изучение природы (4 ч)




1 четв.










1

Изучение природы.

Что такое природоведение?



1




вводный




ИКТ

2

Методы изучения природы.

1




КУ




ИКТ

3

Оборудование для научных исследованиях

1




КУ. П




Лабор. оборуд.


4

Обобщающий урок по теме «Изучение природы»

1




ОК

К




Тема2 Вселенная(14 часов)
















5

Как древние люди представляли Вселенную

1




УПЗ




ИКТ

6

Модель Вселенной по Аристотелю

1




КУ




работа с атласом

7

Коперник и его модель Вселенной

1




УПЗ




работа с атласом

8

Современные представления о Вселенной

1




УПЗ




работа с атласом

9

Солнечная система

1




УПЗ




работа с атласом

10

Планеты земной группы

1




ПК




работа с атласом

11

Планеты – гиганты. Плутон

1




УПЗ




ИКТ

12

Спутники планет. Луна

1




УПЗ







13

Небесные тела. Астероиды. Кометы

1




КУ







14

Небесные тела. Метеоры и метеориты

1




КУ







15

Мир звезд. Солнце

1




УПЗ







16

Созвездия

1




П







17

Галактики. Многообразие галактик

1

2 четв.







работа с атласом

18

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1




ОК

К




Тема 3 Земля (18часов)
















19

Как возникла Земля



1




УПЗ




работа с атласом

20

Внутреннее строение Земли

1




УПЗ




ИКТ

21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1




КУ.П




раздаточный материал

22

Вещества в окружающем мире и их использование человеком

1




КУ.П




химич. реактивы

23



Многообразие явлений природы. Физические и химические явления

1






П






химич. реактивы

24

Природные явления (землетрясения и вулканы)

1




УПЗ




ИКТ

25

Суша планеты


1




КУ.П




работа с атласом

26

Рельеф суши. Горы

Равнины


1




КУ.П




работа с атласом

27

Характеристика материков







КУ.П




работа с атласом

28

Обобщающий урок

«Строение Земли









ОК







29

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

1




УПЗ




работа с атласом

30

Свойства воздуха

1




УПЗ







31

Движение воздуха. Ветер, ураган, смерч

1




П




ИКТ

32

Осадки, погода, климат.

1




УПЗ




дневник наблюдений

33

Что такое гидросфера? Свойства воды

1




УПЗ




ИКТ

34

Воды суши. Ледники.

1

3четв.

КУ.П




работа с атласом

35

Обобщающий урок «Уникальность планеты Земля»

1




Урок игра




ИКТ

36

Контрольная работа

По теме «Земля»









ОК

К




Тема 3 Жизнь на Земле (16 часов)
















37

Развитие жизни на Земле

1




УПЗ




ИКТ

38

Живые клетки Методы их изучения

1




Д




микроскоп, лупа

39

Увеличительные приборы

1




П




микроскоп, лупа

40

Строение растительной клетки

1




КУ.П




микроскоп, лупа

41

Организм и его свойство. Царства живой природы

1




П




раздаточный материал

42

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

1




КУ.П




раздаточный материал

43

Царства живой природы. Многоклеточные организмы (грибы, растения)

1




КУ.П




раздаточный материал ИКТ

44

Беспозвоночные и позвоночные животные

1




УПЗ




раздаточный материал

45

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная

среда


1




УПЗ




ИКТ

46

Водная и почвенная среды обитания

1




УПЗ




ИКТ

47-48

Жизнь на разных материках

2










ИКТ

49

Природные зоны Земли

1




КУ.П




работа с атласом

50

Жизнь в морях и океанах

1




УПЗ




ИКТ

51

Обобщающий урок

«Что мы узнали о живой природе. Связь живого и неживого»



1




ОК




ИКТ

52

Контрольная работа



1




К

К




Тема 5 Человек на Земле (15 часов)
















53

Человек – часть биосферы

1




УПЗ




ИКТ

54

Как человек появился на Земле?

Древние предки



1




УПЗ




ИКТ

55

История географических открытий

1

4четв.

УПЗ




работа с атласом

56

Великие путешественники

1




УПЗ




работа с атласом

57

Как человек изменил Землю

1




УПЗ




ИКТ

58

Глобальные экологические проблемы

1




УПЗ




ИКТ

59


Жизнь под угрозой.

Красная книга




1




УПЗ




ИКТ

60

Они не должны исчезнуть

1










ИКТ

61

Не станет ли Земля пустыней?


1




УПЗ




ИКТ

62

Взаимосвязь здоровья и образа жизни человека


1




П







63

Среда обитания. Вредные привычки и их профилактика

1




УПЗ




ИКТ

64

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения


1




УПЗ




ИКТ

65-66


Простейшие способы оказания первой помощи


2




П




раздаточный материал ИКТ

67

Обобщающий урок

Человек в ответе за природу



1




ОК




ИКТ

68

Итоговая контрольная работа

1




УИ

К




69,70

Резерв

2












УПЗ – урок получения знаний

УПЗУ ––урок применения знаний и умений

ОК – обобщение и контроль

КУ – комбинированный урок

ПК - поисковый

П – практическая

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


№п/п

Название темы

Изучаемые вопросы




Тема 1 Изучение природы (4 ч)







1

Изучение природы.

Что такое природоведение?



Изучение природы человеком. Естественные нау­ки (астрономия, физика, химия, геология, физиче­ская география, биология, экология).




2

Методы изучения природы.

Методы изу­чения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.




3

Оборудование для научных исследованиях

Оборудование для научных исследова­ний (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).





4

Обобщающий урок по теме «Изучение природы»

Практическая работа

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.







Тема2 Вселенная(14 часов)







5

Как древние люди представляли Вселенную

Понятие Вселенная.Представления о Вселенной у древних ин­дийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.




6

Модель Вселенной по Аристотелю

Модель Вселенной по Аристоте­лю. Модель Вселенной по Птолемею1




7

Коперник и его модель Вселенной

Доказательства шарообразности Земли. Система мира по Н. Копернику.

Роль Док. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.







8

Современные представления о Вселенной

Сов­ременные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.




9

Солнечная система

Солнечная система, ее состав. Луна - естественный спутник Земли. Спутники планет




10

Планеты земной группы

Планеты земной группы и их основные характеристики




11

Планеты – гиганты. Плутон

Планеты-гиганты. Плутон..Сравнительная характеристика планет земной группы от планет-гигантов




12

Спутники планет. Луна

Луна - естественный спутник Земли. Спутники других планет




13

Небесные тела. Астероиды. Кометы

Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение относительно звезд, строение комет, наблюдение за кометами.




14

Небесные тела. Метеоры и метеориты

Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца




15

Мир звезд. Солнце

Звезды. Показать разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли.

Солнце - ближайшая к нам звезда.







16

Созвездия

Дать понятие созвездия. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия.




17

Галактики. Многообразие галактик

Галактики. Многообразие галактик




18

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Повторить основные понятия темы «Вселенная».





Тема 3 Земля (18 часов)







19

Как возникла Земля



Познакомить с различными гипотезами о происхождении Земли; с учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы.




20

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Познакомить с теорией движения материков – литосферными плитами




21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Горные породы. Минералы, полез­ные ископаемые (рудные, нерудные, горючие) их свойства и особенности. Отличие горных пород от минералов.




22

Вещества в окружающем мире и их использование человеком

Вещества в окружающем мире. и их использова­ние человеком.





23

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления

О многообразии явлений природы и их простейших классификациях Практическая работа. Описание и сравнение признаков 2—3 веществ.




24

Природные явления (землетрясения и вулканы)

Понятие землетрясения, его причины. Зоны распространения землетрясений на Земле. Предсказания землетрясений. Вулкан, его строение. Причины извержения. Разнообразие вулканов. Зоны активности вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов.




25

Суша планеты


Материки и острова, части света и их основные характеристики. Работа с контурными картами




26

Рельеф суши. Горы

Равнины


Характеристика рельефа суши материков. Работа с контурными картами




27

Характеристика материков

Характерис­тика природных условий материков. Работа с контурными картами




28

Обобщающий урок

«Строение Земли»



Повторить основные понятия темы. Работа с контурными картами




29

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков.





30

Свойства воздуха

Погода и ее признаки. Изменение погоды и ее причины. Прогноз погоды. Климат и его характер, разнообразие климатов.




31

Движение воздуха. Ветер, ураган, смерч

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхно­стью. Ветер. Природные явле­ния: ураганы и смерчи




32

Осадки, погода, климат.

Наблюдение погоды, измерение температуры воз­духа, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.




33

Что такое гидросфера? Свойства воды

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Со­леность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.




34

Воды суши. Ледники.

Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.




35

Обобщающий урок «Уникальность планеты Земля»

Уникальность планеты Земля. Особенности расположения Земли в Солнеч­ной системе, ее вращение, строение, обеспечиваю­щие возможность жизни на планете.




36

Контрольная работа

По теме «Земля»



Повторить основные понятия темы.

Контрольная работа






Тема 4 Жизнь на Земле (16 часов)




Обобщающий урок

«Что мы узнали о живой природе. Связь живого и неживого»



37

Развитие жизни на Земле

Современные взгляды на развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные периоды нашей планеты.




38

Живые клетки Методы их изучения

Клеточное строение организмов. Оболочка, цито­плазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и жи­вотного организмов. Половые клетки. Оплодотворе­ние.





39

Увеличительные приборы

Работа с микроскопом. Практическая работа




40

Строение растительной клетки

Практическая работа «Изучение строения клетки с помощью микроскопа».




41

Организм и его свойство. Царства живой природы

Разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы.





42

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Разнообразие одноклеточных организмов Определение (узнавание) наиболее распростра­ненных растений и животных. Практическая работа




43

Царства живой природы. Многоклеточные организмы (грибы, растения)

Разнообразие многоклеточных организмов. Определение (узнавание) наиболее распростра­ненных растений и грибов.




44

Беспозвоночные и позвоночные животные

Животные, их разнообразие, роль в природе, связь с растениями и другими живыми организмами. Беспозвоночные животные, их многообразие. Позвоночные животные, их многообразие.




45

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная

среда


Среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно – воздушной среды.




46

Водная и почвенная среды обитания

Особенности водной и почвенной среды, водные и почвенные жители особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к этим средам




47-48

Жизнь на разных материках

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли.




49

Природные зоны Земли

Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира.




50

Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхно­сти и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.





51

Обобщающий урок

«Что мы узнали о живой природе. Связь живого и неживого»



Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах обитания, о природных зонах Земли.

Контрольная работа, или итоговый тест.






52

Контрольная работа



Контрольная работа, или итоговый тест.




Тема 5 Человек на Земле (15 часов)







53

Человек – часть биосферы

Человек – часть биосферы




54

Как человек появился на Земле?

Древние предки



Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и авст­ралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходя­щий. Человек разумный (неандерталец, кроманьо­нец, современный человек).





55

История географических открытий

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антаркти­ды.





56

Великие путешественники

Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.




57

Как человек изменил Землю

Последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе.




58

Глобальные экологические проблемы

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект.





59

Жизнь под угрозой.

Красная книга



Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.




60

Они не должны исчезнуть

Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ.




61

Не станет ли Земля пустыней?

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.




62

Взаимосвязь здоровья и образа жизни человека

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Практическая работа « Измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными особенностями»




63

Среда обитания. Вредные привычки и их профилактика

Профилактика вредных привычек.





64

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, грозы, граде),





65-66

Простейшие способы оказания первой помощи

Практическая работа «Правила оказания первой помощи




67

Обобщающий урок

Человек в ответе за природу









68

Итоговая контрольная работа







69,70

Резерв








Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать


  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по3 - 4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;




  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2—3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травм.

Содержание практических работ




Список литературы


  1. А.А.Плешаков и Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007.

  2. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина Природоведение- М.: Дрофа, 2000.

  3. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина 5класс. «Дрофа»

  4. Программы для общеобразовательных учреждений . Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы» М. «Дрофа» 2008 г. .