страница 1страница 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» - страница №1/2
![]() Н ![]() БИЗНЕСА И ПРАВА Автор Молохина Г.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2014 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины. Составитель: к.псх.н. Молохина Г.А. (НОУ ВПО ИУБиП) содержание
1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Предмет, задачи и методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии Содержание Два подхода к проблеме психической деятельности животных. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии. Специфика зоопсихологического исследования. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Систематика методологии В.Н. Дружинина. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Метод «открытого поля». Метод «лабиринта». Метод «обходного пути». Метод «условных рефлексов»: рефлексы с положительным подкреплением и с отрицательным. Метод «проблемной клетки». Тема 2. Поведение животных. Уровни поведения и эволюция. Содержание Пять уровней поведения животного. Простейшие формы поведения. Таксисы. Простейшие рефлексы. Рефлексы у животных и человека. Теория И.П. Павлова. Инстинктивное поведение. Инстинктивная деятельность человека и животных. Миграция лососевых рыб. Врожденные пусковые механизмы сложного инстинктивного поведения. Импринтинг. Тема 3. Процесс научения. Способность к умозаключениям у высших животных. Содержание Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение. Навык как основная форма обучения. Различные способы обучения. Развитие способности к умозаключениям в процессе эволюции. Тема 4. Эволюция психики и уровни психического отражения. Содержание Проблемы происхождения многообразия видов живых существ. Неодарвинизм. Синтетическая теория эволюции. Альтернативные взгляды на происхождение многообразия живых существ. Теория А.Н. Леонтьева о психике как отражение. Сенсорный и перцептивный уровни психической организации. Низший и высший уровень сенсорной психики. Тема 5. Врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии. Содержание Проблема соотношения врожденного и приобретенного. Опыты американского ученого Циин Янг Куо по изучению развития куриных эмбрионов. Роль генетически фиксированных программ. «Эмбриональное обучение». Три стадии онтогенеза поведения. Манипулятивные игры, совместные игры. Исследовательское поведение и игры. Тема 6. Социальное поведение животных. Содержание Понятие о социальном поведении животных. Наука зоосоциологии. Что такое социальное поведение. Исследования Н. Тинбергеном поведения социальных животных. Временная и пространственная синхронизация поведения. Ухаживание. Семейное и групповое поведение социальных животных. Преимущества группового образа жизни. Тема 7. Агрессия и содружество в животном мире. Содержание Драки у животных. Причины драк. Установление иерархии в группе животных. «Порядок клевания» у птиц. Социальное содружество внутри вида и отношения между различными видами. Основные формы межвидового поведения. Запуск необходимых реакций. Мимикрия и защитная окраска. Тема 8. Интеллектуальная деятельность у млекопитающих и птиц. Содержание Проявления интеллекта у животных. Тесты диагностики интеллектуальной активности у животных. Рассудочная деятельность животных. Опыты Л.В. Крушинского. Интеллектуальная деятельность у птиц. Особенности интеллектуальной деятельности птиц. Интеллектуальные способности врановых. Тема 9. Сравнительная характеристика психической деятельности высших приматов и человека. Содержание Предмет и задачи сравнительной психологии. Сравнительная психология как наука о закономерностях происхождения и развития психики человека и животных. Эволюция психики и антропогенез. Ч. Дарвин и эволюция человека. Особенности антропогенеза. Сравнительная характеристика психической деятельности у высших приматов и человека. Интеллектуальные особенности низших обезьян, высших обезьян и человека. Тема 10. Сравнительная психология. Филогенетический обзор становления психики животных. Психика животных и человека Содержание В.А. Вагнер – основоположник сравнительной психологии. Биопсихология (биологические основания сравнительной психологии). Монистическая теория «сверху» и «снизу». Объективные методы исследования биопсихологии. Филогенетический метод изучения биопсихологии. Родословное дерево и уровни психического развития животных (по К.Э. Фабри, 1976). Сравнительные аспекты становления психики животных и человека. …
следующая страница >> |