Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной коммуникацией» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. 14 3860.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Е. А. Петренко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы... 1 327.01kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение... 2 608.56kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная... 2 229.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ведение деловых переговоров»... 1 216.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология управления... 3 692.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 925.97kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория проектирования»... 7 549.31kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 20 3378.84kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной коммуникацией» - страница №1/1




НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Карпова М.В.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Управление организационной коммуникацией»
для студентов очной формы обучения направления подготовки для 080200.62 «Менеджмент»

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной коммуникацией» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент».



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Менеджмент» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.соц.н. Карпова М.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.э.н. Пивоваров И.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

к.э.н. Забелин Д.В. (НОУ ВПО РМИЭУ)



содержание

1

лекционные занятия

4

2

Практические занятия

20

3

Контроль овладения компетенциями

37

4

методические указания по выполнению УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУРСОВЫХ РАБОТ)

38


4.1

Перечень тем учебных проектов (курсовых работ)

38

4.2

Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ)

39


5

самостоятельнАЯ работА студентов

40

6

аттестация

41

6.1

Примерные вопросы к промежуточному тестированию

42

6.2

Практические задания

43

6.3

Вопросы и задания к итоговой аттестации

43

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

46

8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

48





Контактная информация преподавателя

49



1. лекционные занятия


Модуль 1
Тема 1. Виды организационных коммуникаций и особенности коммуникативного процесса

Цель лекции: ознакомить с понятием организационных коммуникаций и особенностей коммуникативного процесса

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность предмета, целей и задач коммуникаций в организации;

  • объяснить основную цель коммуникаций;

  • выделить основные виды организационных коммуникаций;

  • определить сущность элементов коммуникативного процесса.

План:

  1. Сущность предмета, целей и задач коммуникаций в организации;

  2. Объяснить основная цель коммуникации;

  3. Виды организационных коммуникаций;

  4. Сущность элементов коммуникативного процесса.

Выводы:

  1. Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.   Коммуникация — это одно из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность — одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей (формальная организация).

2. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений

  1. Внешняя коммуникация — это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании.

  2.   Внутренние коммуникации – предстают как часть производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Коммуникация внутри организации включает в себя инструктирование, информацию, обучение, менеджмент методом разговоров. 

  3. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов; канал, средство передачи информации; получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее значение.

Литература:

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2010.

  2. Валуев С.А. Организационный менеджмент./ С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. — M.: Проспект, 2010.

  3. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование.-М.:Дашков и К.2012. IPRbooks

  4. Голуб О.Ю., Тихонова С.В., Теория коммуникаций. Уч. Пособие.-М.: Дашков и К.2011. IPRbooks


Тема 2. Преграды в организационных коммуникациях и совершенствование организационных коммуникаций
Цель лекции: Ознакомить с условиями возникновения преград в организационных коммуникациях и совершенствования организационных коммуникаций.

Задачи лекции:

1. Направления информационных потоков

2. Объяснить суть коммуникативных барьеров.

3. Рассмотреть стратегии регулирования информационного потока.



План:

  1. Направления информационных потоков

  2. Коммуникативные барьеры.

  3. регулирование информационного потока

Выводы:

  1. Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому, является нисходящим.  Восходящее направление. Восходящая информация используется для обратной связи подчиненных с руководством с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Горизонтальное направление. Когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным.

  2. Коммуникативными барьерами называют препятствия и помехи нарушающие процесс передачи информации и снижающие его эффективность.

  3. регулирование информационного потока – одна из функций руководителя, показатель оценки его работы. Управленческие действия по регулированию информационного потока: создание прочной обратной связи; снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей, сбор предложений, телефонная связь; регулярные ответы руководства на вопросы сотрудников.

Литература:

  1. Егоршин А.П., Управление персоналом./ А.П. Егоршин. – Н.Новгород: Альком, 2010.

  2. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США./ А.Н. Исаенко. – М.: Проспект, 2010.

  3. Крюгер В. Руководство командой./ В. Крюгер – М.: Омега-Л, 2010.



Тема 3. Природа и состав функций менеджмента с точки зрения организационных коммуникаций

Цель лекции: ознакомить с природой и составом функций менеджмента с точки зрения организационных коммуникаций.

Задачи лекции:

- ознакомить с основными функциями менеджмента с точки зрения организационных коммуникаций;

- объяснить важность распределения обязанностей.

- рассмотреть навыки делегирования полномочий



План:

  1. Функции менеджмента с точки зрения организационных коммуникаций.

  2. Навыки распределения обязанностей

  3. Делегирования полномочий.

Выводы:

1. Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе.

2. Умение распределять - это мощное, но и очень сложное умение, причем обоюдоострое. Если все делается умело, растет продуктивность и собирается сплоченная команда. Но если что-то делать не так, пропадет больше часов, чем огнедышащий дракон смог бы уничтожить деревьев.

3. Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление

Литература:

  1. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.

  2. Пронников В.А. Управление персоналом в Японии./ В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  3. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров./ Ю.А. Розенбаум. – М.: Академия, 2010.

  4. Румянцева З.П. Менеджмент организации./ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: Прогресс, 2010.

    1. Русинов Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отноше­ний./ Ф.М. Русинов, Л.Ф Никулин, Л.В. Фаткин. — М.: РАГС, 2010.


Тема 4. Коммуникационное обеспечение процесса планирования
Цель лекции: ознакомить с основными законами коммуникационного обеспечения процесса планирования

Задачи лекции:

1. Рассмотреть сущность организационных коммуникаций в процессе планирования.

2. Провести обзор корпоративной маркетинговой и коммуникационной иерархии.

3. Рассмотреть роль коммуникаций при разработке бизнес-плана, в выборе целей, в выборе стратегии



План:

1. Сущность организационных коммуникаций в процессе планирования.

2. Корпоративная маркетинговая и коммуникационная иерархия.

3. Роль коммуникаций при разработке бизнес-плана, в выборе целей, в выборе стратегии



Выводы:

  1. Для организационного планирования необходима входная информация о: Проектных связях, которые обычно принадлежат к одной из трех следующих категорий: Организационные связи - это формальная и неформальная отчетность между различными организационными подразделениями; Технические связи - это формальная и неформальная отчетность между различными техническими частями; межличностные связи - это формальная и неформальная отчетность между различными людьми, вовлеченными в проект.

  2. Сущность иерархии планирования : цели на трех уровнях планирования – корпоративного, маркетингового и маркетинговых коммуникаций планирования – взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

  3. Стратегия маркетинговых коммуникаций исходит непосредственно из маркетинговой стратегии, которая, в свою очередь, должна прямо опираться на корпоративную стратегию. 

  4. Маркетинговые коммуникации можно рассматривать как составляющую одного из следующих семи компонентов: продуктов, цены, места, продвижения, людей, процессов и физических аспектов, т.е. маркетинговые коммуникации являются элементом промоушена – кампаний продвижения. 

Литература:

  1. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика./ А.Ф. Кузин. – М.: Омега-Л, 2010.

  2. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.

  3. Пронников В.А. Управление персоналом в Японии./ В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  4. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров./ Ю.А. Розенбаум. – М.: Академия, 2010.

  5. Румянцева З.П. Менеджмент организации./ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: Прогресс, 2010.


Тема 5. Коммуникационное обеспечение функции организации и мотивации деятельности
Цель лекции: ознакомить с сущностью Коммуникационного обеспечения функции организации и мотивации деятельности

Задачи лекции:

  1. Сущность Коммуникации в различных типах организационных структур.

  2. Рассмотреть коммуникационные соответствия структуры организации ее стратегии

План:

  1. Коммуникации в различных типах организационных структур.

  2. Коммуникационные соответствия структуры организации ее стратегии.

Выводы:

  1. Существует пять типов организационных структур: Элементарная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только в маленьких организациях: верхний уровень — руководитель, и нижний уровень — исполнитель.Функциональная организационная структура: где появляется разделение труда и специализация. Дивизиональная организационная структура: руководство таких подразделений имеет право само вырабатывать стратегию для руководимого ими отделения и подчиняется непосредственно высшему руководству организации.На базе стратегических единиц бизнеса:   для координации работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем.Матричная организационная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства. Разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта.

Литература:

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  2. Инновационная экономика. Занятость, трудовая мотивация, эффективность Садовая Е.С., Кузьмин В.В.. – М.: Экономика,2011г.

  3. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации. Стратегические основы Хачатурян А.А., 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2010г.



Тема 6. Коммуникационное обеспечение процесса контроля и принятия решений
Цель лекции:

- ознакомить с процессами коммуникационного обеспечения процесса контроля и принятия решений



Задачи лекции:

1. раскрыть суть коммуникации в системах управленческого контроля

2. Определить важность коммуникации в классификации управленческих решений

План:


  1. Коммуникации в системах управленческого контроля.

  2. Коммуникации в классификации управленческих решений

Выводы:

  1. Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий: определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля); сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности; оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации; выявление причин данных отклонений.

  2. Управленческие решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.

  3. Принятие решений в организации характеризуется: это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;это поведение, основанное на фактах и ценностных ориентирах;это процесс взаимодействия членов организации;это выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;это часть общего процесса управления;это неизбежная часть ежедневной работы менеджера;это важно для выполнения всех других функций управления.

Литература:

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2010.

  2. Валуев С.А. Организационный менеджмент./ С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. — M.: Проспект, 2010.

  3. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование.-М.:Дашков и К.2012. IPRbooks

  4. Голуб О.Ю., Тихонова С.В., Теория коммуникаций. Уч. Пособие.-М.: Дашков и К.2011. IPRbooks

  5. Егоршин А.П., Управление персоналом./ А.П. Егоршин. – Н.Новгород: Альком, 2010.

  6. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США./ А.Н. Исаенко. – М.: Проспект, 2010.

  7. Крюгер В. Руководство командой./ В. Крюгер – М.: Омега-Л, 2010.

  8. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика./ А.Ф. Кузин. – М.: Омега-Л, 2010.

  9. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.


Тема 7. Коммуникационное обеспечение процесса делегирования полномочий

Цель лекции: ознакомить с основными методами коммуникационного обеспечение процесса делегирования полномочий

Задачи лекции:

- раскрыть понятие коммуникационного обеспечения делегирования полномочий;

- определить взаимосвязь коммуникаций и личных качеств руководителя;

- выделить основные коммуникационные препятствия эффективного делегирования.



План:

  1. Коммуникационное обеспечение делегирования полномочий

  2. Взаимосвязь коммуникаций и личных качеств руководителя

  3. Коммуникационные препятствия эффективного делегирования

Выводы:

  1. Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

  2. Виды полномочий: решение частичных, узкоспециальных проблем, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя и прекрасно это понимают, осуществление подготовительной работы (обобщение материала, формулировка первичных выводов, написание различных проектов), носящей в большинстве случаев рутинный характер, но тем не менее дающей возможность продемонстрировать свои способности, присутствие на различных мероприятиях информационного характера, выступление с сообщениями, обмен опытом.

  3. Стиль руководства определяется многими факторами: психологическими особенностями руководителя, его взглядами, конкретной ситуацией, стадией развития коллектива, пониманием своей роли и т.д. На стиле руководства сказывается вся личность, ее установки и отношения и, в особенности, ее характер. Модель стиля руководства включает одновременно три основных компонента разной степени выраженности: директивность, коллегиальность и пассивное невмешательство с тенденцией ведущей к попустительству.
    Стиль руководства в значительной степени определяет особенности коммуникации руководителя.

  4. Причины неэффективного делегирования: мнение руководителя, что сам он сможет выполнить данное за­дание лучше подчиненного: сомнение в возможностях и способностях подчиненного и не­желание рисковать; отсутствие у руководителя организаторских способностей; опасение потерять контроль над делом; отсутствие доверия к подчиненному; нежелание развивать подчиненных; позиция недопущения ошибок.

Литература:

  1. Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., 2000

  2. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001

  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2002

  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2010.

  5. Валуев С.А. Организационный менеджмент./ С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. — M.: Проспект, 2010.

  6. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование.-М.:Дашков и К.2012. IPRbooks

  7. Голуб О.Ю., Тихонова С.В., Теория коммуникаций. Уч. Пособие.-М.: Дашков и К.2011. IPRbooks

  8. Егоршин А.П., Управление персоналом./ А.П. Егоршин. – Н.Новгород: Альком, 2010.

  9. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США./ А.Н. Исаенко. – М.: Проспект, 2010.

  10. Крюгер В. Руководство командой./ В. Крюгер – М.: Омега-Л, 2010.

  11. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика./ А.Ф. Кузин. – М.: Омега-Л, 2010.

  12. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.

Тема 8. Технологии коммуникации
Цель лекции: ознакомить с основными коммуникационными технологиями

Задачи лекции:

- рассмотреть технологии коммуникации при реализации стратегии организации;

- изучить технологии коммуникации, применяемые в корпоративной культуре;

- определить коммуникационные технологии управления персоналом;

-исследовать коммуникационные технологии внутренних бизнес-процессов;

- определить основные правила проведения конструктивных совещаний



План:

  1. Технологии коммуникации при реализации стратегии организации.

  2. Технологии коммуникации, применяемые в корпоративной культуре.

  3. Коммуникационные технологии управления персоналом.

  4. Коммуникационные технологии внутренних бизнес-процессов.

  5. Основные правила проведения конструктивных совещаний.


Выводы:

1. Основными задачами в процессе реализации стратегии являются коммуникации при: обеспечении необходимыми компетенциями и ресурсной базой;  распределении ресурсов по значимым звеньям цепочки ценности;  выработке политики и процедур в поддержку стратегии;  внедрение методик непрерывного совершенствования;  внедрении информационных, коммуникационных и других систем; разработке системы стимулирования за достижение целей;  создании корпоративной культуры и системы лидерства.

2. Технологии коммуникации, применяемые в корпоративной культуре обеспечивают совокупность ценностей, поведенческих норм и правил; механизм воздействия на персонал; инструмент повышения стоимости материальных активов и получения организацией экономических выгод. Следовательно, корпоративная культура в условиях перехода к инновационной экономике может рассматриваться в качестве потенциального инструмента повышения эффективности деятельности организации, формирование и изменение которой является одной из ключевых задач.



3. Коммуникационные технологии в системе управления персоналом является двусторонним процессом, поскольку имеет место взаимный обмен информацией между субъектом и объектом управления, то есть между руководителями и подчиненными.

4.  Применение коммуникационных технологий позволяет сократить стоимость обслуживания клиента, гибко управлять лояльностью, повысить мобильность и прозрачность внутренних бизнес-процессов: в рамках инфраструктурных проектов по желанию заказчика осуществляется поставка нетиповых решений, выполненных производителем с максимальным учетом особенностей проекта; при интеграции программных продуктов возможно расширение штатного функционала, встраивание решения в существующую ИТ-среду без потери эффективности работающего ПО.

5. Основные правила проведения конструктивных совещаний: Соблюдение определенного времени; Соглашение о том, кто может дополнять повестку дня; Соглашение о том, как будут приниматься решения; Лимит времени для принятия решения; Четкое определение ограничений, которые существуют по каждому вопросу; Определение человека который будет принимать решение для каждого вопроса; быть более открытым для идей; интересуйтесь мнением каждого.



Литература:

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2010.

  2. Валуев С.А. Организационный менеджмент./ С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. — M.: Проспект, 2010.

  3. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование.-М.:Дашков и К.2012. IPRbooks

  4. Голуб О.Ю., Тихонова С.В., Теория коммуникаций. Уч. Пособие.-М.: Дашков и К.2011. IPRbooks

Тема 9. Управленческое взаимодействие, как механизм коммуникационного воздействия

Цель лекции: объяснить сущность управленческого взаимодействия, как механизма коммуникационного воздействия

Задачи лекции:

-определить сущность функционально-ролевого взаимодействия;

- исследовать коммуникационную реализацию управленческой роли;

- рассмотреть уровни коммуникации, деловую этику;

- изучить законы формирования «Я-концепции».

делегирования.



План:

  1. Функционально-ролевое взаимодействие.

  2. Коммуникационная реализация управленческой роли.

  3. Уровни коммуникации, деловая этика.

  4. Формирование «Я-концепции».

Выводы:

  1. Функционально-ролевой тип коммуникационных взаимодействий широко используется в управленческой деятельности. Он является специализированным и безличным. Правила коммуникации в данном случае соответствуют той социальной роли, которую человек выполняет в данной системе деятельности и в данной организации, прежде всего в профессиональном плане, его социальному статусу и сложившейся социальной иерархии позиций господства и подчинения в данной организации, будь это промышленное предприятие, строительный трест, торговая фирма, банк, научное учреждение или воинская часть. Контакты между людьми при таком типе коммуникационных взаимодействий чаще всего формализованы и четко ранжированы в соответствии с теми должностными позициями, которые занимают различные индивиды в данной организации.

  2. Коммуникационная реализация управленческой роли : Во-первых, необходимо четко уяснить идею, смысл, содержание сообщения или поручения, которое надлежит передать сослуживцам, прежде самому себе, а уже затем информировать их об этом сообщении или поручении.Во-вторых, надлежит предусмотреть потенциально возможные вербальные и невербальные помехи, препятствия, которые могут встретиться в процессе организации коммуникационного взаимодействия, чтобы с успехом их избежать или преодолеть.В-третьих, руководитель в коммуникационном взаимодействии с сотрудниками обязан излучать эмпатию (внимание к чувствам и настроениям других людей) и открытость; обладать способностью и готовностью "влезть в их шкуру", ибо только таким образом можно соответствующим образом настроить принимающих сообщение людей и приспособить содержание сообщения и форму его передачи к индивиду, группе и к существующей в данное время конкретной ситуации.В-четвертых, для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия руководитель должен суметь добиться установления обратной связи со своими сотрудниками, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая" показывает понята ли переданная информация, что резко активизирует участие работников в коммуникационном процессе и содействует успеху управленческой деятельности.В-пятых, руководители на всех уровнях управления обязаны овладевать умением и навыками регулирования коммуникационных взаимодействий, в первую очередь умением выявлять потребности в информации свои собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Они должны научиться оценивать качественную и количественную сторону своих (и собственных подчиненных) информационных потребностей; стремиться определить, что такое дефицит в информационном обмене, каков оптимальный для его управленческой деятельности объем необходимой информации, каковы ее количественные и качественные параметры.

  3. Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета и т.п.

  4. Я-концепция — важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Литература:

  1. Егоршин А.П., Управление персоналом./ А.П. Егоршин. – Н.Новгород: Альком, 2010.

  2. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США./ А.Н. Исаенко. – М.: Проспект, 2010.

  3. Крюгер В. Руководство командой./ В. Крюгер – М.: Омега-Л, 2010.

  4. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика./ А.Ф. Кузин. – М.: Омега-Л, 2010.

  5. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.

  6. Пронников В.А. Управление персоналом в Японии./ В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Тема 10. Офис как элемент системы коммуникации управления бизнес-процессами.

Цель лекции: ознакомить с основными методами коммуникационного обеспечение процесса делегирования полномочий

Задачи лекции:

- раскрыть понятие коммуникационного обеспечения делегирования полномочий;

- определить взаимосвязь коммуникаций и личных качеств руководителя;

- выделить основные коммуникационные препятствия эффективного делегирования.



План:

  1. Понятие офиса.

  2. Автоматизация офисной коммуникации.

  3. Традиционный офис. 

  4. Производственный офис. 

  5. Электронный офис. 

  6. Виды офисной деятельности.

  7. Офис как коммуникационная модель.

  8. Офис как социально-техническая модель.

Выводы:

  1. Офис - это учреждение, на входе и выходе которого не материальные изделия, сырье, полуфабрикаты, инструменты, комплектующие, а "бумаги", являющиеся: письмом или заключением, фиксирующим решение, принятое должностным лицом или организацией в целом в ответ на запрос к этой организации в форме документа или визы на другом документе (письмо или заявление частного лица, распоряжение государственного органа и др.); договором с некоторым юридическим или физическим лицом (контракт, соглашение, дополнительное соглашение и т.п.); распорядительным или учетным документом, выпущенным для фиксации и юридического оформления действий в рам­ках договора или свободной инициативы (заказ на покупку, счет на оплату, запрос на оказание услуги и др.)

  2. Развитие офисной автоматизации:   автоматизация рутинных работ с документами, обычных для большинства офисов (office automation). К ним в первую очередь относятся: редактирование (набор, проверка, оформление) и печать документов, контроль их прохождения (маршрутизация, мониторинг), контроль исполнения поручений и т.п.; методические и программные средства поддержки принятия решений, которые в отличие от средств предыдущей группы являются специфическими для той или иной отрасли или проблемы

  3. Традиционный офис представляет собой сравнительно небольшой сложившийся коллектив лично знающих друг друга людей с достаточно широким кругом обязанностей. Такой офис характеризуют три важных признака: сравнительно небольшой объем работы, постоянная оценка ситуации, инициатива и быстрая внутриофисная коммуникация.

  4. Производственный офис характеризуется большими объемами однотипной работы, ее строгой формализацией, выделением, специализированных функций, подробным распределением труда, централизацией вспомогательной работы и ее организацией по поточному принципу.

  5. Электронный офис воплощает концепцию-всестороннего ис­пользования в офисной деятельности средств вычислительной техники и связи при одновременном сохранении и усилении преимуществ традиционных и производственных офисов. Предпо­лагается, что электронный офис позволит практически исключить внутрифирменные представления документов на бумаге и восстановить традиционную форму концентрации деятельности вокруг специалиста или руководителя. 

  6. Виды офисной деятельности. С развитием новых информационных технологий и их применением для автоматизации офисной деятельности стали выделять три модели организации информационных коммуникаций и обработки информации

  7. Офис как коммуникационная модель рассматривается в виде иерархии взаимосвязанных коммуникационных процессов, каждый из которых связан с системой в целом посредством социальных коммуникаций. Процессы низшего уровня контролируются высшими, но последние, в свою очередь, постоянно изменяются благодаря обратной связи.

  8. Офис как социально-техническая модель:   при проектировании различных автоматизированных комплексов для офиса разработчик не может ограничиться только параметрами информационных потоков, общим характером решаемых задач или типами коммуникаций, т. е. он также учитывает социально-психологические особенности организации, в которой функционирует проектируемая система.

Литература:

  1. Румянцева З.П. Менеджмент организации./ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: Прогресс, 2010.

  2. Русинов Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отноше­ний./ Ф.М. Русинов, Л.Ф Никулин, Л.В. Фаткин. — М.: РАГС, 2010.

2. Практические занятия


Модуль 1

Задание 1 Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?

Задание 2 Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?

Задание 3 Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать?

Задание 4 Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.

Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот.



Задание 5Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения.

Задание 6Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.

Задание 7 Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

Задание 8Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.

Задание 9 В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.

Задание 10 Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.

Задание 11 Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.

Задание 12 Вспомните примеры манипуляций, с которыми, возможно, вам пришлось столкнуться раньше. Удалось ли вам избежать участи жертвы манипулирования? Если да, то как? Если нет, то, что вы предполагаете предпринять сейчас?

Задание 13 Придумайте различные ситуации манипулятивного общения, например: вам необходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найдите подход к билетерше, если это:

а) молодая симпатичная девушка;

б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;

в) сурового вида старуха;

г) пожилой мужчина интеллигентного вида.

Задание 14 Разбейтесь на пары. Вам нужно найти способ вынудить другого сделать то, что ему не по душе, а ему – найти способ отказать «нахалу». Примеры просьб:


  1. Я слышал о вас как о человеке, который никогда никому не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долларов? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам отдам.

  2. Неужели вы откажетесь принять участие в этом вечере? Мы ведь не всех пригла­шали. Но нам известно, что вы-то знаете толк в настоящем искусстве!

Найденные приемы манипулирования и защиты от них обсудите в группе.

Задание 15 Разыграйте ситуацию «Опоздание»:

а) на встречу с другом;

б) на свидание;

в) домой после обещанного срока возвращения;

г) на деловую встречу;

д) на встречу с потенциальным работодателем.

По условию, опоздание столь значительно, что ожидающий уже выведен из терпения.

Задание 16 Разыгрываемая ситуация. У жильца, живущего на верхнем этаже, протекает потолок из-за негодной кровли. Жилец делал телефонные заявки на ремонт крыши, но ее так и не починили. В квартире сырость. Заболел уже второй ребенок. Жилец решил идти к на­чальнику ЖЭС. Его цель – добиться, чтобы кровлю немедленно починили.

Условия игры. Начальник находится в позиции Родителя, исполнители роли жильца – в психологических позициях Ребенка, Родителя и Взрослого. Разговор начальника с Жиль­цом-Родителем заканчивается конфликтом. Разговор с Жильцом-Ребенком ни к чему на­чальника не обязывает. Разговор с Жильцом-Взрослым ведется в деловом тоне, жилец оставляет заявление и уходит с надеждой на то, что будет сделано все возможное.

Задания участникам игры.


  1. В роли Жильца-Родителя нудно требовать, возмущаться. Увидев, что начальник «не кается», грозить ему жалобами в вышестоящие инстанции. Уйти со скандалом.

  2. В роли Жильца-Ребенка нужно долго рассказывать о тяжелом положении с детьми, жаловаться, просить. Уйти, так и не назвав свой адрес.

  3. В роли Жильца-Взрослого прийти с заявлением. Кратко изложить суть дела. Спо­койно спросить о причине, по которой крыша до сих пор не отремонтирована. Об­судить ситуацию. Уйти, зарегистрировав заявление.

  4. В роли Начальника занять агрессивную позицию в ответ на позицию Жильца-Роди­теля. Быстро отделаться от Жильца-Ребенка. Если ближе роль Родителя заботли­вого, пообещать все сделать, даже не спросив, где живет жилец. В роли Родителя-критика отчитать просителя: «У других еще не то происходит!» В ответ на вопрос Жильца-Взрослого объяснить ситуацию (один кровельщик болеет, второй давно уволился), перейти с ним на деловой тон. Возможно, принять его совет или предложение.

Задание 17 Все участники занятия садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, и он хочет сказать об этом, то есть сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева. Во время высказывания все участники должны внимательно слушать выступающего. Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент; и так по кругу, пока все участники не обменяются комплиментами.



Задание 18 Разделитесь на пары и в течение одной минуты говорите друг другу приятные слова. Каждый выбирает комплимент, который наиболее ему понравился.

Задание 19

Приведите примеры из личного опыта правильного и неправильного использования Ты- и Вы-общения в деловой коммуникации.



Задание 20

Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?



Задание 21 Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:

  1. к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

  2. к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

  3. к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.

Задание 22

Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?



Задание 23Составьте для себя визитную карточку. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку.

Задание 24 Познакомьте своего руководителя:

  1. с прибывшим иностранным партнером;

  2. с клиентом вашей фирмы.

Задание 25 Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:

  1. принять предложение;

  2. выслать новые каталоги;

  3. принять посетителя.

Задание 26 Составьте текст поздравительной речи в честь годовщины деятельности организации.

Задание 27 Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).

Задание 28 Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации. Разыграйте их в парах.

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7).


Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями



Задание

Содержание задания

Компетенции

1

Планирование деятельности организации

См. раздел 2 УМК

ОК-19; ПК-7

2

Информационные потоки в организациях

ОК-19; ПК-7

3

Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций

ОК-19; ПК-7

4

Коммуникативный климат организации

ОК-19; ПК-7

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУСОВЫХ РАБОТ)



4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ)


  1. Исторические формы управления и организации.

  2. Эволюционные и революционные изменения в философии «знания».

  3. Классическая теория управления А.Файоля.

  4. Неоклассическая теория «человеческих отношений» (Мэйо-Фолетт).

  5. Количественный, качественный, ситуативный, системный подходы, теории «человеческого капитала», развития человеческих ресурсов.

  6. Изменения парадигм управления в XX веке (Россия и зарубежный опыт).

  7. Организационное поведение и организационная структура. Определение, характеристика, цели, технология, научный анализ.

  8. Модели организационного поведения.

  9. Теория Ф.Тейлора.

  10. Теория Д.Макгрегора.

  11. Организация как система. Связи с общественностью как элемент самоорганизации систем.

  12. Взаимосвязь между коммуникативными функциями менеджмента и эффективностью организации.

  13. Глобализация как взаимозависимость коммуникаций.

  14. Организационная культура, национальная культура и глобализация.

  15. Прогнозирование менеджмента будущего.

  16. Индивидуализм и коллективизм в организационной культуре (теория Хофстеда).

  17. Мотивационный процесс и его модели.

  18. Классификации теорий мотиваций.

  19. Иерархия потребностей по Маслоу.

  20. Каналы коммуникаций в организациях (официальные/неофициальные, устные/письменные).

  21. Обратная связь как атрибут коммуникационного взаимодействия.

  22. Двухсторонний коммуникативный процесс.

  23. Нисходящие, восходящие, вертикальные, горизонтальные и другие виды коммуникаций в организациях.

  24. Групповое поведение в контексте организаций.

  25. Конфликт в организациях и модели его разрешения.

  26. Применение транскационного анализа (теория Э.Берна) в конфликтах.

  27. Лидерство и лидеры в организациях.

  28. Коммуникативный климат в организациях.

  29. Корпоративная культура и различные модели корпоративности.

30. Цели, идеология, миссия и стратегия развития в корпоративной организации.
4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ)
Учебные проекты готовятся студентами индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека. По результатам разработки проекта готовится презентация (10-15 слайдов) и доклад (в пределах 5 минут). На слайды презентации рекомендуется выносить рисунки, таблицы, схемы, в виде текста только основные положения доклада.

Структура презентации учебного проекта:



  • титульный лист (1 слайд);

  • теоретическая часть, раскрывающая основные теоретические концепции по выбранной теме (4-7 слайдов);

  • практическая часть, где анализируется проблематика вопроса на примере конкретных отечественных и зарубежных компаний с применением практического инструментария менеджмента, дается характеристика компании как объекта управления в ракурсе рассматриваемой проблемы (4-7 слайдов);

  • заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения (1 слайд).



5. самостоятельная работа студентов

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами учебных проектов и подготовки к промежуточным тестам и итоговым аттестационным мероприятиям. Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, учебных проектов – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.


Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента

Наименование

Содержание

1

Выполнение учебного проекта

По определенной теме готовится презентация и доклад (см. 4 раздел УМК)

2

Подготовка к промежуточным тестам

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.

3

Подготовка к итоговым аттестационным мероприятиям

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.

6. АТТЕСТАЦИЯ


Структура аттестации
1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично, зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки.

2. Баллы за посещаемость (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине.

3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ.

4. Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий.

5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться в форме письменного экзамена, устного экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет.
Табл.6.1 – Баллы по элементам аттестации

Элементы аттестации

Критерий оценки

Баллы

0

1

2

3

4

5

Посещаемость

% посещ. занятий

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Практические работы

% выпол. работ

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Промежуточное компьютерное тестирование

% прав. ответов

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Итоговая аттестация




не сдал, не явился

-

-

Требования к устному экзамену, письменному экзамену, компьютерному тесту, учебному проекту

Табл.6.2 – Перевод итоговых баллов в оценку



Кол-во баллов в одномодульной дисциплине

Кол-во баллов в двухмодульной дисциплине

Оценка

Зачет

Экзамен

18-20

36-40

5

зачет

отлично

15-17

30-35

4

зачет

хорошо

12-14

24-29

3

зачет

удовлетворительно

0-11

0-23

2

незачет

неудовлетворительно

6. В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ обязательно пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации.


6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию
Модуль 1

  1. Типология коммуникаций в организации.

  2. Виды организационных коммуникаций.

  3. Командные коммуникации и влияние их структуры на результаты общения.

  4. Функционирование коммуникаций в организации элементы коммуникативного процесса.

  5. Концепции емкости каналов коммуникации, влияние каналов на качество коммуникаций.

  6. Различия формальных и неформальных организационных коммуникаций и их значение для менеджмента.

  7. Направления информационных потоков и основные препятствия.

  8. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

  9. Искажение сообщений.

  10. Информационные перегрузки.

  11. Неудовлетворительная структура организации.

  12. Фильтрация.

  13. Избирательное восприятие.

  14. Гендерные различия.

  15. Культурный контекст.

  16. Конфликты.

  17. Регулирование информационных потоков.

  18. Управленческие действия. Системы обратной связи.

  19. Функции менеджмента с точки зрения организационных коммуникаций.

  20. Сущность коммуникаций в адаптации к внешней среде.

  21. Внутренняя координация коммуникаций.

  22. Навыки распределения обязанностей и делегирования полномочий.

  1. Сущность организационных коммуникаций в процессе планирования.

  2. Корпоративная маркетинговая и коммуникационная иерархия.

  3. Реализация организационных коммуникаций в планировании.

  4. Коммуникации в различных типах организационных структур.

  5. Коммуникации при обеспечении контроля над качеством и производительностью.

  6. Коммуникации в классификации управленческих решений.

  7. Коммуникационное оформление порядка разработки и принятия решений.

  8. Коммуникационные особенности группового подхода к принятию решения.

  9. Коммуникационная организация реализации решений.

  10. Коммуникационные особенности методов и способов принятия решений.

  11. Коммуникационное обеспечение делегирования полномочий в зависимости от структуры организации.

  12. Коммуникации, зависящие от типологии полномочий.

  13. Взаимосвязь коммуникаций и личных качеств руководителя.

  14. Технологии коммуникации при реализации стратегии организации.

  15. Технологии коммуникации, применяемые в корпоративной культуре.

  16. Коммуникационные технологии управления персоналом.

  17. Коммуникационные технологии внутренних бизнес-процессов.

  18. Основные правила проведения конструктивных совещаний.

  19. Функционально-ролевое взаимодействие.

  20. Коммуникационная реализация управленческой роли.

  21. Формирование «Я-концепции».

  22. Понятие офиса. Автоматизация офисной коммуникации.


6.2 Практические задания

  1. История управления и теория организации.

  2. Связи с общественностью в системе интегрированных коммуникаций

  3. Организационная культура и глобализация.

  4. Этнопсихологические особенности управления

  5. Информационные потоки в организациях

  6. Групповое поведение в организациях.



  7. Лидерство и лидеры
  8. Коммуникативный климат организации.

  9. Корпоративный имидж.


  10. Корпоративная культура.

  11. Репутационные технологии.


6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации

Модуль1

  1. Исторические формы управления и организации.

  2. Эволюционные и революционные изменения в философии «знания».

  3. Классическая теория управления А.Файоля.

  4. Неоклассическая теория «человеческих отношений» (Мэйо-Фолетт).

  5. Количественный, качественный, ситуативный, системный подходы, теории «человеческого капитала», развития человеческих ресурсов.

  6. Изменения парадигм управления в XX веке (Россия и зарубежный опыт).

  7. Организационное поведение и организационная структура. Определение, характеристика, цели, технология, научный анализ.

  8. Модели организационного поведения.

  9. Теория Ф.Тейлора.

  10. Теория Д.Макгрегора.

  11. Организация как система. Связи с общественностью как элемент самоорганизации систем.

  12. Взаимосвязь между коммуникативными функциями менеджмента и эффективностью организации.

  13. Глобализация как взаимозависимость коммуникаций.

  14. Организационная культура, национальная культура и глобализация.

  15. Прогнозирование менеджмента будущего.

  16. Индивидуализм и коллективизм в организационной культуре (теория Хофстеда).

  17. Мотивационный процесс и его модели.

  18. Классификации теорий мотиваций.

  19. Иерархия потребностей по Маслоу.

  20. Каналы коммуникаций в организациях (официальные/неофициальные, устные/письменные).

  21. Обратная связь как атрибут коммуникационного взаимодействия.

  22. Двухсторонний коммуникативный процесс.

  23. Нисходящие, восходящие, вертикальные, горизонтальные и другие виды коммуникаций в организациях.

  24. Групповое поведение в контексте организаций.

  25. Конфликт в организациях и модели его разрешения.

  26. Применение транскационного анализа (теория Э.Берна) в конфликтах.

  27. Лидерство и лидеры в организациях.

  28. Коммуникативный климат в организациях.

  29. Корпоративная культура и различные модели корпоративности.

  30. Цели, идеология, миссия и стратегия развития в корпоративной организации.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2010.

2

Валуев С.А. Организационный менеджмент./ С.А. Валуев, А.В. Игнатьева. — M.: Проспект, 2010.

3

Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Массовые коммуникации и медиапланирование.-М.:Дашков и К.2012. IPRbooks

4.

Голуб О.Ю., Тихонова С.В., Теория коммуникаций. Уч. Пособие.-М.: Дашков и К.2011. IPRbooks

7.2 Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Егоршин А.П., Управление персоналом./ А.П. Егоршин. – Н.Новгород: Альком, 2010.

2

Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США./ А.Н. Исаенко. – М.: Проспект, 2010.

3

Крюгер В. Руководство командой./ В. Крюгер – М.: Омега-Л, 2010.

4

Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика./ А.Ф. Кузин. – М.: Омега-Л, 2010.

5

Ладанов Н.Д. Практический менеджмент./ Н.Д. Ладанов – М.: Проспект, 2010.

6

Пронников В.А. Управление персоналом в Японии./ В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. – М.: ИНФРА-М, 2010.

7

Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров./ Ю.А. Розенбаум. – М.: Академия, 2010.

8

Румянцева З.П. Менеджмент организации./ З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: Прогресс, 2010.

9

Русинов Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отноше­ний./ Ф.М. Русинов, Л.Ф Никулин, Л.В. Фаткин. — М.: РАГС, 2010.


8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Перечень

1

Карпова М.В. УМК по дисциплине «Управление организационной коммуникацией» для студентов очной формы обучения - 2014 г., ИУБиП

2

Элитариум: Центр дистанционного образования(www.elitarium.ru). 

3

Журнал «Эксперт», http://www.expert.ru

4

Журнал «Секрет фирмы», http://www.sf-online.ru

5

Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», http://dis.ru/manag

6

Журнал «Top-Manager», http://www.top-manager.ru

7

Журнал «Директор-Инфо», http://www.director-info.ru

8

Журнал «Реальный бизнес», http://www.real-business.ru

9

E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, http://e-xecutive.ru

10

ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, http://www.iteam.ru

11

AUP.Ru Административно-Управленческий Портал, http://www.aup.ru



Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

Карпова Маргарита Владимировна

Ученая степень:

К.соц.н.

Должность:

Доцент

Кабинет:

606

Телефон:

245-28-90 доб. 124

e-mail:

мarg.karpova2012@yandex.ru