Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов очной формы обучения - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная... 2 229.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ведение деловых переговоров»... 1 216.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной... 1 428.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория проектирования»... 7 549.31kb.
Е. А. Петренко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы... 1 327.01kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Проанализировать ошибки атрибуции в социальном познании и составить... 4 685.46kb.
Российская федерация 4 741.57kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 18 1488.3kb.
1. Риторика как наука и учебная 1 167.62kb.
Обзор журнала «Иностранная литература» (2011 год, №8. Специальный... 1 173.97kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» - страница №1/2


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Астапенко Е.В.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Общая психология:

ощущение и восприятие»
для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030301 – Психология, специализация «Психология управления, менеджмента, предпринимательства».



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой психологии и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному профилю (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Астапенко Е.В., канд. псих. наук.


Рецензент: Щербакова Т.Н., докт. псих. наук, профессор, заведующий кафедры психология РОИПКиПРО.

Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание


1. Рабочая программа дисциплины



1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: способствовать освоению всего многообразия подходов к исследованию ощущения и восприятия, составлению чёткого и целостного представления об их природе, механизмах, закономерностях; содействие формированию профессионального мышления с помощью участия в различных дискуссиях, предметом которых являются современные не решенные вопросы исследований.

Задачи:

  1. Знакомство с различными подходами исследования ощущения и восприятия.

  2. Показать специфику явлений ощущения и восприятия, познакомить с основными способами и методами их исследования.

  3. Способствовать умению анализировать, систематизировать и сопоставлять теоретические, методологические и экспериментальные исследования.


1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
а) общекультурными компетенциями (ОНК) и инструментальными (ИК):

  • Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу и вос-

приятию информации, способность выбора и постановки цели, а также путей её достижения (ОНК);

  • Способность понимать и анализировать значимые философские проблемы в контексте мировых и социальных воззрений (ОНК);

  • Способность анализировать проблемы (ОНК);

  • Способность аргументировать, логично строить устную и письменную речь; применять методы исследования ощущений и восприятий на практике (ИК);

  • Способность самостоятельно находить и использовать теоретический и практический материал для саморазвития и самообучения (ИК);

  • Понимание общественной значимости выбранной профессии, наличие высокой мотивации к выполнению будущей профессиональной деятельности (ИК);

  • Владение основными методами, способами и средствами получения,

хранения, переработки информации, в том числе управление информацией с помощью компьютера и интернет-сети (ИК).

б) профессиональными компетенциями (ПК)

  • Способность оперировать основными понятиями курса, профессиональной психологической терминологией;

  • Навык анализа и обобщения результатов теоретических и практических исследований в отечественной и зарубежной психологии, в том числе при изучении вопросов ощущения и восприятия;

  • Способность выбирать необходимые адекватные методы исследования психических процессов;

  • Способность анализировать и интерпретировать данные практических исследований в области психических процессов;

  • Подбирать, систематизировать и представлять информацию на основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы;

  • Использовать для решения исследовательских проблем современные технологии способы сбора и обработки информации.

в) специальными компетенциями (СЛК)

  • Определять сущность процессов ощущения и восприятия, физиологическую основу их возникновения;

  • Анализировать проблемы эволюционного развития данных психических процессов (ощущение и восприятие);

  • Выделять закономерности и механизмы развития процессов ощущения и восприятия;

  • Осуществлять выбор адекватных методик исследования ощущений и восприятия;

  • Анализ и систематизация основных теоретических представлений о природе ощущений и восприятия в мировой психологической литературе;

  • Определение нормы и патологии в развитии ощущения и восприятия;

  • Диагностика особенностей развития процессов восприятия в детском возрасте.

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление: о природе, закономерностях и механизмах ощущения и восприятия.

Знать: основные определения понятий «ощущение и восприятия», специфику механизмов и закономерностей явлений, возрастные особенностей развития ощущения и восприятия, способов экспериментального изучения ощущения и восприятия, в том числе современные. Строение анализаторов. Физиологическая основа процессов ощущения и восприятия, их типы, виды. Основные теории к изучению процессов ощущения и восприятия (зарубежные и отечественные). Феномены нарушения восприятия.

Уметь: охарактеризовать понятия ощущения и восприятия, определять виды данных процессов. Уметь выделить механизмы и закономерности сенсорно-перцептивных процессов, их нарушения. Описать особенности развития восприятия на протяжении всего онтогенеза человека, феномены его нарушения.

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции

п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов


1

Общее представление об ощущении и восприятии.

Общая характеристика ощущения и восприятия. История развития взглядов на психические явления. Понятие об ощущении и стимулах, их вызывающих. Основные свойства ощущений. Пороги ощущений.


1

2

Классификация ощущений и сенсорных систем. Сенсорная адаптация


Классификация Аристотеля, В. Вундта, Хэда.

Классификация Шеррингтона (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные ощущения). Феномен сенсорной адаптации. Виды сенсорной адаптации. Механизм сенсорной адаптации. Явление синестезии и сенсибилизации. Сенсорная изоляция.



2

3

Восприятие как

познавательный



процесс


Восприятие и его основные свойства Физиологическая основа восприятия. Роль восприятия в жизнедеятельности животных и человека. Отличие процессов ощущения и восприятия. Классификация восприятий. Развитие представлений о восприятии в отечественной и зарубежной психологической литературе.

1

4

Слуховая и зрительная перцептивные системы.


Строение слухового анализатора. Общая характеристика слуховых ощущений. Субъективные качества слуховых ощущений. Адаптация слухового анализатора. Специфика слухового восприятия пространства. Речевой и музыкальный слух. Фонема, фонематический слух, его формирование. Нарушение слуха. Основные черты анатомии зрительной системы. Механизм возникновения зрительных ощущений. Темновая и световая адаптация. Основные свойства зрительных ощущений. Характеристики света. Процессы конвергенции и аккомодации. Виды зрения. Основные теории цвета. Нарушение зрения.

2

5

Общая характеристика кожных, вкусовых, обонятельных ощущений.

Строение кожного анализатора. Адаптация кожного анализатора. Обоняние и вкус: анатомия анализаторов. Взаимодействие анализаторов.

1

6

Восприятие формы и перцептивная организация. Восприятие времени и пространства.



Перцептивная группировка. Особенности восприятия формы (фигура и фон). Принципы организации фигуры и фона. Зрительные иллюзии. Восприятие временной длительности и временной последовательности Понятие о темпе и ритме Экспериментальные исследования восприятия времени. Восприятие событий. Восприятие предметов, их формы, величины, объёма. Восприятие расстояния между предметами, их положения. Восприятие удалённости предметов от наблюдателя. Роль бинокулярного зрения в восприятии объемности. Роль аккомодации и конвергенции при восприятии удалённости. Константность восприятия: виды и способы измерения.

2

7

Восприятие движения


Процесс восприятия движения. Основные теории восприятия движения. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Понятие о перцептивных действиях, этапы их формирования. Исследования восприятия движения в рамках гештальтпсихологии. Иллюзии движения.

1

8

Теории восприятия


Теория бессознательных умозаключений (Гельмольц). Структуралистическая теория. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Когнитивно-ориентированные теории восприятии (теория Брунера). Экологическая теория Дж. Гибсона. Теория перцептивного цикла У. Найссера.

Исследование восприятия в отечественной психологии (теория А. Н. Леонтьева, теория А. В. Запорожца, концепция о сенсорно – перцептивном единстве (Б.Г. Ананьев).



2

ИТОГО:

12

1.3.2 Практические занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. Часов


1

Общая характеристика ощущения.


  1. Этапы формирования научных знаний психических явлениях. Понятие об ощущении.

  2. Ощущение и восприятие: общие и специфические черты.

  3. Основные свойства и характеристики ощущений

2




Характеристика ощущений разной модальности.

  1. Свойства органических ощущений.

  2. Статические и кинестетические ощущения.

  3. Виды кожных ощущений. Основные черты анатомии рецепторов и проводящих путей кожной чувствительности: болевые ощущения, адаптация к боли; температурные ощущения; ощущения прикосновения и давления.

2




Динамика чувствительности.

  1. Адаптация и её биологическое значение. Виды адаптации.

  2. Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации.

  3. Взаимодействие ощущений. Синестезия.

.

2




Восприятие как познавательный процесс.

  1. Классификации восприятий. Виды восприятия.

  2. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия. Апперцепция.

  3. Роль моторных компонентов в восприятии.

  4. Развитие процессов восприятия.

2




Зрительная перцептивная система.

  1. Анатомия зрительного анализатора

  2. Особенности протекания зрительной адаптации.

  3. Механизм возникновения зрительных ощущений.

  4. Роль движений в зрительном восприятии.

2




Процессы аккомодации и конвергенции.

  1. Монокулярное и бинокулярное зрение.

  2. Характеристика процесса аккомодации.

  3. Роль конвергенции в зрительной системе.

  4. Нарушение зрения: миопия и астигматизм.

2




Слуховая перцептивная система.

  1. Анатомия слуха.

  2. Физиологическая основа и механизм возникновения слуховых ощущений.

  3. Развитие речевого и музыкального слуха.

  4. Нарушения слуха.

2

2

Общие закономерности восприятия формы и пространства.

  1. Факторы, влияющие на перцептивную группировку.

  2. Закон структурного восприятия (исследования гештальтпсихологии).

  3. Иллюзии зрения.

  4. Роль аккомодации и конвергенции при восприятии удалённости.

  5. Константность восприятия и удаленность предметов.

2




Восприятие времени и движения.

  1. Особенности процесса восприятия времени.

  2. Экспериментальные исследования субъективной оценки времени.

  3. Общая характеристика процесса восприятия движения.

  4. Особенности восприятия реального и кажущегося движения.

2




Общие вопросы теорий ощущения и восприятия

  1. Экспериментальное изучение ощущений

  2. Рефлекторная теория ощущений

  3. Современные представления о рефлекторной природе сенсорных процессов.

  4. Теории восприятия

2

ИТОГО:

20


1.3.3 Интерактивные занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов


1

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности

Отличие процессов ощущения и восприятия при тактильном восприятии. Решение практических задач (лабораторная работа).

2

2

Исследование зрительной и слуховой чувствительности.

Измерение порога абсолютной и относительной чувствительности. Решение практических задач (лабораторная работа)

2

3

Определение кожной чувствительности.

Выявление холодовых и тепловых точек. Определение абсолютного и относительного порога кожной чувствительности.

Просмотр фильма «Органы чувств» с обсуждением.



2

ИТОГО:

6


1.4 Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов

Форма контр.

1

Составить перечень основных понятий «Ощущения и восприятия».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.


6

Отчет

2

Подготовить сообщение на тему: «Классификация ощущений и сенсорных систем».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4

Доклад

3

Описать явление сенсибилизации и синестезии.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4

Отчет

4

Составить сообщение на тему: «Общая характеристика восприятия и его основных свойств».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.


6

Отчет

5

Охарактеризовать понятие «константность» восприятия. Характеристика видов константности.

Литература:

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


6

Доклад

6

Подготовить доклад на тему: «Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003.

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.



6

Отчет

7

Сообщение на тему: «Восприятие пространства. Восприятие времени».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003


6

Отчет

8

Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003



4

Конспект

9

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003


5

Отчет

10

Сравнительный анализ теорий восприятия Дж. Гибсона и У. Найссера.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии


6

Отчет

11

Подготовить доклад на тему: «Концепция Б. Г. Ананьева о сенсорно-перцептивном единстве».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4

Конспект

12

Составить сообщение на тему: «Иллюзии зрения и иллюзии движения»

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн.1.



6

Конспект

13

Подготовить краткое сообщение на тему: «Речевой и музыкальный слух».

Литература:

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. П.: 2003 г.


4

Отчет

14

Анализ современных проблем в области исследований ощущений и восприятия.

Литература:

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.



Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


6

Отчет

ИТОГО:

67




1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература

п/п

Перечень литературы

1

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.


2

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.


3

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.

4

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


1.5.2 Дополнительная литература

п/п

Перечень литературы

1

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

2

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000


3

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981

4

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн.1.


1.5.3 Информационно-методическое обеспечение


п/п

Перечень

1

Электронный УМК «Ощущение и восприятие» Астапенко Е.В., 2011 г.

2

Электронная библиотека психологической литературы www.koob.ru

3

Электронная библиотека РГИУ (Русский Гуманитарный Интернет-Университет) www.i-u.ru

4

Электронный учебник «Психология ощущения и восприятия» / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. М., 2003 г.

5

Электронный учебник Александрова Ю.В. «Общая психология», раздел 7,8.


2. Модульная структура дисциплины





Всего

Количество часов

Самостоятельная работа

аудиторных

всего

лекции

практические

лабораторные

Из них интерактивные




лекции

практические

лабораторные




Модуль 1

103

36

12

20

4

8

12

4

67

Итого по дисциплине

103

36

12

20

4

8

12

4

67


3. лекционные занятия
3.1 План и содержание лекционных занятий


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Классификация ощущений и сенсорных систем. Сенсорная адаптация.


Существует несколько систем классификации ощущений и сенсорных систем. Аристотель выделял пять типов рецепторов, соответствующих ощущениям: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

В 19 веке В. Вундт выделял ощущения: физические, механические (осязание), химические (вкус, обоняние).

Классификация Х. Хэда (генетический подход). Выделяется два вида чувствительности: 1) протопатическая (более примитивную, аффективную, менее дифферен­цированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (го­лод, жажда и др.); 2) эпикритическая (более тонко дифференцирующую, объек­тивированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.

Б. М. Теплов, рассматривая виды ощуще­ний, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы и интероцепторы.

Классификация Шеррингтона. Выделил: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения.

Адаптация – приспособление организма к действиям окружающей среды (раздражителя), которое проявляется в измене­нии чувствительности. Явления тепловой, слуховой, зрительной адаптации.

Виды адаптации. 1. Адаптация как тенденция к исчезновению ощущений. 2. Адаптация как резкое снижение, затем восстановление порога чувствительности. 3. Адаптация как повышение порога чувствительности.

Значение адаптации в предохранении организма от разрушения, чрезмерного раздражения.

Взаимодействие ощущений: 1. Взаимодействие между ощущениями разных видов; 2. взаимодействие между ощущениями одного вида.

Проявление взаимодействия. Понятие сенсибилизации и си­нестезии.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощу­щения, характерного для других анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией.


2

2

Восприятие как познавательный процесс.

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Основным отличием восприятия от ощущения является отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ор­ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последую­щих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

Свойства восприятия: целостность, предметность, константность, структурность, осмысленность, активность, апперцепция. Индивидуальные различия в восприятии (различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием). Описательный, объяснительный и объективный, субъективный типы восприятия. Развитие восприятия в детском возрасте.

Классификации восприятия по типу анализатора; восприятие времени, пространства, движения.


1

3

Теории восприятия

Теория бессознательных умозаключений (Гельмольц). Структуралистическая теория. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Когнитивно-ориентированные теории восприятии (теория Брунера). Экологическая теория Дж. Гибсона. Теория перцептивного цикла У. Найссера.

Исследование восприятия в отечественной психологии (теория А. Н. Леонтьева, теория А. В. Запорожца, концепция о сенсорно – перцептивном единстве (Б.Г. Ананьев).



2




ИТОГО

5

3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Общая характеристика ощущения и восприятия.

Ощущение как чувственное отображение объективной реальности и отражение отдельных свойств предметов. Анализаторы как физиологичекая основа ощущений. Функции анализаторов заключаются в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды Рецепторами называют различные по своему строению нервные приборы, приспособленные к восприятию определенных раздражителей. Развитие представлений о возникновении и природе ощущений. Взгляды с позиции философии рационализма (сознание и разум – первичное, необъяснимое свойство человеческого духа), субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм).

Теория «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера. Исследования Фехнера в области изучения ощущений. Характеристика последовательных образов ощущений. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, наличие латентного периода и инерции ощущений.

Чувствительность, её виды. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности. Величина абсолютного порога чувствительности зависит от ряда условий (характер деятельности, возраст, функциональное состояние организма, сила действующего раздражителя).

Относительная чувствительность. Порог различия. Минимальное разли­чие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.




1

2

Слуховая и зрительная перцептивные системы.

Анатомия слухового анализатора. Слуховые ощущения. Звук. Две группы звуков: музыкальные и шумы. Качества слуховых ощущений. Пороги слуховых ощущений: нижний абсолютный, верхний абсолютный.

Периферические теории слуха: резонансная теория Гельмгольца, теория Г. Флетчера, теория Г. Бекеши. По резонанс­ной теории Гельмгольца, каждое поперечное волокно настроено на определенную частоту колебаний. Когда до улитки доходят звуковые колебания определенной частоты, то резонирует определенная группа волокон основной пе­репонки и возбуждаются только те клетки органа Корти, которые покоятся па этих волокнах. Более короткие волокна, лежащие у основания улитки, реагируют на более высокие звуки, более длинные волокна, лежащие у ее вершины, — на низ­кие.

Теории центрального аппарата: И. Эвальд, Э. Уивер. Понятие бинаурального параллакса.

Музыкальный и речевой слух.


Анатомия зрительного анализатора.

Зрительные ощущен иявозникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. В сетчатке имеются аппараты двух типов: колбочки и палочки (названные так из-за своей формы). Палочки и колбочки являются концевыми аппаратами нервных волокон зрительного нерва.

Зрительный рецептор, или глаз имеет сложное строение, характеризующееся наличием двух основных аппаратов: светопреломляющего и светочувствительного. Феномены зрения. Болезнь Дальтона. Две группы восприятия цвета: ахроматические, хроматические.

Бинокулярное зрение. Конвергенция, аккомодация.



Конвергенция – согласованное движение глаз, обеспечивающее ясное изображение предмета на их сетчатке. (Конвергенция может служить показателем удалённости предмета, который мы рассматриваем).

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

2

3

Общая характеристика кожных, вкусовых, обонятельных ощущений.

Основные черты анатомия анализаторов: кожного, вкусового и обонятельного. Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте рецептора с окружающим миром. Основные виды кожных ощущений: ощущения прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли. Каждый вид кожных ощущений имеет специфические рецепторы. Одни точки кожи дают только ощущения прикосновения (тактильные точки), другие — ощущения холода (точки холода), третьи — ощущения тепла (точки тепла), четвертые — ощущения боли (точки боли).

Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погруженные в слизистую оболочку так называемой обонятельной области.

Физиологическая основа вкусовых ощущений – химические стимулы. Основные рецепторы – вкусовые почки, в небольших ямках и желобках гортани, глотки, щек. Рта. Человек имеет от 9000 до 10 000 вкусовых почек. Проводящие пути: импульс от вкусовых рецепторов воспринимается лицевым нервом, языкоглоточным нервом, верхним гортанным нервом, ветвь блуждающего нерва. Из полости рта поступает в таламус, от туда в корковые отделы теменной части мозга. Факторы, влияющие на чувствительность: слюна, особенности пищи, наличие температуры, возраст. Аномалии вкуса. Адаптация вкусовых ощущений. Модификаторы вкуса.


1

4

Восприятие формы и перцептивная организация. Восприятие времени и пространства.

Перцептивная группировка. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером: хорошее продолжение; близость; сходство; замкнутость, единая судьба; установка; влияние прошлого опыта. Принципы организации фигуры и фона (принцип окружности; принцип специфического цвета; принцип ориентации; принцип размера; принцип симметрии). Роль части в восприятии целого.

Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений

опирается на объективно существующую смену одних явлений другими (закономерную смену дня и ночи, процессы в природе, смену времён года и т. п.); связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем.

Восприятие длительности явлений опирается на представление о начале и конце явлений. Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. Исследования Х. Эренвальда. Два типа восприятия времени: брадихронический (тенденция к ускорению) и тахихронический (тенденция к замедлению). Переоценка и недооценка длительности времени связана с эмоциональной сферой (исследования Л. Беленькой). Психологическое время – отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути.


К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изоб­ражения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем боль­шим нам кажется предмет. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Восприятие вели­чины предмета сохраняется и в том случае, если мы будем отходить все дальше и дальше от предмета, хотя при этом изображение предмета на сетчатке глаза будет уменьшаться. Это явление носит название константности восприятия величины предмета.

Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображе­ния предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находим­ся от предмета.

Восприятие формы оказывается постоянным и устой­чивым, т. е. константным. Восприятием величины, вос­приятие формы в значительной степени зависит от нашего опыта. Основную роль при восприятии объёмности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз).



2

5

Восприятие движения

Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Восприятие движения – процесс психического отражения изменения пространственных свойств, отношений среды и самого наблюдателя. Восприятие движения может происходить непосредственно, в виде ощущений движения, и опосредованно – на основе умозаключения о том, что объект движется. В непосредственном восприятии движения различают: восприятие действительного движения, когда движущимся воспринимается реально движущийся объект; восприятие иллюзорного (кажущегося) движения, которое возникает в определённых условиях при наблюдении реально неподвижных объектов (иллюзорного движения феномены). Зрительное восприятие движения зависит от: скорости и удалённости объекта, формы и величины, фона и экспозиции и т. п.

Теории восприятия движения. Гештальтпсихология рассматривает восприятие движения как возникновение целостного переживания, образование которого обусловлено структурообразующими закономерностями гештальта.

Восприятие движения В. Вундта выводится из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Утверждается, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений.

Иллюзии движений. Стробоскопический эффект. Аутокинетический эффект. Индуцированное движение. Эффект водопада



1




ИТОГО

7


4. Практические занятия

4.1 Планы и содержание семинарских занятий




п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Общая характеристика ощущения.


  1. Этапы формирования научных знаний о психических явлениях.

2. Понятие об ощущении.

3.Ощущение и восприятие: общие и специфические черты.



4. Основные свойства и характеристики ощущений


2

2

Зрительная перцептивная система

  1. Анатомия зрительного анализатора

  2. Особенности протекания зрительной адаптации.

  3. Механизм возникновения зрительных ощущений.

  4. Роль движений в зрительном восприятии.



2

3

Аккомодация и конвергенция.

  1. Монокулярное и бинокулярное зрение.

  2. Характеристика процесса аккомодации.

  3. Роль конвергенции в зрительной системе.

  4. Нарушение зрения: миопия и астигматизм.

2

4

Слуховая перцептивная система

  1. Анатомия слуха.

  2. Физиологическая основа и механизм возникновения слуховых ощущений.

  3. Развитие речевого и музыкального слуха.

  4. Нарушения слуха.




2




Итого

8

4.2 План и содержание практических занятий.


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Восприятие как познавательный процесс.

  1. Классификации восприятий. Виды восприятия.

  2. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия. Апперцепция.

  3. Роль моторных компонентов в восприятии.




2

2

Характеристика ощущений разной модальности. (в форме коллоквиума)


  1. Свойства органических ощущений.

  2. Статические и кинестетические ощущения.

  3. Виды кожных ощущений.

  4. Основные черты анатомии рецепторов и проводящих путей кожной чувствительности: болевые ощущения, адаптация к боли; температурные ощущения; ощущения прикосновения и давления.

  5. Особенности слуховых и зрительных ощущений.




2

3

Общие вопросы теории ощущения и восприятия.

1.Экспериментальное изучение ощущений.

2.Рефлекторная теория ощущений

3.Современные представления о рефлекторной природе сенсорных процессов.

4. Теории восприятия




2




Итого:

6


4.3 План и содержание интерактивных практических занятий


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Динамика чувствительности.
Исследование роли ощущений в познавательной деятельности

  1. Адаптация и её биологическое значение. Виды адаптации.

  2. Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации.

  3. Взаимодействие ощущений. Синестезия.

  4. Отличие процессов ощущения и восприятия при тактильном восприятии. Решение практических задач (лабораторная работа).

4

2

Общие закономерности восприятия формы и пространства.

  1. Факторы, влияющие на перцептивную группировку.

  2. Закон структурного восприятия (исследования гештальтпсихологии).

  3. Иллюзии зрения.

  4. Роль аккомодации и конвергенции при восприятии удалённости.

  5. Константность восприятия и удаленность предметов




2

3

Восприятие времени и движения.

  1. Особенности процесса восприятия времени.

  1. Экспериментальные исследования субъективной оценки времени.

  2. Общая характеристика процесса восприятия движения.

  3. Особенности восприятия реального и кажущегося движения.




2

5

Исследование зрительной и слуховой чувствительности.

Измерение порога абсолютной и относительной чувствительности. Решение практических задач (лабораторная работа)

2

6

Определение кожной чувствительности.

Выявление холодовых и тепловых точек. Определение абсолютного и относительного порога кожной чувствительности.

Просмотр фильма «Органы чувств» с обсуждением.



2




ИТОГО

12

5. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

Форма итоговой аттестации: экзамен

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:


  1. Общая характеристика процессов ощущения и восприятия (ПК, СК).

  2. Этапы развития представлений о природе ощущений и восприятий (ОНК, ИК, ПК).

  3. Назовите основные классификации ощущений.(ИК, СК, ПК)

  4. Характеристика понятия «порог чувствительности». Абсолютная и относительная чувствительность. (СК, ПК)

  5. Сенсорная адаптация. Понятие сенсорной изоляции. (СК, ПК)

  6. Явления синестезии и сенсибилизации. (СК, ПК)

  7. Анатомия зрительной перцептивной системы. (СК, ПК)

  8. Строение слухового анализатора. (СК, ПК)

  9. Физиологическая основа и характеристика слуховых ощущений. (СК, ПК)

  10. Опишите механизм возникновения зрительных ощущений. (СК, ПК)

  11. Роль процессов конвергенции и аккомодации. (СК, ПК)

  12. Роль бинокулярного и монокулярного зрения. (ИК, СК, ПК)

  13. Теория цвета Ньютона. (ИК, СК, ПК)

  14. Характеристика вкусовых и обонятельных ощущений. (СК, ПК)

  15. Анатомия кожного анализатора. Роль кожных ощущений. (СК, ПК)

  16. Значение апперцепции в формировании процессов восприятия. (СК, ПК, ОНК, ИК)

  17. Закономерности перцептивного восприятия. (СК, ПК)

  18. Феномен константности восприятия, его роль. (СК, ПК)

  19. Зрительные иллюзии. (ПК, ИК)

  20. Иллюзии движений. (ПК, ИК)

  21. Восприятие времени: проблема субъективного восприятия времени. (ИК, СК, ПК, ОНК).

  22. Врожденное и приобретенное процессов восприятия (ИК, ОНК, СК, ПК)

  23. Представления о восприятии с позиции теории У. Найссера. (ОНК, СК, ПК).

  24. Проблема развития процессов ощущений и восприятия. (ОНК, ИК, СК, ПК)

  25. Экстрасенсорное восприятие: современное исследование данного вопроса. (ОНК, ИК, СК, ПК).


следующая страница >>