Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика социальной сферы» разработан в соответствии с требованиями фгос впо по направл - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 4» «Информатика»... 4 1027.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине в2 «Технологии создания... 4 1542.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Технологии создания... 6 1522.63kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 031600. 7 598.26kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
С. П. Ермишин "26" октября 2012 г 5 1359.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. 14 3860.1kb.
Москва 2011 компьютерные технологии 1 485.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной... 1 428.1kb.
Запретный плод, земля обетованная, исчадие ада, манна небесная, притча... 1 13.29kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика социальной сферы» разработан - страница №2/9


Тема 2. Экономическая политика и система социальной защиты

Система социальной защиты населения как составная часть социально-экономической политики государства. Социальная помощь существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе традиций, обычаев, норм, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить жизнь и культуру семьи, рода, общества.

С развитием цивилизации, НТП и культуры функцию гаранта социальной защищённости всё более активно принимало на себя государство. Формирование рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности.

Система социальной защиты является элементом рынка. Она реализует принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, является, по сути, платой за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

В условиях рынка человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путём получения дохода от собственности или в виде зарплаты за свой труд. Но в каждом обществе есть часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезни, старости, социальных конфликтов, войн, стихийных бедствий и т.д. Они не выживут без поддержки государства. Государство же объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоёв населения по нескольким причинам: а) цивилизованное государство согласно Всеобщей Декларации прав человека должно обеспечить населению достойный уровень жизни; б) государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; в) социальная поддержка снижает социальное напряжение в обществе.

Переход к рынку в нашей стране привёл к росту социальной напряжённости: неблагополучная демографическая обстановка, структурные изменения в экономике, инфляция и обесценивание сбережений населения, рост стоимости энергоносителей, коммунальных услуг, транспорта и т.д. социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

Социальная защита в широком смысле – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку вне зависимости от его места жительства, национальности, пола, возраста, так как в защите нуждаются все права и свободы личности.

Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: права на минимальные средства жизнеобеспечения, труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, социальное обеспечение по старости, болезни, в случае потери кормильца, для воспитания детей и т.д.

Главная цель социальной защиты – оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

В современной экономике система социальной защиты выполняет две основные функции:

- социальные выплаты и обслуживание социально уязвимых категорий граждан (одиноких, престарелых, инвалидов);

- социальные гарантии всем категориям населения.

Социальные гарантии закреплены в Конституции РФ: «В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7).

Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - установленные законом нормы и нормативы, которые закрепляют нижний уровень социальной защиты. Социальные стандарты устанавливаются в области: оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания. Соблюдение стандартов обязательно для органов власти всех уровней, работодателей и предпринимателей всех форм собственности. Государственные гарантии подтверждаются гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования. Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.

Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину имеет гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для воспитания детей.

основным видам социального обеспечения относятся:

пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;

пенсии по старости, инвалидности;

пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;

медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введения страховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска. Социальный риск - это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработа или трудового дохода по объективным причинам.

Социальное страхование - это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей стране социальное страхование является государственным и обязательным. Система социального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное (обязательное) социальое страхование, обязательное медицинское страхование.

Организационно-экономическими основами социального обеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические, законодательные меры. Разные государственные органы, а также учреждения социальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственные учреждения выполняют функции по социальному обеспечению.

Государственный бюджет и социальное страхование составляют экономическую основу социального обеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов, которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложения осуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней.

Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями. Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионная система России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", "О трудовых пенсиях в РФ". Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. На сегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональных отделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ - обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в устаноленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

Для этого ПФ выполняет следующие функции:

1. собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами;

2. взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3. капитализирует свои средства;

4. контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов;

5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;

6. финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

Государственное (обязательное) социальное страхование является составной частью социального обеспечения. К основным задачам Фонда социального страхования относятся:

1. обеспечить пособия при рождении ребенка, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством;

2. участвовать в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования;

3. осуществлять меры, которые обеспечивают финансовую устойчивость фонда.

Медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхования является гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощью средств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случая финансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ "О медицинском страховании граждан в РФ". Медицинское страхование происходит в таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (СМО), медицинское учреждение.

Налогообложение как инструмент финансирования социальной работы. Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социалной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Первостепенное значение в государственном финансировании социальной защиты приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов.

Современная налоговая система – результат развития общества, сложное социальное образование, тесно связанное с развитием экономики и государства. Основоположником теории налогообложения А.Смитом сформулированы основные принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобность, обеспечение достаточности и подвижность, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократность.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения зарплаты.

Бюджетную систему РФ питают 44 вида налогов, сборов и других платежей. Кроме того, существует около 20 внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений.

Около 60% общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируется по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, по законам «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования РФ» определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда), которые время от времени изменяются, например:

До 2011 года было - в Пенсионный фонд – 28% для работодателей-организаций, а для занятых в производстве с/х продукции – 20,6% выплат, начисленных работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, для индивидуальных предпринимателей – в размере 5% доходов, для работающих граждан – 1% оплаты труда.

- в Фонд социального страхования страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в размере 5,4 %.

- в Фонд занятости – в размере 1%.

- в Фонд обязательного медицинского страхования – 3,6% к начисленной оплате труда, кроме компенсации за неиспользованный отпуск, стоимости путёвок, дивидендов и др. Эти выплаты включаются в себестоимость товаров и услуг. В настоящее время:

Отчисления на социальные нужды – 30% от суммы основной и дополнительной заработных плат из них:

Пенсионный фонд – 26% (20% - страховая часть, 6% - накопительная);

ФФОМС – 3,1% (федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

ТФОМС – 2% (территориальный фонд обязательного медицинского страхования);

ФСС (1) – 2,9% (федеральное соц.страхование);

Согласно закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ», учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением: необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок и т.д.

Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью налогами не облагаются, лишь перечисляют страх платежи в социальные внебюджетные фонды.

В целях стимулирования самообеспечения малого предпринимательства и снижения стоимости социальных услуг от налога на добавленную стоимость освобождаются: продукция собственного производства учреждений, финансируемых из бюджета, услуги по обучению и воспитанию детей и подростков, уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги, услуги по строительству жилых домов, платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства и медицинские техника, товары, реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее половины работников.



Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.

Условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населеию; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально - экономического развития страны.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ с 1992 года. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

2. Индекс стоимости жизни.

3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые доходы населения.

3. Свокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя заработная плата работников.

8. Средний размер реальной заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

4. Потребление населением основных продуктов питания.

5. Покупательная способность средней заработной платы.

6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

3.  Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.

5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).

6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.

8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

1. Прожиточный минимум (порог бедности).

2. Минимальный потребительский бюджет.

3. Минимальный размер заработной платы.

4. Минимальный размер пенсии.

5. Покупательная способность минимальной зарплаты.

6. Покупательная способность минимальной пенсии.

7. Коэффициент (уровень) бедности.

8. Дефицит дохода.

9. Зоны бедности.

10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4.Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5.Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9.Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условий труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

В 80-е гг. экспертами Программы развития Организаций Объединенных Наций (ПРООН) активно разрабатывалась концепция развития человеческого потенциала, в которой развитие человека рассматривается как собственно цель и критерий общественного прогресса. Кроме доходов существуют иные цели развития человеческого потенциала: получение образования, долголетие, участие в политической жизни и т. д. ВВП не дает оценку этим сторонам развития человеческого потенциала, так как они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).

Согласно концепции экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей для выбора личности и достижение повышения уровня благосостояния людей. Концептуальная схема развития человеческого потенциала построена на следующих четырех главных элементах:

·Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в формировании дохода и получать денежное вознаграждение за свой труд. Поэтому для развития человека необходимы экономический рост и динамика занятости и заработной платы.

·Равенство. Всем людям следует предоставлять изначально равные возможности.

·Устойчивость. Доступ к возможностям надо обеспечивать не только нынешним, но и будущим поколениям. Здесь предусматривается справедливое распределение возможностей развития между поколениями и внутри каждого поколения.

·Расширение возможностей. Это означает повышение ответственности людей за судьбы своей семьи, страны и человечества в целом.

Как отражение концепции ПРООН и был предложен в 1990 г. индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, отражающий три ведущих фактора жизни: долголетие, образованность, доход. Доход оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют. Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях.

При построении отдельных индексов наряду со значением Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и максимальное значения.

Для любой компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП на душу населения) по следующей формуле:

,

где , и - фактическое минимальное и максимальное значения показателя.

При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального - 25 лет, для индекса уровня образования населения соответственно - 0 и 100%. для индекса среднедушевого реального ВВП - 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. Таким образом, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.

Величина индекса изменяется от 0 до 1, при этом, чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых ориентиров. Страны, для которых значение ИРЧП не меньше 0,8, относятся к группе стран с высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.

В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения. Она есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, т. е. в его уровне жизни.

Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:

-по децильным группам - выделяются десять групп, в каждой группе по 10% населения;

-по квинтильным группам - пять групп, в каждой группе по 20% населения;



-по покупательной способности населения - по группам, кратным величине прожиточного минимума.

По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчете на 100 домохозяйств); показатель покупательной способности денежных доходов (денежный доход, деленный на среднюю цену покупки данного товара).

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации, при его расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения; кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Кривая Лоренца (рис.1) представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем больше неравномерность распределения доходов.

Об относительном неравенстве в распределении дохода может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т. е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).



Рис.1 Кривая Лоренца

Коэффициент Джини (по имени его автора, итальянского статистика и экономиста К. Джини (1884-1965) вычисляется по формуле:

где - кумулятивная доля дохода.

Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: - социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также - культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно- общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2020 года является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2020 года являются:

охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; обеспечение качественного образования и воспитания детей;

улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

На первом этапе (2005-2006 годы) выполнения Основных направлений реализованы в полном объеме конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на основе Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2010-2013г).

Социальная справедливость - Обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду; один из общечеловеческих социальных идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах. В современных условиях осуществление принципа С.с. основывается на равенстве всех граждан перед законом, на создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня его социальной защищенности; является одной из основных задач социальной политики государства

Форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Социальная помощь — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. С.П. (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называю социальным страхованием.

Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Дифференциация обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Дифференциация Теорию Дифференциация в конце 19 в. выдвинул английский философ Г. Спенсер, который заимствовал этот термин из биологии и провозгласил Дифференциация всеобщим законом эволюции материи от простого к сложному, проявляющуюся в обществе как разделение труда. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал Дифференциация в результате разделения труда как закон природы и связывал Дифференциация функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. Немецкий философ и социолог М. Вебер видел в Дифференциация следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Современная структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (американский социолог Т. Парсонс и др.) рассматривает Дифференциация как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Дифференциация остаётся не решённым.

Литература: [ 3, 11, 15, 16, 17]




<< предыдущая страница   следующая страница >>