Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика социальной сферы» разработан в соответствии с требованиями фгос впо по направл - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 4» «Информатика»... 4 1027.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине в2 «Технологии создания... 4 1542.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Технологии создания... 6 1522.63kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 031600. 7 598.26kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
С. П. Ермишин "26" октября 2012 г 5 1359.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. 14 3860.1kb.
Москва 2011 компьютерные технологии 1 485.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление организационной... 1 428.1kb.
Запретный плод, земля обетованная, исчадие ада, манна небесная, притча... 1 13.29kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика социальной сферы» разработан - страница №1/9




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)

Кафедра «Менеджмент»




"Утверждаю"

Проректор по УМО




С.П. Ермишин


"26" октября 2012 г.

Учебно-методический комплекс
Дисциплины «Экономика социальной сферы» для студентов направлениям подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 040400.62 «Социальная работа»

Составитель: к.э.н., доцент Т.А. Журавлева

ТОЛЬЯТТИ

Аннотация

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика социальной сферы» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 040400.62 «Социальная работа»

Автор (составитель): к.э.н, доцент Т.А. Журавлева


Учебно-методический комплекс одобрен (рассмотрен) на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол №3 от «26» октября 2012 г.

Зав. кафедрой Г. М. Кулапина

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины………………………………………………….4

1.1. Цели освоения дисциплины................................................................................................4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП направлений подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 040400.62 «Социальная работа» ………………………………4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……4

1.4. Структура и содержание дисциплины..............................................................................5

2. Конспект лекций…………………………………………………………………………….7

3. Содержание практических занятий………………………………………………….........51

4. Самостоятельная работа………………………………………………...............................54

5. Образовательные технологии……………………………………………………………..54

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………………………………….54

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..…………….......56

8. Материально – техническое обеспечение дисциплины.....................................................57

9. Методические указания для выполнения контрольных работ…………………………..58

Примерная технологическая карта дисциплины




  1. Цели освоения дисциплины

    1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экономика социальной сферы» являются:


  • формирование у студентов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 040400.62 «Социальная работа», позволяющих получить знания об экономике социальной сферы в современных условиях;

  • получение теоретических знаний в области экономики социальной сферы как специализированного вида деятельности, связанного с разработкой, информационной, консультативной поддержкой различных предприятий социальной сферы.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП направлениям 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», 040400.62 «Социальная работа»

Дисциплина «Экономика социальной сферы» относится к циклу специальных дисциплин. Преподается студентам 2-го курса в 4-ом семестре для направлений подготовки бакалавров.

Ее изучение возможно на базе таких дисциплин, как: «Социальная работа»,

« Социология», «Экономика 1», «Основы менеджмента».

Дисциплина «Экономика социальной сферы» обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности бакалавров.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»
- использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- обладает базовыми навыками общения, умения устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9)


В результате изучения дисциплины бакалавр должен

Знать:

- основы мировой и российской экономики



Уметь:

- самостоятельно анализировать социально-политическую, экономическую и научную литературу



Владеть:

- способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах, способностью к критике, самокритике и работе в коллективе


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 040400.62 «Социальная работа»

-использовать основные положения и методы социальных гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп, как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31)
В результате изучения дисциплины бакалавр должен
Знать:

- содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения;



Уметь:

- оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания



Владеть:

- навыками организации, планирования экономических процессов в сфере социального обслуживания



1.4. Структура и содержание дисциплины «Экономика социальной сферы»
1.4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий очной формы обучения

семестра


Число

недель


в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост.

работа


Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы


Самост. работа

Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа


Всего

В неделю

4

16

12

28

-

68

108

1

2

-

68

4,25

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий заочной формы обучения



семестра


Число

недель


в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост.

работа


Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работы


Самост. работа

Всего

Лекции

Практ. занятия

Лабор.

работа


Всего

В неделю






































1.4.2. Содержание дисциплины для очной формы обучения

п/п


Раздел
дисциплины

 


Семестр

 


Неделя семестра

 


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



 

Лекции

 Практ. занятия

 Лабор. занятия

 Самост. работа

1

Тема 1: Предмет, принципы и задачи курса экономики социальной сферы

4

1

1

2




4

Устный опрос, подготовка докладов

2

Тема 2: Экономическая политика и система социальной защиты

4

2

1

2




6

 Устный опрос, подготовка докладов

3

Тема 3: Экономическое пространство социальной сферы

4

3

1

2




4

 Устный опрос, подготовка докладов, тестирование

4

Тема 4: Бюджетное финансирование, льготы, налогообложение

4

4

2

4




8

Устный опрос, решение задач, тестирование

5

Тема 5: Благотворительное финансирование, хозрасчетная деятельность

4

5

2

4




8

Устный опрос, тестирование, подготовка презентации

6

Тема 6: Оплата труда специалистов

4

6

2

4




8

Устный опрос, решение ситуационных задач, тестирование,

7

Тема 7: Коммерческая деятельность учреждений культуры. Понятие «коммерческая деятельность» учреждений культуры. Основные направления деятельности учреждений культуры в условиях рынка.

4

7

1

2




4

Устный опрос, подготовка докладов, решение ситуационных задач

8

Тема 8: Планирование коммерческой деятельности учреждений культуры

4

8

1

2




8

Устный опрос, подготовка докладов, решение задач, тестирование

9

Тема 9: Механизм реализации планов коммерческой деятельности учреждений культуры

4

9

1

4




10

Устный опрос, подготовка докладов, решение ситуационных задач

10

Тема 10: Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры

4

10

1

2




8

Устный опрос, подготовка докладов, тестирование




Итоговый контроль

4
















зачет




Всего








12

28




68






2. Конспект лекций

Тема 1. Предмет, принципы и задачи курса экономики социальной сферы

Специфика экономической точки зрения на различные виды человеческой деятельности состоит в стремлении соизмерять производимые затраты с достигаемыми результатами, сравнивать альтернативные способы использования ограниченных ресурсов и оптимизировать соотношение выгод и издержек. Предметом экономического рассмотрения выступают также действия (отношения) людей, осуществление которых включает в себя такие сопоставления и выбор, и правила (институты), по которым такие действия совершаются.

Обобщая эти признаки, можно следующим образом определить содержание экономической точки зрения на социальную сферу: это рассмотрение осуществляемой здесь деятельности как использования ограниченных ресурсов для получения результатов, соизмеряемых с затратами.

Такое использование включает следующие типы действий.

1. Распределение ограниченных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов между альтернативными способами их применения для получения результатов, соизмеряемых с затратами этих ресурсов.

2. Обмен одних объектов (ресурсов, результатов) на другие, в котором происходит их соизмерение.



Предметом экономики социальной сферы как научной дисциплины является изучение особенностей вышеуказанных типов действий в системах социального обслуживания и особенностей процессов, отношений, институтов, в которых эти действия воплощаются. В дальнейшем при характеристике тех или иных отраслей социальной сферы мы будем говорить об их "экономическом устройстве", имея в виду присущие этим отраслям особенности вышеуказанных отношений и институтов.

Центральной задачей экономического анализа является анализ эффективности (отношения результатов к затратам) использования ограниченных ресурсов для удовлетворения имеющихся потребностей. Вместе с тем, рассматривая экономическое устройство отраслей социальной сферы и их экономические проблемы, невозможно отстраниться от внеэкономических факторов. Участие государства в регулировании, производстве и финансировании социальных услуг в решающей степени определяется требованиями социальной справедливости. Сохранение или изменение форм финансирования организаций, предоставляющих социальные услуги, в первую очередь зависит от политических целей государства и действий групп специальных интересов. Внеэкономические факторы обусловливают существенную специфику экономических процессов и институтов в системах социального обслуживания. Поэтому рассмотрение деятельности в социальной сфере с экономической точки зрения должно обязательно соотноситься с рассмотрением этой деятельности с других точек зрения: организационно-технологической, социально-организационной, социально-культурной, политической.



Организационнно-технологическая точка зрения: предметом рассмотрения являются структура деятельности в соответствующей сфере (структура медицинской помощи, образовательной деятельности, социального обслуживания и т.д.), типы применяемых технологий, типы организаций, занимающихся этой деятельностью, технологические взаимосвязи между ними (потоки пациентов и т.п.).

Социально-организационная точка зрения: предметом рассмотрения являются социальные роли субъектов соответствующей деятельности, их социальные связи, сложившиеся здесь социальные структуры (профессиональные сообщества, сети, кланы).

Ведущую роль в установлении и поддержании экономических институтов в социальной сфере играют группы специальных интересов: профессиональные объединения (в частности, ассоциации врачей, учителей, гильдии и союзы кино- и театральных работников), профессиональные союзы работников, являющихся получателями благ и услуг, формальные и неформальные организации производителей (ассоциации страховщиков и др.).

Особую значимость для судьбы экономических нововведений в отраслях социальной сферы имеет существование и развитость социальных сетей и кланов. Социальные сети - это устойчивые социальные структуры, в которых имеют место взаимная зависимость их участников, соединение средств и разделение друг с другом издержек, тесное взаимодействие и отношения взаимного доверия. Социальные сети играют важную роль во взаимодействии производителей благ, качество которых сложно измерить объективными показателями. Развитость социальных сетей обозначается понятием социального капитала. Социальный капитал воплощает в себе сети и отношения, которые поддерживают и развивают доверие и взаимность и формируют качество и количество социальных взаимодействий в обществе.

Социальные сети и социальный капитал могут оказывать значительное позитивное влияние на качество и эффективность социального обслуживания. Так, врачи и медицинские сестры, социальные работники более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей там, где существуют разнообразные развитые социальные связи между ними и членами местных сообществ. Социальные сети могут, однако, быть и контрпродуктивными. Эти структуры обычно препятствуют проведению реформ, направленных на более широкое внедрение рыночных отношений в системы общественного финансирования социальных услуг. Так, при внедрении контрактных отношений в систему со сформировавшимися социальными сетями заключаемые контракты между покупателями и производителями социальных услуг являются достаточно формальными, плохо специфицированными. Они рассматриваются сторонами скорее как знаки неформального соглашения о взаимодействии. В этом случае социальные сети препятствуют развитию конкуренции производителей социальных услуг.



Кланы - это социальные сети, служащие средством нарушения и обхода формальных институтов (в частности, правил использования государственных средств) в общих интересах участников этих сетей. Поэтому клановые отношения являются препятствиями к росту эффективности функционирования соответствующих систем социального обслуживания. Например, кланы производителей, дистрибьюторов лекарственных средств и чиновников, осуществляющих их закупку, своими действиями поддерживают высокий уровень цен на фармацевтическом рынке, тем самым ограничивая доступность лекарственных препаратов для организаций здравоохранения и населения.

Социально-культурная точка зрения: предметом рассмотрения являются ценности - представления о правильных целях и принципах деятельности. Такие представления оказывают самое непосредственное влияние на организацию и деятельность отраслей социальной сферы. Они воплощаются в целях государственной политики по отношению к предоставлению социальных благ и услуг населению и определяют особенности экономических институтов, устанавливаемых в этой сфере.

Примерами ценностей, формирующих цели социальной политики государства, являются:

• социальная справедливость;

• социальный мир;

• социальная защищенность;

• сохранение человеческого достоинства;

• гуманизация экономической и трудовой жизни.

Среди них особое значение имеют представления о социальной справедливости. Это суждения о том, какое распределение благ и услуг между членами общества следует считать правильным. Например, представления о том, что члены общества должны получать одинаковую по качеству медицинскую помощь при одинаковой потребности в лечении. Или представления о том, что каждый человек в современном обществе должен иметь некоторый достойный уровень жизни, то есть иметь возможность потреблять блага и услуги в размерах не ниже определенного уровня, признаваемого обществом в качестве достойного. Следование подобным принципам как раз и выражается в формировании систем социального обслуживания, деятельность которых обеспечивает требуемое распределение благ и услуг.



Политическая точка зрения: предметом рассмотрения являются институты, которые вводятся властным путем, и их функционирование обеспечивается методами принуждения.

Экономические институты могут быть формальными и неформальными. Формальными являются институты, которые устанавливаются принятием законов, утверждением нормативных документов, изданием приказов. Принятие решений о введении новых институтов, сохранении или упразднении тех или иных из уже существующих - эти действия определяются не только и, может быть, не столько соображениями роста эффективности использования ресурсов или достижения более справедливого их распределения, сколько политическими факторами. В какой мере принимаемые решения об институтах в социальной сфере повлияют на властные возможности, которыми обладают субъекты принятия этих решений, - вот ключевой вопрос, от ответа на который зависят характер и судьба экономических нововведений в отраслях социального обслуживания.

Так, формальные экономические институты могут не пересматриваться по политическим причинам, хотя в реальности они уже не соблюдаются и замещаются неформальными институтами. Наиболее ярким примером служит ситуация с бесплатной медицинской помощью в нашей стране. Конституционная норма о праве граждан на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на практике постоянно нарушается, и больные вынуждены платить за лечение из собственного кармана. Но пересмотр этого невыполняемого института, изменение содержания характера государственных гарантий в области медицинского обслуживания не проводятся потому, что даже постановка вопроса о таком пересмотре будет использована политической оппозицией для ослабления правящей элиты. Поэтому, анализируя особенности экономических институтов в социальной сфере, эволюцию и взаимосвязь формальных и неформальных институтов, нельзя абстрагироваться от рассмотрения этих вопросов в политической плоскости.

Логика анализа. Анализ особенностей экономического устройства социальной сферы проводится по отраслям на основе единой схемы. Сначала дается характеристика организационно-технологической структуры рассматриваемой отрасли. Затем обсуждается специфика осуществляемой здесь экономической деятельности с точки зрения модели рыночной экономики. При этом в анализ включается рассмотрение осуществляемой деятельности в социально-культурном и социально-организационном аспектах. Обсуждаются причины участия государства в регулировании деятельности в данной сфере и выполняемые им функции. Далее рассматриваются возможные модели организации и финансирования отрасли, а также формы оплаты предоставляемых услуг. На этой основе анализируются особенности организации отрасли в России и ее экономических институтов, обсуждаются ключевые экономические проблемы функционирования отрасли и пути их разрешения.

По такой схеме последовательно рассматриваются все отрасли социальной сферы, за исключением физической культуры и спорта и социального обеспечения. Экономические особенности сферы физической культуры и спорта пока еще очень мало разработаны в экономической науке. Что же касается системы социального обеспечения, то ее внутренняя организация и деятельность ее элементов - государственных органов социальной защиты не обладают значимыми экономическими отличиями от организации и деятельности других органов исполнительной власти. Специфичными являются состав социальных пособий, цели и условия их предоставления и т.п. Но весь этот комплекс вопросов относится к проблематике политики распределения доходов, и потому деятельность системы социального обеспечения правильнее рассматривать в рамках анализа социальной политики.

В экономике социальной сферы есть вопросы, которые требуют обсуждения применительно ко всей сфере в целом. Таким ключевым вопросом является вопрос об особенностях экономических форм организаций, действующих в этой сфере.

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социальная деятельность. Говоря о природе и назначении социальной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социальной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют. В развивающуюся современную модель социальной сферы все активнее вписывается самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социальной сфере, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социальной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:

- реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регион;

- диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;

- решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики.

Литература: [ 1, 5, 11, 14]




следующая страница >>