Учебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского языка ростов-на-Дону 2010 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 925.97kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Г. И. Иванов Учебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетный учет... 3 707.2kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «философия» для студентов... 5 719.76kb.
Е. А. Петренко Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы... 1 327.01kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная... 2 229.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ведение деловых переговоров»... 1 216.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических... 8 1562.48kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Страноведение» для студентов... 5 452.78kb.
4 Вводим соответствующее имя и значение параметра 1 43.42kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины теоретичекая фонетика современного английского - страница №1/1




ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕКАЯ ФОНЕТИКА

СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Ростов-на-Дону


2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Освежить и расширить знания студентов по фонетике, приобретенные при изучении курса «Введение в языкознание»;

  2. Познакомить студентов с ролью и достижениями отечественных языковедов в развитии фонетической науки и решении ее проблем;

  3. Систематизировать элементы фонетической теории, ксвоенные студентами при изучении нормативного курса, и дать им на его основе более полное знание всех компонентов фонетического строя современного английского языка в их системе и в сопоставлении с фонетическим строем родного языка;

  4. Познакомить студентов с основными спорными и нерешенными проблемами общей и английской фонетики и с новейшими теориями и взглядами по этим проблемам;

  5. Познакомить студентов в общих чертах с современными методами фонетического исследования, особенно фонологического анализа, а также с применением теоретических положений курса преподавания английского языка (например, учебной нормы произношения, транскрипция, типы произносительных ошибок, применение результатов фонологического анализа при обучении произношению).

Лекции и семинарские занятия направлены на то, чтобы не только дать студентам определенный объем информации, но и развить у них творческое научное мышление и критический подход к теоретическим положениям, научить их извлекать из научной литературы необходимую информацию, самостоятельно делать обобщения и выводы.




  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Фонетика как наука. Определение и описание предмета фонетики. Соотношение фонетики с языкознанием, ее связь с лексикологией, грамматикой, стилистикой. Разделы фонетики как науки и учебной дисциплины: физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; общая и частная фонетика; описательная, сравнительная и историческая фонетика. Методы исследования, применяемые в фонетике. Компоненты акустической структуры звуковой материи языка и их аспекты: артикуляционный, физический, перцептивный и функциональный. Разделы фонетики, изучающие эти аспекты.



  1. Компоненты фонетичекого строя английского языка

Сегментные фонемы: дистрибуция и сочетаемость звуков; соединение звуков и артикуляционные переходы между ними.

Слоговоая структура английского языка с двумя аспектами: слогообразованием и слогоделением.

Акцентная структура английских слов.


  1. Сегментные фонемы английского языка

Артикуляционный аспект: четыре артикуляционных механизма (силовой, вибраторный, резонаторный и преградообразующий), органы речи, входящие в каждый из них, их устройство, работа и функции. Артикуляционная классификация гласных по устойчивости артикуляции (монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды); по движению и положению языка в горизонтальной и вертикальной плоскости (по ряду и подъему); по положению губ; по исторической долготе; по напряженности; по характеру отступа. Сопоставление английских гласных с русскими.

Классификация английских согласных по работе голосовых связок и силе артикуляции; по активным и пассивным органам речи; по типу артикуляционной преграды или характеру шума; по количеству артикуляционных фокусов и шумообразующему характеру последних; по положению мягкого неба. Сопоставление английских согласных с русскими.

Классификация артикуляционных переходов от звука к звуку и их особенности в английском и русском языках.

Акустический аспект. Определение звука. Физические свойства звука (частота, интенсивность, длительность, состав), их артикуляционные корреляты.

Фонологический аспект. Проблема определения фонемы. Фонема как диалектическое единство трех аспектов: 1) материальности и объективности; 2) абстрагированности и обобщенности и 3) функциональности. Понятие варианта, аллофона. Варианты как конкретная реализация фонем в потоке речи. Зависимость варианта от фонетического контекста. Виды вариантов : обязательные и свободные. Обязательное варьирование : комбинаторно-позиционное и стилистическое. Свободное варьирование : индивидуальное и диалектальное. Роль аллофонов в изменении фонемного состава языка. Фонетические и фонологические изменения.

Фонологичекий анализ английских гласных. Проблема однофонемности или двухфонемности английских дифтонгов. Фонематический статус различий между английскими гласными по огубленности (лабиализации), по стабильности артикуляции, по ряду и подъему; примеры фонологических противопоставлений, основанных на этих различиях. Избыточность противопоставлений английских гласных по степени длительности.

Безударный вокализм английского языка: гласные, встречающиеся в безударных слогах, их классификация и фонематический статус.

Фонологический анализ английских согласных. Фонематический статус каждого принципа артикуляционной классификации английских согласных (в сопоставлении с русским языком). Фонематические противопоставления, основанные на глухости/звонкости и одновременно на сильной/слабой артикуляции английских глухих и звонких согласных (отличия от русского языка). Примеры одинарных фонематических противопоставлений между английскими согласными, основанных на различии в типе артикуляционной преграды или в способе образования шума. Вопрос о количестве аффрикат в английском языке и об их обнофонемности или двухфонемности.

Понятие чередования звуков речи. Виды и примеры чередований в современном английском языке: фонологические и межфонемные – исторические, грамматикализованные и лексикализованные, нефонологическите или межаллофонные – позиционно- комбинаторные.

Изменения фонем в зависимости от особенностей сочетания артикуляционных фраз и действия различных видов ассимиляции и аккомодации (комбинаторные изменения). Изменения фонем в зависимости от их позиции в ударном или безударном слоге, в начале, в середине и в конце слога или слова и от характера смежных звуков (позиционные изменения). Количественная, качественная и нулевая редукция английских гласных фонем.

Виды ассимиляции согласных в английском языке и фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате действия полной, частичной и промежуточной ассимиляции.

Виды аккомодации английских гласных и согласных звуков и фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате действия аккомодации.

Важнейшие изменения в произнесении звуков в современном английском языке как проявление свободного варьирования звукового состава слов.

3. Интонация английского языка.

Понятие интонации (просодии). Определение интонации. Компоненты интонации: ударение, ритм, мелодика, темп, пауза, тембр, тесситура. Акустическая , физиологическая и лингвистическая характеристика интонации. Основные функции интонации: организующая, синтаксическая, семантическая и экспрессивная. Взаимодействие интонации с лексико-грамматическими средствами выразительности речи. Акцентно-мелодическая структура французской речи и её семантические единицы. Соотношение интонационной структуры фразы с формально-синтаксическим построением предложения в английском языке.

Ударение. Значение и функции ударения. Акустико-физиологическая природа ударения. Роль силового, высотного и темпорального компонента в образовании и восприятии английского ударения.

Словесное ударение. Фразовое ударение. Виды фразовых ударений. Функции разовых ударений и фонетические средства их выражения. Второстепенное ударение, его природа и функции. Выделительное ударение, его природа и функции. Виды выделительных ударений.

Английская акцентуация в сопоставлении с русской.

Мелодика английской речи. Значение и функции мелодики речи основные мелодические типы английской фразы. Основные мелодические контуры английского языка. Суперсегментные фонологические единицы интонационного (прозодического) уровня (интонемы). Перечень интонем английского языка. Система оппозиций интонем. Зависимость мелодики от стиля произношения. Мелодика английской речи в сопоставлении с русской.

Темп речи. Скорость речи как компонент речевой интонации. Темп речи и его функции. Единица измерения темпа речи. Варьирования темпа речи в зависимости от стиля произношения.

Пауза. Понятие паузы. Функции паузы. Языковая и психологическая паузы. Паузы хезитации.

Ритм. Ритм английской речи и его особенности.

Тембр. Тембр как компонент интонации. Выражение эмоционального аспекта интонации с помощью тембра.

Взаимодействие отдельных компонентов английской интонации. Функции интонации в организации структуры текста в современном английском языке.

Фоностилистика.

Понятие фоностилистики. Место фоностилистики среди других лингвистических наук. Орфоэпическая норма и стили произношения. Проблема выделения стилей произношения. Существующие классификации стилей произношения. Понятие фоностилемы как дифференциальной единицы стилистического уровня.

Основные стили произношения в английском языке. Полный стиль произношения и его особенности. Разновидности полного стиля произношения: декламация и сценическая речь, официальный и ораторский стили. Значение овладения полным стилем произношения для будущих преподавателей английского языка.

Разговорный стиль произношения и его особенности. Разновидности разговорного стиля. Разговорный тщательный и разговорный беглый стили произношения.

Перечень фоностилистических средств английскогоо языка. Фонетическая модель речи преподавателя английского языка и её основные стилистические параметры.




  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




    1. Лекционные занятия

п/п

Темы лекций и семинарских занятий

Краткое содержание лекций

Кол-во часов

1.

Фонетика как наука

Определение и описание предмета фонетики. Соотношение фонетики с языкознанием, ее связь с лексикологией, грамматикой и стилистикой. Разделы фонетики как науки и учебной дисциплины: физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; общая и частная фонетика; описательная, сравнительная и историческая фонетика. Компоненты акустической структуры звуковой материи языка и их аспекты: артикуляционный, физический, перцептивный и функциональный.

2

2.

Органы речевого аппарата

Артикуляционный аспект: четыре артикуляционных механизма (силовой, вибраторный, резонаторный, преградообразующий), органы речи, входящие в каждый из них, их устройство, работа и функции.

2

3.

Артикуляционная и физиологическая классификация английских согласных

Принципы классификации. Классификация английских согласных по работе голосовых связок и силе артикуляции; по активным и пассивным органам речи; по типу артикуляционной преграды или характеру шума; по количеству артикуляционных фокусов и шумообразующему или окрасочному характеру последних; по положению мягкого неба. Сопоставление английских согласных с русскими.

2

4.

Артикуляционная и физиологическая классификация английских

Гласных


Классификация английских гласных по устойчивости артикуляции (монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды); по движению и положению языка в горизонтальной и вертикальной плоскостях (по ряду и подъему); по положению губ; по исторической долготе; по напряженности; по характеру отступа. Сопоставление английских гласных с русскими.

2

5.

Функциональный аспект звуков речи

Проблема определения фонемы. Фонема как единство трех аспектов: 1. Материальности и объективности;

  1. Абстрагированности и обобщенности;

  2. Функциональности. Понятие варианта фонемы и ее второстепенных оттенков, классификации последних. Крнститутивная и дистинктивная функции сегментных фонем, взаимосвязь и взаимозависимость этих функций.

2

6.

Фонологический анализ английских согласных

Взрывные шумные согласные фонемы /p,b,t,d,k,g/

2

7.

Фонологический анализ английских согласных

Фрикативные шумные согласные фонемы /s,z,f,v,h etc./

2

8.

Фонологический анализ английских согласных

Аффрикаты

2

9.

Фонологический анализ английских гласных

Фонемы /i:; i; e, a:, o, o: u, u:; etc./

2

10.

Дифтонги

/ei; ou; ai; au; oi etc./

2

Всего: 20 часов

2.2 Семинарские занятия



11.

Безударный вокализм английского языка

Гласные, встречающиеся в безударных слогах, их классификация и фонематический статус

2

12.

Понятие чередования звуков речи

Виды и пимеры чередований в современном английском языке: фонологические и межфонемные – исторические, грамматикализованные и лексикализованные; нефонологические или межаллофонные – позиционно-комбинаторные

2

13.

Позиционно-комбинаторные изменения сегментных фонем английского языка

Изменения фонем в зависимости от особенностей сочетания артикуляционных фраз и действия различных видов ассимиляции и аккомодации (комбинаторные изменения). Изменения фонем в зависимости от их позиции в ударном или безударном слоге, в начале, в середине и в конце слога или слова и от характера смежных звуков (позиционные изменения). Количественная и нулевая редукция английских гласных фонем

2

14.

Слог как фонетическая единица

Функции слога в речи. Слогообразующие звуки в английском языке. Составные части слога. Типы слогов по их началу и концу (прикрытые, неприкрытые; открытые, закрытые), по длительности (долгие, краткие) и по их акцентному весу (ударные, безударные)

2

15.

Акцентная структура английских слов

Понятие словесного ударения, его виды (силовое, или динамическое; музыкальное, или тоническое; количественное, или квантитативное). Характеристика английского словесного ударения с точки зрения его места в словах и их грамматических формах (свободное, или разноместное; фиксированное). Степени словесного ударения в английском языке (главное, второстепенное, третьестепенное и слабое или отсутствие ударения).

2

16.

Интонация английского языка

Конститутивная и дистинктивная функции интонации в целом и ее отдельных компонентов. Интонация и просодия. Понятие синтагмы и интонационной группы. Полная и частичная дезакцентуализация английских слов во фразе. Энклитика и проклитика.

2

17.

Литературное произношение английского языка

Южноанглийское произношение (ЮАП) как учебная норма. Важнейшие черты различия между ЮАП и общеамериканским произношением (ОАП). Функционально-стилистические различия английского произношения.

2

Всего: 14 часов


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Содержание самостоятельной работы

Виды учебной деятельности


Количество часов

  1. Подготовка к семинарским занятиям

  2. Написание курсовых работ

16

16



Всего: 32

4.2 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

п/п

Наименование тем

1.
Экспериментальная фонетика на современном уровне развития

2.
Анализ британских классификаций звуков

3.
Анализ американских классификаций звуков

4.
Функция качества и количества в английском языке

5.
Сравнительная характеристика английских согласных с русскими

6.
Артикуляционная база и основные различия между артикуляционными базами английского и русского языков

7.
Проблема однофонемности или двухфонемности английских дифтонгов

8.
Проблема количества аффрикат в английском языке

9.
Виды чередований звуков в английском языке

10.
Виды ассимиляции согласных в английском языке

11.
Виды аккомодации английских гласных

12.
Виды аккомодации английских согласных и проблема фонемной принадлежности звуков, возникающих в результате действия аккомодации

13.
Важнейшие изменения в произнесении звуков в современном английском языке как проявление свободного варьирования звукового состава слов

14.
Структура слога в английском языке

15.
Основные правила слогоделения в современном английском языке

16.
Основные теории слога в применении к английскому языку

17.
Конститутивная и дистинктивная функции словесного ударения в английском языке

18.
Конкретно-языковые свойства английской интонации в сравнении с русской

19.
Текстовые функции английской интонации

20.
Основные проблемы фоностилистики

21.
Ритмическая система английской речи

22.
Об изменениях в произношении современного английского языка

23.
Интонационная система английского языка

24.
Особенности ударения в английском и русском языках.

25.
Стили произношения: фоностилистические особенности полного (разговорного) стиля речи в современном английском языке.



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4. 1. Основная литература

п/п

Перечень литературы

1.

Дикушина О.И. Фонетика английского языка. Теоретический курс. М.-Л., 1965

2.

Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка. М., 1980



4. 2. Дополнительная литература

п/п

Перечень литературы

1.

Торсуева И.Г. Теория интонации. - М.,1974.

2.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М.,1979.

3.

Vassilyev V.A. English Phonetics. A Theoretical Course. M., 1970

4.

Антипова А.М. Ритмическая система английской речи. М., 1984

5.

Торсуев Г.П. Интонация и смысл высказывания. М., 1979



6. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Рейтинговая система контроля и оценки знаний предполагает, что на протяжении освоения учебной дисциплины студенты набирают определенную сумму баллов, в зависимости от которой определяется рейтинг (итоговая оценка). Возможная семестровая сумма – 100 баллов.

Положительная оценка может быть выставлена по результатам итогового рейтинга только при условии, что по каждому рубежному рейтингу студентом было набрано не менее 60% максимального количества баллов.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке (по пятибалльной системе):



  • выше 85 баллов – «отлично»;

  • 70-85 баллов - «хорошо»;

  • 60-69 баллов - «удовлетворительно»;

  • менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

6.1 Структура и балльная оценка рейтингов по дисциплине


Структура


Рейтинговая оценка в баллах

Стартовый рейтинг

Рейтинг 1

Рейтинг 2

1. оценка по дисциплине

3-4-5



-


-

  1. за посещение

  • всех занятий

  • не менее 75%

  • не менее 50%



4

3



2

4

3



2

  1. за выполнение домашних заданий

  • каждого задания

  • всех заданий (8)



1,5


12

1,5


12

  1. оценка ответов на семинарских занятиях (4)

общая сумма баллов за ответы на семинарских занятиях




2-2, 5-3


24

2-2, 5-3


24

  1. за выполнение самостоятельной работы







3-4-5


  1. за выполнение заданий рейтингового контроля






3-4-5

3-4-5


  1. Всего (максимальный балл)

5


45


50



7. Содержание рейтингового контроля
Учебный материал дисциплины делится на два рейтинга. Контроль осуществляется в конце каждого рейтинга и включает вопросы для проверки усвоения теоретического материала и практические задания, предусматривающие использование навыков и умений при анализе конкретного языкового материала.

Вопросы для проведения первого рейтингового контроля

1-1

  1. Write down the plural forms of these words and transcribe them. Prove that phonetics is connected with grammar.

    Witch

    Glass


    Judge

    crash


    Half

    Knife


    Wolf

    Mistress


    Sculptress

    actress


  2. Transcribe and translate these pairs of words. Single out the sounds that differentiate the meaning of the words.

    Still – steel

    Pool – pull



    ship – sheep

    sit – seat



    fill – feel

    Live - leave



    ill - eel

    slip – sleep



    Sell – sale

    Model-modal



  3. Explain the articulation of /s/ and /f/ from the view point of noise production

  4. Explain the articulation of the /i:, e/ sounds from the view point of the horizontal and vertical movements of the tongue.

  5. Read these pairs of words and state what principles of vowel classification they illustrate.

Cod –cord

Not- nought



End – and

Ten- tan


Fir – for

Firm-form



Fool-full

Pool-pull



Am-aim

Add- aid


6. Define the consonant phonemes / , /.
1-2

  1. Write down the plural forms of these words and transcribe them. Prove that phonetics is connected with grammar.

    Calf

    Elf


    Leaf

    life


    Fox

    Gas


    Actress

    Hostess


    Waitress

    Lioness


  2. Transcribe and translate these pairs of words. Single out the sounds that differentiate the meaning of the words.

    Saw-so

    Polish-polish



    Guard–guide

    Worth-worse



    Truth-truce

    But-bath


    Breath-breadth

    Diary-dairy

    Suit-suite



  3. Explain the articulation of /z/ and /v/ from the view point of noise production

  4. Explain the articulation of the /a:, i/ sounds from the view point of the horizontal and vertical movements of the tongue.

  5. Read these pairs of words and state what principles of vowel classification they illustrate.

Cot –caught

Body-border



Hem-ham

Kettle-cattle



Turn-torn

Bird-bord



Food-put

Tool-took



Man-main

Lad-laid


6. Define the consonant phonemes / ,

Вопросы для проведения второго рейтингового контроля

2-1


  1. Write down the three forms of these verbs and transcribe them. Prove that phonetics is connected with grammar.

Subdivide

establish



Snow

carry


Care

Promise


Change

devoice


Admit

Download



  1. Single out pairs of sounds the interchange of which makes the words different parts of speech.

    Clothe v.- clothe n.

    Glaze v.- glass n.

    Loathe v. –

    Loath n.


    Lose v.-loss n.

    Halve v. – half n.

  2. Explain the articulation of / / and / / from the view point of noise production

  3. Explain the articulation of the / , / sounds from the view point of the horizontal and vertical movements of the tongue.

  4. Transcribe these words. Underline / / with a single line, / / with two lines, / / with a wavy line.

Bring

Lungs


England

younger


Anything else

Willingly

Taking it


Mingled

Sleeping


Thing

Hungry


Fishing

Morning


Driving on

longer


Getting on

Spring


Seeing

clasping




2-2

  1. Write down the three forms of these verbs and transcribe them. Prove that phonetics is connected with grammar.

Cancel

Arrive


Rain

inform


Help

Ask


Discuss

pack


Permit

Load





  1. Transcribe these words. Underline the interchanging vowels and consonants in the corresponding parts of speech.

A house-to house

An excuse-to excuse

A device –to devise



Loose- to lose

Occur-occurrence

Close-to close



Advice-to advise

Use-to use






  1. Explain the articulation of /p/ and /d/ from the view point of noise production




  1. Explain the articulation of the /u, / sounds from the view point of the horizontal and vertical movements of the tongue.

  2. What classificatory principle of vowels can be illustrated by the contrastive pairs given below?.

bid-beard

dead-dared



pod-poured

pooh-poor



Ass-ice

Manner-minor



too-tour

ate-eight



Letter-later

at-out