Учебно-методический комплекс дисциплины архитектурный орнамент (наименование учебной дисциплины) Специальность - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины муляжирование (наименование... 2 627.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины цвет в костюме (наименование... 27 4002.22kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины макияж и прически (наименование... 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика и программирование"... 2 926.05kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информатика» по... 40 5827.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине правовая среда бизнеса 32 2892.34kb.
Н. Н. Приходченко учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология... 1 453.95kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 925.97kb.
Г. И. Иванов Учебно-методический комплекс дисциплины «Бюджетный учет... 3 707.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «бизнес-планирование» 4 562.82kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 460.4kb.
Заключительный этап муниципального конкурса профессионального мастерства... 1 34.29kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины архитектурный орнамент (наименование учебной - страница №2/11







СОДЕРЖАНИЕ дисциплины

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Занятие 1.

Орнамент — это особый вид художественного творчества
План

  1. Место дизайна и орнаментального искусства в ряду видов предметного и художественного творчества.

  2. Орнамент как сложная художественная структура.

  3. Возникновение художественного образа


Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства?

  2. Какую роль в возникновении орнаментального образа играет ритм?

  3. Какова связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе?

Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. – Москва : ЭКСМО, 2009.




Занятие 2.

Роль орнаментального искусства в материальной культуре

План


  1. Классификация орнаментов.

  2. Их символика и применение в орнаменте.


Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте художественные особенности "классического" орнамента и его связь с древнейшим искусством?

  2. Привести несколько примеров различных символик и орнаментов и их применение.

Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. – Москва : ЭКСМО, 2009.

  3. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова




Занятие 3.

Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты

План
1. Оформление и формированием художественного облика предметов и сооружений для создания которой используются различные выразительные средства.
Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства?

  2. Какую роль в возникновении орнаментального образа играет ритм?



Рекомендуемая литература:

  1. С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.








Занятие 4.

Орнаменты древнего мира.

Основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства в архитектуре.
План

  1. Орнамент первобытных народов.
    2. Месопотамия, Эгейский мир, Ассирия

  2. Древний Египет

  3. Древняя Греция

  4. Древний Рим


Вопросы для самопроверки:

  1. Привести приметы орнаментов древнего мира и их использования в архитектуре(Орнамент первобытных народов, Месопотамия, Эгейский мир, Ассирия, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.


Занятие 5. Орнамент арабо-мусульманского мира, Византии и европейского Средневековья
План


  1. Арабо-мусульманский мир (Персия, Турция, Мавританское искусство)

  2. Персидский орнамент

  3. Арабский орнамент

  4. Византия

  5. Орнаментальные обрамления


Вопросы для самопроверки:

  1. Привести приметы орнаментов арабо-мусульманского мира, Византии и европейского Средневековья (Арабо-мусульманский мир (Персия, Турция, Мавританское искусство),(Персидский орнамент, Арабский орнамент, Византия , Орнаментальные обрамления)

Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



Занятие 6.

Знак и символ в орнаментальном искусстве

План

  1. Основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства

  2. Механизм превращения смыслового изображения на вещи в художественный орнаментальный образ.


Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства?

  2. Какую роль в возникновении орнаментального образа играет ритм?

  3. Какова связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе?

Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



Занятие 7.

Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа( цвет, фактура) Связь мотива и композиции.

План

1. Виды и роль симметрии в возникновении орнаментального образа( цвет, фактура)

2. Связь мотива и композиции.


Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы наиболее характерные мотивы в орнаментике и в чем их содержательный смысл?

  2. Роль симметрии в возникновении орнамента?

Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.


Занятие 8.

Законы построения орнаментальной композиции. Общие

принципы построения моно композиции.

План

  1. Законы построения орнаментальной композиции.

  2. Общие принципы построения моно композиции.


Вопросы для самопроверки:

  1. Правила построения орнаментальной композиции.

  2. Принципы построения моно композиции.


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



Занятие 9.

Математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах
План

  1. Математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия;

  2. Графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость.


Вопросы для самопроверки:

  1. Взаимосвязь ритмики и симметрии.

  2. Виды орнаментальных линий.


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.




Занятие 10.

Роль ритма в возникновении орнаментального образа.

Творческий метод создания орнаментальной композиции
План

  1. Роль ритма в возникновении орнаментального образа.

  2. Творческий метод создания орнаментальной композиции




Вопросы для самопроверки:

  1. Какую роль играет ритм в возникновении орнаментального образа?

  2. Методы создания орнаментальной композиции?


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.


Занятие 11.

Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия

План


1 Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней» Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.
Вопросы для самопроверки:

  1. Какая связь между термина орнамент с термином декор?


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



Занятие 12.

Выразительные качества используемых натурных мотивов

План

  1. Красота нарисованного цветка;

  2. Изгиб стебля;

  3. Узорчатость листа.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие выразительные качества используются натурных мотивов?


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



Занятие 13.

Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна и их роль в архитектуре.

План

  1. Орнаменты Классицизма, Ампира, Модерна и их роль в архитектуре.


Вопросы для самопроверки:

  1. Как проявилось мировоззрение символизма в стилистике модерна, классицизма, ампира?


Рекомендуемая литература:

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва : ВЛАДОС, 2005.

  2. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  3. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

«АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРНАМЕНТ»

  1. Перечислите основные универсальные мотивы и композиции орнаментального искусства?

  2. Какую роль в возникновении орнаментального образа играет ритм?

  3. Какова связь мотива и композиции в художественном орнаментальном образе?

  4. Какова связь письменности и орнамента в древнеегипетской культуре?

  5. Какими специфическими мотивами обогатила древнеегипетская культура мировое орнаментальное искусство?

  6. Охарактеризуйте художественные особенности "классического" орнамента Месопотамии и его связь с древнейшим искусством?

  7. Что нового внесла культура Месопотамии в мировую орнаментику?

  8. Каковы наиболее характерные мотивы в эгейской орнаментике и в чем их содержательный смысл?

  9. Какова связь письменности и орнамента в древнеегипетской культуре?

  10. Каковы художественные особенности древнеегипетского орнамента на каждой выделенной стадии развития?

  11. В чем заключается содержательно-мифологический смысл основных композиций древнеегипетского орнамента?

  12. Каковы основные элементы древнеегипетской орнаментики и какое смысловое содержание лежит в их основе?

  13. Какими специфическими мотивами обогатила древнеегипетская культура мировое орнаментальное искусство?

  14. Охарактеризуйте основные виды композиций древнеегипетского орнамента.

  15. В чем состоит принципиальное отличие смыслового содержания древнегреческой классической орнаментики от такового в древнеегипетском и ассиро-вавилонском орнаменте?

  16. Каковы основные мотивы и композиции греческой орнаментики, заимствованные в более ранних культурах?

  17. Каковы главные художественные достоинства древнегреческой орнаментики?

  18. Какими новыми мотивами обогатила мировую орнаментику древнегреческая культура?

  19. Охарактеризуйте признаки декаданса на примере декора апулийских ваз.

  20. В чем состоит коренное отличие византийской культуры от культуры древнего мира, и как это проявилось в орнаменте?

  21. Каковы главные стилистические черты орнамента Византии?

  22. На какие художественные традиции опирается искусство византийского орнамента?

  23. Как проявляется христианская символика в орнаменте Византии?

  24. Охарактеризуйте особенности текстильного орнамента Византии

  25. Охарактеризуйте значение архитектуры для формирования стилистики романского декора?

  26. Каковы основные стилистические особенности орнамента романской культуры?

  27. Какие предшествующие декоративные традиции легли в основу романской орнаментики?

  28. Каково влияние кельтского компонента на романскую стилистику?

  29. Каковы причины возникновения стиля классицизма во второй половине XVIIIв. во Франции?

  30. Охарактеризуйте стилистические особенности стиля Людовика XVI.

  31. Каковы стилистические особенности стиля Директоратии?

  32. В чем проявилась преемственность стилей рококо и классицизма?

  33. В чем заключалась наиболее существенные особенности культуры наполеоновской Франции, отразившиеся в стиле ампир?

  34. Каковы причины трансформации стиля классицизм в ампир?

  35. В чем заключились наиболее существенные особенности культуры наполеоновской Франции, отразившиеся в стиле ампир?

  36. В чем состоят наиболее существенные отличия стиля ампир от классицизма, и как это проявилось в орнаменте?

  37. Охарактеризуйте основные стилистические признаки орнамента стиля ампир.

  38. В чем состоят стилистические особенности русского ампира?

  39. В чем состоят основополагающие причины возникновения стиля модерн в западноевропейской культуре?

  40. Как проявилось мировоззрение символизма в стилистике модерна?

  41. В чем проявилась преемственность модерна по отношению к готике?

  42. Какие культурно-исторические традиции легли в основу стиля модерн?

  43. В чем состоит коренное отличие модерна от предшествующих европейских стилей?

  44. Охарактеризуйте основные стилистические черты стиля модерн и их проявление в декоре.

  45. В чем состоит коренное отличие западноевропейского модерна от русского?

  46. На какие культурные традиции опирается русский модерн


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич. – Москва: ВЛАДОС, 2005.

  2. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. – Москва: ЭКСМО, 2009.

  3. Фокина, Л. В. Орнамент / Л. В. Фокина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнхейм, Р. Л. Искусство и визуальное восприятие / Р. Л. Арнхейм. – Москва: 1991.

  2. Большой энциклопедический словарь. – Москва: «Советская энциклопедия», 1991.

  3. Власов, В. Г. Стили в искусстве В. Г. Власов. – Санкт-Петербур, 1996.

  4. Кильчевская, Э. В. От изобразительности к орнаменту Э. В. Кильчевская. – Москва, 1968.

  5. Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова

  6. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

  7. Йенсен Ролф Общество мечты. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. - 270 с.

  8. Лоос А. www.sredaboom.ru [Электронный ресурс].

  9. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006, 219 с.




  1. РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Архитектурный орнамент» для студентов специальности 070601.65 Дизайн
Рабочая программа по дисциплине «Архитектурный орнамент» подготовлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Учебная программа содержит: цели и задачи изучения курса; тематический план; контрольные вопросы и список литературы.

Рабочая программа составлена логично; последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала. Календарно-тематический план соответствует по своему содержанию рабочей программе по дисциплине. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование базовых умений для познания и теоретического обоснования профессиональных задач. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы направлены на закрепление умения.

Представленный учебно-методический комплекс дисциплины «Архитектурный орнамент» содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей студента.

В целом, учебно-методический комплекс дисциплины «Архитектурный орнамент» способствует качественному усвоению студентом знаний и умений.

Член Союза художников РФ Б.А.Атаев



Лист переутверждения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа:

одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Разработчик программы_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Разработчик программы_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________


одобрена на 20__/20__ учебный год. Протокол № ___ заседания кафедры

от “___”_________ 20___ г.

Разработчик программы_________________________________________

Зав. кафедрой__________________________________________________




<< предыдущая страница   следующая страница >>