Учебники по русскому языку и чтению для коррекционной школы как Методическая проблема. Инновационные технологии обучения - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Сборник Тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки... 5 1094.09kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г 1 97.38kb.
«Современные педагогические технологии обучения литературному чтению... 2 304.34kb.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал... 1 136.77kb.
Приложение 6 Контрольные измерители по русскому языку за 3 класс... 1 125.55kb.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний... 2 528.81kb.
Методическая разработка для преподавателей информатики и студентов... 1 277.8kb.
Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися... 1 329.37kb.
Методическая разработка Буткиной Елены Валериевны учителя истории... 3 756.8kb.
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков... 1 115.86kb.
"Социальная сеть "Одноклассники" 1 73.79kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебники по русскому языку и чтению для коррекционной школы как Методическая проблема. - страница №2/4


В целом материал учебника рассчитан на основные направления учебной деятельности учащихся на уроках чтения. Они касаются совершенствования навыков полноценного чтения и развития устной речи. Решение обозначенных в программе задач учебник обеспечивает представленным текстовым и иллюстративным материалом, его отбором и расположением, а также системой заданий для учащихся.


Использование тематического принципа подбора и распределения литературного материала, сохранение сквозных содержательных линий, ориентировочный аппарат – во всех этих компонентах учебника учтены особенности познавательной деятельности учеников и отражена преемственность с учебником по чтению для 3-го класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (авторский коллектив тот же).

«Чтение» для 4-го класса открывается обращением к учащимся и состоит из 9 тематических разделов. Приветственное слово к юным читателям (на стр.3) – это эмоциональное обращение к детям, привлекающее их к содержанию учебника и серьёзной работе с ним.

Учебник имеет чёткую структуру, элементы которой имеются во всех разделах и оформлены в соответствии с принципом единообразия.

Каждый раздел открывается красочной иллюстрацией, связанной с заявленной темой. Далее располагаются специально отобранные по теме в соответствии произведения народного твор­чества, дос­тупные для учащихся рассказы, стихи, сказки классиков русской и зарубежной литературы.

Большинство представленных в учебнике авторов – известные детские писатели и поэты 19-20-го веков (Л.Толстой, Н.Некрасов, В.Гаршин, И.Никитин, А.Майков, Н.Рубцов, Л.Кассиль, Ю.Яковлев, А.Гайдар, Н.Сладков, Э.Шим, Е.Шварц, В.Голявкин, Д.Родари и др.). Некоторые авторы не известны широкому кругу читателей и, как нам кажется, их произведения, в отличие от классики, не представляют особой художественной ценности, не отличаются оригинальностью и образными средствами, например, стихи Е.Боковой. Нам кажется, что, по крайней мере, стихотворение «8 Марта» необходимо заменить. Есть много стихов, которые не просто абстрактно рассказывают о том, что это за праздник, а связывают этот день с узнаваемыми детьми сюжетами, что отвечает воспитывающему характеру уроков чтения, понятно и значимо для учащихся начальной школы (как, например, стихотворение «Если был бы я девчонкой»).

После каждого произведения даётся ряд вопросов и заданий по тексту – необходимая и очень важная составная часть для уроков объяснительного чтения в начальной коррекционной школе.

Разделы завершаются обобщением по теме. В двух разделах предлагаются задания, ориентирующие детей на внеклассное чтение (зад.6 на стр. 27 и зад. 9 на стр.126). После стихотворения В.Безбородова «Кошки-мышки» (стр. 85) одно из заданий также предполагает чтение текстов вне урока: Прочитайте сказки С.Маршака «Сказку о глупом мышонке» и «Сказку об умном мышонке». Чем отличаются и чем похожи герои этих сказок и стихотворение.

Тематика произведений в основном определяется воспитательными и коррекционно-развивающими задачами, актуальностью и разнообразием информации, интересами и жизненным опытом учеников, учитывает их возможности. Сквозные содержательные линии отражаются в названиях и сюжетах произведений, включённых в учебники 3-го и 4-го классов, что облегчает школьникам усвоение содержания прочитанного.

Более значительное место в учебнике для 4 класса, чем для 3-го, отводится произведениям на морально-этические темы, что объясняется важностью решения воспитательных задач на уроках чтения, а также изменением возраста учащихся. Вопросы, касающиеся межличностных отношений в семье и школе, всё больше волнуют их. Эти потребности учтены при формировании специальных разделов: «Где правда, там и счастье», «О добре и дружбе, о мире и труде».

Возрастает удельный вес разделов, включающих произведения о родной земле («Родина краше солнца, дороже золота», «На страже Родины»), о хлебе, о ценности знаний.

Возможно, различную стилистическую окрашенность в названиях разделов следует сгладить, смягчить. Одни названия очень компактны («Без хлеба не прожить», «Ученье – главное богатство»), другие не укладываются в одну фразу или строку: «Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!» (длинное название и неудачная рифма). Название раздела «Где правда, там счастье. Где ум, там и толк», представляющее собой пословицу, выглядит несколько двусмысленно.

Организации внимания учащихся в целом способствует аппарат ориентировки, представленный в учебнике. Специальные рубрики, указывающие на вопросы и задания по тексту (Вопросы и задания – шрифт синего цвета) и по разделу (Вопросы и задания по теме – коричневый шрифт), отмечены знаком вопроса в рамочке непосредственно перед названием. К этой системе дети уже привыкли в 3-м классе. На наш взгляд, необходимо дополнить систему ориентировки введением специального шрифта для вопросов и заданий после прочитанного, отличного от шрифта для текстов. В учебнике применяется только жирный шрифт для выделения слов и выражений, с которыми проводится специальная работа после текста. При включении пословиц в вопросы и задания их тоже необходимо выделить – они абсолютно сливаются с остальными словами. Этот компонент ориентировки важен для организации внимания и сосредоточенности детей, для упрощения восприятия читаемого текста умственно отсталыми детьми.



Основной задачей обучения чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, как известно, является продолжение формирования и совершенствования важных общепредметных умений и навыков: правильно и выразительно читать, понимать текст, отвечать на вопросы и выражать свои мысли по поводу прочитанного. Для решения этих задач в учебнике предусмотрена определенная последовательность и очередность разножанровых текстов для чтения, что отвечает принципам систематичности и доступности. В начале года детям предлагаются тексты меньшего объема, занимающие примерно третью часть страницы (например, стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» на с.5, рассказы К.Ушинского и С.Романовского о России, с.6-7), затем постепенно их объем нарастает (до 2-3-х стр. - в конце года, например, дети читают рассказ Н.Носова «Заплатка», сказку «Цветик-семицветик», по В.Катаеву). При этом сохраняется чередование более и менее объёмных произведений разных жанров. Самые крупные произведения – «Сказка о потерянном времени», по Е.Шварцу (стр.19-26) и «Лягушка-путешественница» В.Гаршина (стр. 35-41) – состоят из трёх частей и предусмотрены для чтения в течение нескольких уроков.

Практическая направленность прослеживается во всех заданиях, которые касаются формирования умений и навыков работы с текстом, совершенствования всех сторон речи учащихся. Деятельностный характер обучения предполагается в некоторых вопросах и заданиях, требующих выполнения определённых операций (разделить текст на части, нарисовать иллюстрацию) или выразительно по ролям прочитать что-либо. Однако, на наш взгляд, подобные задания не исчерпывают всех возможных видов деятельности детей. Следует заметить также, что в ряде заданий от учащихся требуется то, что они не в состоянии выполнить самостоятельно. В некоторых случаях учебник помогает детям. Например, после чтения рассказа «Честное слово», по Л.Пантелееву, авторы учебника предлагают цепочку из 3-х заданий, которые последовательно подводят учеников к очень сложному виду речевой работы – краткому пересказу:

  1. Раздели рассказ на части (хотя он уже разделен). О чем говорится в каждой части? Озаглавьте их. (зад. 10 на стр. 94);

  2. Перескажите рассказ по частям. (зад.11 на стр. 95);

  3. Попытайтесь дать краткий пересказ, выделяя основное в вашем изложении.( зад.12).

Формулировка наиболее частотного в учебнике задания (оно предлагается почти после каждого стихотворения и некоторых прозаических текстов) вряд ли понятна ученикам: Научитесь читать стихотворение (или текст) выразительно. Или: после рассказа Н.Сладкова «Всему свое время» (стр. 64): Научитесь читать рассказ по ролям. Подобная цель ставится в зад.3 на стр.9, зад.8 на стр.62, зад.5 на стр.80, зад.4 на стр.118 и т.д. Как этому научиться, вероятно, подскажет учитель, но нам кажется, что хотя бы в некоторых заданиях следует предусмотреть подготовительную работу с текстом для отработки с детьми элементов интонации. Тексты учебника, поэтические и прозаические, с включением диалогов, позволяют организовать такую работу (чтение одного отрезка текста то быстро, то медленно, то громко, то тихо, затем осознанный выбор «самой тихой» строчки и «самой громкой» и т.п.).

Непосредственную подготовку к выразительному чтению во многом обеспечивает также усвоение содержания читаемого в про­цессе фрагментарного анализа произведений.

Совершенствование сознательности чтения, формирование привычки читать вдумчиво обеспечивается прежде всего специальной словарной работой. Незнакомое для детей слово, непонятное выражение выносится на нижнее поле страницы, где даётся его объяснение, в том числе путём синонимичной замены: испокон века – с давних времен на с. 6; положа руку на сердце – совершенно искренне, чистосердечно, откровенно – целый синонимичный ряд на с. 7, не грузно – не тяжело на с.47, ремесло – профессия, на с. 112 и др. Использование данного приема способствует целенаправленному пополнению словарного запаса учащихся. Однако такая работа ведется недостаточно регулярно. Нам думается, что такие трудные для понимания, редко встречающиеся слова, например: Отечество, оплот, караван и многие другие, тоже требуют хотя бы кратких пояснений. В стихотворении «Чем пахнут ремёсла» Д.Родари (стр. 111) множество незнакомых слов – (сдоба, скипидар, блуза, мускатный орех, плуг), но пояснение дано только к слову ремёсла.

В учебнике имеются вопросы, предполагающие самостоятельное объяснение учениками довольно редких слов и выражений, употребляемых авторами произведений. Например, требуется объяснить слова: жатва, быль, небылицы, выгон, миндаль и др., выражения: тяжело на сердце, золотая нива, студеная пора и т.д. Указанные слова выделены жирным шрифтом в самой формулировке вопросов и заданий.

В учебнике часто используются пословицы, работа с которыми не только приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям народа, знакомит с его самобытностью, но и развивает логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. Для того чтобы оптимизировать коррекционно-развивающие процессы, пословицы необходимо отграничить от основного текста заданий, выделив их цветом или шрифтом. Приведём примеры пословиц, в разной степени актуальных для учащихся (иногда пословицы записываются парами, т.к. являются синонимичными): Пришло время жать – некогда дремать; День прозеваешь – урожай потеряешь - после рассказа Э.Шима «Жатва» (на стр. 48); Не страшна врагов туча, если армия могуча - после чтения отрывка из рассказа Л.Кассиля «Твои защитники» (на стр. 90); Воровство - последнее ремесло - в обобщающих вопросах по одному из разделов (стр. 85), Дал слово – держи (стр. 94).

Количество пословиц в учебнике приближается к 40, что вполне достаточно. Не все из них одинаково равноценны по воспитательным возможностям и с методической точки зрения. Иногда приводятся неполные пословицы, непонятные для детей: С правдой не шути (стр. 85). Авторы стремились использовать типовые задания к ним с целью выработки у школьников определенных навыков и привычки разбирать значение пословиц, но формулировки заданий применяли различные: на стр. 56: Прочитайте пословицы: Горька порой работа, да хлеб сладок. Не трудиться, так и хлеба не добиться. В каких случаях их можно употребить?; на стр. 57: Как можно применить в жизни эти пословицы?; на стр. 27: Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их значение. В данном случае мы бы сократили количество пословиц до 2-3-х вместо 6!, т.к. детям достаточно трудно объяснять значение некоторых пословиц без опоры на конкретные тексты: Красную речь красно и слушать, Где нет знаний, там нет победы, Знание – половина ума.

Работа с иллюстративным материалом – одно из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их раз­вития. Большинство иллюстраций к текстам нам показались удачными. Лица изображённых героев выразительны, естественны. В иллюстрациях почти к каждому рассказу, стихотворению, отражены важные моменты, события, представлены главные герои. Авторы не всегда акцентируют на них внимание учащихся (стр. 86-87,), но, может быть, в этом и нет необходимости. Помимо анализа иллюстраций детям часто предлагается самим что-либо нарисовать по тексту (зад.4 на стр.26). Иногда это рисование проводится в словесной форме (зад.7 на стр.104), что способствует активизации собственной речи школьников и развивает их минимальный творческий потенциал. Красочная и доступная для детей наглядность, которая в целом оставляет благоприятное впечатление, отвечает задаче эстетического воспитания и способствует развитию сознательности чтения. К сожалению, не используются в учебнике потенциальные возможности форзацев (как и в учебнике для 3-го класса).

Развитию устной связной речи в учебнике уделяется большое внимание. Выше уже говорилось о том, учащиеся постепенно обучаются пере­сказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточ­нение словарного запаса, на обучение правильному построе­нию предложений. Им предлагаются также задания с элементами творчества, которые направлены на формирование умений и навыков самостоятельной работы. Например,

- после рассказа К.Ушинского «Осень» (стр. 31) – Рассмотрите иллюстрацию. К какому периоду осени она относится? Нарисуйте свои иллюстрации к разным периодам осени.

- после стихотворения Е.Трутнева «Времена года» (стр. 65): Распределите четверостишия между учениками своего класса. Прочитайте, используя роли разных художников. Выучите их наизусть.

- после сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (стр. 126): Если бы у вас был такой волшебный цветок, каковы были бы ваши желания? Что вы пожелали бы?

Обучение элементам сравнительного анализа предполагается, например, после чтения рассказа В.Осеевой «Почему?» (стр. 71) и стихотворения А.Кушнера «Кто разбил большую вазу?» (стр.75): Как вы думаете, что общего в рассказе «Почему» и в этом стихотворении?;- Почему человек испугал льва? Правильно ли он поступил? Объясните, почему. (стр. 84) и др.

К оценке поступков героев и сопоставлению с собственным опытом по разным поводам учащиеся привлекаются в зад. 3 на стр.26 , зад. 6 на стр. 42, 9 на стр.94. При выполнении этих заданий дети задумываются, часто ли они теряют время даром, как они сами заботятся зимой о птицах, всегда ли выполняют свои обещания.

Обращение к опыту учащихся, стремление к тому, чтобы дети сопоставляли поступки героев, события, описываемые в текстах, с собственной жизнью, с современной реальностью, находим в ряде заданий: зад. 6 и 7 на с.94, зад.7 на с.95, зад. 4 и 5 на с.109 и др.: после рассказа В. Голявкина «Как я встречал Новый год» (стр. 68): Расскажите, как вы встречаете Новый год; после рассказа Д.Драгунского «Тайное становится явным» (стр. 79): Случались ли с вами похожие истории?; после рассказа П.Дудочкина «Рубль» (стр. 80): Были ли случаи, когда вас несправедливо в чем-то обвиняли?

При обобщении первого раздела («Родина краше солнца, дороже золота», с.11) из 10 вопросов и заданий 5 непосредственно обращены к опыту учащихся.

Очень важно на уроках чтения активизировать эмоциональную сферу юных читателей. В некоторых вопросах и заданиях учебника частично реализуется цель – научить детей выражать свои чувства. Чаще вопросы касаются эмоциональных характеристик текста. Например, после стихотворения А.Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (стр. 32): Грустное или веселое это стихотворение? Почему?; после белорусской сказки «Легкий хлеб» (стр. 56): Какими словами можно охарактеризовать волка?; после стихотворения И.Никитина «Полюбуйся: весна наступает…» (стр. 98): Что вы чувствуете, когда читаете это стихотворение?

Обращение к эмоциональной оценке происходящего, к размышлению по поводу различных ситуаций, способствующее нравственному воспитанию, анализу своих поступков в похожих ситуациях собственной жизни, – обязательно должно отражаться на страницах учебника по чтению для начальной школы. К сожалению, некоторые вопросы и задания построены таким образом, что затрудняют понимание учениками их цели. Так, в зад. 6 (стр. 123) к сказке В.Катаева «Цветик-семицветик» предпринята попытка представить краткое содержание пропущенного фрагмента текста в одной фразе. Дети вряд ли поймут, что это означает очень насыщенное по информации предложение в 28 слов. А им нужно сделать вывод и ответить на вопрос: была ли девочка довольна исполнением своих желаний? Может быть, есть смысл порекомендовать ученикам самостоятельное чтение полного текста сказки «Цветик-семицветик» (в конце года это доступно) и обсудить прочитанное на уроке внеклассного чтения.

Ещё одно важное пожелание. На страницах учебника всё-таки маловато произведений авторов – наших современников, живущих и успешно работающих или недавно ушедших. Это прекрасные детские поэты Б.Заходер, В.Берестов, А.Усачёв, Р.Сеф, Ю.Мориц и многие другие. Почему же на страницах учебника не видно их произведений?

Отсутствует в учебнике, к сожалению, жанр научно-популярной статьи, рекомендованный методистами-дефектологами (например, А.К.Аксёновой). При наличии огромного количества современных энциклопедических изданий для детей, не адаптированных для коррекционной школы, хотелось бы упрощённые варианты наиболее интересной информации из подобных изданий увидеть на страницах учебника для 4 класса.

У умственно отсталых детей специфическое чувство юмора. Именно на уроках чтения его следовало бы развивать. Мы заметили один шутливый вопрос в учебнике (на стр.112, после анализа стихотворения Д.Родари «Чем пахнут ремёсла» - заключительный вопрос: А чем пахнут лодыри?, в тексте есть подсказка - непрямой ответ на него: «Только безделье Не пахнет никак.»). Мы считаем, что шуточных текстов и подобных остроумных вопросов должно быть больше.

Любовь и уважение к книге начинается с бережного отношения к слову, с умения произносить его так, чтобы оно звучало, пело, радовалось. И ещё с осознания того, почему надо уметь грамотно оформлять письменную речь. В этом плане учебник должен быть образцом для ученика.

К сожалению, в данном учебнике обнаружилось значительное количество различных ошибок и недочётов. Наличие орфографических и особенно пунктуационных ошибок (даже фактической в фамилии поэта А. Кушнера на стр.7 и 128) снижает уровень издания – это требует обязательного устранения при переиздании учебника. Некоторые орфографические ошибки (именно так воспринимается запись) возникли от того, что шрифт, выбранный для выделения названий разделов и текстов, состоит из прописных букв, поэтому имена собственные в названиях разделов (Родина) и произведений (Отечество, Россия, Москва, Новый год, 8 Марта, День Победы) нейтрализуются, причём дважды (в самих текстах на с.5, 6, 9, 10, 66, 87, 98, 117 и в оглавлении – на с.127-128).

Форма записи названий тоже имеет важное значение. Если это стихотворные строки, то и записывать их нужно соответствующим образом, иначе трудно читать и воспринимать: на с.29 именно тот случай, когда перенос обстоятельства на следующую строку воспринимается как отрыв его от сказуемого, а прилагательного-определения – от существительного, и это затрудняет, замедляет процесс осознания смысла, что особенно недопустимо в текстах, предназначенных для умственно отсталых школьников. Название раздела на с.29 и в оглавлении на с.127 (кстати, без знака препинания на конце) затрудняет выразительное чтение. Подобный недочёт находим также на стр. 27 при записи загадки: Не куст, а с листочками, не рубашка, // А сшита, не человек, а рассказывает.

Данный учебник принадлежит к системе учебников (2-5 классы, некоторые авторы повторяются), обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объёме на соответствующей ступени обучения. В целом можно рекомендовать учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к использованию в учебном процессе при условии учёта соответствующих недостатков.


Г.М. Криммер
Анализ учебника «Чтение» для 7 класса коррекционной школы VIII вида
У школьников с ограниченными возможностями здоровья коррекционных школ VIII вида на уроках чтения в 7 классе продолжается формирование техники чтения: его правильности, беглости, выразительности на основе понимания, осознанности читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся к 7 классу в достаточной степени владеют указанными навыками. На уроках чтения также уделяется большое внимание развитию речи учащихся, их мышлению – развитию коммуникативных умений и навыков.

На решение этих задач и нацелен учебник, составленный А.К. Аксёновой. Тематика произведений для чтения разнообразна. Изучаемые произведения сопровождаются краткими биографическими статьями об авторах. Дети с нарушенным интеллектом трудно воспринимают эти статьи, тем более творческий путь авторов. Но в учебнике биографические данные представлены в упрощенном варианте и небольшие по объему, что воспринимается детьми хорошо.

В учебнике представлены произведения устного народного творчества, а также художественные произведения писателей ХIХ–ХХ веков. Эти произведения подобраны с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В учебник включены произведения, патриотические по своему духу: стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», К.А. Симонова «Сын артиллериста», В.П. Катаева «флаг». Эти произведения учат искренней гордости за нашу историю, за наших мужественных защитников. По произведениям Л.Н.Толстого, Н.А. Некрасова, В.Г. Короленко, А.М. Горького, М.В. Исаковского и других авторов учащиеся знакомятся с нелёгкой жизнью простого народа и учатся сочувствовать, сопереживать.

Для большей заинтересованности учащихся и повышения мотивации к чтению в учебник включены произведения, в основе которых лежит приключенческий сюжет, произведения юмористического характера. Это произведения А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко, Ю.И. Коваля. Лирические произведения А.С. Пушкина, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина, А.Г. Алексина, К.Я. Ваншенкина учат любить и дружить.

Послетекстовые вопросы и задания нацеливают семиклассников при ответах полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, оценивать их поступки и действия; делать выводы и обобщения, в том числе и эмоционального плана (например: «А как ты думаешь? Можешь ли это доказать?»). Составитель старается не прерывать связь времен, учит детей сопоставлять: «Можно ли протест писателя считать важным и в наши дни?» Школьники, отвечая на подобные вопросы положительно, приводят примеры из своей жизни.

Особо хочется сказать об иллюстрациях. Красочных иллюстраций в учебнике практически нет, но почти к каждому произведению даны блёклые зарисовки, помогающие детям представить события.

Хотелось бы выразить пожелание, касающееся содержания учебника. Представляя устное народное творчество, составитель знакомит нас со сказками, народными песнями, пословицами, загадками только русского народа. Мне кажется, что для детей было бы интересно и познавательно познакомиться с устным творчеством других народов.

В заключение, хочется подтвердить, что в целом учебник отвечает требованиям программы коррекционной школы.


З.А. Брагина
Воспитательный потенциал уроков и учебников

по Развитию речи для 1-2-х классов

коррекционной школы VIII вида
Важной проблемой в коррекционной педагогике является повышение эффективности воспитания умственно отсталых школьников. Цель воспитания – это подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. На уроках развития устной речи в 1-2 классах дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои действия с действиями других, научиться слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать другим и самому принимать помощь.

У детей, поступающих в первый класс, зачастую нет друзей. С первых страниц учебника у учащихся появляется друг Максик, который предлагает дружить, т.е. помогать друг другу.

Яркие красочные рисунки привлекают непроизвольное внимание ребенка, вызывают у него интерес к предмету, мотивацию к учению, к общению. Многие иллюстрации носят занимательный характер. Постепенно красочные занимательные сюжетные рисунки уступают место схематическим рисункам, которые помогают воспитанию самостоятельности у учащихся. Страничка «А это – я сделаю сам!» помогает прививать учащимся учебные навыки, санитарно – гигиенические навыки, потребность быть опрятным, знакомит с правилами поведения в школе и дома, готовит к самостоятельной жизни, ненавязчиво готовит к ведению домашнего хозяйства, помогает воспитывать заботливое, внимательное, доброжелательное отношение к родственникам.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Сначала учащиеся работают в парах (составляют из пуговиц геометрическую фигуру, похожую на дно кормушки для птиц), затем в группах (составляют из пуговиц переднюю часть конуры собаки), а рассказ о собаке дети составляют коллективно. Рассказ начнут составлять те, у кого больше проблем с речью, с памятью. Ребята не боятся отвечать, т.к. знают, что над ними не будут смеяться, их не будут торопить, т.е. дети чувствуют к себе уважение и со стороны учителя, и со стороны одноклассников. Таким образом, у учащихся развивается и речь, и умение жить в коллективе.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые будят мышление. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, тем лучше выражает ребенок мысли».

Большую роль в воспитании трудолюбия, любви к природе имеет собственный труд школьников. Беседа по теме «Уход за комнатными растениями» плавно переходит в практическую самостоятельную работу по рыхлению почвы, поливу растений, их пересаживанию и вытиранию листочков, т.к. Максик просит объяснить, как ухаживать за комнатными растениями. Учебник «Развитие речи» помогает воспитывать у учащихся заботливое отношение к птицам, организовать их подкормку зимой, приготовить скворечники для встречи перелетных птиц и правильно прикрепить их к дереву.

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы, связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Для коррекции этих проблем я провожу экскурсии по школе, в природу, в учреждения города, в музей Л.Кассиля, в краеведческий музей, в городской парк. К сожалению, в учебнике «Развитие речи» нет правил по культуре поведения в общественных местах.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе оказывают благотворное воздействие на эстетическое воспитание школьников, на воспитание у них чувства прекрасного, на воспитание эмоциональной адекватности поведения.

В учебнике много стихотворений, которые помогают развивать речь учащихся, память, воспитывать эмоциональную отзывчивость, потребность в общении, желание и умение искать пути устранения возникающих проблем.

К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» [1946: 266].

В учебнике представлен материал на сравнение в форме иллюстраций, что способствует развитию зрительной памяти, помогает воспитывать наблюдательность.

Авторы учебника «Развитие речи» знакомят учащихся с многозначностью слова «ручка» с помощью иллюстраций и предлагают детям объяснить, что обозначает это слово. У учащихся формируется умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, что помогает воспитанию уверенной потребности в общении.

Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный «климат» в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. Специально создаю на уроке ситуации, при которых учащиеся обратятся за помощью к соседу по парте. Ребята рассажены по принципу «сильный – слабый». Например, при работе в тетради, когда нужно самостоятельно дополнить предложения или нарисовать что-то, а нет простого карандаша или ручки, или цветных карандашей. Здесь уже дети воспитывают друг друга: «Не дам, потому что ты не назвал моего имени, не сказал «пожалуйста»; «ты не дал мне ручку, когда мне нечем было писать». Обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности, где каждый ученик ощущает себя равноправным членом коллектива, благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников. В классе заведена традиция – в каждом ребенке находить что-то особенное, присваивать звание: «Самый вежливый», «Самый спокойный», «Самый добрый», «Самый культурный», «Самый трудолюбивый», «Самый заботливый», «Самый внимательный» и т.п..

В учебниках, к сожалению, нет материала, посвященного знаменательным датам календаря: 23 февраля, 8 марта, 12 апреля, 9 мая. Воспитывая у учащихся интерес к истории страны, приглашаю на урок или внеклассное мероприятие ветерана ВОВ, участника боевых действий, родителей.

В учебниках практически нет ни пословиц, ни поговорок! Я в своей работе их широко применяю, т.к. считаю, что народная мудрость имеет большое значение для воспитания положительных качеств личности. Пословицы и поговорки в своей копилке я условно разделила по темам:



О добре и зле. Жизнь дана на добрые дела. Добро делать спешить надо. Доброе слово человеку – что дождь в засуху. Как аукнется, так и откликнется. Жадность – всякому горю начало. В ком есть стыд, в том есть и совесть. Совесть без зубов грызёт.

О дружбе. Человек без друзей, что дерево без корней. Всякая дорога вдвоем веселей. Дружбу помни, а зло забывай. Без друга в жизни туго. С детства дружбой дорожи. Старый друг лучше новых двух. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Вместе работа, вместе игра. Дружно не грузно. А врозь хоть брось. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Верному другу цены нет. Друзья познаются в беде. Один за всех и все за одного. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Легко друзей найти. да трудно сохранить.

О правде. Правда в огне не горит и в воде не тонет. В ком правды нет, в том и добра мало. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Речи, что мед, да дела что полынь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Где правда, там и счастье.

О вежливости. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Вежливость проявляется в отношениях с другими людьми.

О Родине. Жить – Родине служить. Нет ничего краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за нее постоять. Где смелость, там и победа. Всякому мила своя сторона. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

О родителях. Нет лучше дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Ласка матери и до камня доходит. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. На что и клад, коли в семье лад. Вся семья вместе, так и душа на месте. Всякий дом хозяином хорош. В своем доме и стены помогают. Птица рада весне, а дитя матери.

О труде. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Мала пчела, да и та работает. Готовь сани летом, а телегу зимой. Мало хотеть, надо уметь. Что посеешь, то и пожнешь. Умелые руки не знают скуки. Умел начать работу, умей и закончить. И готово, да бестолково. Глаза боятся, а руки делают. Маленькое дело лучше большого безделья. Труд кормит, а лень портит. Есть терпенье, будет и уменье. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. Делу – время, потехе – час. Поспешишь – людей насмешишь. Кто любит труд, того люди чтут. Не спеши языком, спеши делом. Закончил дело – гуляй смело. Где труд, там и радость. Без дела жить, только небо коптить. Терпенье и труд – все перетрут. Совет хорош. А дело лучше. Кто скоро помог, тот дважды помог. Словами и туда и сюда, а делами никуда.

Об учении. Век живи, век учись. Ученый водит, а неученый следом ходит. У страха глаза велики. Ум хорош, а два лучше. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ученье – путь к уменью.

О трусости и храбрости. Трус и таракана принимает за великана. Трус своей тени боится. Кто дрожит, тот и бежит. Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. После драки кулаками не машут. После драки много храбрых.

О хлебе. Без хлеба нет обеда. Хлеб – всему голова. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Не шуба греет, а хлеб.

На работу с пословицей уходит от двух до пяти минут, но работа эта поистине бесценна.

На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения знаний, огорчения от неудач и ошибок. В результате проводимой работы у детей обогащается, активизируется словарь, устраняются нелитературные слова, иногда дети сами замечают их и исправляют друг друга. На каждом уроке я придаю большое значение устранению речевых ошибок: повторов, неточного употребления слова (одел (надо: надел) шапку, одел ребенка; обратно пошел дождь – опять). Обращаю внимание на неправильное употребление слов: хочут (хотят), в пальте (в пальто); на слова, которые засоряют речь: вот, а, э, ну, блин. Очень радует ситуация, когда дети поправляют одноклассника: «Так не говорят».

Уроки развития речи становятся по-настоящему воспитывающими только при условии дополнения учебников соответствующим материалом. Это говорит о том, что учебники «Развитие речи» для 1-2 классов коррекционной школы VIII вида требуют доработки. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми учащимися учебники по развитию речи для коррекционной школы VIII вида требуют дополнительного дидактического материала, динамической наглядности. В связи с этим личность учителя приобретает особое значение – именно от него зависит, какой воспитательный потенциал будут иметь уроки развития речи в целом.



Литература

Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Алма-Ата, 1988.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный и 1-4 классы. Раздел Русский язык / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 2004.

Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Раздел Русский язык / Сост. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская // Коррекционная педагогика. 2005. № 1(7) – 4 (10).

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1998.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л., 1949.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Худенко Е.Д. и др. Развитие речи: Учебник для спец. (коррекц.) школ VIII вида. 1-2 классы.М., 2003.
Е.В. Игнатова, Е.А. Мурашова
Коррекционные и Воспитательные возможности учебника по литературе для 7 класса
Литература, пожалуй, самый загадочный предмет в школьной программе. Учитель истории знает, что он должен рассказать об основных исторических событиях нашей страны, родного края и т.д., географ – о том, что и где находится. И критерий успеха ученика понятен: показал Енисей и Амазонку – значит, научился. С литературой так не получается. Непонятно, что же должен ребёнок в итоге? Любить труд и Родину? Знать, кто такой Пушкин? По-разному отвечают на эти вопросы разные авторы программ и учебников.

В ГС(К)ОУ «Школа-интернат № 1 V вида» г.Саратова учителя литературы работают по учебнику В.Я. Коровиной. Все мы – и литераторы, и географы, и математики, и историки – работаем по учебникам для общеобразовательных учреждений, потому что учебников для коррекционных школ V вида просто нет. Поэтому выбор учебника по литературе, отвечающего всем современным требованиям, да ещё с учётом нашей специфики, не такая простая вещь.

Мы будем говорить об учебнике В.Я Коровиной, исходя из особенностей работы на уроке с детьми, имеющими тяжелыё нарушения речи. По учебникам этого автора мы работаем 2 года, и основная трудность в работе заключается в том, что не все произведения подходят для чтения нашими детьми, хотя автор предлагает достаточно интересный материал.

Учебник содержит литературоведческие, исторические и общекультурные сведения, которые делают процесс обучения интересным и эффективным. Большое внимание уделяется межпредметным связям. При изучении произведений, например, на исторические темы учащимся предлагается подтвердить ответ на вопрос сведениями из истории (допустим, при изучении отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» или «Песни… про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»), но для наших детей это очень непростое задание. Во-первых, разница в программах по предметам, конечно же, не учтена в учебнике по литературе: на уроке литературы упоминается И. Грозный, затрагиваются моменты, связанные с опричниной, а по истории этот материал ещё не изучен. Во-вторых, в силу недостаточности владения речью, дети не могут грамотно сформулировать ответ. Мы не получаем связного, распространённого ответа, как хотелось бы услышать на уроке литературы. И поэтому зачастую мы проводим, скорее, не уроки литературы, а уроки чтения.

В учебнике представлена рубрика «Литература и живопись», которая помогает школьникам лучше понять изучаемое произведение. Однако в заданиях подразумевается, что у школьников есть возможность познакомиться с работами разных художников (например, задание 2 на с.140), а это не всегда так. И иллюстрации в учебнике чёрно-белые, что не позволяет получить истинное представление о работе художника. Нет зрительного восприятия цвета, что играет огромную роль в развитии личности школьников. Известно, что подавляющая часть воспринимаемой нами информации идёт именно через зрительные образы. Возможно, следовало бы сделать цветные вкладки, как это делается в учебнике русского языка. На наш взгляд, учебник совершенно не отвечает техническим и эстетическим требованиям: ведь дети тоже обращают внимание на низкокачественную краску и бумагу – она неприятна на ощупь, а страницы быстро стираются.

К каждому произведению авторы дают задания, в том числе творческие на развитие словесного мастерства, с целью развития аналитических навыков работы с литературным текстом. Авторы вовлекают ученика в размышления о прочтенном эпизоде, вопросы и задания должны помочь ему сделать важные художественные и мировоззренческие выводы. В учебнике есть упражнения, призванные развить у учащихся знание родного языка, умение изящно пользоваться словом, передавать свои впечатления от прочитанного или выразительно пересказывать его.

Учебник включает тексты об устном народном творчестве, о древнерусской литературе, русской литературе XVII—XX века, раздел зарубежной литературы. Перед каждым произведением даются отзывы современников о писателе, материалы под рубрикой «Творческая лаборатория писателя». Однако существенным недостатком учебника является неудобное расположение материала по теории литературы. Так, былины, например, изучаются в первой части учебника, а справочные материалы по теории литературы помещены в конце второй части, поэтому использовать их на уроке не представляется возможным. Наверное, следовало бы рассредоточить теоретический материал более равномерно по частям учебника.

Мы постоянно сталкиваемся также с большими трудностями при работе с терминами. Для наших учащихся задания найти художественные средства выразительности не всегда доступны: они находят эпитеты, могут привести свои, но найти, например, метафору и тем более гиперболу им не удаётся. Дети не могут оперировать такими понятиями.

Затруднения возникают также при усвоении огромного количества теоретического материала, который отражается в характере вопросов. Например:

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие признаки классицизма (или романтизма, реализма) вы можете найти в данном тексте?

- Какое место занимает пейзаж?

- Какой набор метафор, сравнений и т.п. художественных средств вы в состоянии извлечь из стихотворения?

- Каковы нравственные и жизненные стремления таких-то героев?

- Найдите в тексте цитаты, характеризующие / раскрывающие отношение автора к героям, ситуациям и т.п.

Всё это очень сложно для наших учеников даже при устных ответах, а особенно при письменных.

Далее остановимся более подробно на содержании учебника.

В разделе о народном творчестве ученики знакомятся с преданиями, былинами, пословицами и поговорками. В разделе поговорок и пословиц встречаются поговорки разных народов. Они перекликаются с русскими, здесь мы помогаем детям делать сравнительный анализ. Ребята с удовольствием выполняют эту работу, также им нравится группировать пословицы и поговорки по тематике. На дом обычно задается написать, по нескольку пословиц. Такая работа с пословицами учит детей толерантности, прививает интерес к другим культурам. Но в этом же разделе есть карело-финский эпос «Калевала». Это сложный текст не только для восприятия, но даже для чтения, особенно когда встречаются сложные, непривычные для русского уха имена героев (Ильмаринен, Похъёлы, Вяйнямёйнен, Кюлликки, Лемминкяйнене).

Древнерусская литература представлена в учебнике фрагментами литературных памятников: «Повесть о житии Александра Невского» и «Поучения Владимира Мономаха». К поучению даётся очень интересное задание – написать поучение младшему брату. С большим интересом дети прочитывают «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

В разделе «Произведения русских писателей ХVIII – ХХ веков» тексты подобраны автором учебника в основном с учётом интересов и психологических особенностей учащихся данного возраста. При работе с произведением мы используем частичный анализ или анализ запоминающегося эпизода. Вопросы учебника к произведениям мы используем не всегда. С точки зрения специфики нашей школы этот раздел безупречен по содержанию произведений. Исходя из нашего опыта работы, мы можем сказать, что произведения, в которых показаны человеческие взаимоотношения, отношение человека к природе, к животным, произведения, которые воспитывают чувство сострадания, вызывают особый интерес у наших детей, такие произведения быстрее и легче прочитываются ими. Это «Юшка», «Кусака», «Бирюк», «Станционный смотритель». Однако, при чтении А. Платонова («В прекрасном и яростном мире») неизбежно возникают трудности, как говорят сами дети, «Я ничего не понимаю».

В учебнике много стихотворных текстов и разработана система заданий по выразительному чтению. Сложностью для нас является чтение стихов наизусть, не всем это удаётся хорошо. Мы используем индивидуальный подход. К счастью, почти все стихотворения находят отклик в детских душах – пожалуй, кроме японских трёхстиший в разделе «Зарубежная литература». Это, действительно, сложный для восприятия материал, потому что ударение в хокку роли не играют и рифмы отсутствуют. Детям недостаёт логического мышления, воображения и т.д. Например, дети должны понять, что в словах Иссы есть мечта о равенстве людей. Учащимся сложно понять смысл и красоту хокку:

Вот выплыла луна,

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашён.

Очень жаль, что в учебнике уделяется мало внимания разделу «Песни на стихи русских поэтов ХХ века». Это благодатная почва для развития у детей различных возможностей, прекрасный материал для логопедов в процессе коррекционной работы над речью. Дети легче запоминают песни, чем стихи. Как известно, заикающимся детям рекомендуется говорить протяжно, распевая. Например, при изучении творчества Б.Ш. Окуджавы можно провести нетрадиционный урок, на котором удачно реализуются и учебные, и воспитательные задачи. По песням Б. Окуджавы можно проследить буквально по годам его жизненный путь, непростую судьбу, в которую вплелись и война, и любовь. Голос поэта можно послушать в записи – это и стихи, и песни в исполнении автора, а также посмотреть отрывки из фильмов, в которых звучат песни на его стихи. Ребята и сами всегда с воодушевлением исполняют эти песни. Представить демонстрационный материал нам часто помогает мультимедийная доска. Возможности интернета в этом плане не ограничены.

Таким образом, структуру учебника из 2-х частей, на наш взгляд, не всегда можно признать удобной и рациональной. Материал учебника по литературе для 7 класса массовой школы может использоваться в работе с учащимися коррекционной школы V вида только при постоянной творческой деятельности учителя-словесника, которому следует привлекать дополнительный материал: и наглядный, и интернет-ресурсы, и специальные вопросы и задания подготовительного характера.

РАЗДЕЛ II.

Экспериментальная научно-исследовательская работа и адаптация инновационных технологий и методов обучения для учащихся коррекционных школ.
М.А. Нугайбекова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ СТУДЕНТАМИ

СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЛЕКСИКЕ
В журнале «Вестник образования» был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности, представляющего собой систему требований к компетентностям педагога.

К базовым компетентностям педагога относят, прежде всего, информационную компетентность, ключевой характеристикой которой является компетентность в предмете преподавания [11].

Предметная компетентность в преподавания русского языка в СКОУ VIII вида связана с лингвистической подготовкой будущих учителей-дефектологов. «Русский язык с основами языкознания» входит в цикл дисциплин предметной подготовки будущих олигофренопедагогов, получающих дополнительную специальность «учитель-логопед». Языковая подготовка таких студентов, по мнению А.Н.Анисимовой, приобретает статусное значение: не зная развития и функционирования языковой системы в норме, невозможно профессионально грамотно заниматься коррекций речевых расстройств различного вида [1; 32].

У сегодняшних студентов-первокурсников, к сожалению, отмечается недостаточная сформированность языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, что сказывается на их вузовском обучении и вынуждает преподавателей искать методы и приемы, улучшающие языковую и речевую подготовку студентов. Интересна в этом плане система работы по обучению русскому языку студентов-дефектологов Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина [1; 32-37].

Совершенствованию лингвистических знаний, умений и навыков студентов помогает приобщение к современным научным исследованиям, а также систематическая опора на филологические словари. Формированию этого уделяется много внимания и в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА). Остановимся на примере организации работы студенческого научного кружка. Каждый член кафедры русского языка, литературы и спецметодик проводит заседание СНО. Так, одно из занятий с первокурсниками носило название «Формирование и развитие системных отношений в лексике».

Выбор темы связан с важностью изучения лексики в вузе и школе. Слово – самая конкретная единица языка, осмысление звуков и форм требует гораздо большей лингвистической абстракции и рефлексии. Поэтому мы придерживаемся первенства лексикологии в изложении структурных элементов языка. В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в программе дисциплины «Русский язык с основами языкознания» раздел «Лексикология» представлен следующим образом:

Лексикология. Слово как многоаспектная единица. Лексикография. Лексика как система. Основные типы словарей. Лексическое значение слова. Смысловая структура слова. Понятие о компонентном анализе слова. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Антонимия.  Паронимия. Фразеология. Лексика  русского языка с точки зрения ее происхождения и сферы употребления.

Обозначим задачи занятия: 1) закрепить и расширить знания студентов по разделу «Лексикология»; 2) рассмотреть овладение ребенком денотативным и понятийным компонентами значения; 3) познакомить студентов с особенностями формирования семантических полей у детей с нарушениями в развитии; 4) указать системные связи фамилий, мотивированных отношением к лошади; 5) дать понятие о компонентном анализе слов, входящих в ФСП «лошадиная фамилия»; 6) проанализировать статьи в лингвистических словарях, выявив отношения между корневыми морфемами, образующими фамилии в рассказе, создать функционально-семантическое поле «лошадиная фамилия» по рассказу А.П.Чехова; 7) выявить особенности лексем функционального поля; 8) привить студентам умение самостоятельно приобретать теоретические знания и применять их в практической деятельности.

Для того чтобы вызвать у студентов интерес к теме, повысить их мотивацию, заранее давался анонс занятия научного кружка, предлагались вопросы для обсуждения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>