Учебная эвакуация это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сертификат пожарной безопасности №сспб, ru. Уп001. В02877, выдан... 1 140.6kb.
Программа повышения квалификации «эффективные методы организации... 1 475.15kb.
В образовательном учреждении на основе эргономических методов организации... 1 50.19kb.
Методические рекомендации руководителям предприятий и учреждений... 1 859.45kb.
Инструкция № о мерах пожарной безопасности Общие требования безопасности 3 540.41kb.
Выступление Ендачевой Ю. П. Введение 1 38.55kb.
О пожарной безопасности 17 9049.88kb.
Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении 1 88.7kb.
План мероприятий по месяцам. На отчетный период было проведено следующее. 1 124.88kb.
Перечень инструкций по пожарной безопасности 2 681.63kb.
Сформировать положительное отношение к труду 1 83.41kb.
Как завоевать друзей 1 35.3kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Учебная эвакуация это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в - страница №1/4


В.Я.Шумик ,Т.М. Бачурина
Справочное пособие для руководителей образовательных учреждений

УЧЕБНАЯ ЭВАКУАЦИЯ

НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Учебная эвакуация — это одно из очень важных, ответственных и сложных мероприятий в системе мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Главной целью проведения учебной тренировки является всесторонняя проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни работников и учащихся эвакуации на случай пожара в школе. Безопасность школы сама по себе не появится, нужна кропотливая работа, планирование превентивных мероприятий, практические тренировки персонала и учащихся. При хорошей натренированности взрослых и детей, а также четкой координации принимаемых мер, можно защититься от последствий любой чрезвычайной ситуации в школе.

Основным документом, регламентирующим порядок действий работников и учащихся на случай пожара является план эвакуации школы, состоящий из графической и текстовой части. Но, к сожалению, в текстовой части плана эвакуации изложен только алгоритм действия в случае пожара (позвонить..., включить..., оповестить..., эвакуировать., и т.п.) применительно к «идеальному пожару», когда он возник где-то на крыше здания школы, а лучше всего — в соседнем здании. И в этой ситуации, когда огонь и дым, имея тенденцию распространяться снизу вверх, действительно можно выполнить все указания, оговоренные в инструкции к плану эвакуации и «красиво» эвакуироваться из школы.

А вот что необходимо делать тому учителю, который, услышав сигнал тревоги о пожаре, открыл дверь из класса в коридор, а в нем уже столько дыма, что не видно не только лестницы, по которой необходимо эвакуировать учащихся, но и противоположной стены? Что ему необходимо делать со своими учениками, если они находятся на первом, на втором, на третьем этаже школы? Действительно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Действительно, «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Действительно, разработчики таких инструкций «умыли руки» и предоставили возможность решения таких «кроссвордов жизни» самим учащимся и учителям, как правило, состоящим на 90% из женщин. А ведь мировая практика подсказывает, как грамотно поступить в той или иной критической (для человеческой жизни) ситуации в случае пожара.

Авторы данной брошюры считают, что в образовательном учреждении кроме инструкции на случай пожара, прилагаемой к плану эвакуации, необходимо разработать «Положение на случай пожара в образовательном учреждении», в котором необходимо более подробно изложить действия работников и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях во время пожара в школе. А вопросы, связанные с проведением учебной эвакуации на случай пожара, необходимо сформулировать в «Положении о проведении учебной эвакуации в образовательном учреждении», в котором необходимо систематизировать все требования, предъявляемые к проведению учебной эвакуации.

Авторы в данной брошюре попытались осветить многие «колючие» вопросы, связанные с поведением учащихся и работников в случае пожара, на которые нет ответов в официальных документах.

Данное пособие носит рекомендательный характер и поэтому руководитель образовательного учреждения имеет право в своем учреждении использовать это пособие в полном объеме или частично, изменяя или дополняя его с учетом специфики своего образовательного учреждения, личного опыта, требований местного органа Государственного пожарного надзора и новых нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности образовательных учреждений.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_____________________ ____________________

должность должность

_____________________ ____________________

подпись, Ф.И.О подпись Ф.И.О.

«_____» ___________20___г. «_____» ___________ 20___ г.


ПОЛОЖЕНИЕ

НА СЛУЧАЙ ПОЖАРА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. I. Настоящее Положение разработано с целью конкретизации и оптимизации действий работников образовательного учреждения на случай пожара.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании:

1 2.1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», от 21.12.94 №69-ФЗ;

«Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313;

«Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений. ППБ-101-89», утвержденных Гособразованием СССР 10.05.1989 г.;

«Положения о порядке обучения мерам пожарной безопасности населения области»,

утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатором) области от г. № ).



1.3. В настоящем Положении используются следующие термины и их определения:

Пожарно-техническая характеристика здания — сведения о здании, относящиеся к пожарной безопасности.

Возгорание — начало горения под действием источника зажигания.

Пожар — неконтролируемое горение, развивающееся во време­ни и пространстве, вне специального очага, приводящее к ущербу.

Пламя — зона горения в газовой фазе с видимым излучением.

Дым — аэрозоль, образуемый жидкими, газообразными и твердыми продуктами горения веществ.

Эвакуационный путь — путь от места возможного пребывания человека по линии свободных проходов до выхода из здания наружу.

Эвакуационный выход — выход на путь эвакуации или непосредственно наружу из здания или в безопасную при пожаре зону и отвечающий требованиям безопасности.

Основной эвакуационный путь — самый короткий путь от рабочего, учебного места работника, учащегося по коридорам через основной выход из здания наружу здания.

Основной эвакуационный выход — это выход из здания наружу, через основной вход в здание.

Запасный эвакуационный путь — путь от рабочего, учебного места работника, учащегося до запасного эвакуационного выхода.

Запасный эвакуационный выход — выход, из здания наружу, предусмотренный строительным проектом и используемый для эвакуации в случае пожара.

Аварийный выход — выход из помещения наружу, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, но который в чрезвычайных ситуациях может использоваться для спасения и спасания (самоспасания) людей из здания. В качестве аварийных выходов в образовательном учреждении могут использоваться (окна (окна первого этажа с использованием дополнительных приспособлений (столы, стулья) или без них; окна вторых и верхних этажей по выдвижной пожарной автолестнице, прибывшей пожарной команды); выходы на чердак и кровлю с последующим спуском по стационарной пожарной лестнице или по выдвижной пожарной автолестнице прибывшей пожарной команды; выходы из пищеблока и других технических и вспомогательных помещений, которые ведут в безопасную зону или наружу из здания);

Тупик — путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или к месту размещения спасательных средств (устройств).

Эвакуация людей в случае пожара — вынужденный процесс организованного движения людей, как самостоятельно, так и под руководством лиц, ответственных за проведение эвакуации, из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или опасных для здоровья огнетушащих веществ, используемыхдля тушения пожара, по эвакуационным путям через эвакуационные (основные и запасные) выходы наружу здания, в безопасную зону, используя штатные средства защиты органов дыхания (при наличии этих средств). Эвакуацией также считается несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалидам, больным), осуществляемое обслуживающим персоналом.

Расчетное время эвакуации — время, в течение которого люди должны покинуть помещение, здание, сооружение до наступления критических значений опасных факторов пожара, определенное расчетным путем по данным о размерах эвакуационных путей и выходов, а также параметрах движения людей.

Фактическое время эвакуации — время, за которое люди практически покидают помещение, здание, сооружение в случае пожара в них.

Спасение людей в случае пожара — действия пожарной команды, а также других лиц, по выводу или выносу людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на них опасные факторы пожара (дым, огонь и т.п.) или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для их здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства зашиты органов дыхания, кожи; индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование.

Спасание (самоспасание) — самостоятельные действия человека по выходу из зоны, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на него опасные факторы пожара или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для его здоровья и жизни огнетушащих веществ, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого: эвакуационные (основные и запасные) выходы; аварийные выходы; штатные и нештатные (подручные) средства защиты органов дыхания, кожи; штатное индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование; подручные средства спасания.

Паника — психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, чувство острого страха, охватывающего человека или многих людей, неудержимого неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Аффект — относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние. Аффект сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем.

Покрытия — верхние горизонтальные ограждающие конструкции, отделяющие помещения здания от наружной среды и защищающие здание от атмосферных осадков. В зданиях без чердака покрытия совмещают функцию чердачного перекрытия и крыши.

Кровля — верхний элемент покрытия, предохраняющий здание от атмосферных воздействий, воспринимающий расчетные нагрузки.

Чердак — пространство между конструкциями кровли (наружных стен) и перекрытием верхнего этажа.

Лестница — конструкция, состоящая из ступеней и других элементов, обеспечивающая возможность сообщения между различными отметками здания или сооружения.

Лестничная клетка —• часть здания, предназначенная для размещения лестницы и отделенная от других помещений строительными конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности.

Лестнично-лифтовой узел — помещение, предназначенное для размещения вертикальных коммуникаций, лестничной клетки и лифтов.

Наружная открытая лестница — лестница, размещаемая снаружи здания или сооружения.

Наружная эвакуационная лестница — наружная открытая лестница, предназначенная для эвакуации людей из зданий и сооружений.

Пожарная лестница —- наружная открытая лестница, предназначенная для использования пожарными.

Открытая лестница — лестница, размещаемая внутри здания без устройства лестничной клетки.

Перегородка — внутренняя ограждающая конструкция, разделяющая смежные помещения в здании.

Перекрытия — внутренние горизонтальные ограждающие конструкции, разделяющие здание по высоте на этажи. Перекрытия могут быть надподвальными, междуэтажными, чердачными.

Пожарный гидрант — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (виды: подземный пожарный гидрант; наземный пожарный гидрант).

Пожарный водоем — естественные (реки, озера и т.п.) или искусственные (бассейны, резервуары и т.п.) водоемы, используемые для противопожарного водоснабжения.

Первичные средства тушения (первичные средства огнетушення) — устройства, инструменты и материалы, предназначенные для локализации и ликвидации загорания на начальной стадии развития пожара (огнетушители, песок, противопожарная ткань (кошма), ведра, лопаты и др.).

Огнетушитель — переносное или передвижное устройство для тушения очагов пожара за счет выпуска запасенного внутри него огнетушащего вещества.

Пожарный кран (ПК) — комплект, состоящий из клапана, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава с пожарным стволом.

Вода для тушения возгорания — вода, специально предназначенная для тушения возгораний.

Песок для тушения возгорания — песок, специально предназначенный для тушения возгорания.

Противопожарная ткань (ткань для тушения возгорания) — плотная шерстяная ткань, пропитанная огнезащитным составом, предназначенная для тушения небольших по площади (до 1 кв. м) загораний.

Пожарный щит (ПЩ) — щит с установленным на нем или возле него пожарным инвентарем (огнетушители, ведра, топоры, лопаты, багры, лом, лестница приставная, бочки с водой и т.п.).

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки менее 6 Г С;

Горючие жидкости (ГЖ) — жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 6 ГС;

Горючие газы (ГГ) — газы, способные к горению и взрывам.

Горючие вещества (ГВ) — вещества способные к горению и взрывам.

Аварийное освещение — освещение помещений при аварийном отключении рабочего освещения для продолжения работы (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Система автоматической пожарной сигнализации — совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте для автоматического обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте, специальной информации и (или) выдачи команд на технические устройства оповещения, эвакуации.

Пожарный извещатель — устройство для формирования сигнала о пожаре.

Автоматический пожарный извещатель — пожарный извещатель, автоматически реагирующий на факторы, сопутствующие пожару.

Ручной пожарный извещатель — извещатель с ручным способом приведения в действие.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) — комплекс организационных и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и(иди) необходимости и, путях эвакуации.

План эвакуации на случай пожара — документ, в котором указаны места расположения в здании средств противопожарной защиты, эвакуационные пути и выходы, а также установлен порядок и последовательность действий персонала объекта в случае возникновения пожара.

Пожарные спасательные устройства — ручные пожарные лестницы, пожарное аварийно-спасательное снаряжение (самоспасатели и т.п.), пожарное аварийно-спасательное оборудование («Куб жизни» и т.п.).

Предел огнестойкости конструкции -^- характеристика огнестойкости конструкции, определяемая временем (в часах или минутах) от начала стандартного огневого испытания до наступления (нормируемых для данной конструкции) предельных состояний по огнестойкости.

1.4. Все работники образовательного учреждения, с целью совершения грамотных действий в случае пожара, обязаны знать пожарно-техническую характеристику здания своего образовательно­го учреждения (приложение № 1).



2. СООБЩЕНИЕ О ПОЖАРЕ

Первый, кто обнаружил пожар или его признаки (задымление, запах горения или тление) в образовательном учреждений (учащийся, учитель, классный руководитель, работник технического или обслуживающего персонала, администрация), обязан выполнить «Обязанности лица, обнаружившего возгорание, пожар в образовательном учреждении» (приложение №2).

Говорить по телефону необходимо четко и спокойно, не торопясь и пусть не смущает большое количество информации, которую необходимо передать дежурному пожарной службы, отвечая на его вопросы. Пожарные начнут собираться сразу, как только будет назван адрес образовательного учреждения, в котором возник пожар и сигнал тревоги автоматически включится в той пожарной части, которая находится ближе всего к учреждению. А пока пожарные собираются, диспетчер службы 01 выслушает того, кто звонит и задастконкретные вопросы, чтобы собрать необходимые дополнительные сведения, которые он передаст по радиосвязи пожарной команде, к тому времени уже следующей к месту происшествия. По нормативам на сбор и выезд по тревоге пожарным требуется 45 секунд.

Контрольное сообщение в пожарную службу о возникновении в образовательном учреждении пожара (независимо оттого, сообщалось в пожарную службу о пожаре или нет) возлагается на администрацию образовательного учреждения.



3. ОТКРЫТИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ ВЫХОДОВ

3.1. Дежурный вахтер, работники технического и обслуживающе­го персонала, учителя, не занятые учебно-воспитательным процессом учащихся, обязаны:

открыть легкооткрываемые задвижки на тех дверях Основного выхода, которые в штатной ситуации не используются для выхода (в случае, когда основной выход состоит из нескольких (2-4) дверей, а повседневно используются 1-2 двери. Если двери состоят из двух створок, то необходимо открыть обе створки;

открыть легкооткрываемые задвижки на всех дверях запасных выходов. Если двери состоят из двух створок, то необходимо открыть обе створки;

3.1.3. открыть въездные ворота на территорию образовательного учреждения (при их наличии);

Примечание: все двери основных и запасных выходов, а также въездные ворота во внутренний двор образовательного учреждения, при нахождении в образовательном учреждении учащихся, должны закрываться только изнутри на легкооткрываемые, в том числе и учащимися, задвижки, крючки т.п.

3.1.4. если двери, используемые для эвакуации, по каким-либо причинам оказались закрытыми на замки, или оказалось, что их невозможно открыть ключами, то необходимо их выбить любыми подручными средствами.

4. ЭВАКУАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И РАБОТНИКОВ

Общее руководство проведением эвакуационных, спасательных работ в образовательном учреждении возложено на директора образовательного учреждения.

В случае, когда директор образовательного учреждения отсутствует в образовательном учреждении по каким-либо причинам, общее руководство проведения эвакуационных, спасательных работ возлагается на заместителя директора по учебной работе.

В случае, когда директор образовательного учреждения и заместитель директора по учебной работе отсутствуют в образовательном учреждении по каким-либо причинам, общее руководство проведения эвакуационных, спасательных работ возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.

В случае, когда директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе отсутствуют в образовательном учреждении по каким-либо причинам, общее руководство проведения эвакуационных, спасательных работ возлагается на заместителя директора по начальной школе.

В случае, когда директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по начальной школе отсутствуют в образовательном учреждении по каким-либо причинам, общее руководство проведения эвакуационных, спасательных работ возлагается на заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

Примечание вышеуказанное распределение обязанностей действует независимо от того, кто является на момент пожара дежурным администратором в образовательном учреждении.

4.6. Непосредственное проведение эвакуации учащихся каждого отдельного учебного класса возлагается на того учителя, классного руководителя, воспитателя, руководителя кружка, секции, кто непосредственно, на момент начала пожара, вел в этом учебном классе уроки, занятия, мероприятия.

В случае, когда в образовательном учреждении подан установленный звуковой сигнал о пожаре, учителя, классные руководители, воспитатели, руководители кружков, секций и другие работники учебно-воспитательного состава образовательного учреждения, которые непосредственно вели учебные занятия, мероприятия, организовывали прием пищи учащихся (воспитанников), обеспечивали сон учащихся (воспитанников), обязаны выполнить «Обязанности руководителя эвакуации учащихся учебного класса на случай пожара» (приложение №3).

По команде учителя: «В школе объявлена эвакуация в связи с пожаром», учащиеся обязаны выполнить «Обязанности учащихся на случай пожара в образовательном учреждении» (приложение №4).

Порядок эвакуации учащихся и работников в случае возникновения пожара:

4.10. Время на эвакуацию учащихся и работников:




НАИМЕНОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

НАИМЕНОВАНИЕ ЭВАКУАЦИОННОГО ВЫХОДА

1-ый этаж

Кабинет домоводства

Учебные мастерские

Спортивный зал

Актовый зал

2-й этаж

№ 12, 13, 14

№ 11; 12, 15, 16

Блок шестилеток



3-й этаж

№ 22, 23, 24

№ 27, 28, 29

№ 18, 19,20,25,26 Кабинет информатики Кабинет немецкого языка


Через основной эвакуационный выход

Через свой запасной эвакуационный выход

Через свой запасной эвакуационный выход

Через свой запасной эвакуационный выход
Через запасной эвакуационный выход

Через основной эвакуационный выход

Через запасной эвакуационный выход
Через запасной эвакуационный выход

Через запасной эвакуационный выход

Через основной эвакуационный выход


Примечание: в случае, когда какой-либо из эвакуационных выходов, указанных в таблице, не будут открыты или путь к ним будет прегражден дымом, огнем, необходимо воспользоваться ближайшим безопасным эвакуационным выходом.

с 1 -го этажа — не должно превышать 3 минут;

со 2-го этажа — не должно превышать 4 минут;

с 3-го этажа — не должно превышать 5 минут.

Примечания: 1. Общее время эвакуации работников и учащих­ся из образовательного учреждения не должно превышать 6 минут (ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность»), 2. В общее время эвакуации не входит время на включение системы оповещения о пожаре, время на сообщение о пожаре в пожарную часть, время на построение эвакуированных на эвакуационной площадке, на проведение переклички эвакуированных, на доклад о результатах переклички.

Директор образовательного учреждения или лицо, его заменяющее при получении информации о пожаре обязаны выполнить «Обязанности руководителя эвакуационных и спасательных работ в случае пожара в образовательном учреждении», (приложение №5).

Работники столовой по сигналу о пожаре обязаны:

4.12.1 отключить вентиляцию, кондиционеры, электрооборудование;

открыть двери из помещения столовой в образовательное учреждение (если они закрыты на замок);

открыть двери из помещения кухни, столовой наружу здания образовательного учреждения (если они закрыты на замок) для того, чтобы в случае необходимости учащиеся и работники могли использовать выход через пищеблок, как аварийный выход;

оставить возле входа в пищеблок 2-ух работников для обеспечения сохранности имущества и продуктов питания, а остальным —прибыть на эвакуационную площадку и доложить руководителю эвакуационных и спасательных работ о своей эвакуации и об эвакуации 2-ух работников, оставшихся дежурить возле пищеблока.


Работники технического и обслуживающего персонала по сигналу о пожаре обязаны оказать помощь по эвакуации учащихся, работников, прибыть на эвакуационную площадку и доложить руководителю эвакуационных и спасательных работ о своей эвакуации.

При заполнении помещений, коридоров дымом необходимо идти в сторону ближайшей не задымленной лестницы, ведущей к эвакуационному выходу или непосредственно к ближайшему эвакуационному выходу.

При пожаре опасность представляет не столько огонь, как дым, так как:

4.15. 1. скорость распространения дыма в несколько раз превы­шает скорость распространения огня;

4.15.2. дым представляет собой смесь ядовитых продуктов горения, являющихся смертельными для жизни человека;

дым не является прозрачным, что создает препятствие в поиске эвакуационных выходов;

дым является едким для глаз, что не позволяет двигаться в дыму с открытыми глазами.
Во время пожара наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха и токсичных продуктов горения. Так, воздействие воздуха, нагретого свыше 70°С, представляет серьезную опасность для жизни. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание.

В случае, когда необходимо спасаться через сильно задымленный коридор, необходимо:

найти какой-либо кусок ткани (за исключением синтетической). Это может быть элемент собственного гардероба (шарф, шапочка, варежки, спортивная форма, носки и т. п.), занавеска, кусок шторы, полотенце. В случае отсутствия вышеперечисленных предметов необходимо оторвать рукав собственного пиджака, рубашки, платья, свитера и т. п. Носовой платок из-за его малых размеров рекомендуется использовать в исключительных случаях;

смочить вышеперечисленные предметы водой из водопроводного крана, аквариума, вазы с цветами, бутылки с напитком и т. п.;

накрыть нос и рот вышеперечисленными предметами;

хорошо представить себе выход из помещения, движение наугад опасно;

задержать дыхание;

дышать через вышеперечисленные предметы необходимо только тогда, когда не хватает задержки дыхания, так как этот способ только частично спасает от отравления угарным газом;

двигаться к эвакуационному выходу необходимо:

вдоль той стены, путь движения возле которой будет наиболее коротким. При равнозначности путей движения возле стен необходимо двигаться вдоль стены, которая находится по правую руку;

не отходя от стены, чтобы не потерять ориентир;

по лестнице, придерживаясь за перила (поручни);

4.17.8. в случае, когда дым заполнил помещение не полностью и имеется пространство, как правило, в нижней части помещения, где дыма нет, то пробираться к выходу в этом случае необходимо на четвереньках или даже ползком, при этом голову необходимо держать не менее чем в 30 см от уровня пола, над которым может располагаться слой бесцветных тяжелых отравляющих газообразных продуктов горения, в том числе угарного газа.

4.18. Необходимо также учесть, что в темноте и при закрытых глазах можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о не предвиденное препятствие..

При сильном задымлении, плохой видимости направление движения можно определить по направлению досок пола в помещении (в коридорах доски ложатся, как правило, вдоль стен).

Если при движении по задымленному коридору чувствуется повышение температуры, то это значит, что впереди опасная зона, и в этом случае необходимо повернуть обратно.

Запрещается входить в помещения, где большая концентрация дыма (видимость менее 10 м).

Пользоваться лифтом ею время пожара запрещается.

Если необходимо преодолеть участок с огнем, то необходимо:

укрыть как можно большую площадь своей кожи и, особенно, голову, а для этого необходимо надеть на себя имеющуюся личную одежду (пиджак, свитер, пальто, куртку, шапку, шарф, рукавицы и т. п.) и обувь; накрыться одеялом, шторой;

прихватить с собой какой-нибудь предмет (портфель, стул и пр.), которым можно было бы заслонить голову от теплового из лучения, а также — от падающих горящих предметов;

при возможности намочить одежду и другие вышеперечисленные предметы;

место, охваченное огнем, необходимо пробежать на вдохе (во время бега необходимо задержать дыхание).

По пути эвакуации необходимо закрывать за собой плотно двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение огня более чем на 10 — 15 минут), а это даст возможность другим людям также оперативно покинуть помещение или (в случае необходимости) вернуться этим же путем, чтобы не оказаться в западне.

По пути эвакуации запрещается без необходимости открывать окна и двери, разбивать оконные и дверные стекла т.к. приток свежего воздуха усиливает горение.

Если необходимо выйти из помещения или войти в другое помещение, то прежде чем открыть дверь, необходимо приложить тыльную сторону своей руки к двери или потрогать металлические части замка, дверную ручку. Если они горячие, и тем более из щелей идет дым, то входить в это помещение запрещается. Это опасно еще и тем, что пожар в закрытом помещении, истощив имеющийся запас кислорода, резко сокращает свою интенсивность, но если произойдет приток свежего воздуха (будет открыта, взломана дверь, выбито окно), то горение усилится, причем это может иметь характер взрывообразной вспышки с выбросом пламени в сторону человека, открывшего дверь.

Но если необходимо открыть или выбить дверь в горящую комнату, необходимо прикрыть руками лицо, стоять при этом необходимо сбоку от дверного проема, чтобы не обожгло вырвавшимся пламенем. Для этих целей лучше использовать палку, чтобы действовать на расстоянии и по возможности — из укрытия.

Если на спасающегося надвигается огненный вал, то ему необходимо, не мешкая, упасть на пол, закрыв при этом голову руками, так как пламя огня поднимается снизу вверх. В этот момент запрещается дышать, чтобы не получить ожогов внутренних органов и необходимо быстро отползти от источника огня.

Важно иметь в виду, что обычные средства и способы защиты от дыма (мокрые повязки, противогазы и респираторы) лишь частично защищают от опасных факторов пожара.

5. БЛОКИРОВКА В ПОМЕЩЕНИИ

5.1. Если дым и пламя в коридорах, соседних помещениях не позволяют выйти наружу, а здание образовательного учреждения имеет железобетонные конструкции (современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать высокую температуру), а двери в помещении сделаны не из фанеры, не из пластика и без внутренних пустот (такие двери имеют достаточный запас огнестойкости. Например, деревянная дверь из досок толщиной 40-50 мм, набранных в шип — паз, и имеющая уплотнения в притворах, может защищать помещение до 40 минут), то для защиты от огня и дыма в такой ситуации необходимо заблокироваться в учебном классе, кабинете, надежно загерметизировав эти помещения, а именно:

закрыть входную дверь на внутренний замок или на защелку, крючок, если в конструкции дверей они имеются. В случае их отсутствия необходимо заблокировать дверь, используя для этого швабру, стул и другие приспособления в случае, когда дверь открывается наружу, или столы, парты, тумбочки и другую мебель, если дверь открывается вовнутрь;

уплотнить все дверные щели, законопатив их при помощи подручных увлажненных тряпок, заклеив их липкой лентой или замазав их землей из цветочных горшков;

заткнуть отверстия в строительных конструкциях в соседние помещения, вентиляционные отверстия, в случае необходимости сорвать вентиляционную решетку и заложить вентиляционное отверстие какими-либо предметами (одеждой, учебниками и т. п.);

5.1. 4. закрыть фрамуги, окна, но не опускать жалюзи при их наличии на окнах;

набрать в емкости воды, в случае необходимости смачивать ею двери, пол, тряпки, понижая их температуру;

только после того как будут загерметизированы входные двери, закрыты фрамуги и окна, заткнуты вентиляционные отверстия, необходимо незначительно приоткрыть одно из окон в классе и вывесить кусок ткани (шторы, элемент одежды и т. п.), зажав его междуоконным проемом и оконной рамой для извещения пожарной команды о своем месторасположении, при этом максимально закрыв окно;

если нет крайней необходимости (нет ощущения удушья, помутнения сознания), то не рекомендуется открывать или разбивать окна, так как герметичность помещения в этом случае нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге, вслед за дымом в помещение проникнет пламя;

если класс наполнился дымом, необходимо прилечь, присесть, передвигаться ползком — так будет легче дышать, потому что дым поднимается вверх;

если класс полностью наполнился дымом, необходимо использовать последний и рискованный шанс —встать на подоконник (выступ, карниз), держась за стену, оконную раму максимально (закрыв за собой окно, и дожидаться прибытия пожарной команды.

6. СПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ

6.1. Спасение людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на них опасные факторы пожара (дым, огонь и т.п.) или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для их здоровья и жизни огнетушаших веществ, осуществляется сотрудниками прибывшей на пожар пожарной команды, путем вывода или выноса людей, наружу здания, в безопасную зону, используя для этого:

штатные средства защиты органов дыхания и кожи, двигаясь через эвакуационные (основные и запасные) выходы;

выдвижные пожарные автолестницы, приставляемые к окнам здания;

индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование («Самоспасатель «Школа», «Куб жизни» и т.п.).

В случае прибытия сотрудников пожарной команды для спасения работников и учащихся образовательного учреждения, они (работники и учащиеся) обязаны быстро и беспрекословно выполнять все указания сотрудников пожарной команды и при этом не плакать, не паниковать.

При движении в средствах защиты органов дыхания и кожи двигаться необходимо быстро и по первой команде сотрудника пожарной команды передать ему эти средства, чтобы он смог оперативно вернуться обратно и предоставить эти средства другим работникам или учащимся для их спасения.

В случае установки в окно выдвижной пожарной автолестницы, необходимо, при наличии оставшегося стекла в верхней части оконной рамы, выбить его подручными средствами (стулом, учебником и т.п.), очистить место около подоконника, сам подоконник от разбитого стекла и без дополнительных согласований с сотрудниками пожарной команды спуститься по лестнице на землю. При движении по лестнице необходимо смотреть на свои руки. Смотреть вниз на землю запрещается. В каждый момент времени у спускающегося по лестнице хотя бы одна рука и одна нога должны находиться на ступеньках лестницы. Придвижении по лестнице запрещается останавливаться и стопорить движение.

При использовании индивидуального или коллективного аварийно-спасательного снаряжения, оборудования необходимо выполнять все указания сотрудников пожарной команды.

Руководитель эвакуационных и спасательных работ обязан, по мере возможности и по мере необходимости организовать спасательные работы по спасению учащихся и работников, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, угрожающей их здоровью и жизни (при условии, что они находятся не выше третьего этажа):

установка приставных лестниц к окнам;

заброска веревок, спасательных устройств в окна для спуска по ним;

сооружение спасательных «подушек» для спрыгивания на них. В качестве спасательных «подушек» необходимо использовать весь имеющийся в образовательном учреждении и в соседних образовательных учреждениях, детских садиках:

спортивный инвентарь (спортивные маты, мячи, надувные лодки);

постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла);

верхнюю одежду учащихся, вынесенную из гардероба;

и другие мероприятия, которые смогут уменьшить травматизм и, тем более, спасти жизнь людей при пожаре в образовательном учреждении.
7. СПАСАНИЕ (САМОСПАСАНИЕ) ЛЮДЕЙ

7.1. В случае, когда работники и учащиеся образовательного учреждения оказались в зоне, где существует угроза воздействия или уже воздействуют на них опасные факторы пожара или предполагается подача или уже осуществляется подача опасных для их здоровья и жизни огнетушащих веществ, то им необходимо принять самостоятельные меры по спасанию (самоспасанию) собственных жизней. Для чего необходимо выбраться наружу здания, в безопасную зону, используя для этого:

эвакуационные (основные и запасные) выходы;

аварийные выходы:

7.1.2.1. окна:

окна первого этажа с использованием дополнительных приспособлений (столы, стулья) или без них;

окна вторых и верхних этажей по выдвижной пожарной автолестнице прибывшей пожарной команды;

7.1.3. выходы на чердак и кровлю с последующим спуском:

по стационарной пожарной лестнице (при ее наличии);

по выдвижной пожарной автолестнице прибывшей пожарной команды;

выход непосредственно на стационарную пожарную лестницу;

выход из пищеблока и других технических, вспомогательных помещений, который ведет в безопасную зону или наружу из здания;

штатные и нештатные (подручные) средства зашиты органов дыхания, кожи;

штатное индивидуальное или коллективное аварийно-спасательное снаряжение, оборудование (самоспасатели «Школа», «Барс», «Куб жизни» и т.п.).

подручные средства спасания (самодельно изготовленные канаты и т.п.).

7.2. В случае, когда спасающиеся находятся на первом этаже, а пути эвакуации преградил огонь или дым, то в этом случае для спасения им необходимо воспользоваться окнами первого этажа. Для этого необходимо:

открыть окно, наиболее удаленное от огня и дыма;

выставить за окно ученический или учительский стол и два стула. Стол необходимо поставить вплотную к наружной стене здания, один стул поставить на стол, а второй — возле стола на землю;

чтобы эвакуируемые становились ногами сначала на подоконник, затем — на стул, который установлен на столе, затем — на стол, а потом — на стул, установленный на земле, и — на саму землю.

7.3. В случае отсутствия столов и стульев или времени на их поиск, допускается спасаться без вспомогательных средств, а именно:

7.3. 1. сесть на подоконник, свесив ноги наружу; 7.3. 2. взявшись за подоконник или оконный проем, перевер­нуться животом к карнизу и повиснуть на руках;

3. отпустить руки и приземлиться на землю на полусогнутых ногах. р

Учитывая, что окна первого этажа в образовательных учреждениях, как правило, расположены на высоте 1,5 — 2,0 м от уровня земли, то такой способ спасания не представляет угрозы для жизни

эвакуируемых, в отличие от движения через задымленные пути эва­куации и, тем более, через пути эвакуации, охваченные огнем.

В случае, когда спасающимся не удается выйти из здания по внутренним лестницам, необходимо спасаться в таком случае выходя на кровлю, в другие воздушные зоны, а также — спускаться по наружной настенной стационарной пожарной лестнице.

В случае спуска по стационарной настенной пожарной лестнице необходимо двигаться быстро, но без суеты. Запрещается смотреть вниз, смотреть необходимо только на свои руки и ноги: от их слаженной работы зависит жизнь спускающегося. В каждый момент времени у спускающегося хотя бы одна рука и одна нога должны находиться на ступеньках лестницы. При движении по лестнице необходимо максимально прижиматься к ней телом. По мере спуска необходимо делать остановки (передышки), чтобы расслабить напряженные мышцы.

Если ситуация близка к критической из-за отсутствия путей спасения, помощи извне и невозможности из-за огня и дыма находиться в помещении, необходимо покинуть помещение через окно. Для этого необходимо:

крепко связать шторы, постельное белье, предварительно разорвав их на полосы;

забрать из пожарного шкафа пожарный рукав;

закрепить вышеперечисленные самодельные спасательные средства за батарею отопления или другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму);

спускаться рекомендуем по одному, подстраховывая друг друга, не допуская, чтобы руки скользили по канату.

Если нижележащие этажи не задымлены, то необходимо попробовать спуститься с помощью вышеперечисленных самодельных спасательных средств на один, два этажа ниже, выбив при необходимости стекла в оконных рамах этих этажей.

Даже если вышеперечисленные самодельные спасательные средства окажутся несовершенными (развяжется узел, порвется канат, руки спасающегося соскользнут с каната), в любом случае высота падения будет уменьшена, а это поможет смягчить удар приприземлении. Конечно, подобное самоспасание связано с риском для жизни, но бороться за свою жизнь необходимо до последнего.

7.10. Если окно находится на высоте второго этажа, необходимо выбросить вниз подушки и матрасы, ковры, чтобы смягчить удар при падении. Не рекомендуется выпрыгивать из окна стоя ногами на подоконнике, а необходимо сесть на подоконник, свесить ноги наружу здания, развернуться животом к подоконнику, взяться руками за подоконник, опустившись вниз. Затем необходимо разжать руки и прыгать на подушки, матрас, крыши машины, цветник, кустарник, навес. Если получится, то необходимо попытаться в воздухе развернуться и сгруппироваться так, чтобы приземлиться на руки и ноги. Не рекомендуется спускаться по водосточным трубам из-за их непрочной конструкции.



8. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПАНИКИ

8.1. Паника — это потеря способности принимать верные решения и критической обстановке. Проявлением паники на пожаре служат следующие необдуманные действия спасающихся:

прятаться в шкафы, под кровати, столы, парты в надежде, что они уберегут от огня и дыма;

бежать через горящие и задымленные помещения, когда для спасения можно воспользоваться окнами первого этажа (если спасающиеся находятся на первом этаже) или заблокироваться в учебном классе и дождаться прибытия пожарной команды;

выпрыгивать из окон, когда можно заблокироваться в учебном классе и дождаться прибытия пожарной команды;

использовать для эвакуации из помещения всеми спасающимися одновременно только один эвакуационный выход при наличии рядом второго открытого эвакуационного выхода.

Паническое состояние людей может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации и взаимному травмированию, а кто-то в панике может упасть в бегущей по направлению от огня толпе и будет ею затоптан.

Особенно тяжелые последствия паники проявляются в случае отключения электронапряжения в здании, где возник пожар.

Двигаясь в толпе необходимо:

8.4.1. пропускать вперед детей, девочек, девушек, женщин и пре­старелых людей;

8.4. 2. останавливать паникеров;

8.4.3. помогать тем, кто скован страхом и не может двигаться. Для приведения их в чувство необходимо их бить ладоням и по щекам, разговаривать с ними спокойно и внятно, поддерживая под руки;

8.4.4. постараться не кричать, не плакать, не реагировать на боль, так как из-за этого усилятся панические настроения у других людей, а также не будут услышаны команды руководителя эвакуации;

постараться не упасть, а для этого запрещается наклоняться, чтобы поднять упавшие вещи или поправить обувь; останавливаться в бегущей толпе; толкаться, чтобы первым выйти из помещения. Ноги необходимо ставить на ширину шага — одна — впереди, а другая — сзади» сдерживая напор толпы спиной и освобождая пространство впереди себя для перестановки ног;

постараться защитить свою грудную клетку от сдавливания, а для этого запрещается поднимать руки над головой; опускать руки вниз. Руки необходимо согнуть в локтях и прижать их к бокам своего туловища, сжав при этом кулаки;

8.4.7. сохранять выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивать окружающих, не давать разрастаться панике.

8.5. С целью недопущения возникновения паники среди учащихся необходимо:

чтобы работники учебно-воспитательного состава образовательного учреждения постоянно находились с учащимися, поддерживали с ними разговор, успокаивали их, советовались с ними;

не допускать, чтобы учащиеся плакали, кричали, высказывались фразами вроде: «Выхода нет!», «Мы все здесь задохнемся и сгорим!» и т.п.

9. ПОИСК УЧАЩИХСЯ

9.1. В случае поиска спрятавшихся от дыма, огня учащихся (воспитанников) и особенно учащихся (воспитанников) младшего возраста следует помнить, что дети, испугавшись пожара, могут прятаться в самых укромных местах, например, под кровати, диваны, столы, парты, в шкафы, туалет и часто на зов не откликаются.



10. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

10.1. Руководитель эвакуационными и спасательными работами обязан:

организовать отключение в образовательном учреждении сетей электро- и газоснабжения, технологического оборудования, сетей вентиляции и кондиционирования воздуха;

организовать работников образовательного учреждения, не занятых эвакуацией учащихся, работников и имущества, на тушение пожара всеми имеющимися в образовательном учреждении средствами пожаротушения (пожарный кран, огнетушители, песок, противопожарная ткань (кошма), а также подручными средствами (вода, одежда, шторы для сбивания пламени и т.п.) при условии, что работникам не будут угрожать обрушения горящих конструкций, воздействия токсических продуктов горения, повышенная температура, возможность поражения электрическим током, перекрытие эвакуационных путей дымом, пламенем и т.п.

10.2. Учителя, технический и обслуживающий персонал образовательного учреждения, не занятые эвакуацией учащихся, с момента подачи сигнала о пожаре обязаны взять имеющиеся в своем кабинете, возле кабинета, учебного класса, в коридоре первичные средства пожаротушения (огнетушители, противопожарную ткань (кошму), песок, емкости с водой) и срочно прибыть к месту возгорания, пожара и тушить возгорание, пожар до прибытия пожарной команды с обеспечением личной безопасности.

Необходимо быстро реагировать на пожар, используя все доступные способы для тушения огня. Надо помнить, что в первую минуту для тушения возгорания достаточно одной чашки воды, во вторую— три ведра, а в третьем не хватит и тонны воды.

Для уменьшения распространения огня и дыма по помещениям образовательного учреждения необходимо:

10.4.1. закрыть все окна и двери в горящих и смежных с ними помещениях;

закрыть двери коридоров и переходов с этажа на этаж вблизи горящих помещений;

выключить вентиляцию в столовой, кондиционеры в кабинете информатики;

свернуть ковровые покрытия, сорвать шторы, тюль в коридорах вблизи горящих и смежных с ними помещениях;

10.4.5. запрещается без надобности разбивать стекла окон и дверей.

10.28. Запрещается заставлять учащихся принимать непосредственное участие в тушении пожара.

Тушить пожар первичными средствами пожаротушения можно только на его ранней стадии и в случае отсутствия сомнений в собственных силах.

Прекратить тушение пожара необходимо в следующих случаях:

если очаг пожара приобрел большие размеры (распространился на другие предметы, мебель и т.п.);

если помещение значительно наполнено дымом;

при возможности обвала конструкций;

при возможности перекрытия огнем, дымом путей эвакуации;

10.6.5. по прибытии сотрудников пожарно-аварийно-спасательной службы.

Если с пожаром не удалось справиться в течение нескольких минут, то дальнейшая борьба не только бесполезна, но и смертельно опасна.

Если нельзя ликвидировать очаг горения своими силами, необходимо немедленно покинуть помещение, прикрыв за собой двери и окна.

В случае, когда работников для тушения пожара недостаточно, а очаг пожара очень велик и нет смысла его тушить, или когда возникла явная опасность для жизни учащихся, работников, то все действия работников должны быть направлены в первую очередь на спасение жизни учащихся, работников и на быструю, безопасную, в полном объеме их эвакуацию из помещений образовательного учреждения.

10.10. Приводить в действие первичные средства пожаротушения необходимо согласно инструкций (приложения №6 -№ 11).

11.1. При загорании одежды необходимо:

попробовать быстро сбросить с себя горящую одежду;

если сбросить с себя горящую одежду нет возможности, то необходимо накрыться плотной тканью или пальто, одеялом, лучше мокрыми, не закрывая голову, чтобы не получитьожога дыхательных путей и отравления продуктами горения. Это прекратит доступ кислорода к горящей поверхности;

если сбросить с себя горящую одежду нет возможности и нет поблизости плотной ткани, то необходимо лечь на пол и кататься по полу. Это позволит ограничить доступ кислорода к горя щей поверхности, что (в свою очередь) приведет к загасанию огня, а также не допустит распространения огня на лицо, волосы и поражение органов дыхания, так как горящая на человеке одежда при его вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания. Но необходимо помнить, что высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минут приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом.

Пострадавшему запрещается бежать, так как при беге пламя разгорается еще сильнее.

Когда пламя будет потушено, необходимо вызвать «скорую помощь» и начать оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.



11. ВСТРЕЧА ПОЖАРНЫХ КОМАНД

11.1. Руководитель эвакуационных и спасательных работ обязан: И. 1.1. организовать удаление автотранспорта, припаркованного вокруг горящего здания, а также — на подъездных путях к горящему зданию и пожарным гидрантам, если таковой имеется, для оперативного подъезда пожарных машин и установки пожарных лестниц к горящему зданию, а также — для забора воды из пожарных гидрантов;

организовать встречу и сопровождение прибывших пожарных команд наиболее коротким путем к той части здания образовательного учреждения, где возник пожар;

предоставить руководителю пожаротушения сводный план эвакуации из здания образовательного учреждения, в том числе — схемы цокольных, подвальных помещений и технических этажей (при их наличии);

11.1.4. доложить руководителю прибывшей пожарной команды о:

11.1.4. 1. месте расположения очага пожара в здании;

11.1.4. 2. архитектурно-строительных особенностях горящего здания (материал перекрытий и т.п.);

11.1.4. 3. результатах эвакуации учащихся и работников из горящего здания и о месте возможного нахождения оставшихся в горя­щем здании учащихся и работников, если таковые имеются;

11.1.4. 4. наличии в здании людей, а также о том, где и с какой целью они там находятся;

месте расположения в здании легковоспламеняющихся жидкостей, баллонов с газом и т.п.; помещений со свежеокрашенными полами, стенами, мебелью;

месте расположения в здании силового электроввода и о его состоянии (включен/выключен);

месте расположения ближайших к зданию пожарных гидрантов (водоемов);

результатах эвакуации материальных ценностей (дорогостоящего оборудования, документации и т.п.) и о месте расположения тех материальных ценностей, которые не удалось эвакуировать;

предполагаемых причинах пожара;

11.1.5. организовать по указанию руководителя тушения пожара работников образовательного учреждения на оказание посильной помощи сотрудникам пожарной команды для:

11.1.5. 1. открытия необходимых помещений образовательного учреждения;

11.1.5. 2. удаления посторонних людей из зоны боевого развертывания пожарной команды;

11.1.5. 3. прокладки пожарных рукавов к очагу пожара;

11.1.5.4. недопущения вхождения в горящее здание учащихся, работников образовательного учреждения, посторонних лиц;

11.1.6. назначить работников образовательного учреждения в качестве дежурных возле школьных гардеробов, если руководитель тушения пожара разрешит, чтобы учащиеся могли войти в образовательное учреждение и забрать свою одежду и обувь.



следующая страница >>