Творческий проект «моя педагогическая инновация» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Творческий проект «моя педагогическая инновация» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ»





ПЛАВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

г. Когалым, 2011г.



Информационная карта.



Наименование

Содержание

1

Название проекта

Плавание как одна из альтернативных форм проведения третьего часа физической культуры

2

Специализация

физическая культура

3

Основная идея, цель и задачи проекта

Основная идея: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.

Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Задачи:

  1. Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания.

  2. Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).

  3. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.

  4. Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.

  5. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.

  6. Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.

4

Автор проекта

Гарипов Ильдар Флюрович, учитель физической культуры МОУ «Средняя школа №3»

Образование: высшее, окончил Уральский государственный университет физической культуры, 2006г., присуждена степень бакалавра физической культуры по направлению «Физическая культура»

Адрес: Тюменская обл., г.Когалым, ул.Янтарная, д.7,кв.5.,тел. 89227324461, mail 16ildar@mail.ru


5

Сроки реализации проекта

2007г.-2011г.

6

География проекта

г. Когалым, МОУ «Средняя школа №3»

7

Поддерживающие организации




8

Особая информация и примечания





Краткая аннотация проекта.

Современная школа сегодня - это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий.

Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на школьную систему физического воспитания учащихся. Пожалуй, не найдется ни одного печатного или «говорящего» средства массовой информации, которое не сообщало бы о состоянии здоровья детей России.

Так вот, по некоторым, вполне достоверным данным, детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90% от общего числа учащихся. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего, осанки. По данным медиков, около 20% обучающихся в школах имеют хронические заболевания, а оздоровление такой категории детей невозможно без тренировок и нагрузок на организм. Ежегодно растет число детей, освобожденных от уроков физической культуры по состоянию здоровья. Как разрешить эту проблему?

Исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом школьной программы.

В связи с этим в 2002 году Министерством образования и науки РФ было принято решение о введении в 1 - 11 классах образовательных учреждений третьего дополнительного часа для занятий физической культурой, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья учащихся с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей (приложение 1)

Однако и здесь возникла проблема – отсутствие дополнительных залов, помещений для занятий спортом. Необходимо развивать систему дополнительного образования, чтобы были учтены интересы как можно большего количества учащихся, вводить альтернативные формы проведения уроков, в рамках сотрудничества использовать возможности спортивных сооружений города.

Для проведения уроков физкультуры в МОУ «Средняя школа №3» имеется большой спортивный зал, спортивная площадка, лыжная база. Для реализации третьего часа были оборудованы хореографический зал и малый спортивный зал для занятий дзюдо. Был заключен договор о сотрудничестве с АМУ «Дворец спорта» и «Ледовый дворец» для проведения занятий по плаванию, фитнесу, аэробике.

В качестве своего инновационного проекта я представляю разработанную мною программу по плаванию, которая, при правильном проведении занятии предполагает повышение у детей функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы, укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение жизненной емкости легких. Плавание также положительно влияет на психическое состояние человека.

Обоснование проекта, его цели и задачи.

Итак, главной проблемой в последние годы является ухудшение состояния здоровья школьников и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Хронический дефицит двигательной активности, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. За время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в 5 раз. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число детей с хроническими заболеваниями и детей «группы» риска. Поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся.

Один из путей выхода из кризисной ситуации - разработка инновационных подходов к физкультурному воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий, что можно успешно реализовать в режиме третьего (оздоровительного) урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и более индивидуализировано проводить оздоровительную работу с учащимися школьного возраста.

Включение третьего урока физической культуры содействует сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта, позволяет более гибко и эффективно использовать специфику регионального (национально - регионального) компонента, учесть климато - географические, этнические и социально - экономические особенности.

Наша школа имеет уже наработанный опыт в этом направлении. Уже в 2003 году вводится третий час физической культуры в классах, где учащиеся имели высокую мотивацию к занятиям спорта, принимали активное участие в спортивных соревнованиях, занимались в спортивных секциях. Эти занятия были направлены на формирование общей физической подготовки в рамках подготовки к участию в спортивных соревнованиях по гимнастике, волейболу, баскетболу, в спартакиаде «Олимпийская юность Югры».

В 2006 году в рамках реализации программы по внедрению здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» в начальной школе, для ведения третьего часа физкультуры выбираются такие альтернативные формы занятий как шахматы, ритмика, хореография, плавание, дзюдо. Опыт увенчался успехом: в тех классах, где был введен третий час физической культуры, удалось не только сохранить уровень показателей физического развития и состояния здоровья, но и добиться высоких результатов в соревнованиях.

С 2008 года третий час физкультуры введен в средней и старшей школе. Формы проведения занятий: плавание, ритмика, аэробика, дзюдо, фитнес, разработаны проекты, составлены программы, которые были представлены и утверждены на Методическом совете школы.

Основная идея проекта: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.

Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Задачи:


  1. Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к овладению жизненно необходимых навыков плавания.

  2. Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).

  3. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.

  4. Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.

  5. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.

  6. Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.

Описание проекта

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Действительно, практика показывает, что использование этого дополнительного часа на занятиях перспективно, так как это полезно для здоровья, и формирует у ребят особый ментальный подход к своему самообразованию средствами воспитания волевых и моральных качеств юного спортсмена. Занятия плаванием гармонически развивают основные качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость (приложение 2)

Во время проведения занятий  у ребят формируется особый интерес, который при системе занятий вырабатывает особую мотивационную потребность, и они уже с удовольствием ходят на уроки, добиваясь определённых результатов, стремятся к более высоким вершинам.


Механизм реализации программы

«Здоровье – это вершина, на которую человек

должен подняться сам»
(И. Брехман.)

К сожалению, не так то просто, как это казалось бы, ввести дополнительный час во всех школах Российской Федерации. Перед большинством учебных заведений возникают проблемы иного характера, а именно – материально – технического оснащения, ведь введение третьего урока физкультуры подразумевает наличие кадров, спортзалов или соответствующих для занятий физической культурой дополнительных помещений, инвентаря и спортивного оборудования.

В нашей же школе эти проблемы были решены сразу же, благодаря успешному сотрудничеству, руководством городского «Дворца спорта» было предоставлено в распоряжение нашей школы бассейн для проведения занятий по плаванию как в начальных ,так и в старших классах . Так же, зал для занятия фитнесом для девушек 10 -11 классов.

На сегодняшний день с учащимися занимаются квалифицированные педагоги. Занятия по дзюдо с 2006 г. ведет тренер – преподаватель Прохорин Д.А. , занятия по плаванию с учащимися начальной школы проводит тренер-преподаватель Иванов Д.В. , занятия по ритмике проводит педагог дополнительного образования Рослякова И.А., занятия по фитнесу проходят под руководством тренеров ДороганьТ.Н. и Звирык М.

С 2007 года я веду занятия по плаванию у учащихся 5-9 классов. На сегодняшний день я использую свою программу , ориентированную на плавательную подготовку учащихся школы.

Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.

Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде.

Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.



Изучение техники спортивных способов плавания проводится в строгой методической последовательности. Техника изучается раздельно в следующем порядке:

  1. Положение тела.

  2. Дыхание.

  3. Движения ногами.

  4. Движения руками.

  5. Общее согласование движений.

При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:



  • ознакомление с движением на суше. - Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;

  • изучение движений в воде с неподвижной опорой. - При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

  • изучение движений в воде с подвижной опорой. - При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;

  • изучение движений в воде без опоры. - Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в целостный способ плавания проводится в следующем порядке:

  • движения ногами с дыханием;

  • движения руками с дыханием;

  • движения ногами и руками с дыханием;

  • плавание в полной координации.

Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.

На этапе закрепления и совершенствования техники плавания рекомендуется метод целостного выполнения техники. С этой целью применяются следующие варианты плавания:



  • поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);

  • проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;

  • в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).

Таким образом, закрепление и совершенствование техники плавания обеспечивают:

  • разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;

  • умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;

  • формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах:

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • доступности и индивидуальности;

  • систематичности и постепенности в повышении требований.

Содержание уроков плавания для учащихся 5–9 классов

На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.



Основные задачи подготовки:

- улучшение состояния здоровья и закаливание;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием,

- закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;



Теория

История развития плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной жизни человека.



Практика

Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами: движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации. Проплывание отрезков 25–50 метров по 4-8 раз, 100 метров по 3-4 раза, 200 метров.



Техника плавание брассом. Движение ног: у бортика, с помощью партнёра, после скольжения. Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим скольжением. Повороты.

Игры: “Волейбол в воде”, “Кто дальше проскользит”, “Салки”, “Рыбаки и рыбки”, эстафеты.

Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук; плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук; проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды (план - конспект урока в 5 классе представлен в приложении 3)

Ожидаемый результат.

  • Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.

  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.

  • Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

  • улучшение состояния здоровья и закаливание;

  • увеличение охвата учащихся, занимающихся плаванием (приложение 4)

  • В результате освоения программы ученик должен:

знать/понимать:

  • роль плавания в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

  • правила соревнований по плаванию;

  • способы закаливания организма;

  • способы искусственного дыхания;

уметь:

  • для подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • для оказание помощи в экстремальных ситуациях;

  • для организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • для активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.

Огромное значение играет и организация внеклассной работы по физической культуре, организация спортивных секций, подготовка сборных команд школы к городским соревнованиям, проведение внутришкольных спортивных соревнований и мероприятий, участие в Спартакиадах.

В заключении можно сделать вывод, что в МОУ «Средняя школа №3» реализуется комплексная программа по предмету «Физическая культура», целью которой является – предоставление всех возможностей образовательного учреждения для формирования здоровой, социально-адаптированной, физически развитой личности; обеспечение безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований; проведение диагностики развитие, профилактики и коррекции выявленных нарушений, консультирование и общее оздоровление.

Мой проект решает общие задачи, поставленные перед педагогами школы: ведение диагностического мониторинга физического состояния, физической подготовленности и работоспособности детей; поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов работы, разработку и внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностям детей, реализация инновационных проектов, направленных на решение задач, определённых в новой образовательной инициативе «наша новая школа» в части сохранения и укрепление здоровья учащихся, развитие их способностей и творческого потенциала. Занятия физической культурой позволят воспитать физически здоровую личность, предпочитающую вредным привычкам здоровый образ жизни, стремящуюся к самореализации и самосовершенствованию.

Календарный график ежегодных мероприятий в рамках реализации проекта

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1


«День здоровья»

Эстафета по плаванию среди учащихся 5-9 классов



Сентябрь

Гарипов И.Ф Маликова Т.И

2

Соревнования по плаванию среди учащихся 5-9 классов

ноябрь

Гарипов И.Ф Маликова Т.И

3

Первенство школы на призы «Деда Мороза» (1-4 классы)

декабрь

Гарипов И.Ф

Тимерханова Е.Ф.



4

“Золотая рыбка” (соревнования в стиле баттерфляй) по параллелям

(5-11 классы)



февраль

Учителя физической культуры




“Веселые старты” на воде

(1-4 классы)



март

Гарипов И.Ф

Тимерханова Е.Ф.



5

«Быстрый дельфин» (соревнования в стиле брасс) в 5-11 классах

апрель

Гарипов И.Ф


Оценка достижения намеченных результатов.

В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных уроках.



Рекомендуемые контрольные нормативы

Учебный класс

50 м, вольный стиль, мин.

юноши

девушки

Оценки

5

4

3

5

4

3

5 класс

50 м

25 м

12 м

50 м

25 м

12 м

6 класс

1,00

50 м

25 м

1,10

50 м

25 м

7 класс

0,50

50 м

25 м

1,07

50 м

25 м

8 класс

0,47

50 м

25 м

1,06

50 м

25 м

9 класс

0,43

50 м

25 м

1,05

50 м

25 м

К окончанию 9 класса учащийся должен: самостоятельно выполнять разминку пловца на суше; сдать контрольные нормативы; овладеть навыками надежного и длительного плавания; знать правила проведения соревнований по плаванию; освоить разные техники плавания: брасс, кроль, баттерфляй.

Приложение.

Дыхательные упражнения



Развитие выносливости



Укрепление суставов



Кроль на спине