«Толерантность растим гражданина XXI века» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Толерантность растим гражданина XXI века» - страница №1/1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32




Рабочая тетрадь

«Толерантность – растим гражданина XXI века»


Автор:

Елисеева Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания I квалификационная категория

Копейск

2009


Раздел 1. Семантические аспекты толерантности
§1-2. Понятие «Толерантность»
Задание 1

Толерантность – ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2

Слова синонимы слова толерантность:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3

Прочитайте выдержки из документа «Декларация принципов толерантности». Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
СТАТЬЯ 1 - ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

1.4.  Проявление толерантности, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
СТАТЬЯ 2 - ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УРОВЕНЬ

2.1.   На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

СТАТЬЯ 3 - СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.


СТАТЬЯ 4 - ВОСПИТАНИЕ

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.


СТАТЬЯ 5 - ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.


СТАТЬЯ 6 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.


Продолжите Декларацию своими статьями:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Изобразите эмблему толерантности

§3. Вербальная и поведенческая толерантность
Задание 1

Заполните схему:
ВИДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ



ВЕРБАЛЬНАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

___________________________ _________________________

___________________________ _________________________

___________________________ _________________________

___________________________ _________________________

___________________________ _________________________

___________________________ _________________________
Задание 2

Прочитайте отрывок из произведения А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» и ответьте не вопросы:

В тот ясный летний вечер, когда Пеппи впервые переступила порог своей виллы, Томми и Аники не было дома. Мама отправила их погостить недельку у бабушки. Поэтому они и понятия не имели о том, что кто-то поселился в соседнем доме. Они вернулись от бабушки вечером, а наутро стояли у калитки, глядели на улицу, еще ничего не зная, и обсуждали, чем бы им заняться. И вот как раз в тот момент, когда им показалось, что они не сумеют затеять забавной игры и день пойдет нудно, как раз в этот момент открылась калитка соседнего дома и на улицу выбежала девочка. Это была самая удивительная девочка из всех, каких когда-либо видели Томми и Анника.

Пеппи Длинныйчулок отправлялась на утреннюю прогулку. Вот как она выглядела: волосы ее цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее видно не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскуточки. На тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один – коричневый, а другой – черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся. Папа купил их ей в Южной Африке на вырост, и Пеппи ни за что не хотела носить другие.

А когда Томми и Анника увидели, что на плече у незнакомой девочки сидит обезьяна, они просто застыли от изумления. Маленькая мартышка была одета в синие брючки, желтую курточку и белую соломенную шляпу.

Пеппи пошла вдоль по улице, одной ногой ступая по тротуару, другой - по мостовой. Томми и Анника не спускали с нее глаз, но она исчезла за поворотом. Однако скоро девочка вернулась, но теперь она уже шла задом наперед. Причем шла она так только по тому, что поленилась повернуться, когда надумала возвратиться домой. Поравнявшись с калиткой Томми и Анники, она остановилась. С минуту дети молча глядели друг на друга. Наконец Томми сказал:

- Почему ты пятишься как рак?

- Почему я пячусь как рак? – переспросила Пеппи. – Мы как будто живем в свободной стране, верно? Разве каждый человек не может ходить так, как ему вздумается? И вообще, если хочешь знать, в Египте все так ходят, и никого это ни капельки не удивляет.

- Откуда ты знаешь? – спросил Томми. – Ведь ты не была в Египте.

- Как?! Я не была в Египте? – возмутилась Пеппи. – Так вот, заруби себе на носу: я была в Египте и вообще я объездила весь свет и вдоволь насмотрелась всяких чудес. Я видела вещи и позабавней, чем люди, которые пятятся как раки. Интересно, что бы ты сказал, если бы я прошлась по улице на руках, как все ходят в Индии?

1. Что бы вы подумали, если бы встретили такого человека на своей улице? Почему?_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Приходилось ли вам выглядеть иначе, чем окружающие? Какова была их реакция? Что вы при этом чувствовали?_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Нравится ли вам одеваться, как все, или вы предпочитаете носить такую одежду, которая сразу отличала бы вас от окружающих? Почему? _________________________

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Придумайте и опишите страну, в которой все люди одеты необычно и по-разному. Как они относятся друг к другу?________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что такое форма? Зачем она нужна? В каких ситуациях она уместна, а в каких нет?________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



§4. Сферы проявления толерантности: бытовая, физиологическая, возрастная
Задание 1

Прочитайте отрывок:

Король Матиуш Первый



В Детском парламенте, созданным Матиушем, рассматривается вопрос о девочках. Должны ли девочки иметь такие же права и возможности, как и мальчики?

Фелек позвонил: вопрос о девочках.

И началось: - Девчонки плаксы. Девчонки сплетницы. Девчонки ябеды. Девчонки притворяются. Неженки. Девчонки тупицы. Девчонки воображалы. Девчонки обижаются. Девчонки секретничают. Девчонки царапаются.

А бедные девочки-депутатки сидели и только слезы вытирали. И тут из королевской ложи раздался голос Клюю-Клю (дочь вождя африканских племен).

- Прошу слова.

Стало тихо.

- В моей африканской стране мальчики и девочки одинаково ловки, одинаково быстро бегают, карабкаются на деревья и кувыркаются. А у вас непонятно что происходит. Мальчики постоянно ссорятся с девочками, мешают им в играх, а сами не хотят с ними играть. Я вот смотрю и вижу, что не все конечно, но больше все-таки шалопаев мальчиков, чем девочек.

- Ого-го, - раздались голоса.

Фелек позвонил, чтобы не мешали.

- Мальчики невежливы, мальчики дерутся, у мальчиков грязные руки и уши, мальчики портят одежду, мальчики обманывают и лгут.

- Ого-го, - раздались голоса.

Фелек позвонил, чтобы не мешали.

- Мальчики вырывают листы из тетрадей и портят книжки. Не хотят учиться. Шумя. Бьют стекла. Пользуются тем, что в Европе девочки слабее, потому что носят платья и длинные волосы.

- Так пусть обрежут себе волосы.

- Пусть наденут брюки.

Фелек позвонил.

- Девочки слабее, поэтому мальчики их обижают. А потом еще притворяются, что не виноватые.

И вдруг разразилась буря. Одни топают, другие свистят. Кричат, один громче другого.

- Смотри на нее: будет нас учить!

1. Кем лучше быть – девочкой или мальчиком? Почему?____________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Мальчики

Девочки

+

-

+

-













2. Есть ли какие-нибудь преимущества в жизни у мужчин перед женщинами? А у женщин перед мужчинами? Почему? ___________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Как мужчины относятся к женщинам? А женщины к мужчинам? Почему? ________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4. Вспомните, какими привилегиями обладали мужчины по сравнению с женщинами в прошлом? Чем это было вызвано?______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2

Прочитайте вопросы:

1. Очень часто можно услышать: «Нельзя бить девочку! Это подло». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? А если мальчики бьют мальчика? Если девочка бьет мальчика?___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. «Старость не может быть счастьем. Это невежды выдумали слова «счастливая старость». Старость может быть или покоем, или горем. Старость покойна, когда ее уважают. Старость горестна, когда старика забывают, бросают в одиночестве».

В.А. Сухомлинский

Как ты понимаешь слова Сухомлинского?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. «Нечестно требовать от других того, что ты не хочешь делать сам».

А. Рузвельт

Представьте себе, что вначале эту фразу говорят дети взрослым, а затем взрослые детям. Что они имеют в виду?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


§5. Религиозная, расовая толерантность
Задание 1

Напишите определение понятия:

Стереотип – __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 2

Прочтите отрывок:

История про Элли

Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Кан­засе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Кан­засе опять начался ураган. Только на этот раз он привез Элли не в Волшебную Стра­ну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» - спросила Элли. «Помидор» - ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попал­ся большой желтый шар. Он представился - «Лимон» и предложил ей попробовать ку­сочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не за­плакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень по­нравился вкус. «Дай я запомню как тебя зовут» - сказала Элли. «Банан» - ответил фрукт. И Элли пошла дальше. Она присела на полянку. С дерева свисал другой крас­ный шар. «Эй, помидор, давай поболтаем» - сказала Элли. «Я не помидор, я - ябло­ко» - прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты - помидор, и нечего меня обманывать.» Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.

Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие» - шептали они. «Нашли дурочку. Вы желтые - значит вы кислые» - сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу» - сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.



1. Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?____________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. От этого она выиграла или проиграла?________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. А фрукты?________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 3

Продолжите предложения:
ХРИСТИАНЕ (или русские)

Русские любят _______________________________________________________________

Мы все знаем, что русские_____________________________________________________

Русских можно отличить по____________________________________________________

Русские всегда поступают _____________________________________________________

Все остальные считают, что русские_____________________________________________


МУСУЛЬМАНЕ

Мусульмане любят____________________________________________________________

Мы все знаем, что мусульмане__________________________________________________

Мусульман всегда можно отличить по____________________________________________

Мусульмане всегда поступают__________________________________________________

Все остальные считают, что мусульмане__________________________________________


ЕВРЕИ

Евреи любят__________________________________________________________________

Мы все знаем, что евреи________________________________________________________

Евреев можно отличить по_____________________________________________________

Евреи всегда поступают________________________________________________________

Все остальные считают, что евреи_______________________________________________


1.Обсудите свое мнение с соседом по парте. Совпали ли ваши мнения?________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2. Действительно ли мусульмане/русские/евреи такие, как написано в рабочих листах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Каким образом у вас сформировалось такое мнение?_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Влияют ли на ваше мнение стереотипы? _______________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4

Придумайте рассказ:

«Вот история Рашида, мальчика из Дагестана....»________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________