Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности на примере паука-крестовика - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Обобщения темы Строения органов и их систем» 1 182.99kb.
Урок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности» 1 12.47kb.
Класс Паукообразные Паук крестовик 1 132.35kb.
Разработка урока по теме «Нуклеиновые кислоты» 10 класс Босенко Н. 1 176.92kb.
7 класс Тема: Построение Звёздного неба. Тип урока: урок развития... 1 66.87kb.
Стиль прозы Ремона Кено 1 296.26kb.
Занятие №10 многообразие организмов. Бактерии. Грибы 1 91.12kb.
Урок по теме «Решение задач на деление с остатком» 1 35.81kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 131.78kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Употребление имен существительных... 1 59.4kb.
На уроках математики 1 58.92kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности - страница №1/1


Тема урока: Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности на примере паука-крестовика.

7 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы и приемы: фронтальная работа, поисковая работа, исследование ,самостоятельная работа и программированные задания.

Цели: - убедить учащихся в необходимости изучения паукообразных, как объектов – обитателей фауны своей местности;

- раскрыть особенности строения паукообразных на примере паука-крестовика, в связи с жизнью на суше;

- продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником, рисунками, текстом, инструкциями, умение вести беседу;

- воспитывать бережное отношение к паукообразным, как помощникам человека в борьбе с разносчиками опасных инфекционных заболеваний.



Оборудование: - таблица «Тип Членистоногие»;

-рабочие карты с заданиями на урокв электронном варианте;

-«ящик с сюрпризом»;

-дидактические карточки;

- мультимедийный проектор ; – компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.



Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей местности. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку в ходеработы, что позволит нам сделать урок интересным и познавательным. Итак! Начнем! А для начала давайте вспомним о каком обитателе наших водоемов мы говорили на прошлом уроке. ( Проверка усвоения материала , изученной на прошлом уроке темы).

Учитель читает отрывок стихотворения «Рак-отшельник»

Я знаю рак-отшельник

Живет совсем один

Совсем-совсем один

Среди камней и тин…

О ком идет речь в стихотворении?(речь идет о речном раке).

Фронтальная беседа:

1). О ком идет речь в стихотворении?(речь идет о речном раке).

2)к какому типу он относится(членистоногие)

3)почему тип получил такое название?

4)сколько отделов имеет тело рака? Какие?

5)чем покрыто его тело?

6)сколько ходильных ног?

7)какая особенность у первой пары ходильных ног?

8)на Руси принято грозить: «я тебе покажу, где раки зимуют» а где они зимуют?

9)объясните выражение «красный, как рак!» (краснеют люди от стыда, а раки при варке. От высокой температуры воды все пигменты хитинообразного покрова разрушаются, кроме красного).



Учитель подводит итог: хорошо, ребята! Молодцы. Вы хорошо знаете строение речного рака. Это вам поможет при изучении новой темы.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: А что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, угадайте, что находится в ящике? (учитель показывает ящик и задает наводящие вопросы):


  1. Ниток много-много

А в клубок не смотаешь

Одежды себе не шьет,

А ткани всегда ткет.

(паук и паутина)



  1. Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит

Заметив муху на листке

К ней в восемь ног спешит

Как рыболов он сети ткет-

Тончайшие тенета,

Он притаился, не дыша

На мух ведет охоту.(паук)

Тема урока сегодня: (записывается на доске). Внешнее строение, образ жизни паукообразных, их многообразие и значение.

Цель нашего урока: изучить строение пауков, образ жизни, многообразие и значение на примере паука-крестовика.

Учитель: (читает текст из сборника «книга для чтения по зоологии»)

Приближается конец августа. Скошены луга, но на пустырях, лесных опушках и полянах еще пестреют цветущие растения. В эту пору встречается множество пауков.



  • Появились пауки около 400 млн. лет назад, они были одними из первых наземных животных

  • Пауков можно найти всюду: высоко в горах, в жарких пустынях, в тундре

  • Они разнообразны по окраске(красные, зеленые, желтые, розовые), размерам: есть пауки меньше 1 мм, а есть- гиганты.

Но всех их объединяет одно: строение.

Мы изучили с вами строение паукообразных на примере паука-крестовика, широко распространенного в нашей местности, поэтому хорошо всем знакомым.



Учитель:(обращает внимание ребят на таблицу «Членистоногие». Задает наводящие вопросы. Идет поисковая беседа).

  1. Почему паук-крестовик нарисован на плакате «Членистоногие»?

  2. Сколько отделов тела у него? Назовите их.

  3. Тело паука покрыто тем же, что и у рака(чем?)

  4. Какая часть тела преобладает у него? Имеет ли оно членики?

  5. На что указывает рисунок на брюшке?

  6. Сколько ног у паука? (Скорее всего дети ответят 8).

Учитель дополняет: 8 – ходильных ног, а еще 2 пары :

1-я - хелицеры – короткие крючкообразные челюсти, с помощью которых паук протыкает тело жертвы и впрыскивает секрет ядовитых желез, находящимися у основания челюстей.

2-я – педипальпы – это конечности, которыми паук ощупывает все вокруг, ими поворачивает добычу, укутывает ее паутиной.

(Словарная работа в тетрадях с новыми терминами)



  1. Глаз у паука столько же , сколько ходильных ног. Сколько? Но только они не сложные, как у рака, а простые.

  2. А слышит ли паук? Установлено, что Да! Но орган слуха у них так и не обнаружен.

Учитель: Молодцы! Мне нравится, как мы провели поиск. А сейчас проверим , каков его результат, как мы усвоили внешнее строение паука. (Раздает детям «Рабочие карты урока», на экран проецируется такая же карта через мультипроектор).

Учитель: Найдите в «Рабочей карте урока» задание №1 «Внешнее строение паука-крестовика» , и самостоятельно назовите органы обозначенные под цифрами: 1,2,3,4. (Ребята выполняют работу письменно в «Рабочих картах». После этого учитель проверяет грамотность выполненной работы)

Учитель: Ползла букашка по большой ромашке,

Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях

Угадайте дети, кто расставил сети?(паук)

Ребята, мы уже говорили, что пауки-крестовики и для охоты расставляют «капканы» - ловчие сети, представляющие собой ажурный узор, сплести который под силу только мастеру. Как же он это делает?

(Найдите на рабочем листке задание №2 «Плетение ловчей сети» и составьте краткий рассказ о том, как паук плетет ловчую сеть).

а) Самостоятельная работа;

б) Индивидуальные рассказы учеников;

в) Обобщение и дополнение учителя:

- На концах брюшка у паука есть паутинные железы(бородавки) их 6. Из каждой из них выделяется липкое вещество, которое паук ловкими движениями ног сплетает в одну паутину. Паутинная нить очень прочная , прочнее нитей натурального шелка. Заканчивая плетение ловушки ,паук прячется в укромное место и держит сигнальную нить. Притаившись, он ожидает «гостей». Кто может стать добычей паука? На каждую ли муху охотник обращает внимание? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачку.

Задача: паук выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае если муха средней величины. На мелких мошек он не обращает внимания и даже не выходит из укрытия. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы? (Дети рассуждают)

Рассказ учителя: Паук мчится к своей жертве, пронзает ее хелицерами и впрыскивает внутрь яд. Яд парализует жертву. Он же переваривает все внутренние органы мухи. Такое переваривание называется внеполостным (запишите новый термин в тетрадь) – переваривание происходит вне организма хищника. Паук, спустя некоторое время выползает из своего убежища и высасывает с помощью сосательной глотки переваренную пищу.

Учитель:

Пауки – животные загадочные, хранящие много тайн. Поэтому люди издавна несправедливы к ним. Может быть потому, что есть среди них ядовитые виды.

Откройте учебник стр155. Скорпионы (они похожи на рака, что, безусловно, говорит о родстве этих 2х классов. Первая пара ходильных ног превращена в клешни). Укусы скорпионов такие же болезненные как укусы пчелы, но не смертельны.
Каракурт (смотрите рабочий лист Задание №3)

Его яд в 15 раз токсичнее яда гремучей змеи. Укусы каракурта смертельны. Каракурта называют еще «черной вдовой» или «черной смертью», за траурно-черный окрас. Самка каракурта после спаривания кусает и убивает его.

В наших прудах можно встретить интересных паучков – серебрянок.

Читаю отрывок из сборника «Книга для чтения по зоологии» стр. 54-55:

Темно – коричневый паук с длинными волосками на брюшке то поднимается среди растений на поверхность воды, то снова погружается в воду. Под водой на волосках, покрывающих брюшко паука, удерживается слой воздуха, и паук выглядит серебристым. Этим воздухом паук и его потомство дышат. За серебряный блеск и называют его серебрянкой.

Но большинство пауков даже полезны. Чтобы в этом убедиться решим математическую задачу:



Задача: Пауки прожорливы: каждый в день съедает столько мух, сколько весит сам. А мухи – это опасны разносчики инфекций. В лесу на каждом гектаре живут около 5000 пауков. Если каждый паук поймает хотя бы 2 мухи, то, сколько же мух они уничтожат?

Значит, бесспорно: пауки - полезные животные. И их надо беречь:

Я плету большие сети

Но меня не бойтесь дети

И на даче и в лесу

Я вам пользу принесу

Я охотник будь здоров

Мух ловлю и комаров

Для людей я - лучший друг

А зовут меня - паук!



Учитель:

К некоторым паукообразным проявляют интерес ученые – биологи, врачи, агрономы, ветеринары. Это клещи. Чтобы ответить не этот вопрос, прочитайте о них на стр. 156 учебника. (Дети читают)

-Так почему же у людей этих профессий неподдельный интерес к клещам? (дети предлагают варианты ответов)

Учитель обобщает эти ответы, и делает вывод:

1)они - паразиты животных и растений

2)они - причина порчи продуктов питания

3)они – возбудители тяжелых заболеваний.

Одним из них является клещевой энцефалит – заболевание ЦНС. Это опасное для жизни заболевание. Для того чтобы избежать его, следует делать предупредительные прививки, а после посещения леса нужно снять с себя всю одежду, и тщательно осмотреть кожные покровы: нет ли там покраснения и вздутия. И, если есть, смажьте это место жирным кремом – он перекроет доступ кислорода клещу, и тот выползет. Ковырять и вытаскивать клеща нельзя, это может привести к заражению крови.



IV.Закрепление

Для того чтобы закрепить все, о чем мы сегодня узнали, поиграем.



Игра: «Вытяни вопрос и дай правильный ответ»

На листочках, положенных в ящик, написаны вопросы. Дети по очереди вынимают листочки, читают вопросы и дают на них ответы (листочки с правильными ответами крепятся на доску)

После проведенной игры учитель обобщает и систематизирует знания по тексту, образовавшемуся в ходе игры.
Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось наше путешествие в удивительный мир паукообразных.

Мне оно показалось удивительным и интересным. А вам? Мне было приятно с вами работать, и я благодарю вас за поддержку. Спасибо, ребята Д/З: 1) вы прочитаете материал учебника на стр. 151. строение паукообразных. Стр.154 – 156 « многообразие паукообразных».

2) выполните кроссворд «Паукообразные» (см. «Рабочая карта урока».)



Звенит звонок!