Теоретические основы создания информационного общества - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Теоретические основы создания информационного общества - страница №1/4







Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменской области

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»


2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - РУП - 2.5.40 - 2013




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА



СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А. Кольцова

"____" _______________ 2013 г.



УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол № 2 от 25.09.2013 г.)



В. В. СЕРГЕЕВ, В. Е. ГУСЕВА
теоретические основы

создания информационного общества
Рабочая учебная программа
Направление подготовки

230700 «Прикладная информатика»
Профиль подготовки

Экономика
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения



очная, заочная
Тюмень

2013


ББК 73+76.0

Т33
Теоретические основы создания информационного общества [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО («ТГАМЭУП»). 2013. - 32 с.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Теоретические основы создания информационного общества» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению 230700 «Прикладная информатика» профилю «Экономика».

Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

Одобрено на заседании кафедры математики и информатики (протокол №12 от 24.05.2013 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС №1 от 11.09.2013 г.).


Рецензенты:



С.Д. Захаров, к.ф.-м.н., доцент каф. математики и информатики «ТГАМЭУП»;

М.С.Воробьёва, к.т.н., доцент каф. программного обеспечения ИМКН ТюмГУ.

Авторы-составители:

к.т.н., доцент В. В. Сергеев

к.т.н., доцент В. Е. Гусева


© «ТГАМЭУП», 2013

© Сергеев В.В., Гусева В.Е., 2013

1. Цели освоения дисциплины


Основной целью дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества» является изучение закономерностей становления и развития информационного общества, свойств информации и особенностей информационных процессов.

Целью изучения дисциплины является также знакомство студентов с основами современных теорий информационного общества; особенностями информационного общества как этапа общественного развития; междисциплинарным анализом социально-экономических трансформаций, связанных с широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности.

Задачами изучения дисциплины являются приобретение студентами знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Теоретические основы создания информационного общества» является одной из дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания основ информатики.

Знать:

  • устройство персонального компьютера, файловой системы, операционной системы;

  • основы Интернет.

Уметь:

  • работать с программами-браузерами сети Интернет;

  • пользоваться электронной почтой;

  • работать с программами IM-месенджерами.

Студент должен быть готов к получению теоретических знаний в области теоретических основ создания информационного общества.

Полученные студентами знания способствуют усвоению таких курсов, как проектирование информационных систем, интеллектуальные информационные системы, информационная и компьютерная безопасность, а также успешному прохождению учебной и производственной практики.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества» формируются элементы следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

- способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

- способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

- способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

- способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);

- способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

- способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20);

- способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

                  1. Знать:

- сущность и содержание дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества»;

- «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации»;

- основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу;

- основные характеристики информационного общества;

- процессы развития информационного общества;

Уметь:

- использовать современные программы-браузеры для работы в сети Интернет;

- находить и изучать нормативные документы по вопросам построения информационного общества.

Владеть методами поиска необходимой информации в сети Интернет.
4. Структура и содержание дисциплины «Теоретические основы создания информационного общества»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 ч., в т. ч.



очная форма обучения

Лекции – 18 час.

Лабораторные занятия – 18 час.

Самостоятельная работа – 72 час., в т. ч. 27 час. – экзамен.



заочная форма обучения

Лекции – 4 час.

Самостоятельная работа – 104 час., в т. ч. 27 час. – экзамен.
Структура дисциплины

очная форма обучения

Раздел


дисциплины

(темы)


Семестр


Неделя сем-ра

Виды учебной работы, включая СРС

и трудоемкость (в час.)



Формы текущего контроля успева-емости

(по нед. сем-ра)

Форма промежуточной аттестации



(по сем-рам)

Всего

Лекции

Лаборат.

зан-я


СРС

Раздел 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества

1

1-6 нед.

27

6

6

15




Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества.

1

1-2 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсуждение

Тема 2. Основные теории и концепции, относя-щиеся к информационному обществу.

1

3-4 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, доклад

Тема 3. Информационные революции и становле-ние информационного

1

5-6 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, тест

Раздел 2. Основные характеристики информа-ционного общества

1

7-12 нед.

27

6

6

15




Тема 4. Основные характеристики информацион-ного общества

1

7-8 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсуждение

Тема 5. Процессы развития информационного общества

1

8-10 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, доклад

Тема 6. Россия и глобальное информационное общество

1

11-12

Нед.


9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, тест

Раздел 3. Аспекты развития информационного общества

1

13-18

27

6

6

15




Тема 7. Человек в информационном обществе

1

13-14 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, доклад

Тема 8. Экономика в информационном обществе

1

15-16 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, доклад

Тема 9. Роль государства в развитии информа-ционного общества

1

17-18 нед.

9

2

2

5

Опрос, обсужде-ние, тест



















27

Экзамен

ИТОГО

1

1-18 нед.

108

18

18

72





Заочная форма обучения

Раздел


дисциплины

(темы)


Семестр


Виды учебной работы, включая СРС

и трудоемкость (в час.)



Формы текущего контроля успева-емости

(по нед. сем-ра)

Форма промежуточной аттестации (по сем-рам)



Всего

Лекции

Лаборат.

зан-я


СРС

Раздел 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества

2

27

2

-

25

Контрольный тест

Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества.

2

9

1

-

8

Опрос, обсуждение

Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу.

1

9

1

-

8

Опрос, обсуждение, доклад

Тема 3. Информационные революции и становление информационного


1

9




-

9

Опрос, обсуждение, доклад

Раздел 2. Основные характеристики информацион-ного общества

2

27

1

-

26

Контрольный тест

Тема 4. Основные характеристики информационного общества

2

9

-

-

9

Опрос, обсуждение

Тема 5. Процессы развития информационного общества

2

9

1

-

8

Опрос, обсуждение, доклад

Тема 6. Россия и глобальное информационное общество

2

9

-

-

9

Опрос, обсуждение, доклад

Раздел 3. Аспекты развития информационного общества

2

27

1

-

26

Контрольный тест

Тема 7. Человек в информационном обществе

2

9

-

-

9

Опрос, обсуждение, доклад

Тема 8. Экономика в информационном обществе

2

9

-

-

9

Опрос, обсуждение

Тема 9. Роль государства в развитии информацион-ного общества

2

9

1

-

8

Опрос, обсуждение

ИТОГО




108

4

-

104

Экзамен


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества



Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества

Содержание понятия «информационное общество». История развития концепции информационного общества. Предпосылки развития информационного общества. Теоретическая основа и базовые критерии Информационного общества. Модели развития информационного общества.

Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества. Государственная информационная политика.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Объясните содержание понятия «информационное общество».

  2. Какова глобальная этапность исторического развития человечества?

  3. Каковы основные положения концепции информационного общества?

  4. Назовите отличительные черты информационного общества?

  5. Назовите критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития?

  6. Преимущества, которые дают обществу информационные технологии

  7. В чем заключаются опасности развития информационных технологий

  8. Приведите примеры использования информационных технологий в разных сферах жизнедеятельности.

  9. Принципы развития доступа к общественной информации

  10. В чем заключается «Государственная информационная политика»?

  11. В чем проявляется глобальность информационного общества?


Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся

к информационному обществу

Информационное общество, как общество нового типа, основные теории:

        • постиндустриализма (Дэниел Белл, Э. Тоффлер и др.);

        • постмодернизма (Жан Бодрийяр, Марк Постер);

        • гибкой специализации (Майкл Пайор, Чарльз Сейбл и др.);

        • информационного способа развития (Мануэль Кастельс).

Сторонники идей социальной преемственности:

        • неомарксизма (Герберт Шиллер);

        • регуляционной теории (Мишель Альетта, Ален Липиц);

        • гибкой аккумуляции (Дэвид Харви);

        • рефлексивной модернизации (Энтони Гидденс);

        • публичной сферы (Юрген Хабермас, Николас Гарнэм).



Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Назовите два основных теоретических подхода к анализу информационного общества.

  2. Приведите примеры теорий, рассматривающих информационное общество, как общество нового типа.

  3. Приведите примеры теорий, сторонники которых придерживаются идей социальной преемственности.

  4. Приведите примеры определения информационного общества сторонников разных теорий.

  5. В чем сходство и различие взглядов на информацию сторонников теорий информационного общества, как общества нового типа, и сторонников идей социальной преемственности?

  6. В чем видят информационное развитие сторонники теорий информационного общества, как общества нового типа?

  7. В чем видят информационное развитие сторонники идей социальной преемственности?


Тема 3. Информационные революции и становлении

информационного общества

Содержание понятия «информационная революция». Какими достижениями были вызваны соответственно первая, вторая, третья и четвертая информационные революции. Содержание понятия «Информационный кризис». Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века. Развитие информационного общества во второй половине 90-х годов.

Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000 г.) и реализация ее положений.

Информационный ресурс общества. Формирование информационной среды общества. Информационный потенциал общества. Роль компьютера в концепции информационного общества. Концепция технократизма.



Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Объясните содержание понятия «информационная революция»

  2. Какими достижениями человечества вызваны первая и вторая информационные революции?

  3. Какими достижениями человечества вызваны третья и четвертая информационные революции?

  4. В чем проявился информационный кризис начала 70-х годов ХХ века?

  5. Дайте определение понятию «информационный ресурс».

  6. Что понимается под информационным потенциалом общества в широком и узком смысле?

  7. Какие социальные структуры и институты необходимы для активизации информационных ресурсов общества?

  8. Объясните содержание понятия «информационная среда общества»

  9. Можно ли считать синонимами понятия «информационная среда» и техносфера?

  10. В чем заключается процесс формирования информационной среды общества?

Раздел 2. Основные характеристики информационного общества



Тема 4. Основные характеристики информационного общества.

Основные характеристики информационного общества. Развитие компьютеризации и информатизации общества и образования. Роль информации и знания в развитии современного общества. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации. Представление информации в ЭВМ. Понятие информационной компьютерной технологии. Этапы развития ИКТ. Структура ИКТ. Виды компьютерных технологий. Преимущества и проблемы, связанные с внедрением ИКТ во все сферы жизни общества. Информационное (цифровое) неравенство.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Назовите основные характеристики информационного общества.

  2. Сравните определение информации К. Шеннона, Н. Винера и определения данного в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

  3. Приведите примеры разных видов информации.

  4. Какие свойства информации вам известны?

  5. Единицы измерения информации.

  6. Системы счисления: позиционные и непозиционные.

  7. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

  8. Понятие информационной компьютерной технологии.

  9. Этапы развития ИКТ.

  10. Структура ИКТ.

  11. Преимущества и проблемы, связанные с внедрением ИКТ во все сферы жизни общества.

  12. В чем проявляется информационное (цифровое) неравенство?


Тема 5. Процессы развития информационного общества

Роль информационно-коммуникационных технологий в создании и развитии современного информационного общества. Трансформация социальной стратификации и трудовых отношений. Увеличении объемов обращаемой информации. Увеличение роли межнациональных взаимодействий, как в политической, так и в культурной сферах, трансформация систем пространства и времени. Информационный рынок. Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика). Использование ИКТ для социально-экономического развития (э-правительство, э-образование, э-здравоохранение, э-культура, э-бизнес и др.). Мониторинг развития информационного общества. Проблема создания искусственного интеллекта.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Дайте определение ИКТ

  2. В чем принципиальное отличие технологии материального производства и компьютерной технологии?

  3. Что понимается под информационным продуктом?

  4. Что понимается под информационной услугой?

  5. Назовите основные секторы информационного рынка.

  6. Факторы, влияющие на развитие информационного общества (ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика).

  7. Приведите примеры ИКТ для социально-экономического развития (э-правительство, э-образование, э-здравоохранение, э-культура, э-бизнес и др.).

  8. Электронное правительство в Европе: история и современность.

  9. Электронное правительство в России: история, современность и перспективы.


Тема 6. Россия и глобальное информационное общество

Концептуальные основы формирования информационного общества в России. Перспективы интеграции России в глобальное информационное общество. Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и др. Базовые принципы государственной информационной политики РФ. Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006). «О связи», «О международном информационном обмене», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне» и др.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. В чем заключаются концептуальные основы формирования информационного общества в России.

  2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995).

  3. Концепция государственной информационной политики (1998)

  4. Назовите базовые принципы государственной информационной политики РФ, провозглашенные в Концепции государственной информационной политики

  5. Цель принятия Концепции формирования информационного общества в России 1999.

  6. Какими законами закреплены правовые основы формирования информационного общества в России?

  7. Какие основные составляющие национальных интересов страны закреплены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000)?

  8. Какие мероприятия государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России выделены в Доктрине?

  9. Основная цель Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

Раздел 3. Аспекты развития информационного общества
Тема 7. Человек в информационном обществе

Трансформации в духовной жизни общества; возникновение новых ценностей и нового типа мировоззрения людей, занятых в информационном секторе. Разрыв с традиционной культурой. Виртуальная реальность информационного общества. «Управление восприятием». Новые мотивации труда в виде реализация своих способностей, знаний, умений, то есть стремления к использованию своих профессиональных качеств.


Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:

  1. Что понимается под «духовной жизнью общества»?

  2. Какие трансформации в духовной жизни происходят в современном обществе?

  3. В чем проявляется трансформация человеческих ценностей?

  4. Какие новые ценностей возникают у людей, занятых в информационном секторе?

  5. В чем проявляется новый тип мировоззрения людей, занятых в информационном секторе?

  6. Новые мотивации труда.

  7. Виртуальная реальность.

  8. Управление восприятием.


Тема 8. Экономика в информационном обществе

Создание транснациональных структур и сообществ. Увеличение доли продуктов информационного, то есть нематериального характера в общем объеме производства.

Информационный сектор экономики. Предоставление информационных услуг, направленных на совершенствование текущего процесса производства материальных продуктов, а также на разработку новых технологий. Развитие международной торговли через сеть Интернет.
Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:


  1. Создание транснациональных структур и сообществ.

  2. Информационный сектор экономики.

  3. Влияние информационного общества на производственную сферу.

  4. Интернет-торговля.

  5. Межбанковская информационная система SWIFT.


Тема 9. Роль государства в развитии информационного общества

Новые механизмы власти в информационном обществе. Государственная политика в сфере развития и использования ИКТ. Законодательное и правовое регулирование процессов развития информационного общества. Международное сотрудничество и развитие глобального информационного общества.

Проблемы становления глобального информационного общества и деятельность государств по их решению. Государственные программы и инвестиции в разработку новых информационных технологий. Концепции «электронное государство», «электронное правительство», «электронный гражданин». Портал госуслуг. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Развитие аппарата надзора государства, необходимого для отслеживания информации о людях и других странах, как в целях национальной безопасности, так и в целях внутреннего управления государством.
Вопросы для самопроверки и обсуждения на занятии:


  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

  2. Государственные программы и инвестиции в разработку новых информационных технологий.

  3. Концепции «электронное государство», «электронное правительство», «электронный гражданин».

  4. Портал госуслуг.

  5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.).

  6. Киберугрозы и кибервойны.

  7. Защита национальной безопасности в информационном обществе.




следующая страница >>